Молитва прощения обидчиков

Святой текст: Молитва прощения обидчиков специально для Вас!

Не могу простить обидчика. Что делать?

Ответы пастырей

Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?

Наши обиды – от самости и гордыни

Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег

– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.

Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.

Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.

Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.

Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно

– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.

Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.

Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.

Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения

Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.

Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.

Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.

Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.

Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.

Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).

Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть

Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.

Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на соседей

Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.

Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека

Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.

Молитва о прощении

Молитва о прощении в православии играет большую роль. Она представляет собой такие тайные слова, наполненные глубоким душевным смыслом, которые позволяют обратиться к Высшим силам с просьбой о прощении собственных прегрешений. Молитвы о прощении обязательно следует читать в храме. Чтобы отмолить все свои прегрешения следует, как можно чаще посещать церковь. Кроме того в дополнение к такой молитве следует постоянно раздавать милостыню тем, кто нуждается больше, чем вы.

Молитва о прощении грехов своих перед Богом

Самые сильные молитвы о прощении возносятся Господу Богу. Их нужно читать каждый день. Каждое слово в молитвенных обращениях должно звучать осознанно и искренне.

Ежедневная молитва покаяния и прощения

Для ежедневной молитвы покаяния и прощения можно использовать следующую молитву:

Молитва Иисусу Христу о прощении обид

Обиды на других людей очень загрязняют душу, поэтому нужно избавляться от них, используя специальную молитву.

Звучит она следующим образом:

Молитва Иоанна Крестьянкина о прощении родовых грехов (своего рода)

Основная цель молитвы Господу о прощении грехов своего рода заключается в спасении человеческой души. Ее сила состоит в том, что с ее помощью происходит общение с Богом один на один. Это значит, что возносить ее нужно в полном уединении и абсолютно искренне.

Основные правила такого моления заключаются в следующем:

  • Перед вознесением молитвы нужно осознать все то, что вы делали неправильно в жизни. Важно пробудит в душе желание искреннего раскаяния в своих проступках. Нужно своими словами озвучит то, что вы совершали, нарушая заповеди Божьи и попросить за это прощение.
  • Перед чтением молитвы о прощения рекомендуется посетить храм и исповедаться.

Молитвенный текст звучит следующим образом:

Молитва о прощении грехов за абортированных детей

Аборт считается страшным грехом и его женщине нужно отмаливать длительное время. Молитва о прощении за убийство не родившегося младенца читается в течение 40 дней. Важно не пропускать ни одного дня. До того как начинать молиться рекомендуется посетить храм, исповедоваться и покаяться перед батюшкой. Произносить молитвенные слова следует перед иконой Богородицы и спасителя. Искренняя молитва обязательно будет услышана и Бог снимет с вас грех.

Молитвенный текст звучит следующим образом:

Очень сильная молитва Создателю о прощении и помощи

Существует несколько сильных целенаправленных молитв к Господу. Их нужно использовать в конкретных случаях. Очень важно возносить такие молитвы перед иконой Спасителя.

Молитва о прощении обидевших нас

Для того чтобы очистить душу от негатива нужно возносить молитву о прощении людей, которые нанесли обиды. Это позволит отпустить ситуацию и успешно продвигаться к поставленной цели. Особенности чтения такой молитвы заключаются в том, что она должна быть приближена по своей сути к медитации. Необходимо уединиться в отдельном помещении, установить икону Спасителя, зажечь перед ней церковную свечу и принять удобное положение.

Текст молитва звучит следующим образом:

Молитва о прощении ребенка

Родители очень часто возносят молитвы о прощении детей. Это позволяет очистить ауру своих чад.

Самой сильной считается такая молитва матери:

Молитва о прощении врагов

Если вы знаете, своих врагов, то нужно обязательно читать молитву об их прощении. Это позволит уберечь свою душу от влияния негативной энергетики. Кроме этого такая молитва подтолкнет ваших врагов на путь истинный и очень велика вероятность того, что вскоре ваша вражда прекратится.

