Молитва ныне отпущаеши текст

Святой текст: Молитва ныне отпущаеши текст специально для Вас!

Молитва ныне отпущаеши текст

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Молитва ныне отпущаеши текст

Русский текст:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

А вот так эту музыку пел Федор Иванович Шаляпин:

А вот такую музыку на эти слова сочинил Сергей Васильевич Рахманинов:

Комментарии (6) Оставить комментарий

1. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 3:19

Радует разброс тем (см. предыдущую)


А Жарова нет?

2. Александр Филюрин | Сентябрь 18th, 2011 в 17:10

Широк человек.
(Это я про себя).
А кто такой Жаров?

3. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 21:10

Донской хор Жарова. Погугли, это того стоит. Пишется Jaroff.

4. Александр Логинов | Сентябрь 20th, 2011 в 12:16

Хороший пост. Спасибо, Александр! Вообще церковные вещи в исполнении Шаляпина — это чтио-то потрясающее. Например, «Верую», «Сугубая ектемия» и др.

5. Иван | Февраль 15th, 2012 в 9:33

…Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней ЯЗЫК,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык… (с) А.С. Пушкин

Если употребить Вашу версию перевода слова «язык» в данном случае, то получается, что Пушкин мечтал просветить всех названных язычников.

6. Светлана. октябрь 15. 2014 | Октябрь 15th, 2014 в 14:31

Слово «язык» в современном Пушкину обществе употреблялось неоднозначно (См. словарь р/яз Даля). И всё гениальное, в отличие от рекламы, — сочетает многие смыслы.

Комментарии

Немного HTML кода:

Сретение Господне: один на один с Богом

Существуют молитвы, с которыми мы в церковных службах и молитвенных правилах встречаемся почти каждый день. Они становятся настолько привычными, что мы едва ли обращаем на них внимание. Но вот наступает праздник, с которым одна из этих молитв тесно связана. И оказывается, что в простой молитве таятся глубины смысла, которые мы не замечали прежде. Она преображается, начинает играть новыми красками и становится самой яркой молитвой дня. Таковы, например, ангельское славословие «Слава в вышних Богу…» на Рождество, молитва перед Причащением «Вечери Твоея тайныя…» в Великий Четверг, «Царю Небесный» – на Пятидесятницу. А сегодня, на Сретение Господне, такой молитвой является Песнь праведного старца Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши».

В отличие от большинства богослужебных текстов слова этой молитвы происходят непосредственно из Евангелия (Лк. 2,29-32). Мы все хорошо помним евангельский сюжет (Лк. 2,22-38) о том, как Мария с Иосифом приносят младенца Христа на сороковой день в Храм «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу».

Вспомним, что Храм был единственным. Посвящение мальчика-первенца Богу было особым торжественным событием для семьи, но никак не для Храма и его служителей. Каждый день «представлялись пред Господа» не один и не два младенца со всей Иудеи. Совершение обряда было рутиной. Казалось бы, что особенного может случиться во время такой стандартной процедуры? Но вот в Храм приносится Богомладенец, и совершаемый священником «законный обряд», который должен был стать главным событием, отходит на второй план – Евангелие упоминает о нем лишь вскользь. В центре евангельского повествования оказываются не родители Иисуса, а два других человека: Симеон «муж праведный и благочестивый», который «пришел по вдохновению в Храм», и Анна-пророчица «вдова лет 84, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Читайте так же:  Молитва о замужестве в покров ПреСвятой Богородицы

Храм – это место встречи, сретения человека с Богом.

Обычно человек приходит в храм, чтобы встретиться с Невидимым и Непостижимым Богом, Который там пребывает. Так же и младенцев приносили, чтобы через храмовый обряд крохотное человеческое существо предстало пред Всевышним. А когда в Храм приносится Богомладенец, все происходит как бы наоборот.

Храм все так же остается местом встречи человека с Богом, но на этот раз Бог приносится, как младенец, и встречается там с человеком, точнее с двумя людьми, которые всю свою долгую жизнь пребывают в Храме. Но на этом удивительная перемена ролей человека и Бога не заканчивается.

