Святой ираклидий молитва

Святой текст: Святой ираклидий молитва специально для Вас!

Молитвы святым

Память: 31 декабря / 13 января

Один из наиболее почитаемых пророков Израиля, певец покаяния и Божией славы царь Давид — автор «Псалтири», которую святые отцы ставят выше всех писаний Ветхого Завета. Ему молятся о даровании покаянного чувства, о помощи при плотских искушениях, о добром нраве властей и правителей, о твердом стоянии в вере. Покровитель и защитник воинов, податель храбрости и полководческих умений.

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Тропарь праведному царю Давиду, глас 2-й

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак праведному царю Давиду, глас 3-й

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва первая праведному царю Давиду

Молитва вторая праведному царю Давиду

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва третья праведному царю Давиду

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Православные акафисты

Кондак 1

Избранный в первоирарха земли Кипрския от руки апостольской, священномучениче Ираклидие, яко добрый сеятель ниву не возделанную трудами своими оросивший. Ты же, яко возмогщий Киприотов просветити и наша разумения просвети зовущих ти:

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель, послаше апостолов на Кипр, дабы изьяти тя из среды языческой и поставити главою Церкви. Сего ради, дивящеся сему, вопием ти сице:

Радуйся, о Христе Боге весть от апостолов услышавший.

Радуйся, язычество от словес их оставивший.

Радуйся, душею своею юношескою Бога возлюбивший.

Радуйся, служителем Тому ревностным ставший.

Радуйся, свету правды Евангельской сердце свое открывший.

Радуйся, жизнь временную на сокровище вечное небесное пременивший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 2

Видяше апостолов, молитву творящих, воспросише их: «Каков Бог ваш — и слышаше речение Варнавы: «Ираклидиусе, сыне жреца, идолов и истуканов бездушных много, а мы поклоняемся и молимся Единому Живому Богу»: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом своим уразумел тексты Евангельския, егда с апостолы пешешествовал к древнему граду Пафосу сквозе гору Хионистре, и, не прошедши трети пути, просил их приняти его в стадо верных Христу овец. Мы же с радостью за сие приносим песноглашения ти:

Радуйся, апостольскими путями ходивший.

Радуйся, Евангелие яко влагу живительную в себя впитавший.

Радуйся, веру Христианскую вместо язычества пагубного избравший.

Радуйся, восхождением своим на гору Хионистру азы Христианства познавший.

Радуйся, учеником апостолов прилежным ставший.

Радуйся, молитвы токмо Господу Иисусу Христу посылавший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 3

Силою Божественною из рук апостолов Павла, Марка и Варнавы крещение получивши в речушке горной Сетрахос ставшей Кипру новым Иорданом, поя в ея водах хвалы Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея разум, силою Божиею просвещенный, во епископа града Тамассоса поставлен был еси апостолом Варнавой, дабы научити верныя чада Христовы истинно воспевати Творцу и аки звезда путеводная светити всем, вопиющим ти:

Радуйся, Духом Святым Бога Истиннаго познавший.

Радуйся, крещение от наложения рук апостолов принявший.

Радуйся, путем тесным за Христом последовавший.

Радуйся, епископом Тамассоса ставший.

Радуйся, избранием своим апостолов не посрамивший.

Радуйся, слов Божиих сеятелю добрый бывший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 4

Бурю злоречия услышав во граде Тамассосе от жрецов языческих, егда рек о Истинном Боге Христе, аки волки напали, но не возмогли противитися силе твоей. Мы же чудящеся таковой крепости, хвалим тя, поюще: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша плод устен приятны на слух апостолов Марка и Варнавы: «Для спасения души мало надо», — в пещерке тесной близ деревеньки Политико, идеже жительствовал и молился с ними, ублажаем тя с любовию песньми хвалебными таковыми:

Радуйся, яко источил еси реки учения, Киприотов напоивший.

Радуйся, яко мутныя воды многобожия крестом медным освятивший.

Радуйся, яко из глубины безбожия Киприотов извлекавший.

Радуйся, яко дремавшему Тамассосу путь спасения показавший.

Радуйся, яко жрецов демонам служащих чествовати Бога Истиннаго научивший.

