Молитва в монастыре

Святой текст: Молитва в монастыре специально для Вас!

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

  • Расписание Богослужений
  • Фотогалерея
  • Памяти невинно пострадавших
  • Летопись монастыря
  • For missionaries
  • Святыни
  • Контактная информация
  • Просьба о молитве
  • Заказ треб
  • Молитвослов
  • Новости
  • Душеполезное чтение
  • ВИДЕО
  • Почему ты еще не крещен?
  • Объявления

Новости

  • Как мы ездили в Бугуруслан
  • 03 Ноябрь 2019

Общий молебен с водосвятием проходит по понедельникам, после литургии.

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017

Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

Карта Сбербанка 4276460013808097

Оставить просьбу

Георгий спрашивает:
Прошу молитв о вразумлении Георгия и Евы, чтобы Господь примирил их, ниспослал мир, любовь и согласие в их семью, умягчил их сердца и наполнил любовью, чтобы Господь даровал им благодать свою и истинное покаяние и оградил их семью от влияния злых духов.

Ирина спрашивает:
Прошу молитв о рабах божьих Натальи ,Лидии ,Дарьи ,Владимиру ,Ирины,Марины за здравие ,чтоб было все хорошо за ранее огромное вам спасибо

Ирина спрашивает:
Прошу молитв о рабе божьей Ирине ,чтоб беременность шла хорошо и чтоб роды прошли блогаполучно

Юлия спрашивает:
Дорогие сестры, сердечно прошу ваших святых молитв о здравии рабов Божьих Владимира и Валентины, моих родителей. В последнее время сильно болеют. Спаси Господи за ваш молитвенный труд!

Сергей спрашивает:
О здравии: игумении Тавифы, протоиерея Леонида, иерея Димитрия, иерея Владимира, иерея Святослава, иерея Вадима, иерея Мариана, иеродиакона Стефана, матушки Ольги, Александра, Лидии, Сергия (о даровании супруги, если есть на то Воля Божия), Сусанны, учащей и труждающейся во духовному училище Марии, Павла, Наталии, Константина, Зинаиды, Христины, Ники, Калерии, Ларисы, болящей Валентины, Нины, Лии, Серафимы (о Божией помощи в учении), болящей Галины, Мариам, Людмилы, болящего Евгения, Златы, Антонины, Явора (Болгарская Прав. Церковь), Вероники, Емилии, Милицы, Таисии, Инны. Спаси Вас Христос! С предстоящим праздником Казанской иконы Божией Матери! И прошу простить за столь большой список! 🙂

Ирина спрашивает:
Прошу ваших молитв за упокой рабов божьих Александра, Александры, Александры,Петра ,Михаила ,Михаила Вячеслава ,Владимира ,Александра ,Антонины пусть земля им будет пухом

Ирина спрашивает:
Уважаемые сестры помолитесь за рабу божью Дарью ,чтоб у нее прошла шишка ,за ранее спасибо

Ирина спрашивает:
Добрый вечер ! Уважаемые сестры помолитесь за рабу божью Ирину,чтоб у нее протекали хорошо беременность спасибо вам огромное

Георгий спрашивает:
Прошу молитв за мир в семье Георгия и Евы, чтобы Господь помиловал нас, избавил от гордыни и бесовского воздействия и даровал покаяние.

Ирина спрашивает:
Уважаемые сестры помолитесь за рабу божью Ирину чтоб беременность прошла хорошо и ,чтоб не было выкидыша и чтоб родился здоровенький малыш и помолитесь за здравие рабов божьих Натальи ,Лидии Дарьи ,Владимира большое вам спасибо

Миру ничего не нужно от монаха больше, чем молитва

В дни Рождественских чтений, которые проходили в этом году в стенах Сретенской обители Москвы, мы попросили настоятеля монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке архимандрита Иоакима (Парра) ответить на насколько вопросов о современных особенностях монашеской жизни.

– Отец Иоаким, какие черты, на Ваш взгляд, отличают современное монашество?

