Молитвы на облачение

Святой текст: Молитвы на облачение специально для Вас!

Символ Веры

Облачение перед Литургией

1/Temp/moz-screenshot.png» />1/Temp/moz-screenshot-1.png» />

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан;» 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Это облачение происходит торжественнее, чем перед всеми другими
службами, ибо сопровождается чтением особых молитв над каждой одеждой.
В то время, как обычно священник лишь благословляет свои одежды и притом
надевает на себя только одну епитрахиль и поручи, а в более
торжественные моменты еще фелонь, перед литургией он облачается в
полное облачение, состоящее из:

1.подризника,
2.епитрахили,
3.пояса,
4.поручей,
5.фелони,
а если он награжден 6.набедренником и 7.палицей, то надевает и их.

В полное облачение священник облачается еще: 1. на Пасхальную заутреню
(«во весь светлейший сан»), как сказано в Триоди Цветной, 2. на вечерню
в первый день Пасхи, 3. на вечерню Великого пятка и 4. на трех утренях
в году перед выносом креста: на Воздвижение Креста Господня 14
сентября, на Происхождение честных древ 1 августа и в неделю
Крестопоклонную.
Но во всех этих случаях священник только
благословляет одежды и возлагает их на себя молча. Перед литургией же
он на каждую одежду произносит особые молитвенные слова, указанные в
служебнике (служебник — это книга, в которой излагаются неизменяемые
части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны
произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе
последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии
св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные
отделы)

Почему и зачем так?

чтобы отделиться не
только от других людей, но и от самих себя, ничего не напомнить в себе
другим похожего на человека, занимающегося обыкновенными житейскими
делами.

И произнося:
«Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя!»

священник и диакон берут в руки одежды.

Сначала облачается диакон: испросив благословение у иерея, надевает стихарь
блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в
напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с
саном священства, произнося при надевании его:

«Возрадуется
душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия
одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою
«.

(Т.е., «Возрадуется
душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою
веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту
украсил меня украшениями
«).

Затем берёт, поцеловав, «орарь»
— узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым
подаёт он знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ
к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к
ангельской быстроте и готовности во служении.
Ибо звание диакона,
что звание ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким
лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым
хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоустаго,
ангельское летание. Лентие это он, поцеловав, набрасывает себе на плечо.

После этого диакон одевает «поручи» (или нарукавницы), думая в этот момент о всетворящей, содействующей силе Божией; одевая правую, он говорит:

«Десница
Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи,
сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты
«.

(Т.е., «Правая
рука Твоя, Господи, прославилась силою: правая рука Твоя, Господи,
сокрушила врагов, и множеством Твоей славы уничтожила противников
«).

Одевая
левую, думает о самом себе как о творении рук Божьих и молит у Него же,
его сотворившего, да руководит его свышним Своим руководством, говоря
так:

«Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим«.

(Т.е., «Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня и я научусь Твоим заповедям»).

Священник облачается таким же образом.
В начале благословляет и надевает стихарь (подризник), сопровождая это теми словами, какими сопровождал и диакон;
но,
вслед за стихарём, надевает уже не простой одноплечный орарь, но
двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими
концами на груди его вместе и сходит в соединённом виде до самого низа
его одежды, знаменуя этим соединение в его должности двух должностей —
иерейской и диаконской. И называется он уже не орарём, а «епитрахилью».
Надевание епитрахили знаменует излияние благодати на священника и
поэтому сопровождается это величественными словами Писания:

«Благословен
Бог изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе,
сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его
«.

(Т.е., «Благословен
Бог, изливающий благодать Свою на Своих священников, как миро на
голову, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на края одежды его
«).

Затем надевает поручи с теми же словами, что говорил и диакон, и опоясывает себя поясом
поверх подризника и епитрахили, чтобы не препятствовала ширина одежды в
совершении священнодействий и чтобы этим выразить готовность свою, ибо
препоясывается человек, готовясь в дорогу, приступая к делу и подвигу:
препоясывается и священник, собираясь в дорогу небесного служения, и
смотрит на пояс свой, как на крепость силы Божией, его укрепляющей, для
чего и произносит:

Читайте так же:  Молитва на замужество Святой Екатерине

«Благословен Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя«.

