Молитва на умовение рук картинка

Святой текст: Молитва на умовение рук картинка специально для Вас!

Молитвы, которые рекомендуется читать при выполнении частичного омовения

При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».
Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).

Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا

«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).
Умывая лицо, читают:

اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ

«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».
(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).
Умывая правую руку, читают:

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».
(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).

Умывая левую руку, читают:

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».
(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).

Совершая протирание головы (масху), читают:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

При мытье каждой из ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).

Из книги «Намаз — опора религии»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Изъяснение обрядов Божественной Литургии 1

Содержание

Проскомидия

Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом – есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа ( 1Кор.11:26 ) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают. Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что «монах – это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а, переодевшись [в иную одежду], впадает в искушение». Пророк же, желая открыть о [грядущем] еврейском пленении, связал себя ( Иез. 3:25, 4:8 ), тоже сделал и Агав, показывая «узы Павла» ( Деян. 21:10–11 ).

Чтение и пение

Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится [в воспоминание] о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем. 2

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище 3 Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех.

Вход с Честными Дарами

Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище 4 и дориношение 5 , и внесение [их в храм] с песнопениями и каждением, и светом [происходит], как и подобает Дарам Бога. Так вносят [Дары]. Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами.

Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует [нам] столь добрые и твердые надежды во время [совершения] этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира. Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных [Даров], и поклоняются [им], и приветствуют [их], то [эти люди] пребывают в заблуждении. Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

Читайте так же:  Молитва под следствием

Покровение Даров

Дары, положенные на трапезу, покрываются и после освящения разделяются для причащения верных. [Эти Дары], согласно божественному Дионисию 6 , символизируют Иисуса Христа, пришедшего из сокровенного и нераздельного в явное для [человеческого] восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство.

Молитва положения и поминовения святых

После положения честных Даров тотчас происходящее поминовение и называние некоторых святых мужей символизирует причастие к Христу поминаемых, согласно божественному Дионисию.

Умовение рук

Умовение иереем [рук] перед честными Дарами учит о том, что иерей должен очистить себя перед взором Божиим.

Положение омофора

Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор. Таким образом, омофор является знаком начала [Евхаристии]. Если служит иерей, ничего подобного в начале [анафоры] не происходит. Когда же [архиерей] или совершает рукоположение, или причащает Святынь, тогда он снова надевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения.

Природа евхаристической жертвы

Поскольку иерей зовется приносителем жертвы, а честные Дары жертвой и приношением, зададимся вопросом, когда хлеб становится жертвой, до освящения или после. Ведь если он становится жертвой до освящения, то это не есть жертвоприношение Агнца Божия, так как противоречит правильному представлению. Если же после освящения, то иерей приносит в жертву уже тело, и, следовательно, Христос становится жертвой многократно, что расходится со словами «тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» ( Евр. 9:28 ). Что можно сказать [по этому поводу]? Что хлеб становится жертвой ни до освящения, ни после, но во время него. Именно тогда хлеб становится самим телом Христовым. Когда же тело Христово принесено и стало жертвой, тогда и Он Сам становится принесенным и жертвой. Именно это обозначает принести хлеб и соделать его жертвой – пресуществить его в тело Господа, принесенное в жертву. Таким образом [каждый раз] осуществляется спасительная жертва Агнца Божия и тело Христово пребывает единократно принесенным.

Престол

Престол является истинной трапезой благодаря лежащим на ней Дарам, которые, по словам Христа, есть брашно и пиво истинное (ср. Ин. 6:55 ). Он представляет собой также и истинный жертвенник благодаря жертве, на нем совершаемой. Еще он становится жертвенником и через помазание всесвятым миром.

Это миро приносит самого Христа, – толкует божественный Дионисий. – Иисус – наш жертвенник, благодаря которому мы получили приношение.