Когда Симеон принимает на руки маленького Христа, происходит нечто сложное и удивительное. Здесь соприкасаются, встречаются две реальности. Видимым образом умудренный годами старец берет на руки хрупкого малыша, но духовными очами праведник прозревает Непостижимого Бога «не мнением, ни привидением, но истиною мирови явльшася». И уже сам Симеон как бы оказывается беспомощным младенцем в руках Бога и обращается к Нему с молитвой. Богослужение рассказывает нам об этом от имени Иисуса:

«Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

Из Евангелия видно, что встреча Симеона и Анны с Христом была главным событием того дня. Что же особенного в этих людях? В Слове на Сретение святителя Кирилла Иерусалимского есть слова: «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий:

“Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти: ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!”»

А в одном из богослужебных текстов говорится от имени Симеона: «Адаму известити хотяй иду, во аде живущу…». То есть в лице старца Симеона с Христом встречается Адам, а значит весь мужской род человеческий. В стоящей рядом с ним женщине, Анне, предстает Ева, а через нее и весь женский род. В то же время из Евангелия мы знаем, что и Симеон, и Анна были людьми благочестивыми и имели дар пророчества. Главным в их долгой праведной жизни было вдохновенное ожидание Христа. Тем самым они представляют собой всех праведников и пророков Израиля, чаявших прихода Мессии: Симеон всех праотцев от Авраама, а Анна всех праматерей от Сарры. Так воплощенный Бог встречается одновременно и со всей Ветхозаветной Церковью в ее свершении, и со всем новозаветным человечеством в его духовном младенчестве. Именно в этом заключается вселенская суть события Сретения Господня.

В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено.

По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха.

Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева».

После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это «и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.

Еже еси уготовал пред лицем всех людей, –

«То Спасение, которое Ты устроил пред лицем всех людей».

Что значит «пред лицем» и кто эти «все люди»? Фраза»пред лицем» – древняя формулировка, которая означает «находиться непосредственно, открыто», «присутствовать лично» и т.п.

Ближе всего она к нашему современному выражению «лицом к лицу»; с той лишь разницей, что когда мы говорим «лицом к лицу», предполагается равноправие сторон. В форме же «пред лицем» внимание направляется только на одну из сторон. Например, в предложении «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись» (Притчи 25,6) не важно, кто ты таков, – важно, что сам царь почтил тебя своим присутствием. Это выражение очень часто используется в Ветхом Завете в сочетании с указанием на Бога (например, «пред лицем Божьим», «пред лицем Господним») и почти не используется в Новом Завете. В Ветхом Завете постоянно подчеркивается, что Бог – живой, непосредственный участник жизни народа Израиля.

Свет во откровение языком – «Спасение как Свет, который стал откровением и избавлением для языческих народов». Это тот самый Свет, о котором говорит пророк Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). В одной из последующих глав своей книги пророк говорит уже более конкретно: «И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19,21). Именно это место читается на Богослужении праздника Сретения. Египет здесь прообразует все языческие народы.

Читайте так же:  Еврейский новый год молитва

И славу людей Твоих Израиля. – «Спасение как Слава, через которую будет прославлен народ Твой, Израиль». И снова мы находим у пророка Исаии объяснение этим словам: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» (Ис. 11,10). Иессей – отец Давида, праотца Христа. В каноне Рождества мы поем: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» Это перифраз первого стиха 11-й главы пророчества Исаии. Христос там поэтически назван «жезлом» и «цветом», а в переводе на русский «отраслью» и «ветвью», произрастающей «от корня Иессеева» (Ис. 11,1). Значит пророк говорит о том, что через обращение язычников ко Христу для Израиля настанет покой и слава. Слава и покой, о которых ангелы пели при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

Молитва «Ныне отпущаеши» была частью Богослужения с древнейших времен. Первые упоминания о ней, в дошедших до нас исторических источниках, относятся к III веку. Но из-за евангельского происхождения этого текста есть все основания полагать, что он использовался христианами за Богослужением еще со времен апостольских. Песнь Симеона естественным образом вошла в Богослужение многих народов и многих христианских направлений. И в наши дни она используется не только православными, но и католиками, армянами и некоторыми протестантами, например, англиканами, завершая вечернее богослужение.