(Т.е., «Благословен
Бог, дающий мне силу, сделавший путь мой непорочным и мои ноги быстрее
оленьих и поднявший меня на вершину. /Т.е. к Престолу Божьему/
«).

Наконец, надевает иерей «ризу» или «фелонь», верхнюю всепокрывающую одежду, знаменующую всепокрывающую правду Господню со словами:

«Священницы
Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию
возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
«.

(Т.е., «Священники
Твои, Господи, оденутся в праведность, и святые Твои радостью
возрадуются всегда, теперь и постоянно, и во веки веков. Истинно так
«.)

Иодетый таким образом в орудия Божии, священник предстоит уже иным
человеком: каков он ни есть сам по себе, как бы ни мало был достоин
своего звания, но глядят на него все стоящие во храме, как на орудие
Божие, которым управляет Дух Святый.

Священник и диакон оба омывают руки, сопровождая сие чтением 25-го псалма, от 6 до 12 стиха:

«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой» и пр.

Сделав по три поклона перед жертвенником, в сопровождении слов:

«Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя» и пр.,

священник
и диакон поднимаются омытые, усветлённые, подобно сияющей одежде своей,
ничего не напоминая в себе подобного другим людям, но уподобляясь
скорее сияющим видениям, чем людям.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан;» 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», диакон отвечает: «Аминь», — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10) [1].

Над епитрахилью священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс. 132:2) [2].

Священник над поясом читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (Пс. 17:33-34) [3].

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15:6-7) [4], — и на левую: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118:73) [5].

Если у священника есть набедренник, т.е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т.е. той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 44:4-5) [6].

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 131:9) [7].

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, а именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: «Господу помолимся, — Господи, помилуй».

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» (Пс. 25:6-12) [8].

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, а именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздУх. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. «

Читайте так же:  Молитва Святителю филарету митрополиту Московскому

Молитвы на облачение

Пред8 цrкими вратaми на пригот0вленномъ столЁ полагaютсz нHвыz nдє1жды, къ њсщ7eнію принесє1нныz, їерeй же въ є3пітрахи1ли и3 фелHни съ кади1льницею, и3сх0дитъ въ цrкіz двє1ри, и3 покади1въ кrтоwбрaзнw nдє1жды, nбhчнw начинaетъ:

Б lгословeнъ бGъ нaшъ: Чтeцъ: Ґми1нь: Ц Rю2 нбcный: Трис™0е. Џ§е нaшъ: Їерeй же: Ћкw твоE є4сть цrтво: Чтeцъ: ГDи поми1луй, в7i. Слaва, и3 нhнэ: Пріиди1те, поклони1мсz: три1жды.

И# pал0мъ рlв:

С E что2 добро2, и3ли2 что2 красно2, но є4же жи1ти брaтіи вкyпэ; Ћкw мЂро на главЁ, сходsщее на брадY, брадY ґарHню, сходsщее на nмє1ты nдeжды є3гw2: Ћкw росA ґермHнскаz, сходsщаz на г0ры сіHнскіz. ћкw тaмw заповёда гDь бlгословeніе и3 жив0тъ до вёка.

Слaва, и3 нhнэ: Ґллилyіа, три1жды.

Діaконъ: ГDу пом0лимсz.

Ли1къ: ГDи поми1луй.