Теплота в момент причастия

Теплая вода, вода, бывшая причастной огню, является символом Святого Духа, подобного огню ( Деян. 2:3–4 ) и названного водой ( Ис. 44:3 ; Ин. 7:38–39 ). Она вливается после совершения [таинства] и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святого Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения [жертвы]. Ибо Утешитель приходит к достойно ей причащающимся. Если есть сама жертва, ранее принесенная и ныне совершаемая, и посредник сам Христос, тогда и сам Дух, в которого веруют подобным образом, нисходит. Эта теплая вода изливается на честные Дары не для того, чтобы символизировать схождение Святого Духа на честные Дары, так как они во время освящения приняли благодать, но чтобы явить образ, по которому Церковь стала причастна, и вновь, и вновь становится причастной Святому Духу. Это происходит благодаря посредничеству Спасителя нашего Христа. Поэтому сначала вливается теплота в Святые Дары, а затем оттуда причащаются священнослужители и дают причащаться остальным, так как и Дух Святой прежде исполнил богоносную плоть самого Господа, а затем из нее словно из источника и вместе с нею излился на Церковь и всегда изливается. Об этом же свидетельствует божественный Иоанн: «и от исполнения его мы все прияхом» ( Ин. 1:16 ).

Евхаристия и Церковь

В предлагаемом вниманию «Изъяснении» Кавасила описывает архиерейский чин литургии.

В наше время на православной литургии читают Апостол и Евангелие тогда, как в XIV веке в Византии еще сохранялась раннехристианская практика трех чтений – из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия, перемежавшихся пением псалмов и антифонов.

В византийских храмах сосудохранилище, или ризница, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма.

Проскомидия совершалась в сосудохранилище. Оттуда торжественная процессия с Дарами направлялась в храм, где приготовленные для таинства хлеб и вино поставлялись на престол. Это шествие получило название Великого Входа.

Дориношение (от греч. δορυφορέω «нести копья») – символическое изображение триумфа императора-победителя, вносимого в город на щитах. Во время Великого Входа ангелы незримо вносят на своих копьях «Царя всех» Христа.

Псевдо-Дионисий Ареопагит – автор трактата «О церковной иерархии» (V век).

Источник: Перевод А.Ю.Никифоровой

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Ритуальное омовение

Раздел шестой. Ритуальное омовение (вуду).

Омовение – это ритуальное очищение мусульманина, которое устраняет так называемое состояние хадас. Иными словами, омовение – это использование воды на определённых частях тела, начинающееся с намерения. Состояние человека без омовения называют хадасом. При совершении ритуального омовения (вуду) с человека снимаются все запреты, которые возлагались на него во время его отсутствия: разрешается совершать намаз, таваф, прикасаться к Корану и т. д. У омовения есть обязательные, желательные и нежелательные действия. Обязательные составляющие омовения делятся на две категории – обязанности, которых нужно соблюдать до омовения (шурут) и те, которые необходимо соблюдать после омовения.

Обязательные элементы омовения до вступления в него:

1. Наличие обычной воды (мау мутлак) (о пригодной для ритуального очищения воде читайте в первом разделе);

2. Протекание воды по органам, следовательно, не хватает простого прикосновения воды.

3. Отсутствие на теле всего, что может изменить свойства воды, из-за чего она становится непригодной для ритуального очищения. Например, наличие косметики, которая при смешении с водой меняет её вкус, цвет, или запах;

Читайте так же:  Выучить молитву для детей

4. Чтобы органы омовения не были прикрыты чем-либо, что не пропускает воду до кожи. Например, слой какого-нибудь крема или лака, в частности, лак для ногтей. Это, в основном, касается макияжа. Пока макияж, изменяющий или не пропускающий воду не будет удалён, омовение не является действительным. Но если места омовения будут масляными из-за чистого и жидкого масла, то омовение считается. Тут стоит обратить внимание и на то, что омовение не принимается, если вода свободно не проникает под ногти человека из-за налипшей туда грязи, муки, мазута и т.п.

5. Для человека, который не в состоянии контролировать свои выделения, (например, страдающий недержанием мочи), условием омовения является наступление времени намаза. Следовательно, такой человек не может совершить омовение, скажем, для вечернего намаза, до наступления его времени (до захода солнца). Омовение такого типа людей имеет еще и другие отличия, о которых будет указано ниже.

Обязательные составляющие омовения:

Первое: намерение, связанное с мытьем лица, т.е. конец намерения должен быть увязан с началом мытья лица. Необходимо иметь одно из следующих намерений: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения» или же «Я намереваюсь избавить себя от состояния хадаса». Последний вид намерения недопустим для человека, который не может контролировать свои естественные выделения. Он должен намереваться сделать дозволенным совершение намаза. Страдающие такими болезнями, как было сказано ранее, должны учесть и другие особенности;

— Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует использовать прокладки, не пропускающие выделения наружу.

— Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

— Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.

