Молитва старец порфирий кавсокаливит

Святой текст: Молитва старец порфирий кавсокаливит специально для Вас!

Умная молитва: преподобый Порфирий Кавсокаливит

Видео (кликните для воспроизведения).

Умная молитва: преподобный Порфирий Кавсокаливит

Сподобил меня Господь, посетить скит Кавсокаливия, что на Афоне. Здесь, посетив пещеру основателя скита, св. Максима, отец Хризостом (гречески монах) познакомил нас с интересными фактами из жизни замечательного старца Порфирия Кавсокаливита. Это необычайный святой. Вся его жизнь, это сплошная радость во Христе Иисусе. Этот святой настолько был предан Христу, что со спокойствием говорил: если угодно Тебе Боже, чтобы поселить меня в аду, то пусть будет так, как угодно воле Твоей. Так же св. Порфирий говорил, что не надо иметь в себе страха перед Богом — страх разрушает и ввергает человека в уныние. Но — сколько бы раз ты не упал, столько же раз вставай и моли Бога, чтобы он вразумлял тебя. «Страх Божий» — надо понимать как смирение. и т.д.
В этом отрывке я передал своими словами поучения старца. Наверняка я сделал это нерадиво. Однако, прочтите отрывок из Слова о молитве, св. Порфирия и отрывки из его поучений и если вам будет угодно, то сделайте свои выводы.
С любовью во Христе.

св. преподобный Порфирий Кавсокаливит (7 февраля 1906 – 2 декабря 1991)

Будем кротко держать в своем уме Христа, творя молитву

Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я достигну ее», потому что так мы можем прийти к эгоизму и гордости. Необходим опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здравомыслие, что бы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» — портит всё. По какой причине нам гордиться? У нас нет ничего своего. Это всё тонкие темы.

Молитесь, не составляя в уме своем никаких образов. Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться надо безОбразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Вероятно, лукавый может привнести свой образ, и тогда мы потеряем благодать.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не в устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал, то там то тут. Спокойным образом мы поместим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем.

Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелести, молитесь со вниманием и посвящением себя Христу. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение света, и в прелесть, и в умственное расстройство.

Пусть молитва не будет принуждением. Давление может вызвать в нас внутреннее сопротивление, принести вред. Многие, совершая молитву с давлением, стали больными. Что-то, конечно, происходит, когда мы выдавливаем молитву, но это нездоровое явление. Не используйте искусственных способов. Не нужны ни маленькая скамеечка, ни преклонение главы, ни закрытые глаза. Многие говорят: «Сядь на маленький стульчик, склони голову, напрягись и сосредоточься — и все будет». Да где там… Это обман. Попробуйте и увидите. Нет необходимости как-то по-особому сосредоточиваться, чтобы творить молитву. Не нужно никаких усилий, когда обладаешь Божественной любовью. Где бы вы ни находились: на скамейке, на стуле, в автомобиле, — везде — в пути, в школе, в офисе, на работе — можете творить молитву Господи Иисусе Христе, помилуй мя спокойно, мягко, не надавливая, без напряжения. Итак, не привязывайтесь к месту. Все заключено в любви ко Христу. Если ваша душа повторяет с любовью эти пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то не будет знать сытости. Это ненасытные слова! Всю свою жизнь повторяйте эти слова. В них столько животворных соков!

Кавсокаливия. Святая Гора Афон

Выдержка из книги старца Порфирия Кавсокаливита «Житие и Слова».

43. Давайте почувствуем Христа своим Другом! — Предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы — друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу.
Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня».

Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделенными от Него, даже когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас.

