Молитва митрополита илариона

Святой текст: Молитва митрополита илариона специально для Вас!

Молитва святого Илариона

Молитва
автор Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси (ум. после 1051)
Молитва святого Илариона

О Владыко, царю и Боже наш, высокий и славный, о человеколюбче, по трудам воздающий сим славу же и честь и причастниками творящий царства своего, помяни, Благий, и нас, убогих твоих, ибо человеколюбец — имя твое! Хотя и не имеем мы добрых дел, но спаси нас по великой твоей милости, ибо мы — «народ твой и твоей пажити овцы», стадо , кое недавно ты начал пасти, исторгнув из пагубы идолослужения!

Пастырь добрый, положивший душу за овец, не оставь нас, хотя и доселе блуждаем, не отвергни нас, хотя и доселе согрешаем тебе вопреки, подобно новообретенным рабам, ни в чем не угождающим господину своему; не возгнушайся, хотя и малое стадо , но скажи нам: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш небесный благоволил дать вам Царство»!

, милостью богатый и благощедрый, обещавший принять кающегося и ожидающий обращения грешников, не помяни множество грехов наших, приими нас, обращающихся к тебе, изгладь рукописание прегрешений наших, угаси гнев , коим разгневали тебя, человеколюбче, ибо ты — Господь , владыка и творец и во власти твоей — или жить нам, или умереть!

Отрини гнев милостивый, коего достойны мы по делам нашим, отведи искушение, ибо персть и прах есть мы, и не входи в суд с рабами твоими, мы — народ твой тебя ищем, к тебе припадаем, пред тобою сокрушаемся: согрешили и злое сотворили, не соблюли, не сохранили того, что заповедал нам ты!

Как земные, преклонились мы к земному и злое сотворили в явление славы твоей, предались похотям плотским, поработились греху и суете житейской, быв беглецами от Владыки своего. Нищенствуя добрыми делами, окаянные по злому житию, каемся, просим и молим , : каемся о злых делах своих, просим о ниспослании страха твоего в сердца наши, молим о помиловании нас на Страшном Суде . Спаси, щедроты даруй, призри, посети, яви милосердие и помилуй , ибо твои мы, создание твое, дело рук твоих!

«Если ты, , будешь замечать беззакония, — Господи, кто устоит?» Если будешь воздавать каждому по делам , — кто спасется? Ибо у тебя прощение, ибо у тебя милость и многое избавление, и души наши в руке твоей, и дыхание наше в воле твоей! И пока благопризираешь на нас — благоденствуем мы, если же с яростью воззришь — исчезнем, как утренняя роса. Ибо не может противостоять пыль — буре, а мы — гневу твоему!

Да не отпадут от веры слабые в вере, в меру наказывай, но безмерно милуй, в меру уязвляй, но милостиво исцеляй, в меру ввергай в скорбь, но вскоре утешай, ибо не в силах естество наше долго сносить гнев твой, как и солома — огонь!

Но яви кротость и милосердие , ибо тебе подобает миловать и спасать; не престань в милости твоей к народу твоему: врагов изгони, мир утверди, языки усмири, глады утоли, владык наших угрозой языкам сотвори, бояр умудри, грады , Церковь твою возрасти, достояние твое соблюди, мужей и жен с младенцами спаси, пребывающих в рабстве, в пленении, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, в алкании и жажде и наготе — всех помилуй, всем утешение даруй, всех возрадуй, подавая им радость и телесную, и душевную!

Молитвами и молением пречистой твоей Матери, и святых небесных сил , и Предтечи твоего и Крестителя Иоанна, апостолов, пророков, мучеников, преподобных и молитвами всех святых яви нам милосердие , и помилуй нас, да, милостию твоею пасомые, в единении веры совместно славим в веселии и радости тебя, Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и с Пресвятым Духом, Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небе и на земле, ангелами и человеческим родом, видимым и невидимым, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Молитва (Иларион Киевский)

Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века. • Электронная публикация: Пушкинский дом
Молитва преподобнаго отца нашего Илариона, митрополита Российскаго
автор Иларион Киевский (ум. 1055) , пер. неизвестен
Язык оригинала: древнерусский. — Дата создания: XI век. Источник: agios.org.ua [1]

Содержание

Вариант 1 [ править ]

Владыко Господи Боже наш, высокий и славный человеколюбче, въздая противу трудом славу ж и честь и причастьники творя Своего Царства, помяни яко благ нас нищих Твоих; яко имя Тобе человеколюбец.

Аще и добрых дел не имамы, ну многиа ради Своеа милости спаси ны; мы бо людие Твои, и овца паствины Твоея, и стадо, еже новоначат паствити, истрг от пагюбы идолослужениа.