Радуйся, яко заблуждшия человеки на путь спасения наставлявший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 5

Боготечной звездой явился еси ти, Ираклидие, путь заповедей Господних показующи всем хотящым познати свет, и добре управлял еси до шестидесяти лет малым стадом Лампадии. Темже убо и нас, во тьме страстей пребывающих, сиянием добродетелей твоих озари, да возопием о тебе с благодарением Богу: Аллилуиа.

Читайте так же:  Молитва о дочери на замужество

Икос 5

Видя веру твою несумненну и разум устремленный к горнему, Владыка душ наших Христос дарова ти, Ираклидие, дар разумения и учительства слова Божия, дабы утвердиши в вере люди Кипра вси крещеные тобою вопиют Богу: Аллилуиа.

Радуйся, яко велия искушения мужески претерпевавший.

Радуйся, яко благодатныя дары преизобильно стяжавший.

Радуйся, яко житием своим земли окрестныя освятивший.

Радуйся, яко силу правыя веры, человекам в среде языческой являвший.

Радуйся, яко столпом веры Христовой на Кипре ставший.

Радуйся, яко струю благодатную от Тамассоса на Киприотов изливший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 6

Проповедник несумненнаго пути ко спасению явился еси ты на Кипре, святителе Ираклидие, труды твои, яко виноград посаженый тобою дал лозу и плод неизчисленный, усердне славим давшаго ти силу и крепость Господа, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом добродетелей меж гор Троодосских, яко пустыннолюбивая горлица, вселився в пещеру, на месте же обитания твоего первее честный Крест начертал у входа, услышиши от нас таковая:

Радуйся, сокровища духовныя возлюбивший.

Радуйся, персте Божий, нам горняя указующий.

Радуйся, наветы языческия яко паучину потребивший.

Радуйся, лозо вертограда Варнавы бывший.

Радуйся, житием пещерным дух святый стяжавший.

Радуйся, молитися там со апостолы любивший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 7

Хотяше Человеколюбец Господь дабы не был ты один, Ираклидие, посла ти в ученики юношу Мнасона, крещенаго прежде в Иерусалиме апостолом Иоанном Богословом, памятуя: «Идеже два ту стадо» вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо сотворил еси ты, святителе Ираклидие, егда при народе многа, в молитве ко Милостивому и Вселюбящему Богу Иисусу Христу из Назарета, немоществующий увеченной спиной восстал и славил Имя Его громогласно. Мы же, труды твоя вси поминающе, на благо людям вопием ти сицевая:

Радуйся, яко врачем мудрым подражавший.

Радуйся, яко силу их благодатную безмезднаго врачевания познавший.

Радуйся, яко врачеванием недужных к вере неверующих привлекавший.

Радуйся, яко врачевание телесное к славе Имени Божия употреблявший.

Радуйся, яко по единому словеси: «Верую в Тя, Господи» с постели поднимавший.

Радуйся, яко безсребренниче, призывающим тя с верою помогавший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 8

Странно бе видети тя, егда пришедши к заходным вратам града Солоне, и нашедше там епископа Авксивия, лобызая его рек: «Иди в град, ловец душ, по слову Христову и множ Его стадо и пусть познавшие свет хвалят Имя Его»: Аллилуиа.

Икос 8

Весь Кипр прошел ты, святителю Ираклидие, из конца в конец, ставя епископов: в Пафоссе — Эпафоса, в Неаполе — Тихика и иных, чудес множество при сем совершая: бесноватых и слепых исцеляя, мертвых воскрешая. Сего ради благодарныя ти Киприоты взывают сице:

Радуйся, яко Пресвятей Троице с благоговением покланятися всех научавший.

Радуйся, яко именем Христовым чудотворивший.

Радуйся, яко в истине Воскресения и жизни вечныя нас уверяющий.

Радуйся, яко пастырю словесным овцам во Святая святых путь указующий.

Радуйся, яко сам из пасти зверя лютаго апостолами Христовыми извлечен бывший.