В православной Церкви Песнь Симеона Богоприимца относится к концу ежедневно совершаемой вечерни. Очень хорошо о ее богослужебном смысле пишет архиепископ Гавриил (Розанов) в своем «Руководстве по литургике»: «… Святая Церковь напоминает нам об отшествии нашем из сего мира и поет молитву Симеона Богоприимца. Мы как будто выходим из Ветхозаветных времен и вступаем в Новозаветные времена. Эта молитвенная песнь есть как бы приветственный глас Господу всех Ветхозаветных праведников, узревших духовными очами давно ожидаемого Спасителя, света языков и славу Израиля. Для нас употребление песни «Ныне отпущаеши» в конце вечернего Богослужения имеет тот смысл, чтобы мы, увидевши тихий свет Иисуса Христа, Сына Божия вочеловечившимся, воспоминали в конце всякого дня и о кончине нашей жизни и желали, подобно святому старцу, отойти из сей многомятежной жизни с миром, уповая на благодать, явленную чрез Избавителя и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Современный богослужебный устав (Типикон) Русской Православной Церкви предписывает эту молитву читать. В подавляющем большинстве случаев устав подобных замечаний не делает; он говорит о пении даже если подразумевается речитативное чтение. А для «Ныне отпущаеши» сделана четкая оговорка, причем указано, что на праздничной службе читать эту молитву должен настоятель, т.е. старший священник, чем подчеркивается чрезвычайная важность этого момента на Богослужении (на будничной службе чтение может совершаться также назначенным чтецом).

В более древних уставах к этому прибавляется предписание читать ее медленно и тихо. В наши дни эти указания почти никогда не выполняются. Множество выдающихся композиторов написали музыку к словам этой молитвы. По стойкой традиции в современных храмах «Ныне отпущаеши» поет хор на какой-то торжественный напев. Между тем, именно тихое чтение слов Симеона Богоприимца несет глубокий символический смысл.

В большинстве церковных молитв община предстоит пред Господом как единое целое. А молитва «Ныне отпущаеши» очень личная. В момент ее чтения каждый остается с Богом один на один. С одной стороны, как хрупкого, крохотного младенца, обнимая присутствие Божие в своем сердце, с другой стороны, чувствуя себя полностью в руках Божиих. В этих словах каждый лично исповедует себя причастником Спасения, Света и Божественной Славы, причастником не только в духовном смысле, но и в материальном, на собственном опыте познавшим общение с Живым Богом в течение прошедшего дня. В то же время этими словами мы свидетельствуем о заключении Нового Завета с Богом. Неслучайно эта же молитва завершает и установленное Церковью молитвенное правило по Святом Причащении.

В заключение несколько слов хочется сказать об особенном положении праздника Сретения в этом году. День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. Этим праздник напоминает нам слова апостола Павла, выражающие самую суть Великого Поста: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3,8-10).

Молитва ныне отпущаеши текст

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко

Мы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением (см. «Воскресение» №12, 2004 и №1, 2005). Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько глубоко вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» (Мф.6,9-13) или «Богородице, Дево, радуйся» (ср. Лк. 1,42). То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Читайте так же:  Во сколько праздничная молитва в москве

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием увидеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Сретение Господне.
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Мы с вами в день Сретения Господня по милости Божией в большинстве своем удостоились неизреченного дара, приобщились святых Животворящих, бессмертных Христовых Тайн и имеем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в недрах нашего сердца. Сегодня каждый из нас Симеон Богоприимец. Тот принял Христа на руки, мы приняли Христа в самою душу. Вот почему сегодня каждый из нас сможет вместе с благодатным Симеоном воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Видео (кликните для воспроизведения).

Тот сказал эти слова, потому что приблизился конец его земного бытия, должно было развязаться скрепам, соединяющим душу с телом, должно отойти ему было в путь всея земли, приложиться к отцам. Мы говорим сегодня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», — и тем самым свидетельствуем, что Господь Бог дарует нам отпущение наших грехов, тех уз и скреп, которые препятствуют нашей душе приступить к Господу так, как Он сего хочет, поклоняться Ему в духе и истине.

Действительно, если с глубоким сердечным покаянием, самоосуждением, исповеданием Христа, с верою в прощение мы приступили к таинству Церковному, Господь не может не исполнить сегодня то обетование, которое мы слышали в Его Божественном призыве: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов».