75. Меня часто осуждают, но я «…яко глух не слышах, и яко Нем не отверваяй уст своих» (Пс. 37:14). Молитесь о тех, кто осуждает вас. Говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, – а не так: «Помилуй этого моего обидчика». Так в вашей молитве будете и вы – и тот, кто вас осуждает.
Кто-то говорит вам что – нибудь обидное? Поймите, Бог знает это! Простирая свои руки к Богу, говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Тем самым того человека, о котором вы молитесь, вы делайте единым с вами.
Бог знает его глубинные проблемы и, видя вашу любовь, спешит ему на помощь

79. Бог вложил в душу человека силу. От человека зависит, как ее использовать – во благо или во зло. Если добро уподобить прекрасному саду, полному цветов, деревьев и трав, а зло – колючкам, силу же уподобить воде, тогда может произойти следующее: когда воду мы направляем в сад, тогда растут все растения, зеленеют и цветут, оживают. В то же время колючки, не получая воды, засыхают и пропадают. И наоборот…
Итак, не нужно заниматься колючками. Не увлекайтесь изгнанием зла. Христос желает видеть нас такими, чтобы мы не занимались страстями и врагом. Направляйте воду, то есть всю силу своей души, на цветы и тогда будете радоваться их красоте, благоуханию и свежести.

80. Служить Богу мы легко можем и бескровно. Есть два пути, ведущие нас к Богу: суровый и утомительный, с отчаянными выпадами против зла, и легкий, с помощью любви. Многие выбрали этот суровый путь и «пролили кровь, чтобы приять Дух», так что достигли великой праведности. Я же нахожу, что наиболее короткий путь этот – путь любви. И вы последуйте ему.

89. Пусть душа ваша предается молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся. Не смотрите на случающееся с вами переживание, а смотрите на свет, на Христа, как ребенок смотрит на свою мать, когда с ним случается что-то плохое…. Видели?!
На все смотрите без расстройства, без скорби, без переживания, без зажатости. Важно научиться не давить на себя и не зажиматься. Все ваши усилия пусть будут заключаться в том, чтобы стремиться к свету, достигать света. Вместо того чтобы предаваться расстройству, которое не от Духа Божия, предавайтесь славословию Бога.

107. Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Пусть противоположное поведение не огорчает нас.
Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви, – говорил Старец. – Наше стремление должно быть направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души. Тогда мы заметим, что все нас любят без всяких усилии с нашей стороны, без нашей просьбы о любви с их стороны. Они будут любить нас свободно и искренне от глубины сердца, без насилия с нашей стороны. Когда мы любим, не стремясь, чтобы любили нас, тогда все будут собираться вокруг нас, как пчелы. Это действенно для всех.

Бог предвидит, но не предопределяет

125. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает, что произойдет в будущем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не предопределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

Всеведущий знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла. А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все весьма хорошим и всему дал доброе, святое предназначение….

129. Пользуйтесь прекрасными мгновениями! — Просил Старец Порфирий. — Они располагают душу к молитве, делают ее тонкой, благородной, поэтичной. Проснитесь утром, чтобы посмотреть, как солнце встает из моря — все в багряной порфире. Когда вас воодушевляет прекрасное место, церковка, что-нибудь еще дивное, не останавливайтесь на этом, идите дальше, переходите на славословие за всю красоту, чтобы жить одним лишь Прекрасным. Все снято: и море, и купание, и пища. Радуйтесь всему. Все нас обогащает, все направляет нас к великой Любви, все нас приводит ко Христу.

Обращайте внимание на все, что создал человек: на дома, на здания, маленькие или большие, на города, на деревни, на людей, на их культуру. Спрашивайте, пополняйте свои знания обо всем, не оставайтесь равнодушными. Это будет помогать вам более глубокому изучению чудных свойств Божиих. Все это бывает хорошим поводом соединить нас со всем и со всеми.

Причины для благодарности и молитвы Господу предоставляются во всем. Живите среди природы, среди всего. Природа — это таинственное Евангелие. Но когда внутри человека нет благодати, тогда не поможет ему и природа. Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в рай.

129. Духоносец — тот, кто имеет Духа Божия, замечает все, мимо чего проходит. Он весь — зрение, весь — обоняние. Все чувства живы, но живы в Духе Божием. Он иной. Он все видит и все слышит: видит птиц, камни, бабочку… Проходя мимо, чувствует все, аромат, например. Живет во всем: среди бабочек, пчел. Благодать делает его внимательным. Он хочет быть со всем вместе.