— если он знает, что у него омовение сохранится в течение определённого времени (например, у него омовение не нарушается в течение получаса после двенадцати), то он обязан совершить намаз в это время, по мере возможности;

— совершив омовение, он обязан совершить намаз не откладывая, хотя ему и разрешается откладывание, связанное с намазом, например, для ожидания джамаата в мечети. Если же он отложит свой намаз по причинам, не имеющим отношение к намазу, то его омовение портится и для совершения намаза он обязан возобновить его;

— если он будет соблюдать вышеперечисленные условия и при совершении намаза у него нарушится омовение, то его намаз считается. Например, если страдающий недержанием мочи совершит омовение, придёт в мечеть, будет ждать джамаат, потом совершит намаз, то его намаз считается действительным, даже если в период ожидания джамаата или во время намаза у него выйдет моча.

Второе: омовение лица. Границами лица в омовении является: по вертикали – участок между обычным местом вырастания волос и там, где заканчивается подбородок (но не низ подбородка, его промывать желательно), а по горизонтали – участок между ушами. Следовательно, необходимо промывать волосы бровей, ресниц, усов, эспаньолку. Необходимо промывать как волосы, так и кожу под ними. Что касается бакенбард и бороды, то их нужно мыть и кожу под ними, если они не густые. Если же бакенбарды и борода густые, то необходимо помыть их сверху, а доводить воду до кожи под ними является сунной. Густыми считаются волосы, через которые не видна кожа.

Третье: омовение рук и локтей. Следует промывать кожу, волосы и ногти. Если часть руки отсутствует, то нужно промыть оставшуюся часть. Если рука отрезана по локоть, то необходимо омывать край оставшейся руки. Если же рука отрезана еще дальше, то нет необходимости промывать предплечье, но это является желательным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Четвертое: протирание части головы – кожи или волос при условии, чтобы протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

Пятое: мытье ног, включая щиколотки.

Шестое: выполнение этих обязательных пунктов омовения в строгой последовательности. Если помыть ноги до обтирания головы или обтереть голову до промывания рук, то такое омовение не считается.

Если человек без омовения окунётся в воду с намерением омовения, то у него омовение считается.

Если вместе с правильным намерением омовения иметь намерение освежиться или очиститься, то такое намерение тоже подходит для омовения.

Желательные действия омовения

— Прежде всего, желательно сесть на возвышенное место и применить сивак. Сиваком называют протирание полости рта чем-либо жестким — зубной щёткой, тканью и т.д. Лучшим средством для очищения рта является сивак из Сальвадоры персидской (арак). Проводить сивак следует в ширину зубов и десен, а язык – в длину. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Если бы я не боялся трудностей для моей уммы, я повелел бы им пользоваться сиваком с каждым омовением». Как и в омовении, сиваком желательно пользоваться постоянно, особенно при несвежем дыхании, до чтения Корана или хадисов или иной религиозной книги. Нежелательно пользоваться сиваком тому, кто постится после полудня.

— До омывания лица и до обязательного намерения, омовение желательно начать с мытья кистей рук, причем желательно знать, что их моют для ритуального очищения, а не просто так. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляхи мина щайтани рраджим» и «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. Если вы забудете произнести «Бисмилях» в начале омовения, то желательно его произнести во время омовения.

Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.

Читайте так же:  Служба в церкви из чего состоит какие молитвы читать

Далее сердцем делается намерение для обязательного омовения, когда вода касается вашего лица: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вуду) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». «ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).

В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы, которые мы приведем ниже. Лицо желательно омыть больше положенного, включая обе стороны шеи, ибо передаётся, что все омытые части тела украсятся и будут сиять на том свете. Желательно разделять густую бороду. Для этого берут горсть воды и раздвинутыми пальцами из-под челюсти разделяют бороду. Промывая лицо, желательно прочитать следующее:

اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُهٌ وَ تَسْوَدُّ وُجُوهٌ

О Аллах! Освети моё лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица] Твоих любимцев[, и не очерняй мое лицо, ]когда очернятся лица Твоих врагов[.

Затем желательно мыть правую руку, разделяя пальцы, включая локти, до уровня плеча, три раза. Промывая правую руку, желательно прочитать следующую молитву:

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

(О Аллах, вручи мне свитки моих земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчётом лёгким).

Затем также моют левую руку, читая следующую молитву:

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

(О Аллах, не вручай мне свитки моих деяний слева и сзади.)

