Только постом и молитвой

Святой текст: Только постом и молитвой специально для Вас!

«Род сей изгоняется постом и молитвой. »

Проповедь в Неделю 10-я по Пятидесятнице

Проповедь, произнесенная в воскресение 25 августа 2019 г. в киевском храме по ул.Радужной, на текст Мф. 17:14-23 и 1Кор. 4:9-16

Дорогие братья и сестры! Евангельское чтение этого воскресного дня повествует нам о событии, произошедшем с одержимым нечистым духом юноши, но которое, к счастью, окончилось прекрасным аккордом Божьего исцеления. Исцеления по просьбе его отца. Что же там произошло?

Некий человек обратился к ученикам Господа нашего Иисуса Христа, чтобы они исцелили его сына, люто страдающего с самого детства духом одержимости. Причем это происходило настолько жестоко, что сын человека того бросался то в огонь, то в воду. Это тягостное и страшное зрелище. Можно только представить себе весь ужас такого положения, представить то отчаяние, которое охватывало всех близких, видя страдания юноши. Возможно, что человек тот неоднократно обращался за попытками исцеления родного ему человека к разным чудотворцам, волшебникам, гадателям, оракулам, как сейчас модно выражаться, к носителям нетрадиционных методов лечения. К сожалению, люди и сегодня в подобных случаях спешат именно к подобным авантюристам, забывая попросить помощи у Живого Бога, «дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Правда, просить надо «с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).

Из предшествующих евангельских событий мы видим, что те, у кого была вера даже «с горчичное зерно», будь то расслабленный у Овчей купели, кровоточивая жена или другие — то чудо Божие беспрепятственно совершалось. Как Сам Господь говорил: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Но тут мы видим, что у этого человека, просящего за несчастного сына, нет достаточной веры. Возможно, он что-то слышал от людей о необыкновенном пророке, исцеляющем недужных — но ведь сколько в людской молве выдумок и фантазий, как часто люди выдают желаемое за действительное! Стоит ли такому верить? Однако слухи упорно ширились и бежали впереди их Виновника. С недоверием и смущением решил начать с учеников Его — так сказать, по инстанции, соблюдая значимую субординацию. Вот к его порогу приблизились ученики этого удивительного Мужа. Но ученики по какой-то причине не смогли освободить несчастного от бесов. Какое, наверное, разочарование испытал этот человек! Как, казалось, близка была победа над недугом! Но нет, не случилось нечаянной радости. Не предварил отец постом и молитвой своей просьбы о помощи. Именно об этом позже скажет Христос Своим верным.

Тогда горемыка обратился уже к Самому Учителю, к Господу Иисусу Христу. И вот он — триумф победы над нечистыми духами!

Как часто мы с вами впадаем в отчаяние при малейшем искушении, как часто затем приходит к нам разочарование, а порой и озлобление: «А почему это горе мне!? Чем я хуже других? Разве Ты, Господи, не видишь, что есть более недостойные, чем я?! Тогда почему в мой дом постучалась беда, а Ты не отвел?» О, как известен лейтмотив этого протеста каждому из нас, и сколь много раз мы примеряли его к себе в жизни. Да, но если Господь знает прежде нашего прошения у Него: чего же Он ждет от нас? Ждет Господь смирения и послушания Его воле. Ибо мы так и говорим в молитве: «Да будет воля Твоя. ». А воля Божия, как известно, есть освящение наше. Посмотрите на землю, нет в мире более «смиренной» величины, чем земля, которая принимает в себя все: и дождь, и снег, и навоз, и плуг, который ранит ее. И мы топчем ее ногами. Но она не только не ропщет на плуг и навоз, но через это кормит нас.

Именно в момент отчаяния и осознания своей духовной нищеты и родилась та нечаянная радость, которую столько лет ждал несчастный отец мальчика! Господь лишь протянул руку, как когда-то захлебывающемуся в волнах Петру, идущему к Его лодке: «Не будь неверующим, но верь».