Одна из сильных молитв звучит следующим образом:

Данную молитву возносить к Господу нужно в уединении перед иконой Спасителя. Также обязательно после нее следует посетить храм, где поставить свечу за здравие своего недруга.

Видео: вычитка — очищающая молитва прощение, читает настоящий священник

«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении

Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым.

– Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас?

Читайте так же:  Символ веры в католицизме молитва

– Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.

– И не напоминает больше?

– Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.

– Батюшка, как может сказаться на жизни человека непрощение обид?

– Непрощение обид? Да, это есть. Все мы согрешаем – один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный.

А еще сказано так: если ты сделал кому-то доброе дело, то забудь это, а тебе кто сделал доброе дело – запомни это. Можно было бы по этому образу еще так сказать: «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь это».

Видео (кликните для воспроизведения).

– Это ключевая вещь. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?

– Молиться! Молиться! То, о чем вы сказали, мы каждый раз вспоминаем, читая Покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» – то есть всегда. И когда это чувство у человека имеется в душе, значит, Господь для чего-то его оставляет. Или же еще нужно каяться. А сколько каяться… Есть такой пример: некто искренне каялся и умучился, и тогда святые отцы стали молиться: «Господи, он так кается, прости его, Господи». – «Я его давно простил, но это ему нужно, чтобы он не забывался».

Сейчас очень часто приходят в Церковь навороченные, прости, Господи. Человек, не успев даже еще встать на стезю правильной жизни, начинает других судить, обсуждать, раздражаться, от кого-то требовать, как раз забывая о своем состоянии, что мы грешные. Почему сейчас и распространено такое явление – печаль.

Я говорю: «Прощаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю», – чтобы человек помнил о грехе и воздерживался от него

Приходят и считают, что исповедовались, назвали грехи – и всё прощено. Нет, еще нет. Тут вопрос особый. Вот на совете духовников епархии говорили об этом, и кто-то сказал очень хорошо: «Я говорю: “Прощаю”, а Господь говорит: “А Я не прощаю”, потому что Господь видит устремление сердца и видит будущее жизни человека. Если человек искренен – да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время: «В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.

Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства. Помните, как святой Сисой Великий ответил на смертном одре? Братия говорит: «Неужели ты боишься смерти?» А он: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Если великие святые так держались за это, то нам тем более это необходимо. Ведь вся беда в том, что у нас сейчас народ устремился в Церковь, в священство, но по канонам – еще отец Кирилл (Павлов) говорил об этом – многих нельзя допускать.

– До Причастия или до священства?

– И до того, и до другого. Но имея в виду милосердие Божие… Как сказал в свое время отец Тихон (Агриков): нет людей недостойных причащения, все достойны, потому что всё равно все недостойны. Но если бы люди, приходя в Церковь, помнили, что они грешные, и это чувство всё время имели в себе, тогда бы они ко многому иначе относились. Кстати, есть момент важный такой, о нем мне сказала одна наша прихожанка, Царство ей Небесное. Она 30 лет была парторгом, но в душе имела веру, а потом она ухаживала за отцом Тихоном Пелихом, который у нас похоронен. Она ему помогала. И вдруг она выдает (где уж она это читала. ), что Господь допускает священников грешных, хотя бы им не полагалось даже священство по их жизни, для того чтобы они были более милостивы к грешникам.

– Вы сказали о чувстве вины у обидевшего и о природе этого чувства. А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое… Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство… Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?

Грех – это небытие. Если мы о своей обиде рассказываем кому-то, мы вновь ее воспроизводим

– Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». – «А что у тебя случилось?» – «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение». Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло – и всё. Грех – это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Есть такой пример у святых отцов: некто вышел из монастыря и впал в грех, потом вернулся, сказал, что ничего не было, и стал дальше трудиться, забыв об этом. И было открыто, что он впал в грех и победил его. Даже так. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.