132. Если Бог позовет меня в рай, то, по благодати Божией, там я буду более «рельефно», то есть, сильнее, чем здесь на земле, ощущать радость и славу Божию. Я не знаю, сколько лет еще проживу. Пять, десять, пятнадцать? Сколько буду жить, буду радоваться радостью Христовой. Ведь мы Им живем и движемся и существуем. Я не забочусь специально о том, чтобы мне жить, и не думаю о том, сколько проживу и не молюсь о том, чтобы мне жить. Я предоставил это целиком Божией любви. Я принадлежу Господу, как в этой жизни, так и в другой. Живём ли, или умираем – [всегда] Господни. Бог будет решать нашу посмертную участь. Я готов к смерти и не хочу принимать в своём уме помыслы отчаяния, помыслы об адских мучениях и тому подобного. Как я вам уже говорил, когда однажды я находился при смерти, меня внутри наполняла радость о предстоящей встрече с Христом.

134. Многие говорят, что жизни вечной не существует. Но это не правда. Мы видим вечную жизнь и живем ею каждый день. В том, что есть другая жизнь, я уверен больше, чем в том, что завтра утром взойдет солнце. Это так и есть! Ведь мы видим ее, мы живем ею на опыте и о ней нам свидетельствуют такие очевидцы, как Евангелист Иоанн Богослов: …дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. По благодати Божией я «вижу», что усопшие люди живут и радуются во свете. Другая жизнь прекрасна!

(фрагменты выделены мной)

П.С. Книгу преподобного Порфирия мне подарил замечательный человек, насельник Святой Горы, отец Хризостом.

Умная молитва: преподобый Порфирий Кавсокаливит

Умная молитва: преподобный Порфирий Кавсокаливит

Сподобил меня Господь, посетить скит Кавсокаливия, что на Афоне. Здесь, посетив пещеру основателя скита, св. Максима, отец Хризостом (гречески монах) познакомил нас с интересными фактами из жизни замечательного старца Порфирия Кавсокаливита. Это необычайный святой. Вся его жизнь, это сплошная радость во Христе Иисусе. Этот святой настолько был предан Христу, что со спокойствием говорил: если угодно Тебе Боже, чтобы поселить меня в аду, то пусть будет так, как угодно воле Твоей. Так же св. Порфирий говорил, что не надо иметь в себе страха перед Богом — страх разрушает и ввергает человека в уныние. Но — сколько бы раз ты не упал, столько же раз вставай и моли Бога, чтобы он вразумлял тебя. «Страх Божий» — надо понимать как смирение. и т.д.
В этом отрывке я передал своими словами поучения старца. Наверняка я сделал это нерадиво. Однако, прочтите отрывок из Слова о молитве, св. Порфирия и отрывки из его поучений и если вам будет угодно, то сделайте свои выводы.
С любовью во Христе.

св. преподобный Порфирий Кавсокаливит (7 февраля 1906 – 2 декабря 1991)

Будем кротко держать в своем уме Христа, творя молитву

Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я достигну ее», потому что так мы можем прийти к эгоизму и гордости. Необходим опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здравомыслие, что бы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» — портит всё. По какой причине нам гордиться? У нас нет ничего своего. Это всё тонкие темы.

Молитесь, не составляя в уме своем никаких образов. Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться надо безОбразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Вероятно, лукавый может привнести свой образ, и тогда мы потеряем благодать.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не в устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал, то там то тут. Спокойным образом мы поместим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем.

Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелести, молитесь со вниманием и посвящением себя Христу. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение света, и в прелесть, и в умственное расстройство.