Господь говорит нам, что мы в мире, но не от мира. Монашеская брань – в том, чтобы удалить себя из мира для общения с Богом и братьями и одновременно присутствовать в мире, свидетельствуя о Христе. Мы не можем позволить, чтобы окружающая обстановка контролировала нас. Мы вынуждены бороться за то, чтобы быть наедине с Богом, находясь вместе с другими людьми. Но самое сложное для современных монахов – это простота. Наш мир настолько технологичен, что мы привыкли постоянно что-то делать – это естественная тенденция – а нам надо учиться быть. Проблема, которая стоит перед современным монахом, – научиться быть с Богом и ближним.

В чем же состоит наша брань сегодня? Как осуществить ее? Брань древних и современных монахов совершенно одинакова, разница заключается лишь в том, что у нас слишком много всего есть и мы практически лишены возможности оставаться наедине с собой. Мы не можем пройти несколько километров, чтобы оказаться в пустыне. В нашей стране, даже уезжая далеко в горы, туда, где, кажется, никого не должно быть, обязательно услышишь телефонный звонок, увидишь самолет и туристов с палатками. Так что брань одна и та же, но облик, который она принимает, отличается от прежнего.

– Современный человек привык находиться в информационном пространстве. Присутствовать в этом пространстве важно сегодня и для Церкви. Это дает возможность людям получать объективную оценку о происходящих в Церкви и обществе событиях, но главное – свидетельствовать о Христе, используя для этой цели современные средства. У многих монастырей на канонической территории Русской Православной Церкви есть сайты. Но насельники монастырей, получая послушание трудиться в интернете, нередко огорчаются. Они хотели удалиться от мира, а такое послушание возвращает к мирскому образу мыслей. Можно ли как-то помочь им в этой ситуации?

– Если человек не живет молитвенной жизнью, если он по-настоящему еще не стал монахом, он будет разрушен, работая для мира. Например, если вы раньше были алкоголиком, алкоголь сломал вашу жизнь, но благодатью Божией и с помощью людей вы научились не пить, живете трезвым, скажем, пять лет, и кто-то говорит вам: «Теперь ты пойдешь работать с алкоголиками, потому что 30 лет ты пил, но целых пять лет ведешь здоровый образ жизни, значит сможешь рассказать алкоголикам, как изменить себя». Но тот, кто был алкоголиком, должен помнить: то общее, что есть у него с другими алкоголиками, это алкоголизм, а не трезвость. Вернуться к алкоголизму у бывшего алкоголика больше шансов, чем изменить жизнь алкоголиков.

Читайте так же:  Молитва о здравии семьи

Монах, когда получает послушание работать для мира, должен помнить, откуда он пришел. То общее, что есть у него с людьми из мира – это мир, а не Бог. И если он хочет сохранить монашескую жизнь, которую обрел, то не должен позволять миру возвращать себя в прошлое. Так что это очень деликатная и сложная ситуация.

Да, Церковь должна быть той структурой, которая проповедует, учит и предоставляет информацию о себе, но люди, руководя этим процессом, должны принимать во внимание, могут ли те, на кого возложено такое послушание, понести его.

– Это касается любого послушания, связанного с социумом?

– Если монах принимает работу для мира как послушание и постоянно помнит, что это не его инициатива, а делание ради Христа и Церкви, тогда любое послушание может быть благословенным занятием для него. Мы должны быть в непрерывном диалоге с нашими духовными наставниками, настоятелем, архиереем. Это нелегко, потому что работа может подменить собой жизнь, но это не жизнь, а мы всего лишь люди; монахи – люди, и должны помнить не только о сильных сторонах своей натуры, которые нам дал Господь, но и о своих слабостях, и не принимать на себя больше, чем то, с чем мы можем справиться.

Я думаю, что миру ничего не нужно от монаха больше, чем молитва. Нет такой работы, которая не могла бы быть выполнена монахами лучше, чем молитва. Посвящение себя пребыванию наедине с Богом бесценно. Никакая другая работа не может быть важнее этого служения, но осознание этого не приходит без молитвы.