Їерeй чтeтъ мlтву сію2:

Г Dи б9е вседержи1телю, и3значaла полє1знаz человёческому р0ду вс‰ дёйствуzй, хрaмы рук0ю человёческою сотворє1ннаz и4мени твоемY с™0му создaти, и3 ты6z въ слaву свою2 њсщ7aти, и3 мёсто селeніz слaвы твоеS нарицaти восхотёвый; и3 раб0мъ твои1мъ мwmсeомъ њдэ‰ніz ґрхіерє1йскаz, їерє1йскаz же и3 леv‡тскаz, и3 и3н†z разли6чнаz ўкрашє1ніz въ бlголёпіе и3 красотY с™и1лища и3 nлтарS твоегw2 бhти повелёвый: ўслhши млcтивнw нhнэ молє1ніz н†ша, и3 nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ], въ чeсть и3 слaву прес™aгw и4мене твоегw2, въ ўкрашeніе же и3 бlголёпіе служи1телємъ с™aгw твоегw2 nлтарS, и3 с™hхъ твои1хъ т†инъ ўгот0влєнныz, мн0ю смирeннымъ и3 недост0йнымъ раб0мъ твои1мъ бlгослови2, њчи1сти и3 њс™и2, ћкw да къ служeнію с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ, и3 ко всsкому славосл0вію прес™aгw и4мене твоегw2 достHйны бhти kвsтсz, и3 сщ7є1ннымъ служи1телємъ твои6мъ тёми њдэвaющымсz, да бyдутъ въ и3збавлeніе и3 покр0въ t всёхъ к0зней и3 соблaзнwвъ врaжіихъ, въ твоe же бlгоугождeніе, и3 дост0йное служeніе с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ, и3 въ снабдёніе твоеS бlгодaти и3 млcрдіz: бlгодaтію и3 щедр0тами, и3 чlвэколю1біемъ є3динор0днагw твоегw2 сн7а, съ ни1мже бlгословeнъ є3си2, съ прес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Їерeй: Ми1ръ всBмъ.

Ли1къ: И# дyхови твоемY.

Діaконъ: Главы6 вaшz гDеви приклони1те.

Їерeй же, прекл0нь главY, чтeтъ тaйнw мlтву сію2:

Видео (кликните для воспроизведения).

В Lко б9е вседержи1телю, всёхъ бlги1хъ подaтелю и3 њсщ7eніz и3ст0чниче, при1зри нhнэ на мlтву нaшу, и3 nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ ] въ ўкрашeніе и3 бlголёпіе сщ7eнныхъ служи1телей твои1хъ соwружє1нныz, бlгодaтію прес™aгw твоегw2 д¦а, њкроплeніемъ воды2 сеS сщ7eнныz бlгословeнны, с™ы и3 њсщ7eнны, и3 всёхъ тёми њдёющихсz достHйны с™ы6мъ твои6мъ тaйнамъ служи1ти, и3 тебЁ бlгоугождaти всегдA сотвори2.

И# возглашaетъ: Ћкw ты2 є3си2 њсщ7eніе нaше, и3 тебЁ слaву возсылaемъ со є3динор0днымъ твои1мъ сн7омъ, и3 съ прес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Їерeй же взeмъ сщ7eнную в0ду, кропи1тъ є4ю предлежaщыz nдє1жды, глаг0лz:

Њ сщ7aютсz nдє1жды сі‰ [и3менyетъ и5хъ ] бlгодaтію всес™aгw д¦а, њкроплeніемъ воды2 сеS сщ7eнныz, во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, ґми1нь. Три1жды.

И# ѓще ѓбіе літургисaти и4мать, не творS tпyста, сaмъ їерeй вн0ситъ и5хъ во с™hй nлтaрь, њблачaетсz въ нS, и3 слyжитъ: ѓще же служи1ти не и4мать, сотвори1въ nбhчный дневнhй tпyстъ, вн0ситъ | въ nлтaрь, и3 на с™0й трапeзэ полагaетъ.

Символ Веры

Указания для священно-служителей при Архиерейском служении на Божественной литургии

Проскомидия.

Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни.ФотоПо обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры.

Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: «Милосердия двери. «, архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: «Пречистому Твоему образу. «, «Милосердия сущи. » и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою. » Протодиакон же, по обычаю, читает: «Боже, ослаби, остави. » Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении:
Тон дэспотин. «Тон дэспотин кэ архиерея имон, Кирие, фалаттэ» (единожды).
Ис полла. «Ис полла эти дэспота» (трижды) («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета») и идет на средину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.
Облачение архиерея.

Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, * Эти возгласы служат завершением молитв на вход в храм, которые начинает архиерей обычно при приближении к храму, читая тайно: «Благословен Бог наш. «, тропарь храма и проч. панагию, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.
Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: Благослов и, Преосвященнейший Владыко, кадило. По благословении первый Диакон говорит: Господу помолимся, протодиакон же читает:
«Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою».

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причем диакон каждый раз произносит: «Господу помолимся», а протодиакон соответствующий стих.
Свыше пророцы. Да возрадуется. Певчие поют: «Да возрадуется. «, или другие положенные песнопения.
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию.
Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею. Протодиакон после возглашения диаконом «Господу помолимся», говорит велегласно евангельские слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Читайте так же:  Молитва по средам перед умыванием

Тон дэспотин. Певчие поют: «Тон дэспотин. «.

Архиерей осеняет на четыре страны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам.

Ис поллаПевчие на клиросе поют три раза: «Ис полла. «.

Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все поклоняются пред царскими вратами, а затем архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.
Часы.

«Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую»(Чиновник).

Начало литургии.

Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола через царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) — сосуд с ладаном.
Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило.»
Архиерей( влагая ложечкой ладан в кадило произносит): «Кадило Тебе приносим. »
Протодиакон: «Вонмем!»
Архиерей: «Мир всем. »
Первый диакон (чтец Апостола): «И духови твоему.»
Протодиакон: «Премудрость.»

Великий вход.

Освящение Даров.

Диакон возглашает на солее: «Станем добре. » и входит в алтарь.
Певчие поют: «Милость мира. «.
Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа. «.
Певчие: «И со духом твоим».
Архиерей (осеняя южную сторону): «Горе имеем сердца».
Певчие: «Имамы ко Господу».
Архиерей (осеняя северную сторону): «Благодарим Господа».
Певчие: «Достойно и праведно. «.

Архиерей и священники, приклонив главы, тайно читают молитву «Благодарим Тя. «.
Диаконы препоясуются орарями крестовидно.
Архиерей произносит возглас: «Благодатию и щедротами. «.
Лик: «Аминь».
Архиерей и священники тайно читают молитву «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш. «.

После молитвы протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют царские врата и закрывают их завесою.
Диакон на амвоне возглашает: «Вонмем» и входит в алтарь.Свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником также входит в алтарь.
Архиерей, сотворив три поклона с сослужащими, возглашает: «Святая святым».
Певчие поют: «Един Свят. «.

Причащение

Окончание литургии.

Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению: «Прости, приимше. » (если есть ставленник диакон, то ектению произносит он).
Во время ектений архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею Евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное Евангелие), которым при произнесении возгласа: «Яко Ты еси освящение наше. » архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антиминс.
Певчие: «Аминь».
Архиерей: «С миром изыдем».
Певчие: «О имени Господни».

Младший священник (если есть, то ставленник) целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит царскими вратами и становится на середине, ниже амвона.
Протодиакон (или диакон ставленник): «Господу помолимся».
Певчие: «Господи, помилуй».

Священник читает заамвонную молитву: «Благословляли благоловящия Тя, Господи. «.
Протодиакон, или диакон-ставленник, во время молитвы стоит пред иконой Спасителя воздев правую руку с орарем.
Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, складывает на краю престола крестообразно руки и полагает; на них главу.
Архиерей благословляет его над главою и читает над ним молитву: «Исполнение закона и пророков. «.
Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары.
Протодиакон при конце заамвонной молитвы входит в алтарь южною дверью к горнему месту, крестится и делает поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, через царские врата идет в алтарь, целует престол, становится на место и вместе с протодиаконом кланяется архиерею.
Певчие: «Буди имя Господне. «.
Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: «Благословение Господне на вас. «.
Певчие: «Аминь».
Архиерей (обратясь к востоку): «Слава Тебе, Христе Боже. «.
Певчие: «Слава, и ныне. Господи, помилуй» (трижды).»Владыко, благослови».

