Содержание
Мученик василиск о чем молятся

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305–311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Му́ченик Твой, Го́споди, Васили́ск/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Василиск в подвиге своём принял нетленный венец от Тебя, Бога нашего, потому что он, имея силу Твою, победил мучителей, сокрушил и демонов бессильные дерзости. По молитвам его спаси души наши.
Во страда́нии кре́пок и му́жествен яви́лся еси́ и в чудесе́х преди́вен,/ явле́нно Христо́во и́мя преднося́, мучи́теля посрами́л еси́./ Тем тя почита́ем, Васили́ске, при́сно зову́ще, всече́стне:// ра́дуйся, му́чеников све́тлая добро́то.
Дядей Василиска являлся святой великомученик Феодор Тирон, который был измучен до смерти за распространение христианской веры среди язычников. Его примеру последовал и племянник Василиск, проповедовавший с братьями Евтропием и Клеоником Христову веру, и обративший многих язычников в христианство. Однако вскоре все они были схвачены в городе Амасии Понтийской и отправлены в темницу, где подверглись истязаниям и пыткам. Когда новый жестокий правитель Амасии, Асклипиодот, призвал последователей Феодора Тирона к себе, тела узников были сплошной кровоточащей раной. Асклипиодот попытался склонить Евтропия и Клеоника к принесению жертв языческим богам, но вера в Христа у мучеников осталась непоколебимой. Тогда Асклипиодот распорядился распять несокрушимых узников, предварительно подвергнув их страшным истязаниям.
Святого Василиска отправили в темницу в Команы, где он принялся готовиться к мученическому подвигу. В это время в Амасию прибыл правитель Агриппа, с новой силой продолживший гонения на христиан. Однажды ночью святому Василиску было видение: Господь сообщил ему о скорой мученической кончине и пообещал Свою помощь. Тогда Василиск упросил стражу отпустить его домой, чтобы попрощаться с родными. Воины отпустили его, поскольку глубоко почитали за праведный образ жизни. Но, когда об этом узнал Агриппа, он пришел в безудержную ярость: жестоко наказал стражу и отправил отряд воинов за Василиском.
Святой Василиск был схвачен, закован в тяжелые оковы и обут в сапоги с гвоздями, направленными внутрь. В одной из деревень стража привязала пленника к дереву на раскаленном солнце, когда же обессиленный мученик взмолился о помощи Господу, произошло чудо, и из скалы забил источник. Потрясенная стража освободила Василиска от оков, и местные жители подходили к нему, чтобы получить исцеление от его молитв.
Когда святого Василиска привели в Команы, Агриппа повелел ему принести жертву языческим богам, но получил твердый отказ от мученика. Это привело Агриппу в ярость, и он приказал обезглавить святого Василиска, а тело бросить в реку. Позже христиане нашли останки святого великомученика и похоронили их в поле, а через некоторое время была воздвигнута церковь в честь святого Василиска, и мощи его были перенесены туда.
Икона Святой мученик Василиск помогает исцелиться от различных недугов, душевных и телесных, а также укрепляет христианскую веру. Если вам необходима помощь святого, стоит обратиться с искренней молитвой к иконе Святой мученик Василиск, и помощь будет вам дарована.
43° 5.7088 ′N , 40° 59.7745 ′E
43.09515N, 40.99624E
43°5′42.53″N, 40°59′46.47″E
12 материалов по 6 объектам, 194 фотографии
Ссылки от бывалых
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Команах.


43° 5.6325 ′N , 41° 0.2716 ′E
43.09387N, 41.00453E
43°5′37.95″N, 41°0′16.29″E
Ошибка в координатах?














-
Скрыть пустые объекты
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.


