Молитва трое вас и трое нас

Святой текст: Молитва трое вас и трое нас специально для Вас!

«ТРОЕ ВАС, И ТРОЕ НАС, ПОМИЛУЙТЕ НАС»

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что, учившиеся у них молитве, три старца бегут за ними по водам и кричат: «Остановитесь, мы вашу молитву забыли».увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им: «Молитесь, как умеете». Старцы вернулись и остались при своей молитве.

Трое вас и трое нас

Стихотворение написано по притче- истории,
рассказанной Архимандритом Павлом (Груздевым)

Однажды, в Соловецкий монастырь,
с паломниками плыл корабль неспешно.
Архиерей держал в руках псалтырь,
поездка ожидалась интересной.

Маленький остров был невдалеке,
народ на палубе заметно волновался.
-«Владыко, вот на этом островке
святые люди проживают, их три старца.

-«Не может быть – священник отвечал,
откуда взяться здесь святые могут?
Старцев много в жизни я встречал
и чудотворцев разных было много.

Но чтоб святые… да и кто они?
-«Они простые рыбаки, Владыко.
Поверьте нам – просили моряки:
-они святые и они все могут.

У них такая рыба на обед,
какой еще здесь не ловил никто.
Много людей избавили от бед,
все знают- их молитвы слышит Бог».

К их просьбам подключился капитан:
-«Давайте все же мы сойдем на остров.
Рожает женщина в каюте и никак
сама, без помощи, родить не может.

Попросим помолиться за нее,
а то не ровен час умрет в мучениях.
Быть может, этим мы ее спасем,
примите, наконец, свое решение».

Подумал и сказал Архиерей:
-«Ну, хорошо, препятствовать не буду».
Спустили шлюпку на воду и в ней
поплыли к острову увидеть чудо.

Подарки разные, кульки несли,
коробки и пакеты с провиантом.
И видно было, не впервой они
на остров выгружаются десантом.

На берегу три старца ждали их,
каким — то чудом о гостях узнали.
Большие рубища холщовые на них
и лапти, видно в праздник надевали.

Просили батюшку благословить
и низко ему в пояс поклонились.
Перекрестил их – Бог благословит
вас люди добрые, вы как тут поселились?

-Я слышал, что святые здесь живут».
-«Святые? Где? Мы о святых не знали…
Одни мы здесь, всего нас трое тут
и никого здесь больше не видали».

На камнях, с рыбой, костерок искриться,
перед лачугой стелется дымок.
Подали батюшке воды напиться.
Кристальный бьет у речки родничок.

Вокруг тайга, красоты неземные,
благоухает травами земля.
Все как в раю, а старички простые
приветливо с гостями говорят.

-«Батюшка, присядьте к нам за стол,
за трапезой мы о себе расскажем.
Живем на острове мы с давних пор,
лет двадцать, или тридцать, не иначе.

А раньше то, мы были рыбаками
и промысел вели в здешних местах.
Однажды буря пронеслась над нами,
все разметала быстро в пух и прах.

Мы трое в море на доске остались…
Взмолились – Господи помилуй нас!
Спаси и сохрани… и слово дали
если поможет выжить в трудный час,

и лишь земли коснутся наши ноги,
останемся в том месте навсегда.
Так и живем, как обещали Богу
и не уйдем отсюда никогда.

И Батюшка раз в год к нам приезжает,
Здесь исповедует и причащает нас.
Добрые люди выжить помогают,
Мы тоже помогаем в добрый час».

-«А как вы молитесь? Молитвами какими?
Ведь это главное» — спросил Архиерей.
-«Не знаем мы молитвы, не учили
И никогда не слышали о ней.

Но знаем , в небе Троица Святая-
Бог отец, Бог сын, и Дух Святой.
Нас тоже трое, мы молитву сами
придумали для Троицы Святой.

Мы много раз так повторяем в день:
Трое вас и трое нас, Господи помилуй нас».
Перекрестившись, стали на колени
и поклонились низко до земли.

-«Да что вы? Это вовсе не молитва,
есть главная, которая для всех.
За мною повторяйте и учите —
«Отче наш, иже еси на небесех…»

Послушно старцы головы склонили,
не уставали следом повторять.
Запомнили молитву, заучили.
Благословил их батюшка опять.

