Слова молитвы блажен муж

Святой текст: Слова молитвы блажен муж специально для Вас!

Псалом 111

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

Аллилуиа, Аггея и Захарии.

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

3 слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 В память вечную будет праведник.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От слуха зла не убоится,

7 от злой молвы не убоится:

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

8 готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Слава:

Слава:

Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен. Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится, готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет.

Молитвы при нечистых помыслах

Молитва ко Господу

Владыко, Господи Боже мой, в руках Которого участь моя, спаси меня Сам по милости Твоей; не дай мне погибнуть во грехах моих и не допусти последовать нечистым желаниям плоти, оскверняющим душу мою: ибо я – Твое создание, не презирай дело рук Твоих, не удаляйся, умилосердись и не посрами, не оставь меня, Господи, ибо я немощен и к Тебе, Покровителю моему Богу, прибегаю, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобою. Спаси меня по милости Твоей, ибо на Твоем попечении был я от юности моей, – да постыдятся желающие удалить меня от Тебя чрез дела греховные, помышления непристойные, воспоминания неполезные; удали от меня всякое распутство, пороков излишество. Ибо Ты один только Свят, один Крепкий, один Безсмертный, во всем несравненное могущество имеющий и Тобою одним подается всем против диавола и его воинства сила. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Псалом 1

Блаже́н му́ж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых, и на пути́ гре́шных не ста́, и на седа́лищи губи́телей не се́де: но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся де́нь и но́щь. И бу́дет я́ко дре́во насажде́ное при исхо́дищих во́д, е́же пло́д сво́й да́ст во вре́мя свое́, и ли́ст его́ не отпаде́тъ: и вся́, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет. Не та́ко нечести́вии, не та́ко: но я́ко пра́х, его́же возмета́ет ве́тр от лица́ земли́. Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на су́д, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных. Я́ко ве́сть Госпо́дь пу́ть пра́ведных, и пу́ть нечести́вых поги́бнет.

Перевод: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. *

Псалом 6

Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Поми́луй мя́, Го́споди, я́ко не́мощен е́смь: изцели́ мя, Го́споди, я́ко смято́шася ко́сти моя́, и душа́ моя́ смяте́ся зело́: и Ты́, Го́споди, доко́ле? Обрати́ся, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́, спаси́ мя ра́ди ми́лости Твоея́: я́ко не́сть в сме́рти помина́яй тебе́, во а́де же кто́ испове́стся тебе́? Утруди́хся воздыха́нием мои́м, измы́ю на вся́ку но́щь ло́же мое́, слеза́ми мои́ми посте́лю мою́ омочу́. Смяте́ся от я́рости о́ко мое́, обетша́х во все́х вразе́х мои́х. Отступи́те от мене́, вси́ де́лающии беззако́ние, я́ко услы́ша Госпо́дь гла́с пла́ча моего́, услы́ша Госпо́дь моле́ние мое́, Госпо́дь моли́тву мою́ прия́т. Да постыдя́тся и смяту́тся вси́ врази́ мои́, да возвратя́тся и устыдя́тся зело́ вско́ре.

Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Читайте так же:  Молитва криминальное чтиво

Псалом 36

Блажен муж

« Блажен муж» Киево- Печерская Лавра

Текст:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивiи, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивiи на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Перевод:

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен Божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.

Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть…


Н. Языков. Подражание псалму. 1844 г.

«Блажен муж» музыка П.Г. Чесноков. Павел Григорьевич Чесноков (1877 – 1944) – русский хоровой дирижер, композитор, профессор Московской консерватории, известный регент, автор книги «Хор и управление им». Чесноков создал свыше 400 духовных хоров, а так же 60 смешанных и более 20 женских хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда – упал, стоя в очереди за хлебом ( причина инфаркта – истощение организма).

Иллюстрация: Фредерик Лейтон (Frederick Leighton)

Псалом 1

Псалом Давиду, не надписан у еврей

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,

1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,

2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.

2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.

4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли.

5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,

6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом 1

В богослужениях во многих религиях цитируется именно псалом 1. Это начало сборника Псалтырь, который начинают читать с Великого поста. В хвалебной песне указывается на жизнь праведников и грешников. Сама молитва наполнена простыми рассуждениями о судьбе и праведности человека.

Текст молитвы псалом 1

Каждый верующий христианин почти наизусть знает первый псалом. В храмах зачитывают текст на церковнославянском. Дома можно использовать русский вариант молитвы.

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,

2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

История написания

Хотя считается, что автором всех псалмов является царь Иерусалима и Иудеи Давид, к тексту псалма 1 он не имеет никакого отношения. В еврейской, греческой и латинской версии молитвы нет подтверждения тому, что именно царь – автор произведения.