Вот почему в сегодняшний день особым смыслом будем в тайне души, братья и сестры, повторять эти многознаменательные, всерадостные и всеобновляющие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Ибо Господь Самим Собою, присущей Ему Божественной силой вносит дивное изменение в сердце кающегося причастника. Кто был унылым, пусть получит отпущение печали, обретет бодрость и радость. Кто был невоздержанным, чревоугодником, винопийцей, пусть угодит Богу воздержанием во славу Господа. Кто гордился, обуревался тщеславием — пусть просияет смирением, укрепит себя самоукорением, а главное: воздаст подобающую славу Богу Дивному во святых Своих. Кто был нечист в мыслях и желаниях — пусть уцеломудрится, ибо ныне отпущает нам грехи наши Всемилостивый Владыко.

«Отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему с миром», — Божественный мир, превосходящий всякое разумение о нем, опочил в сердце ветхозаветного старца Симеона, когда он ощутил на руках своих, заключил в объятии свои Того, Кто есть мир, примиряющий в Себе небо и землю, мир упраздняющий всякую тяжбу, водворяющий согласие между душою и телом, духом и плотию, между видимым и невидимым составом человеческого естества. Действительно, мир наш — Христос, опочивает ныне в сердце нашем. Позаботимся о том, чтобы не возмутить этот мир ни единым прилогом тревоги, страха, а особенно раздражительностью, гневом. Но сохраним сегодня благодатный мир, спокойствие, кротость, тишину, дабы Христу Спасителю не противно было находиться в нас, но предоставим Ему наше сердце как царские палаты, дабы Он, опочив в нашей душе, явил Себя живым и действующим в сердце каждого христианина.

«Яко видеста очи мои спасение Твое», — вместе со святым Симеоном вперим очи наши внутрь самих себя. Была бы только внимательность, бдительность, трезвение. И будем созерцать спасение наше, Спасителя нашего, невидимо нам соприсущего. Как это созерцать Спасителя, когда Он невидим? Что значит видеть невидимого Бога? Это значит соединить все силы души вкупе — разум, чувства, желания – так, чтобы душа в этих трех чувствах сосложившись, устремлена была к невидимому Богу. И тот, кто имеет такое устремление, внутреннюю обращенность к Иисусу Христу, ощущает и осознает в себе таинственную теплоту, не кровяную, но духовную, которая делает весьма легким и простым дело всегдашнего молитвенного пред Богом стояния.

Тот зрит Христа в сердце своем, кто более живет невидимым, чем земным. Тот видит пред собою спасение свое, кто помышляет, удивляется: «Как это Бог вечный, вездесущий, всеслышащий, всямогущий, как это Бог, Который неистощимая благость, мир, святость соприсутствует нам, таинственно пребывает в нас, а мы в нем?» И тот, повторяем, кто ум свой и чувства держит сосредоточенными в Бозе (а признаком этой сосредоточенности служит молитва к Богу), вот такой и оказывается видящим невидимого Бога. Вместе со святым Симеоном зрит Спасителя своего, Который есть «Свет во откровение языков и слава людей Израиля».

Подлинно Бог есть свет, Который просвещает мысли и помыслы человека. Тот, кто отчасти принял этого света, оказывается способным различать добро и зло. Тот, кто имеет этот невидимый миру свет, вовремя сумеет различить всякий вражий прилог, всякую вражию злую мысль, всякое недоброе чувство, которое крадучись подползает или подходит к нашему сердцу, с тем чтобы, привлекши внимание ума, пленить сердечные чувства и таким образом вовлечь душу во зло.

«Свет во откровение языков» — есть Иисус Христос, помогающий нам вовремя изобличить всякое внутреннее зло. И с помощью усердной молитвы, сопротивления внутреннего, изгнать из пределов души всякого чуждопосетителя, то есть, все то, что мерзко, ненавистно и не угодно Богу.