Покинул остров, к кораблю поплыл
И всю дорогу думал про себя —
-«Еще есть люди на Святой Руси
Подобные таким вот чудакам».

Ночью по палубе ходил, не мог уснуть,
вдруг видит зарево над островом стоит.
Все ближе свет от зарева к нему:
За руки взявшись, троица бежит.

Три «чудака» стояли на воде,
Как будто у них суша под ногами.
-«Владыко, позабыли мы уже
молитву, поучи еще раз с нами».

С огромным удивлением в глазах
Архиерей сказал — милые люди
Я пятьдесят годов уж как монах,
Такого никогда еще не видел.

Я у престола Божия стою,
И облачен от Бога высшей властью
Священства, и молитвы знаю,
Но бегать по морю и я не властен.

А вы, не зная даже «Отче наш», лишь —
Трое вас и трое нас, Господи помилуй нас».
Святые….сердце чистое у вас.
На острове молитесь как молились,
идите с Богом, пусть хранит он вас!»

Читайте так же:  Молитва в день рождения на желание

В ту ночь раздался крик на корабле
рожденного, здорового младенца.
Жизнь продолжалась дальше на земле,
молились старцы, за рожденного, всем сердцем.

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Сила молитвы не в многословии,
А в искренности молитвенного вздоха.
Где просто, там Ангелов со сто,
А где мудрено, там ни одного»

Трое вас и трое нас. Помилуй нас!

Притча
Архиерей поехал в Соловки,
Где часто архипастыри молились.
По морю едут. Всюду — островки.
Там, говорят, святые поселились.

Владыко их увидеть захотел.
Причалили корабль, спустили шлюпку.
Подходят трое (кто во что одет!):
-«Благослови, отец,»- целуют руку.

Архиерей расспрашивать их стал:
-«Кто вы такие; сколько здесь живёте?»
-«Мы рыбаки,- один из них сказал, —
А сколько здесь живём — не помним счёта.

Попали в бурю мы давным-давно.
Всех разметало, мы одни остались.
Жить там, где нам спасенье суждено-
Такое Богу обещанье дали.

Раз в год священник приезжает к нам,
И исповедует, и приобщает.»
-«Ну хорошо. А мо’литесь вы как?
Какие кто молитовки читает?»

-«О Троице мы слышали не раз,
Мы ищем у Неё всегда защиты.
Попросим:»Трое вас и трое нас.
Помилуй нас.» —
Такая вот молитва.»

Архиерей решил их научить
И «Отче наш», и многому другому.
А рыбаки старались повторить,
Чтобы урок запомнить слово в слово.

Расстались все довольные собой.
Настала ночь, но батюшке не спится —
На палубе он. Вдруг вдали — огонь;
Всё ближе, ближе. Ба, всё те же лица!

По морю, яко по’ суху, бегут
Все трое. И владыке -бух!- в колени:
-«Забыли, батюшка, молитву ту,
Которую давал ты нам намедни.»

Владыко со слезами на глазах
Их о’бнял:»ВЫ мне слу’жите примером!
Каких и сколько б я молитв ни знал —
Мне далеко до вашей чистой веры.»

Наталия Михайлова 879
25 апреля 2018г.

Трое вас. трое нас

Из проповеди Архимандрита Павла (Груздева)
«Родные мои! Молитесь!
Как птица без крыльев, так без молитвы Человек жить не может!
Утром встал: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» Хоть разок перекреститься правильно, чем сто раз махать руками.
Обед пришел. Помолиться бы и » Отче наш» прочитать — да забыли. И тут хотя бы: «Господи, благослови!»
Вечер пришел. У кого-то радикулит, у кого-то давление бывает, а у кого и нет. Так хоть подойди к постели, да сообрази сказать: «Слава тебе, Господи!»
День прошел. – «Благодарю тебя, Господи!»
Вот эти маленькие три-то молитвы нужно каждый день повторять. кроме того, это и похвально.
Не осуждайте того, кто меньше наизусть молитв знает! Иногда одной коротенькой, но от сердца сказанной молитвой, до Бога скорее можно достучаться, чем твоим полным молитвенным правилом, прочитанным как бы как. »
***********
Три рыбака в шторм на остров попали…
Они тридцать лет там одни проживали…
Жить только здесь рыбаки обещали,
Тому, кого Богом они называли!
Всевышний в трех лицах являлся троим:
Отцом, его Сыном и Духом Святым!
Господь, наш! Услышь пожеланье простое:
Дай нам в ответ Твое Слово Благое!
— Трое Вас и трое нас!
Господи, помилуй нас!