Проецируя это событие на нашу жизнь, мы спросим себя: а как я лично верую? Помогает ли мне моя вера для духовного роста, просвещения, укрепления в любви и смирении? Или я только «воскресный христианин», а все остальные дни — «не хуже других»? Совершение чуда (а даже наша вера — это и есть малое чудо) всегда происходит в синергии — только в соработничестве с Богом. Сам по себе человек неспособен и бессилен совершать добродетели без помощи Божьей (и пусть люди не обманывают себя иллюзиями и надутым тщеславием на этот счет) — а только в союзе со Всемогущим Богом. «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе» (Флп. 4:13). Однако и Всемогущий Бог «не может» помочь человеку без согласия и воли последнего. Здесь как раз к месту расхожий лукавый софизм: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам не поднимет?» Ответ таков: может, ибо этот камень и есть неверующий (атеист или агностик). Или «верующий», который хромает на оба колена. Лодке необходимы два весла, ибо с одним любым она будет кружить на месте.

Писание нам говорит, что «вера — есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). А в другом месте читаем: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:16). Вера — это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, это убеждение в реальности вещей, которых мы пока еще не видим. Вера — это крылья нашей души. Здесь вспоминается известный исторический факт одного события, связанного с военной экспансией древнего Рима.

Много столетий тому назад, когда крылья гордого римского орла бросали тень на весь мир, храбрые воины цезаря отправились покорять Британию. Когда на горизонте появились корабли врагов, тысячи англосаксонцев собрались на холмах с оружием в руках для защиты своей родины. Но к их чрезвычайному ужасу, первое, что римляне сделали, высадившись на берег — это сожгли свои корабли, т.е. отрезали себе всякий путь к отступлению. И с такой верой в свою победу они не могли не победить. Писание нам говорит: «А без веры Богу угодить невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он существует, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Читайте так же:  Молитва для спасения сына

Когда ученики спросили наедине Христа, почему же они не смогли исцелить юношу, Господь сказал, что род сей изгоняется постом и молитвой. Пост и молитва неотделимы. Бог дал нам во власть наше тело и хочет, чтобы мы были его хозяином, умели обуздывать связанные с ним прихоти и похоти — и этим взращивали свои духовные силы. Когда-то немецкий мыслитель Шопенгауэр говорил, что наша жизнь — это маятник между скукой и страданием. Когда у нас нет цели в жизни — наступает скука. Когда есть цель, но часто нет сил для ее достижения — приходит страдание. Христос — это ответ на обе эти немощи: Он цель нашей жизни, и Он же дает нам силы для ее достижения.

Сегодня иная форма, если не беснования, то бессмыслицы жизни поражает нашу молодежь. Но ее смысл дан нам Христом. Именно в Нем утверждается достоинство и величие человека, в Нем же раскрывается и цель жизни. И как некогда с высоты креста Он озарил весь мир светом Своим, так и ныне этот свет просвещает мир.

Пост — это свобода от всего того, что нас может поработить, прельстить, склонить к неволе греха («похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» 1Ин.2:16). Пост дает царственную независимость от обстоятельств и суеты, которыми часто улавливает нас враг сетями своими; при такой независимости мы всецело будем принадлежать Творцу. А молитва, как известно, от поста неотделима.

Параллельно, по своему смысловому содержанию, читалось и апостольское послание (1Кор. 4:9-16), где также говорилось о пользе смирения, чтобы стать достойным сосудом в руках Божьих. Почему не смогли апостолы исцелить юношу от бесов? Спросим себя и далее: а почему апостол Петр отрекся от Христа до третьих петухов? А почему апостол Фома влагает персты свои в раны Спасителя, не веря в Его Воскресение? А почему апостолы, кроме единого, разбегаются от Голгофы?

Потому что Дух Святой не сходил еще на каждого из них, еще не наступила Пятидесятница. После сошествия Духа они стали апостольскими мужами в полном смысле этого слова, которых Господь лишь тогда только поставил в пролом новой истории — истории покорения евангельским Словом «племен, народов и языков» и «дал им власть попирать всякую вражью силу». И они стояли как медная стена против целых народов, «держа лицо свое как кремень».