Мы становимся очень прагматичными порой: видим необходимость в заботе о Церкви, монастырях. Конечно же, это важно, но, тем не менее, это нельзя сравнить с ценностью того, ради чего мы стали монахами. Мы пришли сюда, чтобы быть противоположностью миру: его ценности и заботы – это не наши заботы и ценности, и в действительности ценности и заботы мира не являются ценностями и заботами христианина вообще.

Для нас как для монахов сложно быть погруженными в деятельность, которая требует времени и сил. Духовно мы находимся в лучшем состоянии, когда мы бедны, нежели когда богаты и источник и цель нашей жизни удаляется от нас. Мы знаем, что когда мы послушливы, мы приближаемся к цели монашеской жизни, и все же более всего мы нуждаемся в молитве, посредством которой происходит возрастание в монашестве.

Если у человека есть жена и дети, и он работает только ради того, чтобы содержать их, подолгу задерживается на работе, не видит своих детей кроме того времени, когда они спят, не бывает со своей женой, – то даже если он предоставляет еду и кров своей семье, взаимоотношения начинают страдать, потому что есть вещи более важные, чем материальные нужды. Время, проведенное вместе, любовь, взаимное уединение – без всех этих вещей человек неизбежно задается вопросом: а зачем я нахожусь в браке? То же самое для монаха: если я не могу молиться, не могу ходить на службы, для чего я здесь? Ведь вся эта работа может быть выполнена и мирянином.

– Еще один вопрос также связан с современными особенностями монашества. В нашей стране в последнее время регулярно проходят монашеские форумы. Есть люди, которые смущены этим и полагают, что не монашеское дело собираться для решения каких бы то ни было проблем. Как Вы думаете, не вредят ли такие собрания духовной жизни насельников монастырей?

– Разумеется, хорошо, когда что-то организовано с целью разрешить жизненные вопросы людей. Есть много разных образов монашеского жития. Кто-то живет в лесу один, и это важно для Церкви. Не только для спасения конкретно этого человека, но и для осознания присутствия Бога, для Церкви как таковой. Есть монашествующие, которые призваны служить в священническом сане, и это также важно. Есть те, кто живет в больших сообществах, занимается преподавательской деятельностью или работой. Для всех этих людей монашеские форумы могут быть очень важны, потому что они помогают осознать, в чем заключается проблема. Но это лишь начало. Как сделать так, чтобы осознание присутствия Бога стало непрестанным предметом размышления каждого из нас?

Центр внимания всегда должен быть на том, что мы принадлежим Богу. Главные наши взаимоотношения это взаимоотношения с Богом. Я встречал монахов и монахинь, которые были пострижены в мантию, но говорили, что не умеют молиться: «Я не знаю, что делать, я не могу сидеть в церкви или в своей келье в одиночку. Я читаю молитвы, но я не знаю, что я делаю. Мне хорошо, когда я работаю». Для меня это сродни тому, как если бы муж сказал, что он не умеет говорить со своей женой. Он работает для своей семьи, потому что хочет быть любящим супругом, но не знает, как быть с ней, не знает, как говорить с ней. Взаимоотношения между ними есть, но они не развиты. Монахи, которые могут работать и не могут молиться, которые хотят быть вовлеченными в разнородную деятельность в миру и монастыре, не развиваются в монашестве. Нужно расти в этой жизни, чтобы взаимоотношения с Богом были полными. Для этого необходимо, чтобы монахи, которые знают, как молиться, посвятили бы время тому, чтобы обучать тех, кто не умеет молиться. Это обучение происходит не в классах, не с помощью книг и не на компьютере. Оно осуществляется посредством присутствия с теми, кто молится, в жизни, в общении, через пребывание с теми людьми, которые уже нашли источник своей жизни.

Читайте так же:  Молитва при опущении желудка

– Расскажите, пожалуйста, как проходит день в Вашем монастыре, как Вы общаетесь с братией, как вы молитесь вместе?