Затем смоченной в воде рукой желательно протереть три раза всю голову. Для этого желательно поставить большие пальцы на виски, а кончиками других пальцев обеих рук, соприкоснув друг с другом, обтереть голову, начиная от лба и до затылка, а после повернуть руки в обратную сторону. Если не получается протереть всю голову из-за головного убора, то желательно протереть голову, сколько получается, а далее провести рукой по головному убору. При этом желательно прочитать следующую молитву:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллахумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».

(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

Затем рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны Для этого нужно снова увлажнить руки после обтирания головы.

اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ

(О Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к сказанному и следует (придерживаются) за лучшим из услышанного).

Затем моют правую ногу, включая щиколотки, до колена, три раза. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. При мытье ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу.

Желательно промывать все органы подряд, не прерываясь на столько, чтобы при обычной температуре тела и климата один орган мог высохнуть до промывания следующего.

Не желательно без причины просить кого-то наливать воду для своего омовения, а просить, чтобы другой человек омыл твои органы тела ещё более нежелательно. Но если это делается по причине слабости или болезни, то в этом нет ничего нежелательного.

Не желательно без надобности вытираться после омовения, но в целях сохранения здоровья в холодное время года или же в целях сохранения чистоты в мечети разрешается пользоваться полотенцем.

После завершения омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُوَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْنيمِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِهوَسَلَّمْ

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.

О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Причащение святых тайн приготовление даров в Православии

Обычай вторичного умовения рук на Божественной литургии перед раздроблением Святых Даров, чаще всего во время просительной ектении, хотя и не основан на указании Служебника, не несет в себе ничего предосудительного, так как устраняет недопустимую для священнослужителя опасность приступить к Святым Дарам с грязными руками.

Раздробление Святых Даров совершается в начале пения причастна. Диакон входит в алтарь и, встав с правой стороны священника, говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник с вниманием и благоговением раздробляет его на четыре части, произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй», и полагает крестоообразно части Агнца. Части Святого Агнца полагается ставить печатями кверху, а мягкой частью – к дискосу. Расположение их должно быть следующим: часть Святого Агнца с надписью ИС полагается в верхней части дискоса, то есть по направлению на восток, с надписью ХС – в нижней части, то есть на запад, с надписью НИ – с левой стороны, то есть на север, и с надписью КА – с правой стороны дискоса, то есть в южном направлении.

Читайте так же:  Молитвы утренние на современном русском языке читать

Раздробление Святого Агнца для причащения совершается обязательно священником, в данном случае изображающим Иисуса Христа, преломившего святой хлеб на тайной вечери и преподавшего его апостолам; диакон принимает лишь молитвенное участие, и его действие при раздроблении ограничивается возгласом «Раздроби, владыко, Святый Хлеб».

После раздробления Агнца диакон показывает орарем на чашу и говорит: «Исполни, владыко, святый потир». Священник берет пальцами часть Агнца с печатью ИС, творит с нею крест над потиром и со словами «Исполнение Духа Святаго» опускает в потир, соединяя таким образом Тело и Кровь Христовы. Диакон произносит: «Аминь», а затем подает теплоту и говорит: «Благослови, владыко, теплоту». Священник благословляет со словами: «Благословена теплота святых твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Диакон крестовидно в нужном количестве вливает теплоту в потир, произнося: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь». Затем, если диакон причащается на этой Божественной литургии, священник раздробляет частицу ХС.

Священнослужители при совершении Божественной литургии причащаются непременно (Ап. прав. 8). Служáщий священник смертно согрешает и подлежит извержению из сана, если не приобщается Святых Таин (Известие учительное). Без причащения священнику не разрешается участвовать в соборном служении литургии.

Диакон должен служить с приготовлением, то есть с приобщением Святых Таин, по воскресным и праздничным дням, по крайней мере.

Равные по иерархической степени священнослужители не имеют права причащать друг друга: низшие получают Святые Дары от высших – диаконы от священников, священники от епископов. К Святым Тайнам сначала приступают высшие, а потом низшие. Такой порядок точно соблюдается при архиерейском служении Божественной литургии. Когда богослужение возглавляет священник, сначала он преподает часть Тела Христова диакону, потом берет себе, хотя Крови Христовой он приобщается первым. При соборном служении диаконов причащает старший священник по праву предстоятельства или преимущества чести. При архиерейском служении диаконов причащает старший из сослужащих ему священников.