Именно теперь они могут сказать о себе словами Павла: «Мы безумны Христа ради». Но мудрость века сего — есть безумие пред Богом, ибо «немудрое Божие премудрее самого мудрого человеческого».

Могут сказать: «Мы немощны, а вы крепки». Но сила Божия в немощи совершается. Поэтому Христос «обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою».

Могут сказать, что «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся; и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем: гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим».

Все перечисленное апостолом Павлом в этом отрывке как раз указывает на то апостольское смирение и покорное согласие с Божественной волей, на которую и должен полагаться каждый христианин. И тогда в нашей жизни совершится маленькое чудо, мы по-настоящему узрим руку Творца и совершим Его волю.

. Дорогие братья и сестры! Будем же следовать примеру этих апостольских слов. Пока, конечно, в самом Киеве нет того, что испытывают наши гонимые братья на Западной Украине и в некоторых других селах и городах, когда идет откровенный захват наших храмов при попустительстве местной власти, или прямом ее подстрекательстве, избиение священников и мирян, о чем мы читаем как в боевых сводках ежедневно. Будем же молиться за наших гонимых братьев и сестер. А Бога, тем не менее, будем прославлять за все, ибо «любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу». Аминь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 17:21

Свт. Иоанн Златоуст

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Дневник. Том I. 1856.

Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Читайте так же:  Ежедневная исповедальная молитва

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:19

Евфимий Зигабен

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

сей же род изгоняется только молитвою и постом

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Дорогие во Христе братья и сестры!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер — из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: «Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли». Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь… помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока, наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, «сладкую жизнь». Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение «бесноватых отроков», которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что «ребенок не понимает», — картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им — те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Читайте так же:  Какие молитвы читать чтобы долг вернули

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

Молитва же высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд — залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», — так говорит блаженный Августин.

И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения

Видео

Сочетание поста с милостию и молитвою

Поучение в пятую неделю Великого поста

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Благо, говорил архангел Рафаил Товитам, молитва с постом, милостынею и правдою (Тов. 12, 8). Великое благо — такой пост! Благо он для грешников как единственная дверь для исшествия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спасительной пажити. Великое благо он — не для одних грешников: великое благо он — для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не покидают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основание молитве; молитвою веры (Иак. 5, 15) приемлют все просимое ими (Мк. 11, 24).

И повсюду Святый Дух законополагает соединение поста с молитвою. Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, взывает Господь к грешникам устами другого пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу (Иоиль 2, 12-15). Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже пророк, удалившись за город, пристально смотрел на город и ежечасно ожидал сбытия грозного пророчества. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая неподдельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, — и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10). В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, егда отъят будет от них небесный Жених — Господь, вознесением на небо (Лк. 5, 35). И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единственное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преисполнен трудностей, — наветуется ужасными и по числу и по злобе разбойниками!

Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий — милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению апостола (Кол. 3, 12). Отличительною чертою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие [5] . Вне милости не будем искать правды [6] .

Кто кому помогает?

То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Читайте так же:  Молитва Матроне о любви жены к мужу

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя,
не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».

Преподобный Ефрем Сирин

Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий соборно с духовенством обители совершил вечерню с чином прощения в центральном соборе обители.

Сыропустное воскресенье в просторечии называется еще Прощеным воскресеньем, ибо в этот день один раз в году за вечерним богослужением проходит чин общего прощения в храме.

Вечерня начинается как обычно, но в храме уже все по-другому: на аналоях уже все великопостное — черное и фиолетовое; после пения великого прокимена и закрытия царских врат духовенство переоблачается в великопостные ризы.

Срок поста – не малый, и что может случиться за эти дни, только Господу ведомо. На заре монашества первые монахи на время Великого Поста уходили поодиночке в леса и отшельнические пустыни и, конечно, не были уверены, не станут ли места уединения их последним пристанищем, поэтому, перед тем как покинуть обитель, примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью. Обычай прощения вошел в силу от повеления Спасителя, заповедующего нам в Евангелии прощать согрешения друг другу, если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец Небесный, Которого мы без числа огорчаем на всякий день и час.