«Слава людей Израиля» — Господь наш Иисус Христос. Эта слава таинственно осеняет всякого, кто причастился со смиренным, кающимся и добрым сердцем. Эта слава отзывается в душе не только миром, покоем, кротостью и тишиной, но и каким-то необыкновенным веселием, радостью, о которой возвещает тропарь Сретения: «Веселися и ты, старче Симеоне…» Где располагается радость, она связывает собою чувства сердца человека. Ощущая мир в совести, сознавая милость Божию на себе, душа неизреченно радуется, чувствуя в себе необыкновенную легкость, гармонию, устремленность ко всему хорошему. Неудобосклона душа ни к чему мирскому, подлому, лукавому, злому, она, душа, переживает благодатную детскость, исповедуя, что Господь обновил все ее способности и силы. Вот эта внутренняя радость, присущая истинным христианам, есть свидетельство славы Божией, почивающий на человеке, облагодатствованной таинствами покаянием, причащением, соборной церковной молитвой.

Читайте так же:  Молитва перед иконой сретение Господне

Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы эту святую, ни с чем несравнимую радость, не растерять, не разменять, не променять на сомнительные мирские радости и утехи. Что, к сожалению, слишком быстро и слишком со многими случается.

Как удержать, как умножить эту радость? Очевидно, нужно уподобиться сегодня Богу, Который излил на нас Свои благодатные дары. Всего Себя истощил Господь, дабы напитать, насытить и просветить наши души. Также должен поступать и всякий христианин, приявший милость Божию. Ко всякому человеку отнесись сегодня со вниманием. Не осуди того, кто сам себя осуждает. Не презри никого из нуждающихся в помощи. Всякому посочувствуй, даже если не можешь помочь словом или делом, за всякого помолись, каждому обрати светлый лик свой, всякого приветствуй, у всякого испроси прощения, даже если ты не согрешил пред ним, всякого назови братом и сестрою о Христе Иисусе, всякого почти как члена единой с тобою Церкви, глава Которой Господь Иисус Христос.

Итак, если мы желаем сохранить эту молитвенную радость, мы должны сегодня от сердца послужить, потрудиться в служении нашим ближним, дабы ни для кого наше сердце не было затворено, но для всех открыто.

Вот в этом-то подвиге добротворения и милования и заключается собственно служение Господу причастника Божией благодати. Если мы будем внимательны, усердны в этом простом деле, то к вечеру умножит, усугубит Господь дарованную нам благодать. И отходя ко сну, мы почувствуем, что душа наша бодрствует, не хочет смыкать очи и все повторяет вместе со святым Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи Твои спасение мое, свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля».

Можайское благочиние

ПОРЯДОК и ИЗЪЯСНЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

Источник: Катехизические беседы (краткое учение о Православной вере). Издание Пермского Епархиального управления 1997 г.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Православный календарь

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.

Прмч. Сергия Чернухина (1942).

Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Ряд.: 2 Кор., 174 зач., III, 12–18. Лк., 36 зач., VIII, 16–21.

Текст песни А. Кастальский — Ныне Отпущаеши

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля.

вот, отпускаешь твоего раба, владыка, по твоему слову — с миром. Мои глаза узрели Спасение, которое Ты приготовил для всех людей: свет к просвещению народов и Славу твоих людей Авраама. Now lettest thy servant , O Lord , according to Thy word in peace. Thou my eyes have seen your salvation, hedgehog hast prepared before the face of all people : a light of revelation language and glory of Thy people Israel.

Now, let go of your servant , my lord, according to thy word — with the world. My eyes have seen the salvation which you have prepared for all people : a light to lighten nations and the glory of thy people of Abraham.

ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

Новости | 13-02-10 Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! Праздник Сретения Господня

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в Храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в Храм. И когда Пресвятая Дева Мария с Праведным Иосифом Обручником принесли Богомладенца Иисуса, старец Симеон встретил Его( сретениезначит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами старец Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Родившегося Господа Симеон называет: «Светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа Своего», то есть Израиля. Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать (крестная смерть на Голгофе).

Тут же, в Храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнив все, что следовало по закону, Божия Матерь с Богомладенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в Храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется Святой Православною Церковью, как один из Великих Двенадцати Праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, даруюшаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш. Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.

Читайте так же:  Праздничная молитва на ураза

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеони благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче. Предварительно освятив рождеством Твоим утробу Девы и благословив руки Симеона. как надлежало, и нас ныне Ты спас, Христе Боже: ниспосли мир обществу среди браней, как единый Человеколюбец.