Пусть молитва не будет принуждением. Давление может вызвать в нас внутреннее сопротивление, принести вред. Многие, совершая молитву с давлением, стали больными. Что-то, конечно, происходит, когда мы выдавливаем молитву, но это нездоровое явление. Не используйте искусственных способов. Не нужны ни маленькая скамеечка, ни преклонение главы, ни закрытые глаза. Многие говорят: «Сядь на маленький стульчик, склони голову, напрягись и сосредоточься — и все будет». Да где там… Это обман. Попробуйте и увидите. Нет необходимости как-то по-особому сосредоточиваться, чтобы творить молитву. Не нужно никаких усилий, когда обладаешь Божественной любовью. Где бы вы ни находились: на скамейке, на стуле, в автомобиле, — везде — в пути, в школе, в офисе, на работе — можете творить молитву Господи Иисусе Христе, помилуй мя спокойно, мягко, не надавливая, без напряжения. Итак, не привязывайтесь к месту. Все заключено в любви ко Христу. Если ваша душа повторяет с любовью эти пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то не будет знать сытости. Это ненасытные слова! Всю свою жизнь повторяйте эти слова. В них столько животворных соков!

Кавсокаливия. Святая Гора Афон

Выдержка из книги старца Порфирия Кавсокаливита «Житие и Слова».

43. Давайте почувствуем Христа своим Другом! — Предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы — друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу.
Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня».

Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделенными от Него, даже когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас.

75. Меня часто осуждают, но я «…яко глух не слышах, и яко Нем не отверваяй уст своих» (Пс. 37:14). Молитесь о тех, кто осуждает вас. Говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, – а не так: «Помилуй этого моего обидчика». Так в вашей молитве будете и вы – и тот, кто вас осуждает.
Кто-то говорит вам что – нибудь обидное? Поймите, Бог знает это! Простирая свои руки к Богу, говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Тем самым того человека, о котором вы молитесь, вы делайте единым с вами.
Бог знает его глубинные проблемы и, видя вашу любовь, спешит ему на помощь

79. Бог вложил в душу человека силу. От человека зависит, как ее использовать – во благо или во зло. Если добро уподобить прекрасному саду, полному цветов, деревьев и трав, а зло – колючкам, силу же уподобить воде, тогда может произойти следующее: когда воду мы направляем в сад, тогда растут все растения, зеленеют и цветут, оживают. В то же время колючки, не получая воды, засыхают и пропадают. И наоборот…
Итак, не нужно заниматься колючками. Не увлекайтесь изгнанием зла. Христос желает видеть нас такими, чтобы мы не занимались страстями и врагом. Направляйте воду, то есть всю силу своей души, на цветы и тогда будете радоваться их красоте, благоуханию и свежести.

80. Служить Богу мы легко можем и бескровно. Есть два пути, ведущие нас к Богу: суровый и утомительный, с отчаянными выпадами против зла, и легкий, с помощью любви. Многие выбрали этот суровый путь и «пролили кровь, чтобы приять Дух», так что достигли великой праведности. Я же нахожу, что наиболее короткий путь этот – путь любви. И вы последуйте ему.

89. Пусть душа ваша предается молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся. Не смотрите на случающееся с вами переживание, а смотрите на свет, на Христа, как ребенок смотрит на свою мать, когда с ним случается что-то плохое…. Видели?!
На все смотрите без расстройства, без скорби, без переживания, без зажатости. Важно научиться не давить на себя и не зажиматься. Все ваши усилия пусть будут заключаться в том, чтобы стремиться к свету, достигать света. Вместо того чтобы предаваться расстройству, которое не от Духа Божия, предавайтесь славословию Бога.

107. Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Пусть противоположное поведение не огорчает нас.
Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви, – говорил Старец. – Наше стремление должно быть направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души. Тогда мы заметим, что все нас любят без всяких усилии с нашей стороны, без нашей просьбы о любви с их стороны. Они будут любить нас свободно и искренне от глубины сердца, без насилия с нашей стороны. Когда мы любим, не стремясь, чтобы любили нас, тогда все будут собираться вокруг нас, как пчелы. Это действенно для всех.