Абхазская земля знала много завоевателей, одним из них была Римская империя. Император назначал наместников- правителей территорий, которые верой и правдой выполняли распоряжения порфироносной особы. В 293 — 311 годах правил Римом император Гай Галерий Валерий Максимиан, чаще называемый Галерий. Императором он стал в результате удачного брака с дочерью императора Диоклетиана и какой-то период правил вместе с тестем, а затем вместе с Константином. Была у Диоклетиана ненависть и страсть к гонениям на христиан, чего только с бедными не вытворяли, и эта ненависть передалась Галерию..
Святой Василиск родился в городе Амасья, теперь этот турецкий город находящийся почти в середине Черноморского побережья Турции, правда не на самом побережье. Когда правитель Амасьи жестоко избил Василиска и двух его братьев, требуя отречься от христианской религии- их раны чудесным образом зажили и многие жители города обратились в христианство. Тогда братья святого были казнены, а сам святой сослан в Команы. Святой был коммуникабельным человеком и умел уговаривать людей, в результате его тюремщики отпустили его на побывку. Правитель, узнав об этом , был взбешен и не придумал ничего лучшего, как заковать Василиска в тяжелые оковы и надеть на него медные сапоги с вбитыми в них гвоздями. В таком виде тяжело было ходить, а не то чтобы попытаться убежать. А на дворе стояла жара, стражей святого мучала жажда и они остановились возле одного дома ,чтобы отдохнуть, поесть и попить. Святого оставили на уличном пекле.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Мученик Евтро ́ пий Амасийский
День памяти
Житие
Жития мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.
Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.
Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: «Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси». В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: «Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни».
Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином.
Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: «Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу». Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: «Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан».
Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: «Да обратит Господь дело ваше против вас!» И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.
Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.
Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении.
22 мая в городе Команах казнили святого Василиска. Его обезглавили, а тело бросили в реку. Однако христиане нашли его останки и похоронили их на вспаханном поле. Позже в Команах была воздвигнута церковь во имя святого Василиска.
Богослужения
Каноны и Акафисты
Канон святым мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.
Преми́рными блиста́ньми Трисо́лнечныя Зари́ озаря́еми, му́ченицы всехва́льнии, благоче́стно ва́с ны́не блажа́щия во светоно́снем ва́шем страда́нии просвети́те.
Глаго́лы, я́ко стрела́ми, прему́дрии, пребеззако́нных сердца́ уязви́сте, те́мже претерпе́сте пожда́нно я́звы и ра́ны, испове́дающе Бо́жие свято́е и́мя.
Священносло́вии свяще́нными пред мучи́тельскими суди́щи пропове́давше, му́ченицы приснопа́мятнии, на́с ра́ди пострада́ти Изво́лившаго, наноси́мыя тве́рдо му́ки претерпе́сте.
Богоро́дичен: Яви́лася еси́ ши́рши небе́с, нигде́же вмести́маго вопло́щши, Того́ у́бо моли́ вся́кия на́с тесноты́ изба́вити и ве́чнаго, Де́во Ма́ти, муче́ния.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.
Ума́ чи́стыми прило́ги Боже́ственная зря́ще, му́жеским нра́вом, блаже́ннии, к му́кам устреми́стеся, вражде́бнаго безпло́тнаго страда́льца побежда́юще с те́лом, те́мже прославля́етеся.
Уде́с отсече́ния за Христа́, му́дрии, претерпе́вше, крове́й боже́ственными проли́тии зе́млю преподо́бно освяти́сте и на тре́бищныя де́моном приноси́мыя уста́висте, му́ченицы, кро́ви.
Положе́ни бы́сте, я́коже светоза́рнии, на высоте́ страда́ния, я́ко вои́стинну зве́зды, озаря́юще вселе́нную незаходи́мыми сия́ньми и тму́ реша́ще ле́сти, святи́и, сего́ ра́ди ве́рно ублажа́етеся.
Богоро́дичен: Во чре́ве прия́ла еси́ Христа́, чре́во истощи́вшаго а́дово вседе́йственным сове́том. Того́ моли́, Богора́дованная, от рабо́ты изба́вити грехо́вныя вся́, ве́рно при́сно блажа́щия Тя́.
Седа́лен, гла́с 1.
Тро́ицу Честну́ю тро́ица му́чеников пред мно́гими испове́да наро́ды и лико́м причто́шася безпло́тных, страда́вше. Си́х дне́сь восхва́лим ве́рою, пра́зднующе свяще́нную и́х па́мять и мироспаси́тельную.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́, Бо́га, па́че ума́ же и сло́ва, непреста́нно моли́ с вы́шними си́лами пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших все́х и исправле́ние жития́ ве́рою и любо́вию при́сно Тя́ сла́вящим.
Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница, А́гнца и Па́стыря пове́шена на дре́ве ме́ртва зря́щи, пла́чущи веща́ше, и Ма́терски восклица́ющи: ка́ко претерплю́ Твое́, е́же па́че сло́ва, Сы́не Мо́й, сни́тие и во́льныя Стра́сти, Бо́же Преблаги́й?