– Я верю, что настоятель – это не позиция привилегированного. Как настоятель ты должен прежде всего быть первым монахом: должен быть в церкви первым, а не последним, должен бывать на службах и не пропускать их ради других занятий. Независимо от того, как ты себя чувствуешь, ты встаешь и идешь в церковь. Это значит и то, что ты постоянно доступен для братии, что выполняешь свое послушание, в чем бы оно не заключалось. Если ты физически способен, ты работаешь: моешь пол, чистишь одежду, готовишь еду, потому что, во-первых, ты монах. И если ты делаешь это, монахи постоянно видят тебя как пример для подражания.

Члены нашей общины – это люди разных национальностей, разного образования, разного социального статуса. Мы пришли из мира, исполненного комфорта. Но мы также пришли из того мира, который ничего не знает о любви: где разрушенные семьи, семьи с дисфункциональными отношениями, половой распущенностью, аддиктивным поведением родителей и детей. Мир наполнен сломленными людьми, ищущими Бога. Они нуждаются в исцелении. Прежде чем с ними можно будет что-то делать, их нужно исцелить. Христос выбрал Своих апостолов как учеников, и они жили вместе как семья. Мы тоже стараемся жить как семья: вместе работаем, молимся, учимся. Пытаемся понять, что означает жить во взаимоотношениях любви.

Наш день начинается утреней в шесть утра по вторникам и четвергам. После утрени мы завтракаем, потом занимаемся и после занятий, в полдень, читаем часы, потом обедаем. После обеда – работаем; в зависимости от вида работы, в три или четыре часа заканчиваем ее. В пять часов вечерня, после которой ужин. Потом убираем дом, моем посуду. В 19.30 – повечерие, и все начинается заново. В среду и пятницу вечерня – в шесть, еда до вечерни. В 23 часа мы приходим в церковь, чтобы служить утреню и Литургию до утра. Затем спим, утром идем на занятия и так далее. Литургию мы обычно служим в субботу, воскресенье, во вторник и в четверг. И конечно, если есть праздник, то по праздникам.

Я думаю, что ночные бдения очень важны для монахов по многим причинам. Так я напоминаю монахам о необходимости молиться о мире. Молодые люди в развитых странах зачастую проводят ночь, греша. Большую часть греховных деяний, которые совершает человек, он совершает ночью, поэтому в течение ночи мы чувствуем глубокую связь с миром. Сначала это казалось слишком трудным для братии, но через некоторое время они полюбили бдения. В ночной молитве всегда есть элемент пасхального богослужения. На ночную молитву сложно прийти, но всегда радостно уходить после молитвы. Большая часть людей отправляется спать из храма в очень хорошем настроении. Так что мы немного пытаемся практиковать аскетизм.

– В вашей обители кто-то из братии занимается социальным служением?

– Лично я – да, братия находится в монастыре ради молитвы. Мы проводим богослужения в англоязычном приходе в Нью-Йорке, не всегда я совершаю богослужения, там бывают и другие иеромонахи. Мы сподвигаем наших прихожан к тому, чтобы сами миряне совершали социальное служение – кормили бедных, бездомных.

Беседовала Екатерина Орлова

«Будет молитва в монастыре – будет и монашеская жизнь»

Игумения Евдокия (Левшук)

Корреспонденты «Монастырского вестника» побывали в Спасо-Евфросиниевском монастыре незадолго до этого события и попросили матушку ответить на вопросы о ее монашеском пути, о том, как возрождался монастырь преподобной Евфросинии и чем сегодня живет обитель.

Матушка, Вы уже 11 лет исполняете послушание игумении Спасо-Евфросиниевского монастыря, настоятельницей были назначены еще раньше, в 2004-м. А совсем скоро, в 2019 году, древняя Полоцкая обитель отметит 30 лет со дня принятия Священным Синодом решения о возвращении ее Церкви – начала возрождения. Расскажите, пожалуйста, какой путь прошел монастырь за это время? Насколько отличается он сегодняшний от того, каким Вы увидели его, приехав сюда в начале 1990-х.