Кроме лиц трех степеней священства, в алтаре причащаться никто не должен, так как внутри алтаря рукополагаются только они. Лица, запрещенные в священнослужении, могут причащаться в алтаре, но только облачившись в рясу. Во время причащения запрещенный священник стоит с правой стороны престола, а диакон с левой. Причащаются они, как и миряне, служáщим священником, то есть без преподания им в руки Тела Христова. Hecлyжáщий священник на время причащения облачается в епитрахиль, фелонь и поручи, а диакон, как обычно, в стихарь, орарь и поручи. Затем каждый из них, как и служáщие, приобщается по своему чину. Причащение нecлyжáщиx священнослужителей дозволено лишь для больных и престарелых. Во всех остальных случаях священнослужители, желающие причаститься, должны сами служить Божественную литургию, хотя бы соборне. Престарелым священнослужителям или расслабленным – тем, кто не может ходить и стоять у престола Божия, и в особенности страдающим трясением рук, Святые Дары преподаются лжицею, и, во свидетельство их сана, на них должно надевать епитрахиль. Так же причащают и священнослужителей, которые смертельно больны.

При приобщении частица ХС раздробляется по числу священнослужителей.

Диакон, как и священник при архиерейском служении, принимая Тело Христово, полагает его на ладонь правой руки, сгибает немного руку, поддерживая ее левой рукой, чтобы не упала частица, но не сжимает ее. Держать Святое Тело полагается не над головой, а над престолом и читать положенную молитву, взирая на него со страхом и верой. Потребить частицу должно так, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы.

Затем совершается приобщение Крови Христовой из святой чаши. Взяв ее обеими руками с пеленой, священник трижды причащается, говоря: «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную, аминь». В Служебнике не предписано произносить что-либо при причащении священнослужителей Святой Крови, но одни из них говорят: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь»; другие: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». По причащении священник отирает уста и потир пеленой, произнося: «Се прикоснуся устнам моим, и отъимет беззакония моя, и грехи моя очистит», и, целуя святую чашу, трижды говорит: «Слава Тебе, Боже». Затем призывает диакона словами «Диаконе, приступи». Диакон подходит, делает один поклон и говорит: «Се прихожду», а также: «Верую, Господи, и исповедую». Причащая диакона, священник говорит: «Причащается раб Божий диакон (имя рек) Честныя и Святыя Крове Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». После причащения диакона священник произносит: «Се прикоснуся устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит».

По принятии и потреблении Тела и Крови Христовых необходимо проследить, чтобы на руках, на устах или на престоле не осталось ни одной крупицы, ни одной капли Святых Таин. Края святой чаши с этой целью отираются платом, а возможные крупицы собираются антиминсной губкой.

После причащения священник раздробляет для причастников-мирян части Агнца НИ и КА на маленькие частицы, чтобы их хватило на всех желающих причаститься.

Если нет причастников, раздробления не бывает. После своего причащения диакон влагает частицы НИ и КА и все частицы, вынутые из просфор, в потир, произнося воскресные песнопения «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия». Затем тщательно отирает дискос губкой, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поцеловав дискос, он ставит его рядом с чашей, покрывает их покровцами, предварительно положив на дискос звездицу, и прочитывает молитву «Благодарим Тя, Владыко». Если священник служит с диаконом непричащающимся, указанные действия совершаются самим священником.

Читайте так же:  Молитвы короткие Николаю Чудотворцу

При опускании в святую чашу частиц, вынутых на проскомидии в честь Божией Матери и святых, по учению Церкви, через соединение их с Кровию Христовой символизируется живое участие Богородицы и святых вместе с верными в благодарственном воспоминании смерти и Воскресения Господа, даровавшего спасение миру. Одновременно они призываются и к молитве об умерших и живых, чтобы Господь омыл грехи всех поминавшихся на Божественной литургии, Своей Честнóй Кровию по молитвам святых.

Упомянутые выше воскресные песнопения произносятся в этот момент Божественной литургии как в праздничные, так и в будничные дни. Ими прославляется Спаситель и наше с Ним воскресение. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 776) говорит: «Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то чрез сие совершаем таинство погребения Его, и Он, как бы во гроб снисходит плотию Своею во утробы наши; снисшедши же во внутренния сердец наших хранилища, потом воскресает в нас, и купно нас сооживотворяет с Собою».

Если есть причастники, священник полагает частицы Святого Агнца в потир и причащает мирян, выйдя после возгласа «Со страхом Божиим» на солею. В этом случае все вынутые из просфор частицы остаются на дискосе и опускаются в чашу по окончании причащения, что делается из опасения причастить частицами вместо Святого Агнца.