Читайте так же:  Отвеченные молитвы answered prayers

Это песнь-размышление. Соответственно здесь нет описаний событий или исторических фактов. Печально, что именно из-за этого нельзя установить время его написания. Псалом 1 Давида является песнью о судьбах праведников и нечестивых людей. Это введение в сборник Псалтырь. Считается, что первая и вторая песнь были единой, но позже произошло разделение.

Для чего читают псалом 1?

Хотя чаще всего используется в богослужении текст молитвы на старославянском, праведный человек может читать псалом 1 на русском языке. Молитву зачитывают в следующих случаях:

  • При унынии и депрессии;
  • Если ослабла вера;
  • Если в жизни есть искушения;
  • Часто используется во время сельскохозяйственных работ.

Толкование псалма 1

Основная идея текста в том, что праведник блаженный. С этих слов и начинается толкование псалма 1.

Стих 1: Праведный человек не поддается искушениям. Он всячески уклоняется от зла и врагов. Вся внутренняя сила направлена на борьбу с соблазнами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стих 2: Праведный человек всеми мыслями направлен к Господу, а не к общению с нечестивыми. Каждое свое слово и действо он соотносит с законами Божьими.

Стих 3: Вера в Господа может возвысить человека: и духовно, и физически, и материально.

Стихи 4-6: Противостояние праведников и грешников. Ведь любой из нас когда-нибудь встретиться с Всевышним на Божьем суде.

Правила чтения

Зачитывается текст в храмах на утренней службе в субботу. В домашней обстановке можно читать ежедневно. Определенных правил чтения псалма 1 нет.

Псалом 33

Царь Давид задолго до своего воцарения, написал псалом 33, в котором восхвалял Бога, защитника и учителя. В гонениях царей Саула и Авимелеха Давид не терял надежды и веры, следуя по пути, который был полон трудностей и опасностей, но Господь никогда не оставлял его, как не оставляет всех верующих.

Текст молитвы Псалом 33 на русском языке

Текст псалма 33 с ударениями для пения

История написания

К моменту написания текста псалма 33 бывший пастух уже был при царском дворе, все знали его, как победителя Голиафа. Всеобщее признание и любовь к Давиду вызывали в царе Сауле ревность и гнев. Много лет царь преследовал Давида, который все это время провел в скитаниях и поисках убежища.

Давид хотел найти покой в городе Герара, но его правитель, царь Авимелех, не забыл прошлые поражения героя. Давида схватили и представили перед царем, чтобы спасти свою жизнь, он претворился безумцем. Авимелех не признал Давида в ползающем и причитающем мужчине, который пускал пену изо рта, и выгнал его. Давид же, радуясь своему спасению, написал благодарственную песнь Господу, которая известна, как псалом 33.

Правила чтения

Нет строгих правил чтения молитв, это же касается и благодарственных песен. Псалом 33 читается утром и вечером во время молитвенного правила или богослужений. Можно произносить слова, как молитву, или же распевать, но при этом нужно соблюдать постановку ударений для пения. Основное правило чтения любой молитвы – говорить с открытым сердцем и искренне, как и подобает обращению к Господу.

Толкование псалма Давида 33

Текст песни можно найти в разных вариантах и переводах. Каждую строку псалма 33 на русском языке называют стихом, и все они имеют свой смысл:

  • Стих 1-3 – всё, что есть у человека – заслуга Господа, поэтому нужно непрестанно восхвалять Его;
  • Стих 4 – Давид просит всех присоединиться к нему и славить Бога;
  • Стих 5-7 – любой получит помощь и мудрость от Господа, если обратится к Нему, как сделал это и Давид;
  • Стих 8 – Ангел Господень защищает праведных и наказывает их врагов;
  • Стих 9 – Давид призывает всех узнать Господа и познать Его милость;
  • Стих 10-11 – знающие Господа не знают бед, в отличие от остальных;
  • Стих 12-15 – Давид говорит об учении Господа и призывает следовать ему;
  • Стих 16-18 – Господь охраняет и помогает праведным, но он не видит и не слышит грешных;
  • Стих 19-21 – праведных верующих Господь хранит, спасает их;
  • Стих 22 – нет жизни врагам праведным и грешным;
  • Стих 23 – но сохранит Господь верующих, рабов Своих.

Псалом 111

Псалом 111 относится к хвалебным и благодарственным песням. Имеет богослужебное предназначение, так как начинается со слова «Аллилуйя». В тексте говорится о том, что любая человеческая мудрость без страха Божия суетна. Псалмопевец обещает разнообразные милости Божьи тому человеку, кто выполняет все заповеди.