Первые четырнадцать насельниц приехали в монастырь из Жирович в 1990 году (после закрытия Полоцкой обители в 1961 году сестры были переведены в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь). В сентябре 1991 года прибыли еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук); в их числе была и я. Страшно вспоминать, что здесь было. Через территорию монастыря проходила дорога, уцелевшие монастырские корпуса были заселены людьми. Запустение было великое. Ни воды, ни отопления, керогазы, колонка на улице…

К 1990-му году Кресто-Воздвиженский собор, пострадавший от бомбежек в войну, был передан верующим и частично отремонтирован. До этого времени богослужения совершались только в древнем Спасском храме. Слава Богу, не удалось превратить монастырь в туристический комплекс, а из собора сделать планетарий! Теплая Свято-Евфросиниевская церковь была восстановлена до нашего приезда: там совершалось Таинство Крещения, а в пристройке разместилась сестринская кухня и трапезная.

С Божией помощью постепенно выселили людей, провели отопление, отремонтировали первый корпус, стали освобождать второй. Меня назначили экономкой, когда я переехала из Жирович. Сестричество, слава Богу, умножалось. В 1992 году была завершена реконструкция колокольни. Территорию монастыря привели в порядок. На фотографиях ясно видна разница: что было тогда, и что стало сейчас.

Все отмечают духовный подъем того времени. Люди, которые во множестве приходили в храмы и становились монахами, были преисполнены подвижнического духа. Отличается ли, на Ваш взгляд, теперешнее монашество от монашества периода возрождения Церкви? И если отличается, то чем?

Читайте так же:  Молитва для зятя

Тогда, во времена Советского Союза, мы так хотели в монастырь, так жаждали монашеской жизни, и так трудно было это осуществить! Вера в Бога была очень искренней, и мир был чище. Чистота и целомудрие были тогда не только в верующих семьях. Чем чище внутреннее состояние человека, тем он и благороднее, наверное. А чем больше человек допускает греха, тем шире открывает дверь врагу рода человеческого, и враг приобретает над ним влияние. Человек, может, уже и желает измениться, и кается, но пока душа очистится, должно пройти время, да и силы какие нужны, чтобы она наполнилась благодатью Святого Духа.

Но я не могу сказать, что сейчас все сестры не отличаются стремлением к духовному. И раньше ведь приходили люди с разным устроением, и сегодня есть монахини пламенеющего духа, они готовы жертвовать собой постоянно.

Самый великий пир в жизни

Матушка, расскажите, пожалуйста, о своем пути в монашество. Когда, в каком возрасте Вы решили стать монахиней? Вы из верующей семьи?

Да, я из верующей семьи. Моя мама сейчас монахиня, живет в нашем монастыре. Она водила нас, детей, в храм к исповеди, к Причастию. Мы ездили в действующие монастыри – в Почаев, в Жировичи. Возможности остановиться в монастыре тогда не было, так мы на престольный праздник, например, приезжали ко всенощной, в храме ночевали, утром были на Литургии, и потом уезжали домой.

Как-то, когда я еще училась, мне так захотелось поехать в Жировичи на летние каникулы. И я сказала маме об этом. Мама засомневалась, как я поеду, ведь в монастыре негде остановиться. И так промыслительно Господь устроил! Одна верующая женщина написала записочку своей знакомой монахине в Жировичах: мол, матушка Наталья, прошу вас принять эту девочку, она хочет пожить в монастыре. Мама посадила меня на автобус, который шел через Жировичи и останавливался прямо возле ворот обители. В монастыре я нашла монахиню Наталью, и она забрала меня к себе в келью, – матушка игумения Ефросиния разрешила.

С этого времени, как только появлялась возможность – каникулы, а потом уже и отпуск, – я ездила в Жировичи, к матушке Наталье. А там меня и сестры приняли как родную, и мне очень нравилось в монастыре. Казалось: только бы меня приняли сюда, надели бы это черное платьице и платочек, – больше в жизни ничего и не хотелось бы! Но в то время это было невозможно. Когда в 1960 году закрыли монастырь в Гродно, а затем в Полоцке, сестер перевели в Жировичи. В начале 1979 года митрополит Минский и Белорусский Филарет сумел договориться с властями, что в женский монастырь можно будет принимать не больше трех человек в год. Я после учетно-кредитного техникума работала в банке, три обязательных года как раз почти отработала. Когда я пришла к владыке Филарету на беседу, он благословил отработать, сколько положено, а потом приехать в монастырь на испытательный срок.