Молитва Святого Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыке, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпущаешь (меня) раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов,—свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.

По глаголу — по обещанию.Во откровение — в просвещение. Языки — язычники.

Кем составлена эта молитва?

Эта песнь составлена праведным старецем Симеоном. Ему было открыто Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа. Когда сорокадневный младенец Иисус принесен был во храм, по внушению Святаго Духа пришел сюда и Симеон. Взявши младенца Иисуса на руки, он сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (из здешней жизни в загробную).

Когда эта молитва произносится?

Во время церковного Богослужения за Вечерней.

Из истории праздника Сретения Господня

Начало праздника Сретения восходит к глубокой древности. Несомненно, что этот праздник был известен Церкви Иерусалимской в IV веке. Из Иерусалима он перешел к другим Церквам. Собственно, торжественное празднование его в Церкви Западной и Восточной началось не в одно и то же время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление торжественного празднования Сретения (собственно литии) одни папе Геласию (496 год), другие святому Григорию Великому (600 год) и полагают, что таким путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалиев, который попадал на февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В Церкви Восточной торжественное празднование Сретения относится ко времени Юстиниана (542 год). В конце 541 года в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся 3 месяца и под конец поражавшая смертью ежедневно от 10 до 15 тысяч человек.

К этому бедствию скоро присоединилось новое — землетрясение в Антиохии Сирийской, разрушившее многие здания и погубившее много народа. Во время этих бедствий в праздник Сретения в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление, и бедствие прекратилось. В благодарное воспоминание избавления от зол Церковью было установлено совершать в этот праздник Крестный Ход и Литию.

Празднованием Сретения Господня Святая Церковь, исповедуя и утверждая, что Христос «явился мирови не привидением, не мнением, но истиною», обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая оное недостойным Бога и не истинным.

Из «Настольной книги священнослужителя»

Воспоминание Сретения Господня начинается с 28 января, пением в честь Сретения: «Сушу глубородительную землю», и в пределах предпразднества и попразднства продолжается 9 дней, — с 14 по 22 февраля, если не сократить сего времени Великий Пост, во время котораго он бывает иногда. В этом случае празднуется Сретению столько дней, сколько останется до поста.

Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего, с участниками празднуемаго события — Богородицею Приснодевою и Симеоном.

«Радуйся, благодатная Богородице Дево», возглашает Церковь в день Сретения, «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещая сущия во тме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». А равно прославляет и избавление от бед, некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане. «И ныне спасл еси нас, Христе Боже, восклицает Церковь: но умири во бранех жительство и укрепи Императора (Юстиниана), егоже возлюбил еси». На Всенощном Бдении произносятся три Паримии:

Первая — об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем Законе очищения;

Вторая — о духовном очищении от грехов, виденном пророком Исаиею в прикосновении горящаго угля к устам Исаии;

Третья — о видении Исаии на Египет, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь Египтяном,—что вскоре после сретения Господа действительно и исполнилось, когда Он с Мариею Матерью Своею и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

В Евангелии на Всенощном Бдении Церковь благовествует о событии Сретения Господня во Храме Иерусалимском.

Апостол на Литургии произносится о вечном и превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову, пред священством ветхозаветным или Аароновым;

Евангелие на Литургии повествует о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицею во Храме Иерусалимском.

Праздник Сретения отмечается духовенством в золотом или голубом облачении и после Божественной Литургии совершается Водосвятный Молебен с «Чином освящения свечей в день Сретения Господня».

На следующий день Сретения Господня, 16 февраля, Церковь воспоминает Симеона Богоприимца и Анну пророчицу, сретивших Господа во храме Иерусалимском.

Мысли Святителя Феофана Затворника в день Сретения Господня

Сретение! В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верой, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех Ангелов и святых (Лк. 2: 22-40).

Народные поговорки и приметы о дне Праздника Сретения

На Сретение весна встречается с зимой, то есть в природе происходит перелом от зимней погоды к весенней.

Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

Если на Сретенье будет переметывать дорогу, зима протяжная.

Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюди, и спаси на Тя уповающих.

Богородице Дево, миру благая Помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали.

Видео (кликните для воспроизведения).

О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную люте житейскими сластьми.

Молитва ныне отпущаеши текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here