Архиерей лицом к народу произносит отпуст, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол и совлачается от священных одежд (пред престолом или справа от него).
Певчие: «Ис полла. «и многолетствование:» Великаго Господина. «.

Иереи, поцеловав престол и поклонившись архиерею, совлачаются также от священных одежд.
Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с архиерея священные одежды и полагают их на блюдо.
Протодиакон читает положенные при этом молитвы: («Ныне отпущаеши. «, тропари и проч., отпуст малый). Архиерей надевает рясу, возлагает на себя панагию, надевает мантию и клобук, принимает четки.
По малом отпусте архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре и исходит в царские врата на солею. Посошник подает ему жезл, архиерей молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери.
Певчие поют: «Тон дэспотин. «.

Архиерей благословляет народ общим благословением с амвона, затем с амвона или с кафедры благословляет в отдельности каждого из народа.
После благословения архиерей идет к западным дверям, становится на орлец, отдает жезл посошнику, иподиаконы снимают с него мантию.

Молитвы на облачение

МОЛИТВА НА ОБЛАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Как получилось, что на облачение самого характерного и, можно сказать, самого значимого предмета диаконского облачения — ораря, нет соответствующей молитвы? С молитвой надеваются и стихарь, и поручи, но не орарь. До никоновских справ молитва эта в наших Служебниках была (например, в Служебнике патриарха Иосифа (1647), которым пользуются старообрядцы), и выглядела так: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его».
Читайте так же:  Симеон мироточивый молитва от бесплодия

Надо заметить, что со временем традиция диаконского облачения вообще претерпевала различные изменения. В некоторых, притом древнейших ( XII — XV вв.), Служебниках чин облачения вовсе не упоминался. [1] Когда же облачение имело описание, то в разных списках сильно разнилось между собой. По-разному бралось облачение диаконом в руки, по-разному испрашивалось благословение на его облачение, разные читались при этом молитвы. Иногда во всё время облачения предлагалось читать 50-й псалом, иногда при облачении в стихарь: «Господи ниспосли ми благодать Святаго Твоего Духа от святыни Твоея и укрепи мя в предлежащую службу сию, да не осужденно предстану Твоему жертвеннику».

«По другому списку – диакон, взяв орарь в правую руку, а стихарь в левую, подходит к священнику и говорит: «Благослови, Владыко»; священник, знаменуя его: «Благословен Бог, изливаяй благодать»; диакон, сказав: «Аминь» и «Многая лета», облачается с чтением молитвы: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, воззри на мя грешнаго и недостойнаго раба Твоего, и меня одевающегося сею священною одеждою, укрепи святою Твоею благодатию, да неосужденно предстану святей Твоей трапезе и принесу Тебе безкровную службу, яко подобает Тебе всякая слава…» По некоторым – диаконом, по другим – священником во время облачения читается (поется?) архангельская песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, благословен грядый во имя Господне»; в одном списке – диакон, надевая орарь, читает «Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас». [2]

Известно, что Трисвятое, так же, как и ангельская песнь «Свят, свят, свят…» являются традиционными вышивками диаконских орарей. Можно предположить, что попали они на орари именно как молитвы, читаемые при их облачении. В настоящее время такая вышивка является последней (самой высокой) протодиаконской наградой.

Что касается самой молитвы, то представляется, что она положительно должна иметь место по важности такого предмета облачения, как орарь. Впрочем, некоторые диаконы и так её употребляют, будучи научены ей своими наставниками – старшими священнослужителями, которые сохранили эту традицию, как предание. Например, известный своей ревностностью по отношению к тонкостям богослужебного устава архимандрит Спиридон (Лукич), пишет в своих указаниях: «Ко орарю приглаголют стих сей ангельский еже: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». [3]

[1] Иеромонах Филарет, «Чин литургии св. Иоанна Златоустаго по изложению старопечатных, новоисправленнаго и древлеписьменных Служебников», М.1876, с.24.