Всех, кто на остров к ним приезжал,
Каждый из Старцев с почтеньем встречал:
Быстро костер вдруг у них разгорался,
Улов вдруг откуда-то им посылался —
Три рыбы огромных на углях лежали,
Вода — из ручья! Вы вкусней не видали!
О чем бы гости у них ни просили,
С благословеньем всегда уходили:
-Трое вас и трое нас!
Господи помилуй нас!

Однажды священник в тех местах побывал —
С иконой святой по реке проплывал,
Читал он молитвы со свитой своей,
С почетом встречали высоких гостей!

О старцах ему моряки рассказали,
Где старцы живут, святыми назвали.
На то усмехнулся священник слегка —
Что же, посмотрим святые места.
И вот он на остров приплыл с моряками,
А старцы его уже там поджидали —
Быстро оделись, костер развели
И рыбу запечь на камне смогли!

Приветливы трое, беседу ведут,
О том, как молятся здесь, как живут.
Трех рыб на огне больших, запеченных,
Кладут пред гостями, тем удивленных!
И на вопрос святого отца,
Какая молитва у старцев была,
Достойно встав в ряд, они поклонились,
Перед иконой на зЕмь опустились —
На ней так же, трое, смотрели бесстрастно,
Хоть краски померкли, но лики — прекрасны!
— Трое вас и трое нас!
Господи, помилуй нас!

Священник тут брови поднял в удивленьи —
— И всё? Вся молитва у вас в представленьи?
— А больше молитв, прости нас, не знаем.
Мы к Господу ею себя обращаем!
— Что ж. Я…научу вас молиться,
Надеюсь, молитва сия пригодится.
И над рекой раздалИсь голоса,
Как будто открылись для всех Небеса!
— Отче Наш! Иже еси на небесех, да святится Имя твое. —
Плыло над миром легко и светло.
За Батюшкой вторили старцы слова —
Блестела от Счастья в глазах их слеза.
*****************************
Священник стоял на корме корабля
В раздумье…»И правда. святая земля.
Побольше бы нам таких вот людей,
И пусть не святые они, без затей,
Но Правда и Вера в них очень крепка
И сила в них духа весьма велика…»
Вдруг замер священник, на реку глядя,
Чуть пенилась там. от бега вода.

Три Старца спешили по глади реки
— Постойте! Простые ведь мы мужики,
За память дырявую нас не казни,
Молитву забыли! Ты нас извини!

Читайте так же:  Православные молитвы упокой

«Да святится Имя Твое. » — мы помним,
А дальше как, Отче? Уж ты нам напомни!
Три Старца стояли в воде, как на мЕли,
Священник, монахи — все онемели!
И только кресты на себя налагали —
Ходить по воде? Такого не знали!
Очнулся Священник, глаза распахнул,
C глубоким почтеньем на старцев взглянул:
— Я возле Престола у Бога давно!
Молитв столько знаю, что вам не дано,
Хоть властью Священства от Бога владею,
Но. бегать по морю, я все ж. не умею.
Всего лишь одна Молитва у вас —
Трое вас и трое нас!
Господи! Помилуй нас!

— С Богом ступайте на остров вы свой,
Молитвой молитесь своею, простой!
Нет выше Молитвы от чистого сердца.
Святость дана вам от Бога в наследство!
********
«Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.
Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного. «

Притча. Трое нас — трое Вас

«Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.»
Преподобный Амвросий Оптинский

Расскажу пример. Едет архиерей по морю молиться в Соловки, в монастырь. И глядит, что-то народ показывает на островок.

— Владыко, все утверждают, что на том островке три святых человека живут.

Архиерей: “То не то, всё не так…”

— Владыко, мы тебя не слушаем, а там святые живут.

Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпочку и поплыл со своими приближенными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает во что одеты – в лаптях ли, босиком ли. Кланяются. Владыка их перекрестил.

— Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете.

— А мы не знаем, владыко, сколько годов — может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: “Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдем, будем жить до конца нашей жизни”. В год раз к нам приезжают священники с материка, нас исповедуют.

— Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?

— Да владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы — это Вася, это Ванька, это Илюшка — сами сочинили молитву: “Трое вас и трое нас. Помилуй нас”.

— Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: “Отче наш, иже еси на небеси…”

Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: “Какие ещё люди есть на Святой Руси!”

Темная ночь. Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит: “Что же?” В той стороне, где остров — зарево! “Ой, — говорит, — наверное, тех чудаков домишко горит!” Расстроился. Жалко бедных людей! А свет все ближе, ближе… Архиерей протирает глаза – разглядел, а это те трое подхватились за руки да и бегут.

— Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

— Милые люди! Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю я бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете: “Трое вас и трое нас, помилуй нас”, но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой святой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь! Родные мои! Это я про молитву сказал, как молиться. Не про многоглаголание.

В дремучем крае, во скиту
На острове далеком
Монахи жили в старину,
Молясь там одиноко.

Уже прошло немало лет,
Как, взяв святой водицы,
Они ушли в дремучий лес
В глухом краю молиться.

В пещерке жили. На двоих
Всего одна рубаха —
Другого не было у них.
Так жили два монаха.

Грибы варили на обед,
По ягоды ходили.
И, есть у них еда иль нет,
Христа благодарили.

Одну молитву каждый час
Монахи сотворяли:
О, Господи, помилуй нас!
Другой они не знали.

Видео (кликните для воспроизведения).

И вот, прошло немало лет,
На остров одинокий
Приплыл на быстром корабле
Церковный чин высокий.

И удивился: где псалмы?
Где гласы, где седален?
Неправильно, неверно вы
Молитвы сотворяли!

Монахи — в слезы! Научи!
Мы будем век учиться,
Как нужно утром и к ночи
Нам правильно молиться.

Владыка все им разъяснил,
Благословил с улыбкой,
Сел на кораблик и поплыл
По глади моря зыбкой.

И вдруг он видит: позади
Бегут по водной глади
Монахи с криком: «Погоди,
Владыко, Бога ради!»

Бегут, не замочив и ног,
И молят со смиреньем:
«Напомни нам ещё разок
Последнее моленье!»

Владыка охнул, осенив
Себя крестом, и снова
Во все глаза глядит на них,
Не в силах молвить слова!

Когда же речь и капля сил
К Владыке возвратились,
Промолвил: «Господи, спаси!
Молитесь, как молились!»

Молитва трое вас и трое нас

-Владыко, все утверждают, что на том острове три святых человека живут…

Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпку и поплыл со своими приближёнными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка их перекрестил.

-Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?

Читайте так же:  Как называется молитва в индии

-А мы не знаем, владыко, сколько годов – может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдём…» Раз в год приезжают к нам священники с материка, нас исповедуют.

-Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?

— Владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы – это Вася, это Ванька, это Илюшка – сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас».

-Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: «Отче наш, иже еси на небеси…» Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: «Какие ещё люди есть на Святой Руси!»

Тёмная ночь, Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит: «Что же? В той стороне, где остров – зарево… А свет всё ближе, ближе… Архиерей протирает глаза – разглядел, а это те трое подхватились за руку, да и бегут… Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

Архиерей говорит: «Милые люди! Я у престола Божия стою, облачён от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете Трое вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь!»

Молитва трое вас и трое нас

-Владыко, все утверждают, что на том острове три святых человека живут…

Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпку и поплыл со своими приближёнными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка их перекрестил.

-Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?

-А мы не знаем, владыко, сколько годов – может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдём…» Раз в год приезжают к нам священники с материка, нас исповедуют.

-Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?

— Владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы – это Вася, это Ванька, это Илюшка – сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас».

-Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: «Отче наш, иже еси на небеси…» Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: «Какие ещё люди есть на Святой Руси!»

Тёмная ночь, Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит: «Что же? В той стороне, где остров – зарево… А свет всё ближе, ближе… Архиерей протирает глаза – разглядел, а это те трое подхватились за руку, да и бегут… Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

Архиерей говорит: «Милые люди! Я у престола Божия стою, облачён от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете Трое вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом на свой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь!»

Три старца. Трое вас, трое нас, помилуй нас.