Сколько Вы прожили в Жировичах?

Видео (кликните для воспроизведения).

Вспоминая этот период сегодня, как бы Вы описали то, чему научились в монастыре? Что это был за опыт духовной жизни? Помог ли он Вам в дальнейшем?

Мне казалось, я туда спешила, как на какой-то пир, самый великий в жизни… И всё, что мне там благословляли, было в радость: я и огородницей была, и просфорницей, и певчей, и регентом, и на кухне работала… А еще меня почти сразу отправили к митрополиту Филарету в Минскую епархию – готовить, убирать. Это был урок на всю жизнь.

Долго ли тогда длился послушнический искус в монастыре?

Меня в подрясник одели через полтора года, а в иночество постригли еще через пять лет после этого.

«Моя первая обязанность – быть с сестрами, принадлежать им»

А в Вашем монастыре сколько времени должно пройти прежде, чем насельницу постригают в монашество?

Мы примерно год испытываем сестру, и потом, если все в порядке, надеваем подрясник; а через три года, если нет никаких серьезных замечаний, и если сама она стремится к этому, – постригаем в иночество. Бывает, если совсем молоденькая сестричка, то и больше времени проходит до иноческого пострига. Ну а перед постригом в монашество смотрим уже более внимательно, и как ей полезнее будет: иногда есть смысл не торопиться, чтобы у человека был стимул еще немного духовно подтянуться.

Сколько сейчас сестер в монастыре?

У нас сейчас более ста сестер.

Как в монастыре осуществляется духовничество?

В обители есть духовник из белого духовенства. Был еще духовник, иеромонах Димитрий, но он почил. Некоторое время нас окормлял владыка Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский.

Есть ли у игумении возможность уделять время сестрам?

Я стараюсь, так как считаю, что это моя первая обязанность – быть с сестрами, принадлежать им. Как же иначе?

На монастырском сайте можно прочесть, что по воскресеньям в монастыре проходят беседы с сестрами, во время которых Вы отвечаете на вопросы, разбираете святоотеческие творения, обсуждаете жизненные ситуации…

Обычно в воскресные дни мы проводим с сестрами совместные беседы, на которых читаем творения святых отцов, новые публикации – доклады монашеских конференций, богословские статьи и, по возможности, обсуждаем прочитанное. Также разбираем какие-то жизненные ситуации.

Я упомянула сайт монастыря; какие еще в обители есть послушания, связанные с просветительской деятельностью?

Читайте так же:  Молитва чтобы не болели дети

Есть воскресная школа, паломническая служба, приходская библиотека.

Не устаете ли от паломников? Это вопрос, который обсуждается почти на всех монашеских форумах.

С одной стороны, конечно, для монаха это подвиг – принимать, окормлять, беседовать. Но с другой стороны, это же тоже наша прямая обязанность – помогать людям и быть для них примером. Ведь они приезжают в монастыри, чтобы почерпнуть что-то для своей души.

Матушка, что сегодня, на Ваш взгляд, является самым трудным для человека, который стремится к монашеской жизни?

В первую очередь послушнику, когда он приходит в монастырь, надо оставить все связи с миром. Если он хочет быть настоящим монахом, нужно оставить телефоны, компьютеры… Потом, по послушанию, ему могут дать телефон в монастыре, чтобы он пользовался им для дела, не во вред душе. И, конечно, он должен стараться слушаться, учиться послушанию – это главное.

А что самое трудное в Вашем послушании, послушании игумении?

Я думаю, что как для каждой матери, для каждого отца: если дети послушные, преуспевают, то родители счастливы. А если дети не слушаются, где-то, вольно или невольно, отступают от своего призвания, поступают не по благословению, – вот это и проблема, и боль.