Бог предвидит, но не предопределяет

125. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает, что произойдет в будущем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не предопределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

Всеведущий знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла. А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все весьма хорошим и всему дал доброе, святое предназначение….

129. Пользуйтесь прекрасными мгновениями! — Просил Старец Порфирий. — Они располагают душу к молитве, делают ее тонкой, благородной, поэтичной. Проснитесь утром, чтобы посмотреть, как солнце встает из моря — все в багряной порфире. Когда вас воодушевляет прекрасное место, церковка, что-нибудь еще дивное, не останавливайтесь на этом, идите дальше, переходите на славословие за всю красоту, чтобы жить одним лишь Прекрасным. Все снято: и море, и купание, и пища. Радуйтесь всему. Все нас обогащает, все направляет нас к великой Любви, все нас приводит ко Христу.

Обращайте внимание на все, что создал человек: на дома, на здания, маленькие или большие, на города, на деревни, на людей, на их культуру. Спрашивайте, пополняйте свои знания обо всем, не оставайтесь равнодушными. Это будет помогать вам более глубокому изучению чудных свойств Божиих. Все это бывает хорошим поводом соединить нас со всем и со всеми.

Причины для благодарности и молитвы Господу предоставляются во всем. Живите среди природы, среди всего. Природа — это таинственное Евангелие. Но когда внутри человека нет благодати, тогда не поможет ему и природа. Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в рай.

129. Духоносец — тот, кто имеет Духа Божия, замечает все, мимо чего проходит. Он весь — зрение, весь — обоняние. Все чувства живы, но живы в Духе Божием. Он иной. Он все видит и все слышит: видит птиц, камни, бабочку… Проходя мимо, чувствует все, аромат, например. Живет во всем: среди бабочек, пчел. Благодать делает его внимательным. Он хочет быть со всем вместе.

132. Если Бог позовет меня в рай, то, по благодати Божией, там я буду более «рельефно», то есть, сильнее, чем здесь на земле, ощущать радость и славу Божию. Я не знаю, сколько лет еще проживу. Пять, десять, пятнадцать? Сколько буду жить, буду радоваться радостью Христовой. Ведь мы Им живем и движемся и существуем. Я не забочусь специально о том, чтобы мне жить, и не думаю о том, сколько проживу и не молюсь о том, чтобы мне жить. Я предоставил это целиком Божией любви. Я принадлежу Господу, как в этой жизни, так и в другой. Живём ли, или умираем – [всегда] Господни. Бог будет решать нашу посмертную участь. Я готов к смерти и не хочу принимать в своём уме помыслы отчаяния, помыслы об адских мучениях и тому подобного. Как я вам уже говорил, когда однажды я находился при смерти, меня внутри наполняла радость о предстоящей встрече с Христом.

134. Многие говорят, что жизни вечной не существует. Но это не правда. Мы видим вечную жизнь и живем ею каждый день. В том, что есть другая жизнь, я уверен больше, чем в том, что завтра утром взойдет солнце. Это так и есть! Ведь мы видим ее, мы живем ею на опыте и о ней нам свидетельствуют такие очевидцы, как Евангелист Иоанн Богослов: …дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. По благодати Божией я «вижу», что усопшие люди живут и радуются во свете. Другая жизнь прекрасна!

(фрагменты выделены мной)

П.С. Книгу преподобного Порфирия мне подарил замечательный человек, насельник Святой Горы, отец Хризостом.

«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит и его изречения

Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (в миру Евангелос Баирактарис; 1906–1991) – священнослужитель, великий подвижник, с детских лет подвизавшийся во славу Божию и стяжавший многочисленные дары Святого Духа: дар пламенной молитвы, прозорливости, духовного рассуждения. Он мог исцелить больного одним прикосновением руки, духовным зрением мог видеть глубины земли и наблюдать за событиями, происходящими за тысячи километров. Когда речь зашла о духовных дарах старца Порфирия, преподобный Паисий Святогорец сказал: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый». И добавил: «Таких, как старец Порфирий, Бог посылает в мир раз в 200 лет». Старец Порфирий Кавсокаливит прославлен в лике преподобных в 2013 году.