Читайте так же:  Молитва на две Свечи

– Вы очень интересно рассказали про этот процесс. У вас огромный пастырский опыт. А бывало так, что человек, совершив серьезный проступок, об этом очень долго и глубоко думал, переживал, а в дальнейшей своей жизни смог преуспеть в чем-то, достичь каких-то изменений. Такие бывают перерождения? И как часто они встречаются?

– Некоторые отходят от пьянства, от наркомании, от греха блуда. А классический пример – преподобная Мария Египетская. Куда от него денешься! Так изменилась! Но когда некоторые ссылаются на этот пример, я говорю: «Конечно, если с полутора хлебами вы пойдете в пустыню, то, пожалуй, и вам возможно». А то теперь говорят: «Какая разница, в чем я хожу: в брюках или в чем?!» Если можешь, как Мария Египетская, ходить по пустыне или, как Василий Блаженный, по морозу, то тогда можно.

Внутреннее состояние знает один Бог. Но есть такие люди, которые оставляли свою жизнь грешную и начинали вести жизнь другую. Может, не в такой уж полноте, как Мария Египетская. Да и не в Марии Египетской дело. 48 лет была в пустыне. Срок довольно продолжительный.

– Один раз причастилась.

– Самое главное, что она причастилась в тот первый раз. Когда пошла в пустыню, она уже покаялась, и Господь дал ей через Причастие силы совершить подвиг свой. А дальше она уже сподобилась.

– Батюшка, а к каким серьезным физическим или духовным недугам может привести непрощение обиды?

– Непрощение обиды – это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Я читал такой пример: когда в одном месте кладбище переносили, тела перезахоранивали, то одно тело оказалось неразложившимся. Что сделал этот человек?

– Маму обидел.

Непрощение родителей – это страшный грех, а у нас сейчас это легко

– Маму обидел. Это известный пример. Мама эта не могла умереть, пока не простила сына. Она простила, его тело тут же рассыпалось в прах. Непрощение родителей – это страшный грех; у нас сейчас это легко, а это тяжкий грех.

– Батюшка, бывает – и сколько тому примеров! – когда в юности люди относятся к своим родителям немножко легкомысленно, а когда родители достигают преклонного возраста, их отношение к ним начинает меняться.

– Конечно, возможно такое, а если невозможно, то для чего же тогда всё? Как раз и нужно исправлять это. И тем более что самые печальные последствия такого к родителям отношения начинают проявляться в детях. Такая неожиданная картина. Если они не покаются. Непочитание старших – это беда. А она воспитана, как это ни странно, той гипотезой, которую долгое время прививали в школах: что человек произошел от обезьяны. Согласно этой гипотезе, чем дальше вглубь, тем глупее, там вообще скотина.

– На подсознательном уровне это у школьников.

– Совершенно верно. Один человек привел ко мне своего друга, который хотел, чтобы я его дочь окрестил. Давно это было. Говорю: «А вы?» – «Я – материалист». Непонятно, почему тогда пришел. Спрашиваю его друга. Поясняет: «Он не может справиться с дочерью». Тут я все понял. По его философии, он недавно с дерева слез, чего дочь будет его слушаться? Он ведь еще недоразвитый. Всё с точностью до наоборот! Святитель Николай (Велимирович) говорил: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. В конце концов много знают, но ничего не понимают». Это, видимо, так и есть.

– Очень применимо к нашей жизни.

– Батюшка, такой вопрос: как быть, если человек начинает использовать чувство вины в каких-то своих целях, пытается манипулировать им? Например, игнорировать другого. Если такое происходит на работе, то обиженный просто молчаливо отстраняется от своих коллег, если в семье, когда мама хочет проучить сына, то она его словно бы не замечает, или, наоборот, сын хочет проучить родителей и их игнорирует…

– Вот вы уже и дали ответ на ваш вопрос. Что человек делает? Как пишет святитель Николай (Велимирович) в своей замечательной книге: «Все действия свыше, по произволению». А с какой целью? Один духовный отец говорил своим чадам: «Когда нужно смириться, а когда – гордиться». Не потому, что гордиться хорошо, а это нужно в воспитательном смысле. В воспитательном смысле это нужно бывает. Внутренне одно отношение, а внешне-то может быть и другое.