[2] С. Муретов, «Исторический обзор чинопоследования проскомидии», М.1895, с.14.

[3] Архим. Спиридон (Лукич), «Проскомидия, или практическое руководство по совершению божественной литургии», М.2001, с.17.

Яко овча на заколение ведеся

Мы продолжаем наши беседы с Алексеем Кашкиным, заведующим кафедрой библеистики СПДС, кандидатом богословия, автором учебного пособия для духовных семинарий «Устав православного богослужения». Сегодня речь пойдет о подготовительной части Божественной литургии — о входных молитвах, облачении священников и проскомидии, символически изображающей Жертву Христову, Его страдания.

— Божественная литургия — особое богослужение, и именно поэтому перед нею положено совершать входные молитвы: перед вечерней, например, Устав входных молитв не предусматривает, священнослужитель просто входит в алтарь и начинает службу. Хорошо расслышать эти молитвы мы можем на архиерейском богослужении, потому что на нем они произносятся возгласно, т.е. громко. А традиция просить прощения у прихожан заставляет нас вспомнить слова Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Ведь Литургия — это жертвоприношение, Евхаристия — Бескровная жертва. Поэтому пастырь просит прощения у пасомых, прежде чем ее совершить.

— И вот, напутствуемые паствой священники или священник и диакон вошли в алтарь…

— …и совершают чин облачения. Чтобы совершить Бескровную жертву, пресвитер (священник) должен надеть все облачения, а не только фелонь, епитрахиль и поручи, как для иных богослужений. Он облачается в подризник и пояс, надевает поручи, епитрахиль, а если награжден набедренником или палицей, то и их. При этом он читает особые молитвы, основанные на текстах Священного Писания. Например, молитва на облачение в подризник — из книги пророка Исаии (61, 10): Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя; яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою. И лишь после этого начинается проскомидия — приготовительная часть Литургии. Подчеркнем, она совершается на жертвеннике — особом столе, который в современных православных храмах находится в алтаре, а ранее, в Средние века, стоял в отдельном помещении. Оно называлось предложение; греческий глагол «протифими», аналогом которого является славянское слово «предложение», означает «ставить перед», то есть мы поставляем наши дары пред Господом.

— Первая из используемых при проскомидии просфор называется агничной, а вырезаемая и извлекаемая из нее священником часть для Причащения — Агнцем. Уже из этого можно сделать вывод, что проскомидия символически изображает Жертву Христову…

— Да, это так. Проскомидия — это приготовление вещества, предназначенного к преложению в Плоть и Кровь Агнца Божиего, и при этом воспоминаются Страсти Христовы.

Действия священника во время проскомидии сопровождаются текстами Священного Писания. Прорезая каждую из четырех сторон Агнца, священник произносит слова из 53-й главы книги пророка Исаии (7, 8), провозвестившего страдания Сына Божиего. При первом разрезе просфоры произносится яко овча на заколение ведеся, затем, при втором прорезании просфоры — яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих, при третьем — во смирении Его суд Его взятся, при четвертом — род же Его кто исповесть? Вынимая копием Агнец из просфоры, священник произносит яко вземлется от земли живот Его(Ис. 53, 8). Затем Агнец надлежит надрезать крестообразно со словами «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирской живот (за жизнь мира) и спасение». Благодаря этому крестообразному надрезу священник сможет позже — уже во время Литургии верных, после Великого входа, на престоле — преломить Агнец на части для Причащения Святых Таин.

Читайте так же:  Знамение икона молитва

Затем священнослужитель произносит слова из Евангелия от Иоанна: Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19, 34–35) — и прободает копием верхнюю правую сторону Агнца.

После того как вынут из агничной просфоры Агнец, диакон обращается к священнику со словами «Благослови, владыко, святое соединение» и вливает в потир вино и воду; потир наполняется земным веществом, предназначенным для преложения в Его Кровь.

— Кроме Агнца, используется ведь еще четыре просфоры: что, вернее, кого они символизируют?