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стоя́ху трие́ на три́знищи, пропове́дающе Еди́наго Трисо́лнечна Бо́га и ра́н разжже́ние кре́пко терпя́ще, столпы́ о́гненны Це́ркве яви́шася, благочести́вых о Христе́ предводя́щии.
Поста́вльше но́зе на ка́мени ве́ры, не поколеба́стеся мно́гих искуше́ний кова́рствии, но яви́стеся непоколеби́ми, злочести́выя запина́юще, му́ченицы, и вся́чески охужда́юще благода́тию.
Я́ко честно́е ка́мение, на земли́ валя́ющеся, зда́ние лука́вное многобо́жия вои́стинну, прему́дрии, разори́сте, и себе́ са́мыя Бо́жия хра́мы созда́сте, и ко хра́му небе́сному взя́стеся.
Богоро́дичен: Яви́ся Твоя́ утро́ба богоно́сная пала́та, в не́йже все́х Ца́рь почи́, Христо́с, хра́мы содева́я, Ма́ти Чи́стая, и светоза́рная жили́ща благочести́выя непристу́пнаго Божества́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.
Зако́н Боже́ственный соблюда́юще, добропобе́днии му́ченицы, беззако́нным му́жеским нра́вом противоста́сте и, уязвля́еми и растерза́еми телесы́, побе́ду ве́чную взя́сте.
Восхва́лим Васили́ска и ве́рою почти́м Клеони́ка и Евтро́пия велему́дрыя, ве́рою пострада́вшия за Тро́ицу Всесвяту́ю и па́че со́лнца просия́вшия.
Чудеса́ соверша́юще в сла́ву Бо́га на́шего, привлеко́сте зря́щия к ве́ре Спа́сове, му́ченицы многострада́льнии, цве́ти кра́снии ра́йстии, церко́вная утвержде́ния.
Богоро́дичен: Сия́нием от Тебе́ па́че ума́ возсия́вшаго озари́ на́ша мы́сли, Всенепоро́чная, и тму́ ума́ли помысло́в душетле́нных, я́ко да пое́м Тя́, Влады́чице.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.
Ра́дуется земля́ и небе́сная, лику́ют челове́цы, ле́тний соверша́юще пра́здник, е́же за Христа́ страда́ния блаже́нная до́блественно претерпе́вших ума́ тве́рдостию.
Почти́л еси́ до́брыми твои́ми нра́вы, Евтро́пие, Бо́га Преблага́го, победи́л еси́ хи́трости вра́жия. Те́мже тя́ почита́ют вси́ челове́цы, тобо́ю прегреше́ний разреше́ние прия́ти наде́ющиися.
Исцеле́ний исто́чники излива́юще, зно́й отгна́сте неду́гов и скорбе́й, му́дрии, все́м благоздра́вие посыла́юще, благоче́стно ва́шему покро́ву при́сно притека́ющим.
Богоро́дичен: Увяди́вшая Твои́м прозябе́нием, Всенепоро́чная, дре́вле прозя́бшую преступле́нием зло́бу вра́жию, в души́ мое́й прозяба́ющия душетле́нныя и терно́вныя по́мыслы исто́ргни.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Я́коже наслажде́ние боже́ственное вменя́юще удо́в отсече́ние, зауше́ния, строга́ния и сме́рть ну́ждную, му́ченицы веселя́щеся и Бо́гу усе́рдно пою́ще: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
По мно́гих томле́ниих телесе́ кре́ст претерпе́сте кре́пко в подо́бии Изба́вителя, сла́вне Евтро́пие, вели́кий Клеони́че, и блаже́нную кончи́ну получи́сте, хва́льнаго воспева́юще Бо́га и препросла́вленнаго.
Взира́ти ва́м предповелева́я к безсме́ртным воздая́нием, в темни́це яви́ся Христо́с, Его́же ви́девше, дерзнове́ния испо́лнистеся, взыва́юще, му́ченицы сла́внии: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Богоро́дичен: Изба́ви ны́, Пресвята́я Влады́чице, от язы́ческаго наше́ствия, сре́тения лука́ваго, вся́каго обстоя́ния и осужде́ния ве́чнаго, ве́рою зову́щия: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Просте́рт иму́ще у́м, ко Еди́ному Влады́це простро́стеся, уязвля́еми, всехва́льнии, зе́льне и му́чими, вопию́ще: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Возвы́сившеся на кресте́, я́коже дре́вле Влады́ка, вели́каго сподо́бистеся благосла́вия, страда́льцы, вопию́ще и глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Си́лою Боже́ственною, всеблагосла́внии, укре́пльшеся, страстоте́рпцы, беззако́нных ополче́ния победи́ша кре́пко, пою́ще и глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Тро́ичен: Я́ко Еди́ницу естество́м, Тя́ пою́, Божество́ Всесвято́е, Треми́ же Ипоста́сьми несе́чно разделя́я, зову́, ра́дуяся: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Хра́м яви́лася еси́ Емману́ила и две́рь, Е́юже Еди́н вни́де и изы́де, я́коже Са́м ве́сть, Чи́стая, спаса́я зову́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: О́браз чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.
Да Иису́са приобря́щете, насу́щаго жития́ вся́ вмени́сте уме́ты, я́коже Па́вел боже́ственный научи́. Сего́ ра́ди до́бре пострада́вше, на небесе́х обита́ете, венцено́сцы великоимени́тии.
Яви́ся, я́коже сто́лп треуго́льный, свяще́нных му́ченик боже́ственное собра́ние, сте́ны лука́ваго безбо́жия низложи́ша благода́тию, и ны́не живу́т во гра́де Бо́га Жива́го, перворо́дных в ски́ниих.
Вене́ц нетле́ния, святи́и, от Христа́ прие́мше, багряни́цу же омочи́вше от му́ченических ва́ших крове́й, предстоите́ Царю́ веко́в, осия́еми све́тлыми светоли́тии и всебога́тными раздая́нии.
Уже́ Бо́гу прибли́жившеся и со безпло́тными собо́ры пра́зднующе, на земли́ ва́с при́сно блажа́щия и па́мять ва́шу пра́зднующия, му́ченицы, небе́сную получи́ти све́тлость испроси́те.
Богоро́дичен: Ужаса́ются а́нгельстии чи́ни от Твои́х ложе́сн Возсия́вшаго, Его́же о на́с, Де́во Ма́ти, моли́, я́ко да стра́шныя вся́ изба́вит му́ки и тмы́ кроме́шныя, пою́щия Тя́.
Святой мученик Василиск
4 июня по новому стилю Православная церковь чтит память святого мученика Василиска.