А вообще это с детства всё закладывают. Недавно рассказала моя дочь, у нее девять человек детей, как вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Это как сказал мне отец Серафим, келейник митрополита Нестора: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда всё можешь с ними делать». Эта любовь – то чувство, которое нам нужно очень. Если Господь его дает – хорошо, а если его нет в такой мере, то проси его, а когда дает, расти его. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти… Мы пропадем без любви, пропадем».

– А когда человек в своих целях начинает манипулировать чувством вины другого, как быть?

Грех – скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно!

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно…

У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах.

А действительность всегда современна.

К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким».

Читайте так же:  Видно до Бога молитва дошла

– Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней.

Мы обиделись — Если тебя обидели

Если вас обидели

Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня как бы узаконить некоторые ставшие привычными грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть. Поэтому нелишним будет сказать о том, как Православная Церковь учит относиться к тем, кого мы считаем своими противниками и врагами, к «ненавидящим и обидящим нас».

Человек сотворен по образу и подобию Божию, и как Вселюбящему Богу не свойственно не любить кого-либо, так и человеку это не свойственно. Ненавидящий ближнего (даже виноватого) поступает против своей природы, ломая и уродуя ее. Великим богатством считаем мы здоровье. Как печалит нас даже малая потеря его. А вот ущерба, нанесенного своей душе, мы часто не замечаем. Хотя драгоценнее человеческой души нет ничего в мире. Весь этот прекрасный мир, что окружает нас, когда-нибудь окончит свое существование, обратится в прах. Душа же человека будет жить вечно. Ради ее спасения пролил Свою Божественную Кровь Иисус Христос, Сын Божий. «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 3, 36) — говорит Спаситель.

Не повредить своей душе, не нарушить своего божественного устроения, не преступить закона любви к ближнему — вот правила, которыми руководствуется православный христианин в своих отношениях с любым человеком, помня, что каждый человек, как бы испорчен и греховен он ни был, несет в себе образ Божий. Это отсутствие злобы и желание добра даже врагу отразилось в православной молитве «О ненавидящих и обидящих нас»: «Господи. ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству».

Случается, что поступки нашего противника или большой ущерб, нанесенный им, а главное, наше духовное несовершенство не позволяют нам увидеть в нем не только образа Божия, но и образа человеческого. Не будем спешить с осуждением. Обратимся сначала к своей совести. Так ли уж мы чисты сами? Ведь не может вор судить вора, клеветник — клеветника? Разговор идет о личном осуждении, так как судья, человек хотя и не без недостатков, однако судит преступника, потому что судит не личным судом, а согласно имеющимся законам.

Многие из нас не видят своих грехов и потому не способны осудить себя. Кто-то скажет: «Я никогда не совершал такого-то греха, он мне не свойствен, и потому могу судить другого». Так ли это? Возьмем страшный грех— человекоубийство. От него отрекается большинство. А апостол Иоанн Богослов советует не обольщаться: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (Ин. 3, 15).

Грех начинается с помысла, с мысли, и если не укротить его, вырастает в действие. Но он один и тот же — убийства, сребролюбия, клеветы. Кто из нас поручится, что не имел злой мысли против кого-то? Что не испытал хотя бы мимолетной, совсем «безобидной» зависти (гpex против десятой заповеди)? Какие же из нас судьи? Оставим суд Тому, Кому он и принадлежит, Единому Безгрешному, Сыну Божию.

