Молитвы грешников Бог не слышит

Святой текст: Молитвы грешников Бог не слышит специально для Вас!

Молитвы грешников Бог не слышит

Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?

В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.

Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.

Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:

Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.

Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.

В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.

Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.

Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».

Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).

Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Молитва грешников и нечестивых в Библии

Мы собрали для вас практически все библейские стихи, которые показывают, что Бог не слушает молитвы нечестивых и грешников.

45. И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.
(Книга Второзаконие 1:45)

26. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом…
(Книга Второзаконие 3:26)

42. Они взывают, но нет спасающего, — ко Господу, но Он не внемлет им.
(Вторая книга Царств 22:42)

9. Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда?
(Иов 27:9)

12. Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей.
13. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.
(Иов 35:12,13)

42. они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им…
(Псалтирь 17:42)

18. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.
(Псалтирь 65:18)

24. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25. и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27. когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
(Притчи 1:24-28)

8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
(Притчи 15:8)

29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
(Притчи 15:29)

13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
(Притчи 21:13)

27. Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
(Притчи 21:27)

9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.
(Притчи 28:9)

15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
(Исаия 1:15)

19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.
(Исаия 45:19)

2. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
(Исаия 59:2)

11. Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их.
(Иеремия 11:11)

12. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
(Иеремия 14:12)

1. И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут.
(Иеремия 15:1)

17. Как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их.
(Иеремия 18:17)

8. и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою…
(Плач Иеремии 3:8)

18. За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их.
(Иезекииль 8:18)

3. сын человеческий! говори со старейшинами Израилевыми и скажи им: так говорит Господь Бог: вы пришли вопросить Меня? Живу Я, не дам вам ответа, говорит Господь Бог.
(Иезекииль 20:3)

31. Принося дары ваши и проводя сыновей ваших через огонь, вы оскверняете себя всеми идолами вашими до сего дня, и хотите вопросить Меня, дом Израилев? живу Я, говорит Господь Бог, не дам вам ответа.
(Иезекииль 20:31)

6. С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них.
(Осия 5:6)

4. И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них на то время, как они злодействуют.
(Михей 3:4)

12. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
13. И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф.
(Захария 7:12,13)

9. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
(Малахия 1:9)

11. Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.
12. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу.
13. И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.
(Малахия 2:11-13)

31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
(Св. Евангелие от Иоанна 9:31)

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
(Послание Иакова 1:6,7)

3. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
(Послание Иакова 4:3)

7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
(Первое послание Петра 3:7

Ключ к Отечнику святителя Игнатия (Брянчанинова)

1. Какое прошение в молитвах бывает исполняемо Богом и какое низводит гнев Божий?

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский).

Читайте так же:  Молитвы от рака кому помогли

Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский).

2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом?

Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).

3. Чья молитва бывает исполняема Господом?

Сказал авва Исаия: кто ищет Господа с болезнею сердечною, того молитве Господь внимает и исполняет прошение его, если они приносятся в духовном разуме, если молящийся в сокрушении духа заботится о спасении своем, если не опутывается ничем мирским, если трудится в страхе Божием по силам своим о том, чтоб представить душу свою непорочною на суд Божий.

4. Оказывал ли Господь свою помощь тем, кто искренно обращался к Нему в скорби с молитвою?

Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: Господи, Боже мой! молю Тебя, не погуби создания Твоего! – и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери, отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал: нет. Так и ты, сказал ему авва Антоний, достигнешь в подобную меру бесстрастия, – что и исполнилось.

Читайте так же:  Молитва на любовь женщины к мужчине

5. Слышит ли Господь тех, кто любит свои похотения?

Не люби похотений; любящего похотения свои, когда он просит что у Бога, Бог не слушает. (Антоний Великий).

6. Угодны ли Богу молитвы человека, который питает в сердце своем злобу на ближнего и желает мщения?

Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. (Авва Исаия).

7. Слышит ли Бог молитву человека, который молится не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений и не из сердца смиренного и сокрушенного?

Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим всеусердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими, как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу. (Авва Исаия).