После причащения священник выпивает теплоту с антидором и совершает омовение рук. Если он совершает Божественную литургию без диакона или с диаконом, не причащающимся Святых Таин, то по причащении не принимает теплоты с антидором и рук не умывает, а делает это после потребления Святых Даров.

Остатки Святых Даров потребляются служившим Божественную литургию и готовившимся диаконом. Если несколько диаконов служат с приготовлением, то Святые Дары потребляются ими по соглашению или по обычаю, существующему в данном храме.

После заамвонной молитвы священник, войдя царскими вратами в алтарь, читает молитву «Исполнение закона и пророков», после нее диакон, если он служит с приготовлением, идет к жертвеннику для потребления Даров. В противном случае Дары потребляются самим священником сразу после отпуста. Если священник служит с диаконом причащающимся, то молитва на потребление Святых Даров читается не про себя, а диакону вслух. Читать ее после заамвонной молитвы по пути в алтарь нельзя. Священник, совершающий Божественную литургию без диакона или с диаконом непричащающимся, должен читать ее по отпусте не перед престолом, а перед жертвенником, на котором потребляются оставшиеся Святые Дары. Потребление остатка Святых Таин при жертвеннике издревле было поручено собственно диаконам, о чем ясно говорится в Апостольских постановлениях (VIII, правила 13, 14). В Евхологии западного литургиста Иакова Гоара XVII в. в конце Божественной литургии святого Иоанна Златоустого указывается, что в случае отсутствия диакона Святые Дары потребляются священником, что еще раз подчеркивает мысль, выраженную в Апостольских постановлениях.

При потреблении Святых Даров дóлжно следить, чтобы в потире не осталось ни одной частицы или капли. Чашу нужно сполоснуть несколько раз горячей водой и ее выпить. После этого потребляющий может вкусить теплоту с антидором. Чашу по ополаскивании тщательно, досуха вытирают платом. Прибирать священные сосуды должен диакон, как сослужитель, а не совершитель таинства Евхаристии.

После совершения Божественной литургии и потребления Святых Даров прочитываются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Священнослужители прочитывают их в полном облачении. Послепричастные молитвы написаны в первом лице: «Благодарю Тя», «Да будет ми», и священнику не следует перепоручать их чтение другому лицу.

По прибытии домой священнослужитель должен пребывать в молитвах и размыш- лениях о величии дара, которого удостоился во Святом Причащении, воздерживаться от всяких излишеств и от супружеского общения.

Приготовление запасных Святых Даров обычно совершается на Божественной литургии в Великий четверг, так как именно в этот день Святая Церковь вспоминает установление Божественной Евхаристии, но его не дóлжно делать на полной Божественной литургии в другое время. В храмах, где литургия совершается каждый день, частицы Святых Даров могут ежедневно оставляться в дарохранительнице от одной Божественной литургии до другой для причащения больных и ради смертных случаев. На последней литургии оставшиеся запасные Дары потребляются, а оставляются новые. В таких церквах специального приготовления запасных Даров как будто не требуется, однако ради предосторожности в ковчежце всегда должно быть их хотя бы немного. Следует заметить, что обычай хранить вместе с запасными Дарами в особом сосуде Кровь Христову для приобщения опасно заболевших младенцев является нововведением, не имеющим никаких оснований в правилах и постановлениях церковных, и должен быть исключен из церковной практики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Агнец для запасных Даров приготавливается так же, как и Агнец для Преждеосвященной литургии, – за полной Божественной литургией. На проскомидии литургии, на которой приготавливаются запасные Дары, кроме Агнца, предназначенного для совершения данной Божественной литургии, из другой просфоры точно так же, то есть с произнесением всех проскомидийных слов, приготавливается для запасных Даров другой Агнец, который ставится на дискосе рядом с первым. На Божественной литургии освящение обоих Агнцев в положенное время совершается вместе, а не порознь, то есть совершительные слова и благословение произносятся не над каждым из них в отдельности. По освящении Даров, перед причащением, священник берет Агнец, приготовленный для запасных Даров, и, держа над потиром, понемногу лжицею напояет его Кровию Христовою, соблюдая осторожность, чтобы не размочить Агнец и Кровь Христова не пролилась на какой-нибудь предмет. Напоенный Агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания Божественной литургии.

Молитва на умовение рук картинка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here