Люди, внимательно следящие за состоянием своей совести, поддерживающие ее в «рабочем состоянии» частой исповедью, как правило, редко осуждают, зная на опыте, как трудно сохраниться от греха. Они сочувствуют грешнику, как сочувствовали бы больному. Грех — та же болезнь. Болезнь души. Кроме того, будем помнить и обещание Спасителя: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете и судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1 – 3). В одной обители умирал нерадивый монах. Братия, зная о его беспечной жизни, ожидали увидеть мучительную агонию грешника, но брат встречал смерть в покое и радостно. «Как же так? — спросили его. — Ведь ты всю жизнь не радел о спасении, почему же ты спокоен?»— «С тех пор, как я переступил порог этой обители, я не осудил ни одного человека и знаю, что на мне исполнятся слова моего Спасителя: «Не судите, да не судимы будете», — и потому я умираю спокойно», — отвечал брат.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21), — учит Апостол. Не подбрасывать поленья ненависти в костер вражды подобает нам, а гасить его личным примером добра и беззлобия. Станем надеяться и на совесть противника. Потому что совесть есть общий Божественный закон, данный при рождении каждому человеку. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 20), — советует апостол Павел, сравнивая пробудившуюся совесть человека с горящими угольями.

Знакомая маленькая девочка из православной семьи как-то подверглась враждебным нападкам и обидам со стороны своей одноклассницы. Обидчица толкала, щипала и словесно выражала свою неприязнь. Бабушка юной христианки советовала ей отстаивать себя ответными толчками, остроумными замечаниями или, в конце концов, жалобой учительнице. Но девочка отвечала: «Ничего, я потерплю, а она привыкнет ко мне и полюбит». Действительно, в скором времени ее противница не только отказалась от вражды, но из обидчицы превратилась в лучшую защитницу. Так беззлобие и терпение маленькой первоклассницы пробудили совесть подруги и заставили девочку отказаться от дурных действий и даже загладить их добрыми делами.

В нашем отношении к обидчику, злобствующему на нас, пусть примером послужит Сам Спаситель, молившийся на Кресте о распинающих Его, да не вменит им Господь вины, «не ведают бо что творят». Будучи всемогущим Богом, он не карает зломыслящих, предающих и распинающих Его. «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44 – 45).

В книге Деяний святых апостолов мы читаем о мученической кончине архидиакона Стефана: «…и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им гpexa сего. И, сказав сие, почил. Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7, 58 – 60; 8, 1). Не отомстить, а простить молит праведник Господа. И случается, казалось, невозможное. Савл, дышавший «угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), становится апостолом Христа. Первоверховным апостолом Павлом.

Читайте так же:  Можно ли читать молитвы дома когда месячные

Желание настоять на своем, любоначалие и семейная ревность нередко создают среди сотрудников или родственников длительные тяжелые противостояния не только двух личностей, но иногда и целых лагерей противников. Бывают случаи, на первый взгляд, безнадежные, когда угасить неприязнь какой-то одной стороны невозможно. Конечно, терпение и кротость как-то усмиряют эту вражду. Но зачастую их-то нам и не хватает! И здесь, как и во всякой печали, мы можем припасть к Источнику и Подателю всех благ, ко Господу. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… » (Пс. 54, 23) — говорит Пророк.

Вспоминается мне история, происшедшая в знакомом семействе. Верующая девушка вышла замуж за крещеного, но совершенно не церковного человека. Привела она мужа в свою семью. Через некоторое время молодой человек занял активную противоцерковную позицию, и отношения между родственниками стали очень тяжелыми. Особенно часто в религиозных или антирелигиозных спорах сталкивались зять и теща. Взаимным претензиям, словесным уязвлениям, прямым оскорблениям и придиркам не было конца. Не избегали в семье и действий, способных досадить противнику. Новые родственники мужа, люди верующие, пытались сдерживать свою неприязнь, каялись на исповеди во враждебных выпадах. Но молиться о зяте категорически отказывались. И в записочках «о здравии», что подавали в церкви, никогда не писали имени Александра. «Как же о нем молиться, ведь он Бога отвергает, про Церковь гадости говорит», — объясняла теща. И все же склонилась на уговоры священника, начала подавать в церкви «о здравии», поминать в молитве за родных. Вражда стала утихать. Через полгода молодые обвенчались, зять стал ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Долго не мог привыкнуть к посту, но и здесь справился.

