Никита костромской молитва

Святой текст: Никита костромской молитва специально для Вас!

Никита костромской молитва

Новостная лента епархиальной жизни

Видео (кликните для воспроизведения).

Документы

Опубликованные официальные документы

Видео

Официальный канал митрополии на Youtube

Правящий архиерей

Отделы

Отделы костромского епархиального управления

Карта митрополии

Храмы и монастыри митрополии на карте

Благочиния

Храмы

Справка по храмам Костромской епархии

Монастыри
Образовательный и миссионерский отделы

Братства и сестричества
История митрополии

Костромской кремль

Святые и подвижники благочестия

Святые особо чтимые
в Костромской митроплии

Феодоровская икона Божией Матери

История обретения. Молитвы. Акафист

Святые иконы

Особо почитаемые в Костромском крае иконы

Святые источники

Святые источники и родники в Костромской митрополии

Преподобный Никита Костромской.

Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный, святой Костромской епархии .

Преподобный Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье благочестивых и богобоязненных родителей, и при рождении был наречён именем Иоанн. Семья преподобного Никиты принадлежала к роду знатных ростовских бояр и состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Иоанн был обучен грамоте, и, видя перед собой пример боголюбивого своего сродника, стремился с юности к познанию Бога и исполнению Его заповедей. Обитель преподобного Сергия была местом, куда люди тянулись со всех сторон в поисках пути спасения.

Сейчас трудно себе даже представить, как один святой человек мог зажечь верой столько душ человеческих, что они оставляли всё и приходили в его обитель, чтобы стать его учениками. Иоанн также ходил в Троицкий монастырь к преподобному, а затем и поселился там. Он выполнял послушания в трапезной, носил дрова, воду, пёк просфоры, переписывал «Лествицу» Иоанна Лествичника. Преподобный Сергий был наставником и примером веры, любви, смирения, упования на Бога для него и остальных братьев обители. Вместе с Иоанном в Троицкой обители подвизались и другие родственники преподобного Сергия: родной брат Стефан и племянник Феодор

При пострижении Иоанна в монахи с именем Никиты преподобный Сергий благословил его следующими словами: «Отныне, монах Никито, предаю тебя в руки Божии. Всемилостивый Господь да будет тебе Заступником. Гряди в Серпуховскую Высоцкую обитель. Господь призывает тебя к трудам, а после отшествия моего к Богу гряди на север, для основания в Костроме Святой обители». По слову своего наставника монах Никита в 1382 году направился в Серпухов, где помогал своими трудами и молитвами в устроении Высоцкого монастыря, где он стал духовником для братии. В 1395 году, после смерти настоятеля монастыря преподобного Афанасия Младшего, иеромонах Никита стал игуменом этой обители. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия в Серпухов можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия.

В 1421 преподобный Никита оставил обитель и пришёл в Троице-Сергиев монастырь, где прожил 5 лет, а затем, как и завещал ему преподобный Сергий, отправился на север в Кострому. В 1426 году вблизи города Кострома, в лесу, старец Никита основал Богоявленский мужской монастырь, которым управлял 24 года. Преподобный Никита заповедовал братии Богоявленского монастыря проходить двенадцать степеней смирения. Скончался старец в 1450 году, в глубокой старости. Честные мощи преподобного Никиты доныне пребывают под спудом в склепе костромского собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.

В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты.

После бедствия 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века трудами игумении Марии (Давыдовой), когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

Память о преподобном Никите долго хранилась и в южном Подмосковье, в некоторых списках учеников преподобного Сергия он именуется Серпуховским или Боровским. Глубоко почитали святого Никиту Серпуховско-Боровские князья — Владимир Андреевич Храбрый (+1410) и его потомки. Под правым алтарем в крипте костромского Богоявленского собора в 2012 году была расчищена древняя надпись, свидетельствующая об упокоении в Богоявленской обители Боровских князей, помогавших преподобному Никите в устроении Богоявленской обители: «На сем месте почивают сынове князя Василия рабы Божии обители сея Богоявления князь Иоанн, князь Андрей, князь Василий Боровские. И зде же погребен строитель месту сему и сродник преподобного отца нашего Сергия архимандрит Никита».

В алтаре Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры имеется изображение преподобного Никиты в числе учеников преподобного Серния Радонежского.

Молитвы и утешение преподобного Никиты помогали всем приходившим к нему за помощью. Жизнеописание преподобного Никиты говорит, что он много времени проводил в усердных молитвах Богу, а лицо его всегда было мирно и радостно. И в наши дни люди обращаются к его молитвенной помощи. Они приходят поклониться его святым мощам в теперь уже обновлённом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы. Издревле преподобного Никиту костромичи почитали как небесного покровителя Костромы.