— Да, затем вынимается частица из второй используемой на проскомидии просфоры — Богородичной, просфоры в честь Пресвятой Богородицы. Эта частица помещается на дискос слева от Агнца, то есть справа относительно Лика Христова — в знак того, что Богоматерь стоит одесную Сына Своего. Об этом говорят и слова из псалма Давида, произносимые священником: предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10). Слева же выкладываются девять частиц из третьей просфоры — девятичинной: первая частица — в честь святого Иоанна Предтечи, вторая — в честь ветхозаветных пророков, третья — в честь апостолов, четвертая — в честь святителей, пятая — в честь мучеников, шестая — в честь преподобных, седьмая — в честь бессребреников и чудотворцев. Вынимая восьмую частицу из просфоры, священник поминает тех святых, память которых совершается сегодня, и тех, во имя которых освящен храм, а также святых Богоотец Иоакима и Анну, родителей Богородицы, и равноапос­тольных святых. Девятая частица вынимается в честь авторов Литургии — святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста или апостола Иакова (древняя Литургия, составленная им, традиционно совершается в день его памяти).

Далее наступает черед четвертой и пятой просфор. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Литургией записки о здравии: из нее вынимаются частицы за живых, за ныне живущих членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Эти частицы выкладываются внизу, как бы у подножия Агнца; это называется заздравный ряд. Если в храме много народа и подано много записок, частицы за поминаемых живых могут выниматься и из дополнительных просфор.

Ниже, под заздравным, выкладывается ряд заупокойный — пятая просфора, и наши записки об усопших. Наконец, священник вновь берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

— Насколько это важно — подавать записки за других людей, за ближних и дальних? Может быть, это необязательно, если мы и так за них молимся?

— Это поминовение в Церкви считается самым действенным. К сожалению, не все это понимают, многим кажется, что важнее подать записку на молебен — может быть, еще и потому, что на молебне имена поминаемых возглашаются, а на проскомидии все происходит тихо, за закрытыми Царскими вратами. Но ведь после Причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в чашу с молитво­словием «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». После Литургии, когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, диаконом потребляются и эти частицы.

— Чем же завершается проскомидия?

— В завершении проскомидии чаша — потир и дискос — покрываются покровцами, причем на дискос предварительно устанавливается звездица, предохраняющая частицы от соприкосновения с тканью. Затем все вместе — дискос и потир — накрывается воздухом. И священник читает молитву, в которой приготовленное для преложения в Кровь и Плоть вещество именуется предложением: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие, и приими е в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, яко благ и человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодествии Божественных Твоих Таин». На архиерейском богослужении эту молитву читает архипастырь во время Великого входа, то есть тогда, когда Честные Дары перемещаются на престол для преложения. После отпуста («Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Своея Матере…») проскомидии диакон начинает полное каждение храма.

— Расскажите, пожалуйста, о тех продуктах (ведь это действительно продукты человеческой деятельности), которые используются для Бескровной Жертвы,— хлебе и вине. Какие требования предъявляются к ним?

— В «Учительном известии» — это сборник различных предписаний, появившийся в XVII веке,— говорится, что вино должно быть красным, виноградным и не перекисшим, хлеб — из чистой пшеничной (не ржаной) муки и квасной. В Католической Церкви используется не квасной хлеб, а опреснок в виде облатки; это объясняется тем, что Сам Спаситель на Тайной вечере использовал именно опреснок, ведь Пасха иудейская была праздником опресноков; Сам Бог не велел Моисею и ведомому им народу есть квасное, когда выводил евреев из Египта (см.: Исход 13, 6–7). Но наша практика восходит к практике древней христианской Церкви, к той Евхаристии, которую совершали святые апостолы; христиане, их ученики, приносили хлеб из своих домов (само слово «просфора» означает «приношение»), и этот хлеб был квасным. Основополагающий принцип: Богу в жертву приносится все лучшее.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 23 (523)

Видео (кликните для воспроизведения).

Беседовала Марина Бирюкова

Молитвы на облачение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here