Текст молитвы псалом 111

На церковнославянском языке

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

3 Слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

6 В память вечную будет праведник.

7 От слуха зла не убоится,

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

На русском языке

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От злой молвы не убоится:

8 Готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Когда и для чего читают псалом 111

Псалом 111 входит в состав XVI кафизмы и его читают на субботнем богослужении. Песнь исполняется на старославянском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в течение недели дважды. Поэтому к псалму 111 обращаются во вторник и субботу. На Светлой седмице кафизм не положено.

Читайте так же:  Почему Бог не отвечает на молитвы проповедь

Во время церковного богослужения песнь исполняется на церковнославянском языке. При домашней молитве разрешается читать псалом 111 на русском языке. Православная церковь благословляет читать и слушать его как просьбу о защите здоровья и жизни отправляющихся на войну воинов.

Толкование

В тексте псалма 111 описываются черты праведного человека и награды, которые его ожидают. Также говорится и о грешнике, недоумевающем и злящемся глядя на изливаемые на благочестивого человека милости Божьи. Для подробного толкования псалма 111 необходимо разобрать его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2. Человек должен быть движим внутренним благочестием и радостно повиноваться заповедям Божьим. И потомки его получат особое благословение.
  • Стихи 3-4. Господь благословляет праведного человека, который и в трудные времена сохраняет милосердие и праведность, как в своей душе, так и во внешнем поведении.
  • Стихи 5-6. Благо получит человек добрый, умеющий жить по справедливости и давать взаймы.
  • Стихи 7-8. Праведного человека не лишают душевного мира и покоя плохие новости и людская молва, так как он полностью доверяет Господу и сердце его твердо.
  • Стихи 9-10. Праведными чертами перед Богом являются помощь нуждающимся и щедрость. Они приводят к славе. А такие черты как зависть, ненависть, нечестие становятся причиной саморазрушения и погибели.

Слова молитвы блажен муж

На воскресном бдении по уставу читается вся 1-я кафизма с малыми ектениями после каждой Славы

Обычно же хор поет избранные стихи:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс 1,1)
Яко весть Господь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 6)
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом (Пс. 2, 11)
Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 12)
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! (Пс. 3, 8)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. (Пс. 3, 9)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Кафизма на вечерне

За великой ектенией на вечерне почти всегда следует кафизма, которая отменяется на вечернях в самые воскресные и праздничные дни из-за уста­лости от бдения (Тип., гл. 17 и 15 сентября).

Образ исполнения «Блажен муж»

Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого анти­фона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пе­нии, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон ука­зывает напев только для настоящей и 17 кафизмы. «Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон — на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, — припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынеш­ний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на му­зыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киев­ском — трижды.

«Блажен муж» в древних уставах

Слова молитвы блажен муж

На воскресном бдении по уставу читается вся 1-я кафизма с малыми ектениями после каждой Славы

Обычно же хор поет избранные стихи:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс 1,1)
Яко весть Господь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 6)
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом (Пс. 2, 11)
Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 12)
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! (Пс. 3, 8)
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. (Пс. 3, 9)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Кафизма на вечерне

За великой ектенией на вечерне почти всегда следует кафизма, которая отменяется на вечернях в самые воскресные и праздничные дни из-за уста­лости от бдения (Тип., гл. 17 и 15 сентября).

Образ исполнения «Блажен муж»

Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого анти­фона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пе­нии, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон ука­зывает напев только для настоящей и 17 кафизмы. «Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон — на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, — припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынеш­ний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на му­зыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киев­ском — трижды.

Читайте так же:  Библия сей род изгоняется постом и молитвой

«Блажен муж» в древних уставах

Слова молитвы блажен муж

Как понять высказывание в первом псалме: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»? Какие именно общества можно обозначить «нечестивыми»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое .

1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.

3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).

Блажен муж, который…

Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница?

Чем блаженство отличается от нирваны

В библейские времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что никакого «автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия были долголетие, потомство и богатство — праведник уходил в мир иной, «насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще одно понятие, которое превосходит все эти простые дары свыше: оно называется словом «блаженство».

«Блажен муж, который…» — этими словами начинается Псалтирь. Значит, не только первый псалом, но и вся книга Псалтырь, по сути, говорит о блаженстве — вот только в ней мы не встретим советов, как вести свои дела, как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы были недостойными упоминания в Священном Писании — книги Премудрости (прежде всего Притчи Соломона) очень подробно говорят как раз об этом. Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным.