Легко молиться за милых родных, за благодетелей, за друзей. Молитва за врага не легка. Мы считаем обидчика недостойным нашей молитвы, недостойным милости Божией, недостойным спасения. Но если мы потрудимся, преодолеем свое настроение, обиду, осуждение, то молитва наша, трудовая молитва будет не только ходатаицей за нашего противника, но и заступницей за нас. «Спаси, Господи, раба Божия (имя неприятеля) и сия ради молитвы помилуй мя грешнаго», — молимся мы о причинившем нам печаль. Ради моей молитвы о враге, помилуй мя, Господи.

Ситуации вражды и напасти иногда попускаются, дабы мы могли проявить себя в них как христиане. Ежедневно в молитве Господней «Отче наш» мы не раз повторяем: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Господа оставить, простить, забыть наши грехи. Но ставим выполнение этой просьбы в зависимость от своего прощения обидчикам, от своей незлопамятности. Смеем ли мы произносить эти слова, храня в памяти обиду на чью-то вину против нас, поминая бывшее зло, даже если мы и не отвечали на них каким-либо действием. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам coгpeшений ваших» (Мк. 11, 25 — 26), — остерегает Спаситель. Состояние памятозлобия безблагодатно и утяжеляет все наши грехи.

Сердце наше уязвляет не только на нас направленная ненависть и вражда. Мы сочувствуем и сострадаем своим ближним и дальним, оказавшимся жертвами чьей-то неприязни, злого дела. Это чувство в нас законно. Жалость к несчастному побуждает нас на милосердную помощь, побуждает к жертве, действию, молитве. Но случается, что наше сочувствие находит себя лишь в ненависти к обидчику, в мстительном и гневном против него чувстве. Мы просто расширяем круг своих врагов, создаем привычку немирного настроения. Обратимся к своему сердцу и посмотрим, какой дух преобладает в нем? Дух любви и мира или дух обиды, злобы и гнева? Не о нашем ли времени слова Спасителя: «…И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).

Умножающиеся в мире беззакония, тиражируемые печатью и телевидением, наполняют наши сердца не столько сочувствием и состраданием к жертвам, сколько ненавистью и злобой к людям, которых мы никогда не знали и не узнаем, иногда давно уже умершим. Наше личное чувство справедливости требует наказания, ум, помраченный ненавистью, изобретает месть. До любви ли тут? А так ли нужно наше душевное участие во всех мировых скорбях? Тем более, что тревожащие нашу душу события преподаются в частной интерпретации, а зачастую и вовсе в искаженном виде. Что, кроме осквернения собственной души, принесут наши проклятия в адрес почившего государственного деятеля, «наломавшего дров», или в адрес персонала какой-нибудь кейптаунской больницы, дурно обращающегося с пациентами? Как часто милые семейные вечера и застолья омрачаются обсуждением политических интриг, преступлений и катастроф! Знакомая всем картина, когда люди методично обсуждают проступок чиновника, артиста, какого-то видного человека, живущего или даже умершего. Выкладываются одно за другим доказательства вины, подозрения. И со все возрастающим гневом или злобной иронией вершатся «суд и расправа».

Кажется, Ангел покинул беседу и мрак сгущается над обезумевшими людьми. На моей памяти немало внутрисемейных противостояний, ссор и обид родилось в таких обличительных беседах-приговорах.

Доискиваясь истины в истории, политике и частной жизни, надо быть осторожными, чтобы истина не приобретала нам новых и новых врагов, чтобы в погоне за справедливостью не оскудевали мы любовью. Ведь даже праведный гнев — все же гнев. А гнев — бесплоден. Он не созидает жизни, не дает радости. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20), — говорит Апостол.

Однажды, видя неуважительное отношение к Спасителю со стороны жителей некого селения, ученики Его вознегодовали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 54 — 56). Будем и мы аристократами духа, спасительного духа любви. Мир всем. Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прот. Сергий Николаев. За утешением к батюшке. М., 2005

Молитва прощения обидчиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here