Наставления преподобного Порфирия Кавсокаливита

Без любви молитва не приносит пользы

«Всё, что делается, пусть делается по любви».

«Превыше всего любовь. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом».

«Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех».

Не будем просить любви – будем любить сами

«Один из видов нашего выказывания себя заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том».

«Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление будет направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души».

«Когда кто-то нанесет нам какую-либо обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим».

«Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Виною тому эгоизм. Отсюда начинается осуждение. Будем всех видеть святыми».

«Христианин благороден. Давайте будем предпочитать терпеть обиды, чем обижать».

Как узнать смиренного человека

«Смиренный человек… знает, что грешный, и скорбит из-за этого, но не отчаивается, не изнуряет себя. Тот, кто имеет святое смирение, не прекословит, то есть не противодействует. Он соглашается с тем, чтобы его проверяли другие люди, делали ему замечания, но не раздражается и не оправдывается, не теряет уравновешенности. С эгоистом происходит обратное. Он чувствует себя ущербным. Сначала он похож на смиренного. Но если его кто-нибудь чуть-чуть заденет, он тут же теряет мир, нервничает и возмущается».

Везде можно стать святым

«Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием».

«Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими».

«Вот где христианство: через любовь к брату достичь любви к Богу».

«Великое искусство – достичь освящения своей души!»

Ключ к духовной жизни – молитва

«Ключ к духовной жизни – молитва. Молитве никто не может научить, ни книги, ни старец, никто. Единственным учителем является Божественная благодать. Если я расскажу вам, что мед сладок, что он текуч, он такой-то и такой-то, то вы не поймете, пока не вкусите его. То же самое и в молитве».

Кто не покается, тот погибнет

«Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет».

«Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. При этом пробуждении происходит таинство покаяния. И в этом – произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог».

Когда у человека есть какая-либо страсть

«Когда у человека есть какая-либо страсть, постараемся изливать на него лучи любви и милосердия, чтобы он вылечился и освободился. Это бывает только по благодати Божией. Подумайте, что он страдает больше вас».

«Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница, смирившаяся и покаявшаяся, – намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

«Знай вот еще что. Страдающие души, скорбящие, которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией».

Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя

«Если ты жалуешься на других, то виновником я считаю тебя, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен и обнаружишь это, когда я скажу тебе».

«Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя. Молитесь со смирением, не оправдывайтесь. Видите, например, соперничество и вражду с другой стороны? Помолитесь с любовью, чтобы ответить любовью на соперничество и вражду. Слышите клевету на себя? Молитесь».

«Малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться».

В беседах не многословьте о религии – и тогда победите

«В беседах не многословьте о религии – и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: “Ты говоришь ложь!” И что из этого выйдет? Вы – как овцы посреди волков (см.: Мф. 10:16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой».

Дети не любят давления

«Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам».

«Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить в церковь. Можно говорить так: “Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже”. Дайте Богу возможность говорить с их душами».

«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим людям».

Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце

«Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь».

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».

«Когда ты видишь, что лукавый побеждает твоего сына, вместо того чтобы гневаться на него из-за его непослушания, помолись Богу. Научись говорить с Богом о своих детях, вместо того чтобы ссориться с ними; поведай Богу все свои скорби о них».

«Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Всё, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».

«Станьте святыми, и у вас вырастут добрые дети».

Христос открывает Себя только внутри Церкви

«Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи, – не из-за их усилий, но по милости и любви Христа».

«В Церкви мы становимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным».

«И вершина истины есть святая Евхаристия».

«Исповедь – это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией».

«Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью».

Когда я уйду из этой жизни – я буду ближе к вам

«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти».

«Когда я уйду из этой жизни, это будет лучше. Я буду ближе к вам».

Преподобне отче Порфирие, моли Бога о нас!

Молитва старец порфирий кавсокаливит
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Бросить курит молитвы церковь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here