Блаженство для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами, от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь — не продашь», «все так живут» — эти и подобные оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых и от пути грешных.

А положительная программа очень проста: «…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (1: 2-3). Такое дерево никуда не торопится, ни о чем не беспокоится — оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося добрые плоды. Следующий, 2-й псалом, говорит еще проще: «Блаженны все, уповающие на Него» (12). Вообще, в Псалтири говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах, вместе взятых, — если внимательно прочитать ее, все самое главное станет ясно.

Значит ли это, что библейское блаженство подобно буддийскому пониманию нирваны, совершенного бездействия и безмыслия? Вовсе нет; вслушаемся еще раз в эти слова: «во всем, что он ни делает, успеет». Они предполагают активное действие, и, если мы посмотрим на жизнь людей, подходящих под определение Псалтири, мы увидим, что они вовсе не были бездеятельны. Цари Давид и Соломон, например, прожили насыщенную самыми разными событиями жизнь, притом жизнь не безгрешную. Человеку свойственно грешить, но «блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс. 31: 1).

Главное, что определяло жизнь этих царей — преданность и доверие Богу, стремление искать Его волю во всех событиях окружающей жизни. Именно об этом и говорит нам первое упоминание о блаженстве во всей Библии: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» (Втор. 33: 29). Судьба такого человека или такого народа определяется не прихотью случая, не его собственным расчетом, а волей Божией об этих людях. Если им самим не хватит сил, умений или, говоря обыденным языком, везения — всегда есть Кому прийти на помощь. Та же Псалтирь говорит об этом так: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (118: 1-2). Сытая и долгая жизнь в окружении многочисленной семьи тут, с одной стороны, подразумевается, а с другой — дело совсем не в ней, как подсказывает нам та же книга Иова. Общение с Богом — ценность более высокого порядка, а «остальное приложится вам», как говорил об этом Христос.

Читайте так же:  И сказал им сей род не может выйти иначе как от молитвы и поста

Евангельский парадокс

Слово «блажен» — первое в евангельской проповеди, но оно скорее шокирует, чем успокаивает нас: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 3-4). Это звучит парадоксально: Христос называет блаженными тех, кто с точки зрения обыденной логики совсем на них не похож. Что же хорошего в нищете, пусть даже она обусловлена духовными причинами, и уж точно не назовешь счастливым того, кто плачет.

Еще языческие мудрецы знали, что житейское благополучие непрочно и недолговечно. Так, афинский законодатель Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило Крезу и он потерял все, как и библейский Иов, но в отличие от Иова — безвозвратно.

Но Христос говорит о таком блаженстве, которое раскрывается именно в вечности. Достигший его человек оглянется на прожитую жизнь, и ему не о чем будет сожалеть, нечего будет желать сверх того, что он получил. Но разве известно, что ждет нас в вечности? Нет конечно. Но есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают, куда идти. Человек, искренне и настойчиво стремящийся ко благу, его и обретет: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф. 5: 5-8). Все это звучит как развернутый комментарий на первый псалом.

Но значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? В Евангелии неоднократно упоминаются ситуации и поступки, которые ведут нас к блаженству уже здесь и сейчас. «…Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11: 6) — так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божьего, сказал: «…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…» (Мф. 16: 17). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали» (Лк. 10: 23-24).

Вообще у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (см. 12: 37-38); кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (см. 14: 13, 14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности?

«Почитаю себя блаженным» (в Синодальном переводе «счастливым») — так начал апостол Павел свою речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд. Трудно назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован, но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников некоторые хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его в Рим. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики. Блаженство для апостола — это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1: 12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14: 22).

О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение Иоанна Богослова, например, такими словами: «…блаженны званные на брачную вечерю Агнца…» (19: 9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но и отказаться от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть принятие этого призыва — и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. Ведь Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том, как праведно жить на свете, но прежде всего — пример такой праведной жизни.

Евангелист Лука рассказывает (см. 11: 27-28) об удивительном эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так, и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники, посвященные Богородице. Но мы знаем, насколько непростым было ее блаженство: невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство в Египет и дальше — жизнь, полная опасений за Сына. Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать уже после того, как было произнесено обетование блаженства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Христос ответил на это: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Не только в избранничестве состояло блаженство Богородицы, но во всей ее жизни, которая и стала ответом на Благую весть. И в той мере, в которой мы можем откликнуться на обращенный к нам Божий призыв, исполнить Его волю, воплотить Его замысел о нас, — в той мере и мы способны стать причастными этому высшему блаженству. И вся Библия — рассказ о людях, которые постарались это сделать.

Слова молитвы блажен муж
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here