Читайте так же:  Молитва спасу милостивому

Эту вековую традицию свято чтут и монахи Валаамского монастыря. Сегодня в обители собралась почти вся братия: на чин прощения постарались приехать насельники со всех скитов, и перед каждым игумен монастыря, и каждый друг перед другом взаимно просили прощения.

«Есть службы, которые христианин, а тем более монах, не может и не должен пропускать, – напомнил епископ Панкратий. – Одна из них – служба в Прощеное воскресенье. Чин прощения во многом напоминает то покаяние, то состояние души, которого нам не хватает. Покаянное чувство с искренним раскаянием перед братьями должно сопровождать нас постоянно и быть наиболее верным монашеским устроением и главным итогом нашей монастырской жизни.

Ведь покаяние перед ближним – это не формальные слова, которые мы часто произносим автоматически, но, прежде всего, это желание измениться, оставить грехи и обиды и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, ибо сказал Господь: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Но что означает прощать? У каждого из нас своя мера. Когда мы произносим: «Прости меня, грешного», – мы просим простить нас, одновременно признавая свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого и начинается Великий Пост».

После отпуста вечерни игумен монастыря обратился ко всем с наставлением.

На солею вынесли и положили на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; Преосвященный епископ Панкратий испросил прощения своих грехов у братии и земно поклонился всем.

Затем игумен обители взял напрестольный крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладывались к иконам на аналое, подходили к игумену монастыря, целуя честный крест и руку его, держащую крест, чтобы испросить прощения и получить благословение на прохождение Великого поста; затем подходят все насельники монастыря, испрашивая прощения у причта и друг у друга. Все отвечают друг другу земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и ми, грешному, и благослови». Во время обряда прощения клирос монастыря пропел псалмы «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения, также при этом и стихиры Пасхи, до слов «И тако возопим…» (включительно) в последней стихире.

Чин прощения важен, потому что входить в немирном состоянии в Великий Пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, и потому нужно особо постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? У насельников монастыря такой вопрос даже не возникает: в этот день мы стараемся просить прощения у каждого находящего в храме, кого просто встречаем на улице.

Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Осознав это, мы просим у другого прощения. И здесь нет какого-то чина – важно, чтобы слова наши были искренними. В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном на первый взгляд, действии есть своя логика и глубокий смысл. Казалось бы, зачем просить прощения у человека, которого ты не знаешь и с которым никогда не общался, ведь прощение необходимо, если речь идет о личной обиде или оскорблении. А если о другом? Ведь все мы – часть единого целого и связаны друг с другом, как клеточки одного организма. Если в человеческом теле воспаляется маленький нервный корешок зуба, то болит и содрогается все тело, и каждая его клетка по-своему реагирует на эту боль. Так и среди людей: кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы связаны друг с другом, мы едины.

Победить в себе обиду и взрастить прощение – дело не простое и не быстрое. Бывает, что вроде бы уже все простили и забыли, но через какое-то время опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. В чем же причина? А в том, что непрощение – это страсть. И страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе, да и более того, способна затаиться до поры до времени, не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной. Но побежденная страсть приносит мир душе, а победивший страсть обретает в сердце своем покой.

И вот что еще важно: осознать, что есть люди, которых мы не любим по-настоящему, и нужно просить у них прощения за это. Мы призваны искренне любить каждого человека, а вместо этого с ним «чуточку общаемся». Нам интересен не он, а только собственная персона и те люди, которые в данный момент нужны. Вот этот грех против людей в Прощеное воскресенье полезно почувствовать и приложить все силы к тому, чтобы победить его с помощью Божией.

Всегда надо помнить, всегда держать в уме, что искренне прося прощения и прощая, мы исполняем закон Христов.

Видео

Видео (кликните для воспроизведения).

Только постом и молитвой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here