Радуйся, яко розго, плод неизчислимый принести Христу возмогший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися многотрудным твоим пастырским подвигам и чудному дару врачевания телесных и душевных болезней, святителе Ираклидие, денно и нощно беседуя с Богом: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладкоглаголивии не могут изъяснити добродетели и чудеса твоя, святителе Ираклидие, яко Крест медный в руце твоей краше и ценнее злата из рудников Тамассоса освящал весь Кипр светом Евангелия, тако да поем ти сице:

Радуйся, словеса Божия на сердце своем начертавший.

Видео (кликните для воспроизведения).

Радуйся, единыя правды Божия взыскавший.

Радуйся, оправдания Божия паче всех тленных благ возлюбивший.

Радуйся, отче великий и смиренномудрый в сане митрополита бывший.

Радуйся, души людския ко Христу приводивший.

Радуйся, в послушании Богови присно пребывавший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 10

Спасти хотяще клеврета своего святаго Феодора Тамассоского еще язычника, вверзавшего в разлившуюся реку Педиэос статуэтки языческих богов, ты же посохом своим ударил по полу реки и на двое ея раздели, стихию унявши, по молитве к Истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 10

«Стена тверда есть Церковь Христова на Кипре, юже врата адова не одолеют ея во веки», — рек святому Мнасону Ираклидие, егда рукополагал его во епископа Тамассоского. Зряще ревность твою по славе Божией поем сице:

Радуйся, яко светильниче духовный верным путь освещающий.

Радуйся, яко огненная пещь грехи наши пожигающий.

Радуйся, яко горнило, молитвенный аромат источающий.

Радуйся, яко кадило дивное смирения благоухание издающий.

Радуйся, яко свеще темноту нашу просвещающий.

Радуйся, яко угль, хладныя сердца растопляющий.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 11

Пение молебное от лет апостольских даже и до ныне совершается у пещеры гроба — свидетельнице молитвенных подвигов твоих, святителе Ираклидие, чудеса же многая от него источаются обильно, и все верные поют возлюбившему тя Богу: Аллилуиа.

Читайте так же:  Бросить курит молитвы церковь

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли Кипра являешися, святителю Ираклидие, яко на торжище посреде града Тамассоса, от язычников каменьями побит бысть. Мы же с рыданием вопием ти сице:

Радуйся, яко броне правды каменометания языческия отразивший.

Радуйся, яко во плоти ангельской поживший.

Радуйся, яко щитом веры паству свою ограждавший.

Радуйся, яко крест медный кровью своею освятивший.

Радуйся, яко от руд медных олово, аки плевела отделявший.

Радуйся, яко в подземелия шахт, свет Христов принесший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 12

Благость сотворил с рабом Своим Господь по словеси Своему, во еже сподобил пребывати на небеси молитвенника Своего «Ираклидиуса». Темже мы, дивящеся множеству чудес тобою совершаемых, поем прославляющему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя, святителе Ираклидие, ублажаем равноапостольное житие, прославляем мученическую кончину, почитаем память твою и сицевая радостноя тебе приносим:

Радуйся, молитвенниче о душах наших теплейший.

Радуйся, яко пред смертию чашу Господню испити возмогший.

Радуйся, яко по исходе твоем духом нас не оставляющий.

Радуйся, святителе, покоев небесных достигнувший.

Радуйся, трудов твоих достойную мзду восприемший.

Радуйся, рабе благий, в радость Господа своего вшедший.

Радуйся, святителе Ираклидие, камень первый в Церковь Христову на Кипре заложивший.

Кондак 13

О, преславный отче наш Ираклидие, святителю Христов и чудотворче! Приими малое сие моление наше в похвалу тебе возносимое и умоли Господа Бога избавити нас от геены огненныя и сподобити блаженства святых, да купно с тобою вопием Ему во веки: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей Кондак читается трижды, затем Искос 1 и Кондак 1.

Молитва священномученику Ираклидию Кипрскому

О, великий святителю Ираклидие! К тебе скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: помози нам, зело прогневавшим Господа и Создателя нашего, огради нас твоими молитвами святыми от всех искушений и бед, скорби и напасти отврати даруй нам здравие, мир, тишину и богоугодно провождати дни жития нашего; ответ благоприятен на страшнем судищи Христове испроси нам, время на покаяние, согрей огнем молитвы твоея сердца наша охладевшия, да сподобит Господь нас грешных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученику Ираклидию Кипрскому, глас 3

Велика обрете тя Тамассийский град проповедателя и пастыреначальника, Церкве Христовы учителя. Идольскую бо лесть низложив, истины свет проповедал еси языком. Темже, святе священноначальниче Ираклидие, Христу Богу молися дароватися нам велией ми́лости.