Читайте так же:  Молитва перед дракой

Память 15 сентября (Костром.), 1 мая (Греч. ) и в Соборах Костромских (23 января /5 февраля) и Радонежских святых (6 июля/19 июля)

День памяти преподобного Никиты Костромского

28 сентября, в день памяти одного из самых почитаемых святых Костромской земли — преподобного Никиты Костромского, состоялись торжества в его честь. В основанной им обители, Богоявленско-Анастасиином монастыре Костромы, была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. Его Высокопреосвященству сослужил клирик Свято-Тихоновского храма священник Александр Макеев.

Так же в рамках торжеств в Костромском государственном университете прошли Никитские образовательные чтения. В научном форуме приняли участие помощник настоятеля храма по миссионерскому служению Димитрий Бахтин и преподаватель Воскресной школы прихода Надежда Геннадьевна Гаранина.
В актовом зале КГУ собрались преподаватели, студенты и священнослужители. С приветственным словом к участникам чтений обратился митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. Работа форума продолжилась научными докладами участников.

Никита костромской молитва

Новостная лента епархиальной жизни

Документы

Опубликованные официальные документы

Видео

Официальный канал митрополии на Youtube

Правящий архиерей

Отделы

Отделы костромского епархиального управления

Карта митрополии

Храмы и монастыри митрополии на карте

Благочиния

Храмы

Справка по храмам Костромской епархии

Монастыри
Образовательный и миссионерский отделы

Братства и сестричества
История митрополии

Костромской кремль

Святые и подвижники благочестия

Святые особо чтимые
в Костромской митроплии

Феодоровская икона Божией Матери

История обретения. Молитвы. Акафист

Святые иконы

Особо почитаемые в Костромском крае иконы

Святые источники

Святые источники и родники в Костромской митрополии

Память основателя Богоявленского монастыря преподобного Никиты Костромского

На богослужении кроме прихожан собора молилась настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря Костромы игумения Иннокентия (Травина) с сестрами обители.

После Евхаристического канона митрополит Ферапонт совершил хиротонию. Во диакона был рукоположен воспитанник Костромской духовной семинарии Димитрий Бахтин.
Проповедь на запричастном стихе произнёс протоиерей Димитрий Сазонов, который рассказал собравшимся в храме о жизни и подвиге святого Никиты Костромского.

По окончании богослужения было совершено молебное славление празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и славление святому основателю Богоявленской обители.
После архипастырского слова митрополит Ферапонт на солее храма совершил награждения:

— клирик Иоанно-Златоустовской церкви города Костромы иерей Сергий Вихарев в связи с 1700-летием подвига святого великомученика Феодора Стратилата и 275-летием образования Костромской епархии награждён медалью великомученика Феодора Стратилата.

— клирик Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы иерей Виталий Бабушкин во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, в связи с 40-летием со дня рождения и 10-летием служения в сане священника награждён медалью Костромской епархии священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского, III степени.

После этого на крыльце Богоявленского собора состоялся небольшой концерт, в котором дети и их педагоги из детских садов Костромы исполнили стихи и песни, посвященные преподобному Никите.

Житие и подвиги Костромских святых

Собор костромских святых

Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января/5 февраля — день памяти преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы
память 8 (21) февраля и (21) июня

Преподобный Авраамий Галичский
память 20 июля (2 августа)

Преподобный Адриан Монзенский
память 5 (18) мая

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. Преподобный Адриан считается основателем Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.

Преподобный Александр Вочский
память 30 августа (12 сентября)

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Молва о святости преподобного Александра всегда привлекала к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Александр положил основание обители «Александровской пустыни на реке Воче». В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного. Преображенский сельский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы 20 столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были.

Читайте так же:  Икона невеста неневестная молитва

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
память 23 января (5 февраля)

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в городе Могилеве. Григорий принял постриг с именем Геннадий. Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия. Еще при жизни Господь удостоил преподобного дара чудотворения. Он был погребен в созданном им Спасском монастыре. После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.

Преподобный Иаков Железноборовский
память 11 (24) апреля и 5 (18) мая

Преподобный Иаков родился в 14 веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Возвратившись в родной край он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя. На этом месте преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России
память 31 марта (13 апреля) 28(15) июня

Святитель Иона родился в конце 14 века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в дворянской семье дворянина. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте в одном из галичских монастырей. Позднее он перешел в московский Симонов монастырь где и был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии и был избран митрополитом всея Руси. Именно с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. В деревне Одноушево до наших дней сохранилась часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы.