Святой Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона, родился в городе Амасии, в благочестивой семье. В селении Кумиальском проживала его семья: мать с тремя братьями.
Правитель, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, скончался, и на его место был назначен Агриппа, который с той же жестокостью стал преследовать христиан. Он повелел привести к себе двух братьев, Евтропия и Клеоника, которые особенно были дружны со святым великомучеником Феодором Тироном, а также его племянника Василиска. Эти христиане во время своего заключения в темнице обратили ко Христу много язычников, содержавшихся вместе с ними.
Правитель подвергал Евтропия и Клеоника пыткам, но они доблестно все терпели и после многочисленных мучений были осуждены на крестную казнь. Василиска бросили в темницу для того, чтобы не сбылось желание друзей предстать перед Господом вместе.
В темнице святой Василиск со слезами просил Господа послать ему венец мучения. Господь явился ему в сонном видении и предсказал мученическую смерть и погребение в Команах. Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты, но стал ждать рассвета, когда пробудится стража. Василиск попросил стражников отпустить его на 4 дня в родное селение попрощаться с родней. Воины уступили его просьбе и несколько стражников пошли вместе с Василиском в его селение.
Собрал Василиск утром всех родственников и наставлял их в истинах христианского учения: объяснял, что только путем скорбей можно войти в царство Христово. Когда святой окончил свою речь, поднялся сильный плач и рыданье, и люди стали просить святого молиться о них Господу.
Получив благословение на смерть от матери своей, Василиск с воинами отправился в обратный путь, в темницу. В это время в город Амасию прибыл правитель Агриппа и, созвав всех «почетнейших» граждан, вошел в храм языческий и принес жертву своим нечистым богам.
На следующее утро правитель потребовал к себе Василиска, так как слышал о нем и хотел свой суд начать с него. Градоначальник не нашел святого в темнице и привел стражника на суд. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана — помощника правителя области — и дал ему поручение схватить Василиска и направить его в Команы, куда отправляется сам правитель.
Магистриан велел сделать медные сапоги со множеством острых железных гвоздей внутри и отправился в селение Василиска. Прибыв в селение, воины схватили Василиска, связали его двойными цепями, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри. В пути к Команам мучители сильно били святого. С плачем провожали его мать, братья и множество народа.
Достигнув селения Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть. Владелица того селения пригласила их в свой дом, предложив им обильное угощение. Они ели, пили, а Василиск стоял привязанный к сухому дубу. Возле него собралось множество народа. Видя мучения святого, все умилялись и выражали ему соболезнование.
Святой молился Богу, взывая явить чудеса и показать милость. Внезапно произошло землетрясение и медные сапоги на ногах мученика растаяли, а вериги спали. Сухой дуб зазеленел, а на том месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.
После этого многие уверовали во Христа и привели больных и прокаженных, которых святой исцелял прикосновением руки и словом. В тот же вечер стадо волов, шедшее с пастбища в селение, пало перед Василиском на колени. Магистриан и его воины, увидев чудеса, раскаялись в содеянном.
На следующий день путники вышли из селения и продолжили путь в Команы. Во время шествия святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колени и молился Господу. Василиск отказывался от пищи и воды, говоря, что его питает небесное слово Божие и благодать Святого Духа.
Достигнув города Команы, путники услышали, что правитель казнит всех, кто не согласится принести жертву идолам. Правитель приказал привести святого Василиска в храм Аполлона. Вошедши в храм, Василиск помолился Богу, попросив его сокрушить идола. В тот же миг земля затряслась и идол разбился. Все выбежали из храма, а Василиск опять помолился и на этот раз храм сгорел.
Правитель разгневался на Василиска и приказал усечь главу его мечом и бросить тело в реку. Святой Евсигий повествует, что когда Христов мученик был убит, явилось много ангелов, вознесших его душу на небо. Христиане подкупили палача, чтоб он не сбрасывал тело Василиска в реку. Ночью святые мощи вынесли на вспаханное поле и похоронили. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник. Источник этот существует и по сей день, вода в нем считается целебной.
После этого на Агриппу напал нечистый дух, и правитель отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земной пылью, завязал ее в свой пояс. В тот же миг Агриппа излечился и уверовал в Иисуса Христа.
Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли его святые мощи, перенес их в эту церковь.
День Василиска Команского в православной церкви празднуется 22 мая/4 июня.
————-
Это — житие святого. А далее — мои впечатления о Команах, месте его мученической кончины (это отрывок из моей статьи, написанной для нашего приходского издания).
Недалеко от границы с Грузией существовало древнее селение Команы с двухтысячелетней историей. Команы переводится как «святое место». Однако в результате грузино-абхазского конфликта древнее селение полностью разрушено, ведь в нем велись наиболее активные боевые действия во время грузино-абхазского конфликта 1992-93 гг.
Жители ушли. Остались только разрушенные стены домов и заросшие бурьяном и травой некогда прекрасные фруктовые сады. Грустное зрелище. Вся земля Коман полита кровью мучеников за веру и воинов, за Отечество свое живот положивших.
В Команах находится монастырь в честь святого Иоанна Златоуста. До прихода в эти края Советской власти монастырь был женским, но новая власть беспощадно расправилась с монахинями. Сейчас в Команах небольшой мужской монастырь.