Кондак священномученику Ираклидию Кипрскому, глас 2

Ираклидие, обители твоея сокровищнице, и Кипра всего воеводо, приими чад смиренных молебный глас и даждь молитв совершение, к ближним удобопреклонный слух, ко Христу благоугождение, совести чистоту, поставляя пред Господем их, яко престол честный, и молитвы вселение.

Величание

Величаем тя, священномучениче Ираклидие, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

ИОАНН ЛАМПАДИСТ

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Λαμπαδιστής] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни — копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667).

Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).

И. Л. скончался в возрасте 22 лет и был похоронен в монастырском соборе свт. Ираклидия. От его гробницы по ночам исходил свет, а спустя некоторое время двое больных эпилепсией получили исцеление от мощей И. Л. Когда гробница И. Л. была открыта, то оказалось, что сердце святого осталось нетленным.

Однажды отец святого пришел к гробнице сына и услышал голос: «Иди, посмотри, каков храм великомученицы Анастасии, и построй такой же для меня». Кириак нанял строителей, и они воздвигли ц. во имя Иоанна Лампадиста рядом с монастырским собором, куда были перенесены и мощи святого. И. Л. явился приглашенному иконописцу, чтобы тот мог запечатлеть его образ.

Читайте так же:  Молитва Святая семистрельная

Хронист Леонтий Махерас (1-я пол. XV в.) называет И. Л. великим святым и сообщает, что он был диаконом, а его мощи прославились исцелениями бесноватых ( Leont. Makhair. Chronicle. § 36). Хотя И. Л. в настоящее время почитается как преподобный, в его Житиях ничего не говорится о принятии им монашеского пострига. В древнейшем Житии он, как правило, называется праведным. В. Г. Григорович-Барский, читавший одну из несохранившихся редакций Жития святого, называл И. Л. монахом ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 262-263). На фресках и иконах И. Л. изображается в диаконском облачении (древнейшие иконы относятся к XIII в.).

В настоящее время честная глава И. Л. хранится в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста (зафиксированы случаи исцелений от рака, происходящие от нее), частицы мощей находятся в Киккском монастыре и в ц. мч. Маманта в Морфу ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 203).

Иконография

В музее храма прп. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского мон-ря в Санкт-Петербурге находится икона И. Л., имеющая широкую датировку — XIII-XIV вв. Святой изображен фронтально по пояс, он облачен в диаконский стихарь красного цвета, обильно разделанный ассистом. Прическа И. Л. хотя того же типа, что и на 2 первых иконах, но на голове выстрижена тонзура — знак принадлежности к духовному сословию; в левой руке — крест, правой прижимает к груди кодекс.

В иконостасе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари находилась икона XVI в. с образом И. Л.- диакона: на голове — тонзура, в правой руке — крест. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. XX в. (до 1974) икона на время реставрации была перенесена в резиденцию Киринийского митрополита; утрачена в ходе тур. оккупации сев. части Кипра.

2-й пол. XIV в. датируется изображение И. Л. в росписи церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Юный святой представлен в рост; как и на ранних иконах из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, он облачен в стихарь того же цвета и с теми же элементами украшения, под стихарем — хитон красного цвета; на голове — тонзура; атрибуты отсутствуют — руки сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне. Изображение И. Л. помимо традиц. надписей дополнено эпитетом ὁ μαραθεύτις (sic!) (т. е. житель долины Маратаса). Всего в росписях кипрских храмов Д. Мурики насчитывает не менее 10 изображений И. Л. Можно отметить, что в нач. XVI в. образ святого еще следует наиболее раннему иконографическому образцу, где И. Л. представлен диаконом, напр. в росписи церквей Иоанна Лампадиста, Преображения Господня в Палехори, Пресв. Богородицы в Курдали. В росписи церкви в Курдали И. Л. изображен с тонзурой, руки разведены в стороны: в правой — зажженная свеча, на покровенной красным платом левой — ковчежец с коническим навершием, через правое плечо перекинут орарь с надписанием Трисвятого.

Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста.

На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой — предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых — Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария — образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика — Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели.

С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия ( Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке — крест, в правой — развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада — образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам.

В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.

Читайте так же:  Молитва о солнце

Тот же тип изображения представлен на аналойной иконе в ц. прп. Иоанна Лампадиста (῾Αϒίος ᾿Ιωάννης. 2003. σ. 14; Papageorgiou. 2008. P. 36. Fig. 27). И. Л. показан в рост в центре, между святителями Ираклидием (слева) и Николаем Чудотворцем (справа); в правой руке — крест, в левой — развернутый свиток (вместо текста дана его имитация цветом).

ИРАКЛИДИЙ

[греч. ῾Ηρακλείδιος, ῾Ηρακλείδης] († кон. I в.), сщмч. (свт.?) (пам. греч. 17 сент.), еп. Тамасский.

Источники

Житие

Согласно греческому Житию, И. был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, к-рого ап. Варнава обратил ко Христу и крестил в «Солейской реке» (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в зал. Морфу ( Halkin. 1964. P. 151. Not. 1)). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на сев.-зап. оконечности острова; в Актах ап. Варнавы — Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон (Ib >Halkin. 1964. P. 144-146); в Пафосе И. вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку (Ibid. P. 149-152); проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), И. исцелил бесноватую женщину (Ibid. P. 152-153). После возвращения в Тамас И. узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, к-рая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней И. привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился (Ibid. P. 154-155). Подобное чудо описано в Житии др. Кипрского святого — свт. Спиридона, еп. Тримифунтского.

Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в к-рых рассказывается о миссионерской деятельности И. и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия И. крестил 400 язычников (Ib >Halkin. 1964. P. 164).

Согласно повествованию, И. и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие И., по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над др. Церквами Кипра было также отмечено в Актах ап. Варнавы (Ibid. P. 134).

В Житии И. рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем (ὁ διδάσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 157) и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, к-рую после него возглавил Родон (Ibid. P. 166-168).

Из членов христ. общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон (Ibid. P. 147), затем как протодиакон церкви в Тамасе (Ibid. P. 157); Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой (Ibid. P. 141), как и Проклиана (Ibid. P. 157); Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом (Ibid. P. 147), затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия И. и Мнасона в Пафос (Ibid. P. 149); в конце жизни И. Григорий получил сан протопресвитера (Ibid. P. 169).

И. мирно скончался 17 сент., Мнасон и др. христиане Тамаса с честью похоронили И. в пещере, где он совершал службу (Ibid. P. 168-169). По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, И. умер в 60 лет (Ibid. P. 139).

Согласно арм. Сказанию, И., сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их 1-го путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, И. скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Ап. Варнава (во время 2-го путешествия) рукоположил И. во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами ( Esbroeck. 1985. P. 128-131). Ап. Павел посетил пещеру, в к-рой И. и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем И. посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров (Ibid. P. 134-137). В Сказании сообщается, что И. и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, к-рое Николай из Финикии принес И. и Мнасону. В письме апостолы призывают И. и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе И. и о его кончине в арм. Сказании не содержится.

Почитание

В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и нек-рых др. визант. Синаксарях И. назван священномучеником и в этом чине почитается в наст. время на Кипре (SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. № 369 (353), 1-я пол. XIV в.). Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь И., где говорится, что И. был сожжен на костре. Служба И. была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 г.; впосл. она многократно переиздавалась по разным рукописям. В ХХ в. мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого.

Читайте так же:  Молитва разбилось зеркало что делать

От мощей И. происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница И. хранятся в построенном на месте погребения И. в Ираклидия мон-ре. Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерасском мон-рях, в Кипрской архиепископии и в мон-ре Хрисорройятисса ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

В XI в. в честь И. была построена церковь, ставшая соборным храмом Иоанна Лампадиста мон-ря. Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ мон-ря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа.