Преподобный Кирилл Новоезерский
память 4 (17) февраля

Преподобный Кирилл Новоезерский родился в Галиче, происходил из дворянского рода. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. Затем поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский
память 25 июля (7 августа)

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь. В 1444 году он был погребен в стенах обители, которая впоследствии стала именоваться Свято-Троицким Макариево-Унженским монастырем и являлась одной из наиболее почитаемых святынь костромской земли. В конце 1929 года обитель преподобного Макария подверглась закрытию и пребывала с того времени в запустении. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря, находились в музее г. Юрьевца. Возвращение их Церкви состоялось лишь в 1990 году. С 1993 года обитель преподобного Макария возобновлена как женский монастырь.

Преподобный Макарий Писемский
память 10 (23) января

Преподобный Никита Костромской
память 15 (28) сентября

Преподобный Никита был учеником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в XIV веке в Подмосковье. Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В начале 20-х годов 15 века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Читайте так же:  Молитва советов от ванги

Преподобный Паисий Галичский
память 23 мая (5 июня)

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце 14 века пришел в Галичский Успенский монастырь и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. Обретенная им икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь.

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский
память 5 апреля (28 мая)

Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале 14 века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В поисках удобного места для пустынножительства он выбрал место близ Нерехты на берегу реки Солоницы; издавна оно носило название Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь. Ныне святые мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.

Преподобный Тимон, старец Надеевский
память 21 января (3 февраля)

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Его духовным отцом стал великий святой Русской земли – преподобный Серафим Саровский. Он принимал участие в строительстве городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. После рукоположения в иеромонахи преподобный Тимон переселился в Надеевской пустыни Костромской губернии. По велению Господа он занимался возведением Надеевской пустыни, которая к тому времени пришла в запустение. Он построил каменный Успенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского, выкопал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. И по сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.

Молитвы

Тропарь, глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.
Кондак, глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся, отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас, священный ваш собор почитающих и с любовию вопиющих: радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.
Величание
Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Никита костромской о чем молятся


Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный [1].

Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых

Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье.

Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников.

Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский.

Читайте так же:  Не могу вылезти из долгов и кредитов что делать молитва

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского.

Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители.

В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты.

После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

Честные мощи преподобного Никиты доныне пребывают под спудом в склепе костромского кафедрального собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Память о преподобном Никите долго хранилась и в южном Подмосковье, в некоторых списках учеников преподобного Сергия он именуется Серпуховским или Боровским. Глубоко почитали святого Никиту Серпуховско-Боровские князья — Владимир Андреевич Храбрый (+1410) и его потомки.

Сведения о преподобном Никите весьма скудны, а жизнеописание отсутствует. Но вместе с тем Господь ущедрил его такою благодатью, что все места пребывания угодника Божия на путях Древней Руси освящались его присутствием, соединялись с его именем и прославлялись вместе с ним — Никита Радонежский, Никита Высоцкий (Серпуховский), Никита Боровский, Никита Костромской.

Прп. Никита Костромской. Икона

Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный, местночтимый святой Костромской епархии [1]

Память 15 сентября (Костром.), 1 мая (Греч. [2]) и в Соборах Костромских и Радонежских святых

Родился примерно в 1360-е годы в Подмосковье.

Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. В старинных синодиках называется сродником преподобного Сергия.

Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия.

В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский.

В начале 1420-х годов преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского.

Скончался в середине XV века. погребен в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители.

В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты.

После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

Честные мощи преподобного Никиты доныне пребывают под спудом в склепе костромского кафедрального собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Память о преподобном Никите долго хранилась и в южном Подмосковье, в некоторых списках учеников преподобного Сергия он именуется Серпуховским или Боровским. Глубоко почитали святого Никиту Серпуховско-Боровские князья — Владимир Андреевич Храбрый (+1410) и его потомки.

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

в образовательной области

Чистякова Марина Сергеевна.

Цель: познакомить детей с русским святым преподобным Никитой Костромским.

-закрепить знания детей о родном городе Костроме, его достопримечательностях.

-познакомить детей со святым Никитой Костромским, его жизненным подвигом.

-развивать речь детей, коммуникативные способности.

-Развивать навыки доброжелательного общения, способность различать нравственное и безнравственное, развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать стремление к доброте, правдивости, желание совершать хорошие поступки, дружелюбие.

Методы и приёмы:

-словесные: рассказ воспитателя, чтение стихотворных произведений воспитателем и детьми, беседа с детьми;

-наглядные: показ иллюстраций и фотографий с изображением достопримечательностей Костромы, Богоявленского собора, иконы преподобного Никиты Костромского;

Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей города Костромы, икона Никиты Костромского.

-Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть хорошее настроение и улыбка будут помощниками на нашем занятии.

(Звучит красивая мелодия с колокольным звоном, воспитатель читает стихотворение).

Сердце всей России,

Там Ипатий белый

Над рекой стоит,

Город мой родимый,

-Как вы думаете, ребята, о каком городе это стихотворение?