У Вас в гостях часто бывают насельники монастырей Святой Горы Афон. Имеют ли сестры возможность задавать им вопросы?

По милости Божией, благодаря помощи наших благодетелей, в нашу обитель приезжают насельники монастырей Святой Горы Афон. Мы всегда стараемся организовать совместные беседы с сестрами. Недавно на монашескую конференцию в наш монастырь приезжал архимандрит Алексий, игумен монастыря Ксенофонт. После конференции мы устроили отдельную беседу для сестер. Отец Серапион из монастыря Симонопетра неоднократно посещал нашу обитель. Он очень добрый след оставил в сердцах сестер, потому что замечательные, глубокие вещи говорил о монашеском подвиге. Эти советы очень помогают нам.

Как отдыхают сестры? Ездите ли вы в паломнические поездки, бывают ли у монахинь отпуска?

Недалеко от монастыря есть небольшой скит с храмом в честь вмч. Георгия Победоносца. Сестры, которым необходим отдых, могут туда поехать. Собственно отпусков у нас нет, в Жировичах это вообще не практиковалось. Каждый год мы ездим в Троице-Сергиеву Лавру на день кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова), нашего духовника в Жировичах.

Расскажите немного о схиархимандрите Иоанне. Кто еще из духовных учителей оставил след в душе? Кто повлиял на Ваше монашеское становление?

Архимандрит Иоанн (Маслов) приехал к нам в Жировичи в 1985 году. Он стал духовником не только братии, но и сестер. Батюшка перенял духовный опыт старцев Глинской пустыни. Он имел великий дар рассуждения. И братия, и сестры расположились к нему, как к духовному отцу. С матушкой игуменией Евфросинией (Максимчук) у отца Иоанна было настоящее духовное единение и полное взаимопонимание. Конечно, это оказывало благотворное влияние на насельниц монастыря. Отец Иоанн стал поистине опорой для матушки игумении и для всех нас.

Проповеди отца Иоанна были глубокими и сильно воздействовали на души сестер. Батюшка не раз нам говорил, что в духовной жизни нет мелочей. Даже на исповеди, казалось бы, назовешь самое важное, а он обратит внимание именно на то, чему ты вовсе не придавала значения.

Знания отца Иоанна были всесторонними. Он прекрасно разбирался в истории, экономике, сельском хозяйстве и многих других сферах. Господь настолько просвещал его ум, что батюшка мог без затруднения ответить на любой вопрос.

Все сестры, кто лично общался с отцом Иоанном, говорят о необычайном влиянии духовника на их жизнь и с радостью вспоминают ни с чем не сравнимое благодатное время возле старца.

Чувствуете ли Вы помощь преподобной Евфросинии Полоцкой?

Ее невозможно не чувствовать. Преподобная Евфросиния – наша игумения, наша мать, помощница и небесная покровительница. Мы не сомневаемся ни на один миг, что она здесь всем и всеми управляет.

Расскажите, пожалуйста, о случаях помощи преподобной Евфросинии? Как, например, Вам она помогает руководить монастырем?

Одна сестричка как-то пошла к Преподобной, говорит: «Матушка Преподобная, я больше не пойду к игуменье, она меня не понимает, и всё…» А ей голос: «И ко мне тогда не приходи больше». Она сразу прибежала ко мне и все рассказала.

Что бы Вы посоветовали молодым игумениям и сестрам, которые сегодня возрождают обители? Вы столько всего пережили, прошли… Как не отчаиваться, не унывать тем, кто в наши дни строит монастыри?

В первую очередь в обители необходимо установить богослужебный суточный круг. Будет молитва в монастыре, будет монашеская жизнь, будет монашеское делание, и Бог всё даст.

Главное, чтобы сестры тех молодых, вновь создаваемых обителей налаживали свою монашескую, духовную жизнь. Остальное все приложится. А не будет молитвы, и ничего не будет, кроме суеты.