Иконография

В мон-ре сщмч. Ираклидия в сел. Политико близ древнего г. Тамаса хранится еще одна икона И. Согласно надписи на правом поле, она была создана в 1588 г. Полуфигура святого изображена на темно-синем фоне, подчеркивающем белизну его седин и святительского омофора с контрастными иссиня-черными крестами. Крупная разделка складок темно-вишневой фелони придает фигуре массивность, контрастирующую с тонким письмом личного, где мягкая градация цвета в передаче анатомических особенностей лика искусно дополнена белильными движками. Непривычным для такого типа изображения И. является жест отведенной в сторону левой руки, на ладони к-рой стоит Евангелие.

В росписи (1759, иером. Филарет) на вост. своде мон-ря сщмч. Ираклидия, связывающем кафоликон с парекклисионом Св. Троицы, представлен цикл Жития И., от к-рого сохранилось 4 сцены: отец И. отдает сына апостолам Павлу и Варнаве в проводники по горам (И. показан в отроческом возрасте, его готовность сопровождать апостолов проиллюстрирована изображением посоха в руке); И. путешествует с апостолами (изображены беседующими, И.- юноша, он выше ростом, чем в 1-й сцене); апостолы совершают крещение И.; И.-отшельник пребывает в пещере (перед И.-средовеком — коленопреклоненная женщина, к святому обращаются стоящие рядом святые Мнасон и Родон). В сценах до крещения И. с нимбами показаны только апостолы.

В 1759 г. насельник монастыряря иером. Филарет также написал в технике фрески поясные образы 4 Тамасских епископов: И., Мнасона, Македония и Родона (последний образ не сохр.). Основой для этого фриза стали предварительно заштукатуренные резные панели (т. н. форакион) древней каменной алтарной преграды (V в.) первоначального кафоликона. Ряд святителей разделен узкими колонками, на которых изображен ростовой Деисус, служащий алтарной преградой в мавзолее Ираклидия.

К тому же периоду активной деятельности иконописной мастерской мон-ря относится созданная там небольшая иконка И. 1775 г., к-рая вмонтирована в спинку архиерейского трона. Очевидно, назначение иконы определило выбор ее иконографии, известной гл. обр. по изображениям свт. Спиридона Тримифунтского, где он представлен на троне. Так же, сидящим на троне, изображен И.; на нем орнаментированная декоративными крестами фелонь, красный подризник с разделкой ассистом, омофор, из-под к-рого видна епитрахиль, епигонатий, правой рукой, отведенной в сторону, он благословляет, левой придерживает поставленное на колено раскрытое Евангелие.

В иконостасе кафоликона мон-ря сщмч. Ираклидия (слева от царских врат, за иконой Богородицы) находится поясной образ И. 1797 г. с частицей его мощей. Икона украшена сплошным окладом, оставляющим открытым лишь лик святителя. Рисунок оклада передает иконографию образа И., святителя, в фелони, омофоре, свободный конец к-рого перекинут через левую руку, в подризнике с мелким узором в виде крестиков, в поручах, с палицей, на к-рой виден фрагмент композиции «Воскресение Христово»; на груди — небольшого размера панагия с образом Богородицы; правой рукой он именословно благословляет, левой прижимает к груди Евангелие и придерживает посох. В картушах вверху помимо имени святого указаны чин святости (IEPOMAPT.) и то, что он был 1-м епископом г. Тамаса; рядом — дата создания иконы; на нижнем поле сделана надпись посвятительного характера.

Еще одна икона 2-й пол. XVIII в. из синодикона мон-ря является работой монастырских иконописцев. Она отличается сложной программой, обусловленной желанием зафиксировать деятельность Кипрского архиеп. Хрисанфа по восстановлению и благоустройству обители. В нижней части иконы на фоне монастырских строений слева показан коленопреклоненный архиеп. Хрисанф, справа в 3/4-ном развороте к центру — И. Правой рукой святой указывает на архиеп. Хрисанфа, левая обращена к Спасителю в облачном сегменте, благословляющему обеими руками. Моление небесного покровителя мон-ря и его благотворителя не только выражено в жестах, но и сопровождается пространными текстами в свитках, расположенных рядом с фигурами просителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В иконостасе совр. работы в парекклисионе св. Иоанна Предтечи справа от царских врат (за иконой Божией Матери) помещена традиц. иконографии поясная икона И., где он изображен в крещатой фелони.

Святой ираклидий молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here