-Правильно, о нашем родном городе Костроме. А какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Читайте так же:  Молитва о мире в украине

— Пожарная каланча, беседка Островского, памятник Ивану Сусанину (и т. д. ответы детей).

(Воспитатель показывает фотографии с изображением достопримечательностей, в соответствии с ответами детей.)

-А еще наш город называют богохранимым. Неслучайно в Костроме много церквей и соборов, где костромичи посылают свои молитвы Богу. А какие из них вы знаете?

— Церковь Воскресения на Дебре, Ипатьевский монастырь, церковь Ильи Пророка, Богоявленский собор.

(Воспитатель показывает фотографии в соответствии с ответами детей.)

-Посмотрите, какие они величественные, со своими златоглавыми куполами, звонкими колокольнями. Особенно красив Богоявленский собор (показ фотографий). Вы когда-нибудь были в этом соборе?

— Это хороший, добрый человек.

— Святым называют человека, который любит Бога и всех людей, который при своей жизни делает много добра людям. молится за всех Богу,чтобы всем жилось хорошо. Таким и был Никита Костромской. (Показ иконы Никиты Костромского). Посмотрите, какие у него добрые глаза. смиренный взгляд — сразу видно, что это хороший, добрый человек. Он построил Богоявленский монастырь, чтобы люди приходили туда помолиться Богу, попросить у него здоровья для себя и своих близких людей. Святой Никита и сам молился в этом соборе за всех людей и помогал им, когда им было плохо. Никиту Костромского с тех самых пор и называют небесным покровителем и защитником костромской земли. И несмотря на то, что его давно уже нет в живых, костромичи в молитвах ему просят здоровья, помощи в делах и он помогает им и хранит наш город от разных бед. Никита Костромской был очень хорошим человеком, и мы должны брать с него пример — совершать хорошие поступки, быть честными, трудолюбивыми, делать добрые дела, желать людям только хорошего. А какие добрые дела вы можете совершать?

-Все правильно, ребята. Если вы будете добрыми, хорошими, то у вас всегда будет много друзей. А сейчас давайте немного отдохнем. (Проводится физкультминутка)

Настроение упало, (руки вниз)

Дело валится из рук, (качают головой, встряхивают кистями рук)

Но не важны нам печали (махи руками)

Если есть хороший друг. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки)

С делами справимся вдвоём (пожимают руки)

И с облегчением вздохнём. (глубокий вдох и выдох)

Настроение поднимем (нагибаются и выпрямляются)

И друг друга мы обнимем! (обнимают друг друга)

1. Ваня уступил место бабушке в автобусе.

2. Мальчик дернул за косичку девочку.

3. Катя помогла дедушке перейти через дорогу.

4. Дочь помогла маме вымыть посуду.

5. Саша стреляет в птиц из рогатки.

6. Внук нагрубил бабушке.

7. Мальчик защитил девочку от собаки.

8. Вова поделился яблоком с другом.

9. Мальчики дерутся.

10. Дети мусорят на улице.

11. Оля хвастается перед друзьями новой куклой.

12Маша помогла Наташе одеться.

13. Коля и Артем собирают мусор на участке в детском саду.

14. Девочки и мальчики уважают и слушаются воспитателя.

— Молодцы, ребята, я вижу, что вы знаете о хороших и плохих поступках, и,надеюсь, что всегда будете поступать правильно. Пусть у вас будет чистая и добрая душа, и тогда Бог будет хранить вас и ваших родных! А когда вы придете с родителями в Богоявленский собор, не забудьте постоять у иконы Никиты Костромского и попросить у него здоровья и помощи для всех своих близких и для себя. И он обязательно поможет! Ведь Никита Костромской — наш небесный покровитель и защитник!

А теперь ребята прочитают вам стихотворение о Никите Костромском.

Есть у Костромы небесный покровитель,

От врагов защитник он и от бед хранитель.

Люди его любят, ценят, почитают,

Ласково Никитушкой его все называют!

Человек был праведный, а теперь святой,

Этот покровитель-Никита Костромской!

Любил и верил в Бога он и людям помогал,

Молился Богу, чтоб никто не плакал, не страдал,

Чтоб на земле всегда был мир, здоровы были все…

Он для людей построил храм на костромской земле!

Он проповедовал добро и веру в Бога,

Хотел, чтоб люди шли по праведной дороге,

Смиренный, добрый, с чистою душой-

Такой он был — Никита Костромской!

А монастырь тот до сих пор стоит,

Он красотой своею знаменит.

Блестят на солнце чудо — купола,

И каждый день звонят колокола.

Никита Костромской — наш покровитель,

А Богоявленский собор — его обитель!

Всегда мы будем помнить это имя,

Да будет Кострома богохранима!

В.: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. А я хочу подарить вам на память о нашем небесном покровителе значки с его изображением.

Никита костромской молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here