Опубликовал Кирилл в блоге «Кирилл». Просмотры: 29265

Простите за пространное вступление, но в начале приведу в оригинальной орфографии рассказ, который хотелось бы обсудить. Кто читал этот рассказ или смотрел фильм, размещенный после него, первую часть заметки могут пролистать.

Три старца. Лев Николаевич Толстой.
Воспроизводится по изданию: Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 10

А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него. (Мф. 6:7)
Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы — которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками — беседовали друг с дружкой. Вышел и архиерей на палубу, стал ходить взад и вперед по мосту. Подошел архиерей к носу, видит, собралась кучка народа. Мужичок показывает что-то рукой в море и говорит, а народ слушает. Остановился архиерей, посмотрел, куда показывал мужичок: ничего не видно, только море на солнце блестит. Подошел поближе архиерей, стал прислушиваться. Увидал архиерея мужичок, снял шапку и замолчал. Увидал и народ архиерея, тоже сняли шапки, почтенье сделали..
— Не стесняйтесь, братцы,— сказал архиерей. — Я тоже послушать подошел, что ты, добрый человек, рассказываешь.
— Да вот про старцев нам рыбачок рассказывал,— сказал один купец посмелее.

По этому рассказу снят фильм:

Многие люди искренне умиляются фильму, но бросаются в глаза некоторые нестыковки.

1. Наверно, благочестиво было считать автором притчи старца Павла (Груздева)(+1996), но не в век интернета, когда поиск автора занимает меньше минуты.

2. Рассказ написан Толстым в 1886 году. Это время духовного кризиса писателя. В каноническом праве есть важный принцип: mens legislatoris – намерение законодателя. Он требует понять, какова была цель составителей того или иного церковного канона. Например, почему запрещено мыться в бане с иудеями или почему наша Пасха не должна зависеть от иудейской. Можно провести параллель и с нашим рассказом, пытаясь понять, что двигало Толстым при его написании? Очевидно, что противопоставление абстрактного внецерковного «христианства» христианству церковному. Автор в яркой и убедительной форме пытается доказать, что любая мантра ведет к Богу, а чудо является критерием истинности религиозной практики.
Получается, что излишними были Боговоплощение, Крест и Воскресение, достаточно лишь повторять придуманную фразу с туманным смыслом. Далее уже можно делать вывод, что молитва Гермесу, Велесу или молитва буддиста пустоте столь же богоугодна, как молитва стариков «Троевасу».

Читайте так же:  Самая сильная молитва да воскреснет Бог

3. Обратим внимание на библейскую цитату в начале рассказа. Именно ее автор пытается проиллюстрировать своим дальнейшим повествованием, примитивно толкуя смысл слов Христа. См. подробнее: http://azbyka.ru/forum/threads/a-moljas-ne-govorite-lishnego-kak-jazychniki.14930/

4. А эту цитату можно включать в пособие по сектоведению: Забыли, раб божий, забыли твое ученье!
Заметим, твоё учение. С какой лёгкостью старики бросились изучать учение некоего «раба божия»
Страшно предположить, что бы было, если бы вместо растерявшегося архиерея к ним нагрянули современные сектанты. Свидетели Иеговы или мормоны точно бы довершили начатое.


Чистота сердечная вовсе не равнозначна духовной всеядности.

5. Получился замечательный душевный лубок, внешне привлекательный, но ядовитый по содержанию. Наверно, не знали молитвы Господней в XIX веке только инопланетяне. Церковное же Предание даёт нам принципиально иные примеры:

  • Из жития преподобной Марии Египетской:

«Зосима, услышав, что она упомянула слова Писания, из Моисея и Иова, спросил ее:
– А ты читала псалмы, госпожа моя, и другие книги? – Она же улыбнулась на это и говорит старцу:
– Поверь мне, не видела я лица человеческого с тех пор, как узнала эту пустыню. Книгам никогда не училась. Не слышала даже никого, поющего или читающего их. Но Слово Божие, живое и действенное, само учит знанию человека».

  • Из жития прп. Ефрема Сирина:

«Один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего, подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:
– Кто может принять и сохранить этот свиток?
Голос свыше отвечал ему:
– Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.
Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего.…».

  • Список можно продолжить хотя бы житием прп. Романа Сладкопевца. Из наших современников можно вспомнить. прп. Паисия Святогорца. Он закончил лишь начальную школу, но его духовные рассуждения, советы и молитвенная практика всецело находятся в русле Священного Предания Церкви.