8. Почему иногда Господь медлит исполнять наши молитвы и должно ли допускать скорбь об этом?

Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (Преп. Исаак Сирский).

9. Должно ли допускать печаль, когда во время молитвы об освобождении тебя от угнетающей греховной брани бываешь не услышан Богом?

Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь не услышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: «освободи меня от того-то или даруй мне то-то». Говори в молитве твоей так: «Господи Иисусе Христе! помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! К Тебе прибегохом: не оставь меня; исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! спаси меня по великой милости Твоей: да постыдятся и посрамятся вси восстающий против меня, ищущии душу мою, изъяти ю. Господи! все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святого Духа во веки». Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушениям совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. (Авва Исаия).

Читайте так же:  Молитва о принятие на работу

10. Почему необходимо усиленно молиться Богу, когда в нас появляется благое желание и почему иногда Господь не поможет человеку, хотя он и желает доброго и всякое ли благое желание входит в сердце человека от Бога или же оно может приходить и от диавола?

Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Ответы на вопросы

В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.

Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.

Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:

Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.

В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.

Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.

Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».

Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).

Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Кого «слушает» Бог?

Как полезно вчитываться в Евангелие! И среди множества причин этой необходимости есть вот какая: даже далекий от Церкви человек так или иначе слышит евангельские цитаты, которые звучат и в речах знакомых, и на страницах прессы, и с экранов телевизоров… – но есть слова, которые почему-то звучат гораздо реже, и гораздо меньше людей о них знает, между тем как эти слова важны ничуть не меньше других, общеизвестных, слов.

И вот почему я заговорил об этом.

Абсолютное большинство людей, приходящих в храм впервые, – это те, у кого в жизни случилась какая-то беда… возникла проблема… началась полоса неудач…. Словом, большинство приходящих в церковь «извне» – это люди, столкнувшиеся с теми или иными трудностями и желающие обратиться за помощью в разрешении этих трудностей к Богу.

И вот мы читаем в Евангелии: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9: 31). Эти слова сказал некогда слепец, исцеленный Господом, сказал о Христе и, конечно, сказал по наитию Духа Святого.

Эти слова важны для всех считающих себя православными, так что постараемся понять их как можно более ясно и полно. Итак, грешников Бог не слушает. Что же это значит? Ведь все мы без исключения – грешники, и даже святые люди не лишены греха. Это вообще распространенное заблуждение – считать, что святой человек – это человек безгрешный. Безгрешных людей на земле не существует вовсе. Подтверждение этому мы находим во многих местах Священного Писания. Так, еще псалмопевец Давид говорит, что «всяк человек ложь» (Пс. 115: 2). И Господь обвинителям блудницы, среди которых были самые авторитетные и «безукоризненные» в нравственном отношении люди, предложил бросить в женщину камень, если они не имеют греха. И все, начиная с авторитетнейших учителей, осознавая свою греховность, разошлись… И апостол Павел в подтверждение всеобщей нашей греховности говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Ему вторит апостол Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1: 8).

Читайте так же:  Молитвы на рождество Богородице

Словом, все мы, живущие на земле, – люди грешные. Но как же понять тогда слова о том, что грешников Бог не слушает? Что же получается: нет смысла нам обращаться к Нему за помощью? А как же слова Господа о том, что без Него мы не можем делать ничего (см.: Ин. 15: 5)?

Вот это очень важный момент. Потому что когда заходит речь о греховности человека, то необходимо сказать и о множестве степеней греха, о множестве и разнообразии греховных состояний. Так, закоренелый преступник, не боящийся ни Бога, ни людей, и какой-нибудь праведник, живущий в скудости в монастыре и молящийся за весь мир, – оба они люди грешные, но степени их греховности разные. В Церкви существует понятие так называемых смертных грехов, то есть грехов, совершенно возобладавших над человеком, обретших над ним власть и влекущих его к погибели. А это вообще последняя и естественная цель греха – погибель человека, и не только телесная, но и духовная, что неизмеримо страшнее. Как и говорит об этом апостол Иоанн: «Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5: 17). Так вот, несмотря на то, что закоренелый злодей уже находится в преддверии смерти, а праведник пребывает в преддверии вечной жизни, оба они – грешники в очах Божиих.