Игумения Евдокия (Левшук)
Беседовала Екатерина Орлова
Фото предоставлены архивом Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря

НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МИРЯН

Во многих монастырях есть обычай просить почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Чин Неусыпаемой Псалтири заключается в том, что Псалтирь читается монахами и днем и ночью, круглосуточно и без какого-либо перерыва — непрестанно, с особыми поминовениями имен о здравии или упокоении. Такой молитвой молятся только в монастырях, потому что именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве.

Псалтирь – библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, 11 псалмов (41—48, 83-й, 84-й, 86-й) левитов, сынов Кореевых, 12 (49-й, 72—82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Священного Писания, собраны в одну книгу в V веке до Р.Х. первосвященником Ездрою.

Читайте так же:  Молитва за здоровье человека который в тяжелом состоянии

Псалтирь есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.

В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого , обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью .

Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

Что такое Неусыпаемая Псалтирь?

Неусыпаемая Псалтирь — особый род молитвы. Её чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени. Чтение Неусыпаемой Псалтири протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиряет душу.

После чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника — О Здравии или О Упокоении. Такие поминовения призваны к тому, чтобы молитва о человеке возносилась постоянно. Таким образом, человека будут поминать не 1 раз в день, а на каждой кафизме (в Псалтири 20 кафизм).

Сила этой непрестанной молитвы очень велика. Во время этой молитвы душа, за которую молятся, очищается, ограждается от лукавых демонов и получает помощь в борьбе со страстями. Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Издревле заказывание поминания на Неусыпаемой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

Чтение Неусыпаемой Псалтири это великий и тяжелый труд. Если посмотреть со стороны, может сложиться ошибочное мнение, и показаться, что молящийся человек особо не утруждается. Но это совсем не так. Для того, чтобы молитва давала больше сил и была более благотворной, человеку, читающему Псалтирь, нужно быть в полной гармонии с Богом.

Неусыпаемая Псалтирь читается как о здравии, так и о упокоении. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя. Заказав Неусыпаемую Псалтирь за свое здравие, вы сразу почувствуете помощь высших сил.

Такая сильная и долгая молитва как Неусыпаемая Псалтирь за человека, способна творить чудеса. А когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы еще больше укрепитесь в вере. Хотя Неусыпаемая Псалтирь считается самою дорогой церковной требой, но поверьте, потраченные деньги воздадутся вам сторицей.

Что касается чтения Псалтири и молитвенного поминовения дома , то такое тоже имеет место, правда это не столько «неусыпаемая псалтирь», ведь мало кто ежедневно вычитывает Псалтирь полностью. Но читать в память о живых и умерших её можно. Например, можно вычитывать хотя бы одну кафизму, при этом, поминать о здравии (упокоении) на каждой «Славе». Как именно поминать — тут можно как своими словами, так и краткими молитвенными поминовениями. Например, о живых можно молиться так: «Спаси Господи раба твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, просвети его светом Твоей истины и помоги во всех его житейских праведных делах». Можно просить за человека помощи у Бога во всех нуждах.

Что касается чтения псалтири по усопшим . Такая практика более распространена. Когда человек переходит в иную форму бытия, мы (живые) должны исполнять свой долг любви к умершему не поминками с алкоголем и прочими языческими вещами, а молитвенным поминовением и деланием добрых дел. Если человек читает псалтирь несколько дней, то можно начинать с первой кафизмы. Если, псалтирь об умершем это однократное поминовение, то читается 17-я кафизма. Именно эта кафизма считается заупокойной. Ее читает духовенство на поминальные субботы в храмах.

Чтение Псалтири как за живых, так и за умерших приносит пользу не только тем, за кого мы молимся, но и самим читающим . Несомненное влияние на душу человека оказывает сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Чтение Псалтири отгоняет бесов и привлекает Божию благодать. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. Старец Паисий Святогорец писал, что Псалтырь это удивительно богоугодная книга, наполненная умилением и благоговением. Ее чтение успокаивает, отвлекает от тревожных, беспокоящих мыслей, настраивает на разговор с Богом.

Афанасий Великий писал: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Материал подготовил Сергей Шуляк

Видео (кликните для воспроизведения).

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва в монастыре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here