6. Боюсь даже предположить, как бы молились старички после кончины одного из них, как бы они переиначили свою молитвенную частушку.

Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас: молитва, доступная каждому

Слова «Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!» — это и молитва, и название экранизации известной истории о неграмотных отшельниках, которые, не зная ни одного молитвенного правила, изобрели свое собственное. Новелла входит в фильм режиссера Виталия Люберецкого. Работа была снята в 2011-м году и открыла зрителю новый жанр кинематографа — «православную комедию».

У рассказа очень интересная история, ему приписывают сразу двух создателей.

Авторство притчи

Хотя авторство часто приписывают архимандриту Павлу (Груздеву), истинным создателем поучительного рассказа является известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Правильное название «Три старца». Эта короткая история о трех вынужденных отшельниках была написана в 1885-м и опубликована в литературном альманахе «Нива» в 1886-м году.

Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!

Сказание «Трое вас. » повествует о встрече архиерея с тремя старцами, которые много лет назад по воле случая превратились в вынужденных отшельников. В беседе с пустынниками выясняется, что те настолько безграмотны, что не знают ни одной молитвы, кроме той, которую сочинили сами.

Архиерей решает спасти заблудшие души и научить их истинной вере. Провозившись ведь день до ночи, он таки разучивает с отшельниками «Отче наш». И с чувством выполненного долга продолжает свое путешествие. Каково же было его удивление, когда через некоторое время он увидел древних старцев, которые догоняли корабль. И все бы ничего, но передвигались старцы «по морю, как по суху». Когда же они вплотную подошли к кораблю, выяснилась причина переполоха. Бедняги забыли все, чему учил их ученый священнослужитель весь день.

— Забыли, раб Божий, забыли твое ученье! Пока твердили — помнили, перестали на час твердить, одно слово выскочило — забыли, все рассыпалось. Ничего не помним, научи опять.

Архиерей, пораженный увиденным, отпускает стариков со словами: «Не мне вас учить».

История создания

Сюжет повествования неоригинален. Похожие рассказы встречаются в устном народном творчестве сразу нескольких народов. Отличаются только место действия и количество «старцев». Так существует легенда об Августине, епископе Иппонийском, который, проплывая мимо одного из островов Средиземного моря, встречается с отшельником преклонного возраста, к тому же совершенно голым.

Древний старец рассказал, что родом из Африки. На вопросы Августина отвечал, что молениям обучен, но не очень искусен в этом, часто путает слова и потому предпочитает молиться по-своему. Потратив весь день на обучение старика молитвенным правилам, епископ продолжил свой путь. Но на второй день был догнан бывшим учеником по причине, что тот забыл учение и вернулся к привычному укладу жизни. Эту историю в XVI веке пересказал князю Курбскому преподобный Максим Грек.

Как видно, обе истории имеют очень схожий сюжет. Но не стоит поспешно обвинять Льва Николаевича в плагиате. Скорее всего, на написание этого сказания его натолкнули многочисленные народные пересказы известной легенды. По свидетельству биографа Толстого Павла Ивановича Бирюкова, писатель услышал подобную историю от волжского рассказчика народных былин и сказок В. П. Щеголенка.

Читайте так же:  Молитва на поступление в колледж на бюджет

Интересно, что к названию «Три старца» при первой публикации в «Ниве» (1886 г.) был добавлен подзаголовок «Народное сказание».

В 1900 г. собирателем народного фольклора А. А. Макаренком в Енисейской губернии была записана очень похожая легенда о трех стариках, которые жили уединенно и молились так: «Трое вас, трое нас, помилуй нас».

Идея и суть

Простая на вид история «Трое нас, трое вас» скрывает в себе глубокий смысл. Так Господь одним этим примером искренней веры заставляет смирить гордыню тех, кто ставит себя выше других. Причем настолько, что считает себя вправе учить всех вокруг.

Порой даже высшим служителям Церкви не хватает простоты и искренности в вере, в служении. Такое огромное доверие к Создателю может быть разве что у детей. Взрослым же необходим порядок, они привыкли все проверять, выверять. В стремлении стать истинными прихожанами верующие порой забывают о сути христианства и начинают оценивать все с точки зрения «правильно-неправильно», «хорошо-плохо». И тут три неграмотных оборванца в один миг перечеркивают все, что было заучено и считалось истиной в последней инстанции.