Здесь все дело в том, с чем или с кем себя сравнивать. Закоренелый, нераскаявшийся грешник, как бы ни были ужасны его грехи, словно бы смотрит в ад и сравнивает себя с теми, кто уже действительно по своей жизни, по поступкам находится в самых его глубинах. И видя примеры поведения адского, этот грешник успокаивает себя, мысля, что он еще не так плох, как какие-нибудь явно демонические личности; или же он постоянно старается оправдать свое греховное поведение и в этой лукавой хитрости достигает воистину бесовского мастерства. Надо ли говорить, что такую «премудрость» и дают человеку сами бесы, которые как огня боятся покаяния и всеми силами стараются грешника от этого покаяния отвести?

Не так бывает с праведником, который непрестанно взирает на высоту небесную и сетует и плачет о своей нечистоте и греховности именно в сравнении с чистотой и святостью Самого Бога. Поэтому нет никакого лукавства в том, что праведник совершенно искренне считает себя грешником. Просто грех для него – это не только какой-то явный и грубый проступок, но и всякое движение души, сердца, всякое неосторожное слово или мысль, несогласные с той святостью, с той чистотой и любовью, к которой призван человек Богом.

Итак, мы видим, что все люди грешны, но есть великая разница между греховностью закоренелого злодея и греховностью праведника. Но вот что самое удивительное: оказывается, даже не это является главным критерием в определении того, кого Бог «слушает», а кого нет.

Главным условием того, чтобы нас услышал Бог, является наше покаяние, сокрушение о своих грехах, и вот тут возможны удивительные метаморфозы. Страшного разбойника и злодея, если он от всего сердца с покаянием и плачем о своих грехах обратится к Богу, – Бог «услышит», а от великого праведника, если он утратит это покаянное осознание своей греховности, – Бог может отступить в мгновение ока, и мы знаем немало примеров этому из истории Церкви. Это страшная опасность для каждого, кто стремится быть «причастником Божеского естества», и это главное, на что должен обращать пристальное внимание всякий желающий быть услышанным Богом. Не случайно первыми словами, которые произнес Господь, выйдя на проповедь, были слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Но что значит быть «услышанным» Богом? Разве может хоть что-то укрыться от Его всеведения? Конечно, нет! Он знает все, даже такие глубины нашей души, о которых мы сами порой не догадываемся. Но когда говорится о том, что Бог «слушает» или «не слушает» того или иного человека, речь идет о том, насколько сам человек желает вступить в живое и действительное общение со своим Творцом, насколько он способен воспринять ту благодать, которую Господь с любовью готов отдать каждому, только бы сам человек стремился к ее восприятию.

Можно сказать, что когда благодать осеняет человека, преображает, обожает его, тогда и «услышал» Бог человека, и именно тогда человек становится в полном смысле счастлив, в каких бы внешне трудных и тесных обстоятельствах он ни находился. И только тогда понимает человек со всей очевидностью, что именно единство с Богом и есть крайнее, высшее пожелание его человеческой жизни. Так что осенение благодатью человек и осознает как «услышание» его Богом, как ответ на самые сокровенные чаяния и устремления своего сердца.

Читайте так же:  Святой алексей молитва ему

А еще Бог «слушает» человека в том смысле, что исполняет просьбы почитающего Его, поступающего по Его правде. И здесь тоже речь идет о единении человека с благостью Божией, о последствиях этого единения. Добрый человек и пожелания имеет добрые, благие, более того – согласные с волей Божией, вот почему эти пожелания исполняются. Больше того, человек, проявивший усердие и постоянство в служении Богу, получает особую благодать вмешиваться в естественный ход вещей, разрывать греховные связи и их последствия, потому что и скорби, и страдания, и сама смерть – это все проявления действия греха в этом мире. Благость же действует обратным образом, даруя радость, утешение и жизнь с избытком. Как и Господь говорит: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин. 14: 12).