Главной святыней храма является каменная гробница, в которой 30 лет находились мощи святого Иоанна Златоуста. Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь. Здесь, в отрезанном от мира храме, стоит эта драгоценная святыня.

История мощей святителя Иоанна Златоуста самым тесным образом связана с именем святого мученика Василиска Команского – племянника Феодора Тирона, который пострадал вместе с братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311 гг.). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где его держали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в Амассию, начал преследовать христиан, и святой Василиск готовился к мученическому подвигу. Во сне ему явился Сам Господь, укрепил Василиска и предсказал мученическую кончину в Команах.
Предание гласит, что в знойный полдень воины отправились отдохнуть и подкрепиться пищей, а мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем с окровавленными ногами, святой молился Богу. Внезапно свершилось чудо. Произошло землетрясение, и послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобой». После этого медные сандалии с гвоздями на ногах мученика мгновенно расплавились, цепи спали, а сухой дуб зазеленел. На том месте, где стоял святой, возник источник воды, который сохранился и по сей день.

По молитвам святого мученика Василиска и сегодня совершаются исцеления и подаётся помощь. В самом же источнике иногда находят камни с кровавыми пятнышками – каплями крови.
Святому Василиску отрубили голову, а тело его бросили в воду. Это случилось в 308 году.
Христиане тайно выкупили мощи святого мученика Василиска за 30 золотых монет и погребли его. Через некоторое время на месте его погребения была выстроена церковь во имя святого мученика Василиска. Сейчас в Команах есть вновь отстроенная небольшая Церковь в честь святого Василиска.

![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Могила святого находится возле Церкви под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции 1917 года была сделана попытка поднять мощи святого из земли для всеобщего почитания. Однако, когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно вырвалось пламя. Смиренный мученик Василиск не пожелал прославления своих мощей.


Здравствуйте. Я православная верующая. Цель данного проекта сохранить и структурировать священные тексты. Все материалы взяты из открытых источников.