Но если внимательно вчитаться в слова короткого молитвенного обращения старцев, то сразу начинаешь понимать, что оно тесно перекликается с другой известной молитвой длиной в одно предложение: «Господи, помилуй меня грешного!» И тогда становится ясен смысл эпиграфа в самом начале повествования:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Жанр произведения

Сказание о трех старцах принадлежит к притчам. Это небольшое литературное произведение в отвлеченной форме, содержащее нравственное наставление. Данный рассказ призван не просто развлечь слушателей, он заставляет задуматься, таким образом выводя читателя на диалог. Внутри произведения создается конфликт, расширяя тем самым рамки текста и обнажая суть зашифрованной в нем проблемы: столкновение канонической церкви с простонародным пониманием религии.

В рассказе присутствуют все признаки, характерные для этого жанра:

  • небольшой объем повествования;
  • сказовая форма изложения;
  • обыденность сюжета;
  • аллегоричность;
  • абстрактность;
  • поучение, урок.

Структура текста

Структура сказания «Три старца» условно разбивается на три составляющие: повествование, заключение, в котором скрыто нравоучение, и смысловой узел. И хотя последний элемент не облечен в формально-лексическую форму, он играет важную роль в повествовании, объединяя первые два компонента в единое целое.

Так, в «Трех старцах» идет описание путешествия архиерея, его встреча с отшельниками, обучение их церковной грамоте, отплытие и неожиданное чудо, которое явили дремучие насельники острова.

Кульминацией рассказа является признание архиерея, что простое «трое нас, трое вас» оказалось ближе к Богу, чем канонический «Отче наш».

Оба элемента рассказа объединяются одним смыслом — значение религии и веры в жизни человека. И хорошо, если оба эти понятия равны по значимости и неотъемлемы друг от друга. Ведь в погоне за показной религиозностью можно напрочь забыть о вере.

Стилистические особенности

По своей стилистике рассказ очень напоминает басню, отличаясь лишь масштабностью обобщения. Главные действующие лица предания не конкретизируются: некий архиерей, некие старцы. Также не указывается место, где разворачивается действие сказания — это какой-то безымянный остров на реке. Не указывается и время, когда разворачиваются события.

Смысл рассказа не в том, какие люди в нем описываются, а в том, какие морально-этические аспекты их жизни затронуты. Все сконцентрировано на выборе, который делают герои.

Характерно для этого жанра то, что сам сюжет, хотя и излагается в сказовой форме, но изображает обыденную жизнь. Отсутствует свойственная басне мораль, высказанная в открытой форме. Нравоучение настолько завуалировано, что к нему подходишь самостоятельно. Что еще интересно — у разных читателей может быть отличное от других мнение по поводу заключенного в сказании смысла.

Другие известные христианские притчи

Нравоучительные повести популяризировались с приходом христианства. Одними из первых были написаны поучительные рассказы о царе Соломоне, который славился своей мудростью.

Пожалуй, самой популярной можно считать повесть о двух матерях и одном ребенке. К царю явились две женщины и обе заявили права на одного младенца. Каждая настаивала, что только она — мать ребенка, обвиняя товарку во лжи. Тогда мудрец приказал разрубить малютку пополам, чтобы каждой стороне досталась часть предмета спора. Одна женщина согласилась с решением правителя. Другая же со слезами бросилась в ноги царю с просьбой сохранить жизнь дитяти. Так спор был разрешен в ее пользу. Ведь только настоящая мать могла пожертвовать собственным счастьем ради жизни и здоровья ребенка.

Много иносказательных поучительных сюжетов и в Новом Завете.

  • «О блудном сыне»;
  • « О работниках в винограднике»;
  • «О десяти девах».

Первая учит двум главным для христианина добродетелям — прощению и покаянию. Через иллюстрацию того, как отец прощает своего непутевого сына, рассказ демонстрирует безграничное милосердие Господне к каждому раскаявшемуся грешнику. Повествование настолько популярно в Православии, что в церковном календаре ему отводится неделя — одна из четырех, предшествующих Великому посту.

Видео

В этом видео — отрывок из фильма, посвященный поучительному рассказу «Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!»

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва трое вас и трое нас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here