Когда Господь говорит, что даже малая вера способна ввергнуть гору в море, Он говорит о том, что истинная вера соединяет человека с Богом. Воля человека тогда становится полностью согласной с волей Отца Небесного и является как бы ее продолжением. Богу же возможно все, и если Он захочет – «побеждается естества чин». Сказать горе: «Ввергнись в море», – истинно верующий человек сможет только тогда, когда этого захочет Господь. А уж если Господь захочет, то гора действительно ввергнется в море.

Думается, об этом же говорил Спаситель, когда сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17).

Так что и внешние обстоятельства жизни человека часто меняются кардинально, если человек с верой, в покаянии своем обратился к Богу, потому что благость Божия изливается тогда на всю жизнь человека во всей ее многосложности. Только сам человек ни в коей мере не считает уже это внешнее изменение жизни главным. А главным он считает уже только единство с Богом, которым дорожит как главным сокровищем своей жизни и которого боится лишиться больше всего на свете.

Но, приходя в храм из-за каких-то трудных и мучительных обстоятельств, наступивших в жизни, человек еще иначе смотрит на отношения с Богом: он в первую очередь просит у него разрешения своих проблем, избавления от скорбей. И Господь, желая исправления жизни человека, желая избавления его и его близких от многих бед, указывает ему путь этого избавления – путь к доброй и мирной жизни.

«Чтить Бога и творить волю Его» – вот как обозначен этот путь; он определен как правило, соблюдая которое человек не лишится помощи Божией. Но что значит «почитание Бога»? Это очень важный вопрос. Этим словом почитание определены не какие-то внешние, формальные действия, не исполнение каких-то определенных предписаний и правил, а самое главное – расположение сердца человеческого, его живое стремление познать волю Бога и исполнить ее. Сам Господь говорит об этом много раз, например и такими словами: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23: 26). Вот мимо этих чрезвычайно важных слов многие и проходят, обращая внимание лишь на внешнее исполнение каких-то обрядов и предписаний. А между тем без сокрушения о своих грехах, без живого и искреннего устремления к Богу, без желания теснейшего общения с Ним всё другое теряет смысл.

Так что именно из почитания Бога, из осознания, что только Он является законодателем жизни – как в повседневном, так и в высшем, духовном ее измерении, из стремления осознать и исполнить волю Божию – и рождается действительное «слушание» человека Богом.

Но в чем же состоит воля Божия? Апостол Павел с предельной ясностью говорит об этом так: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Но каким же образом освящается человек? Только тогда, когда стремится к этому освящению, когда стремится быть причастником света, все делает для того, чтобы исполниться этого света. И главное средство – это покаяние, плач о своих грехах, сокрушенное умиление, а в более широком смысле – перемена жизни. Под этим понимается не только «переломный момент», когда человек осознает свою жизнь как греховную и полагает начало исправлению, но и постоянный труд над своей душой, над своей жизнью, повседневное и последовательное приближение к Богу в своих чувствах, мыслях, словах и поступках, что происходит, когда человек сообразуется с духом евангельским, поступает и живет по заповедям Божиим. Это устремление чрезвычайно важно, и именно желание приблизиться к Богу, сделаться способным к общению с Ним, желание святости и есть собственно покаяние в значении постоянного преображения, обновления жизни.

Итак, вот кого «слушает Бог». Того, кто по настоящему не равнодушен к своей душе, к ее вечной жизни, кто ищет Бога всем сердцем и всей душой, чтит Его, то есть с благоговением и со всей полнотой внимания и серьезности сверяет свои чувства, помышления, слова и поступки с Божиим законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Того «слушает Бог», кто старается исполнять Его волю, прилагая все возможные усилия к освящению своей жизни, не надеясь, впрочем, на себя, но на Бога, на Его помощь, в то же время не забывая и о том, что наши усилия определяют меру нашей веры, нашей устремленности к Богу, нашего желания быть с Ним в вечности.

Молитвы грешников Бог не слышит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here