Яко от Тебе оцещение ест, от Тебе милость, избавление, и душа наша в руку Твоею, и дыхание наше в воли Твоей. Донеле ж бо благое призирание Твое на нас беаше, благо деньствовахом; а егда с яростию призре на ны, ищезохом, аки утреняя роса, не постояхом, акы прах пред лицем ветру, и уж мали оставшеся милости просим.

Помилуй ны, Боже, по велицей милости Твоей; въсе бо благо от Тебе к нам приходит; въсе бо неправедное от нас к Тебе; въси бо уклонихомся, несть от нас ни единого о небесных тьщашас и подвизающес, ню вси о печалех житейских; яко оскуде преподобный на земли, не Тебе оставляющу и презрящу нас, ну нам Тебе не взыскающих. Темже боимся, егда сътвориши на нас, яко на Иерусалиме, оставльшем Тя и не ходившим в пути Твоя.

Ну потръпи на нас и еще, долготьрпе, устави гневный Твой пламень, рабы Твоя сам направляя на истину Твою, научаа ны творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и мы людие Твои, Твоя часть. Твое достояние. Не въздеваем рук наших к богу чужему, ни последуем лжепророку, ни учениа еретического дръжим; ну к Тебе въпием истинному Богу и к Тебе, живущему на небесех очи възводим, к Тебе руки наша въздеваем: изми ны из напасти, помилуй ны, призываяй грешники на покаяние, и на Страшнем Ти суде деснаго стояниа не отлучи ны, ну благословенна праведных причасти нас. И донеле ж стоит мир, изми ны от руку чужих; и да не нарекутся людие Твои — людие пагубнии, и стадо Твое — пришельци в земли не своей; да не рекут страны: «Где есть Бог их?» И не попущай на ны скорби, и гладу, и напрасных сьмртий, огня, и потоплениа, да не отьаются малодушьнии милости Твоея. Мало показни, а много помилуй; мало уязви, а милостивно исцели; вмале оскрьби, а вьскоре обвесели, яко не тръпит наше естество дльго носити гнева Твоего, яко стеблие — огня.

Ну укротися, умилосердися на люди Твоя: ратныя прожени, мир утврьди, а страны укроти, град угобзи, благовернаго князя нашего (имярек) языком огради [В других списках: «огрози»], боляры умудри, грады рассели, Церковь Твою възрасти, достояние Твое соблюди, мужа, и жены, и младенца спаси, сущая в работе, и в пленении, и в заточении, и на путех, и в плаваниих, в темницах, и в алкоте, в жажди, и в наготе — въся помилуй, въся утеши и обрадуй, радост творя им душевную и телесную, молитвами Пречистыа Ти Матере, и святых небесных сил, и Предтеча Твоего Крестителя Иоанна, апостол, и пророк, и мученик, и преподобных, и въсех святых. Умилосердися на ны, да, милостию Твоею пасоми в единении веры, въкупе и в веселии радостно славим Тя Господа нашего Иисуса Христа с Отцем и Пресвятым Духом, Троицю нераздельну, единобожествьну, царствующу на небеси и на земли,— ангелом и человеком, видимей и невидимей твари, ныне и присно и в векы веком. Аминь. [2]

Вариант 2 [ править ]

Тем же ты, о, Владыка, Царь и Бог наш, высок и славен, Человеколюбец! Воздающий по трудам и славу, и честь, и сопричастников творя Своего Царства, помяни, Благий, и нас — нищих твоих, ибо имя твое — Человеколюбец.

Вот и добрых дел не имеем, но многомилостью Своей спаси нас, ибо мы люди Твои, и овцы пажити Твоей.

Каково же от Тебя очищение! Какова же твоя милость и многоизбавление! И души наши в руках Твоих, и дыхание наше в воле Твоей! С тех пор же, как благопризрение Твое на нас, благоденствуем мы. А если в ярости глянешь, то исчезнем, как утренняя роса, ибо не устоит прах против бури, и мы — против гнева Твоего.

Но как тварь от сотворившего нас милости мы просим, помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей! Ибо все благое от Тебя на нас, все же неправедное — от нас к Тебе. Ибо все мы уклонились, все вкупе мы недостойны. Нет из нас ни единого, кто б о небесном тщился и подвизался, но все о земном, все о печалях житейских. Сколь оскудела преподобными земля! Не потому, что оставляешь и презираешь нас, но потому, что мы к Тебе не взыскуем, а к видимому прилежим. Того же боимся, что, как с Иерусалимом, сотворишь с нами, оставившими Тебя и не пошедшими по пути твоему. Но того, что сделал ему, не сотвори нам по делам нашим.

Не по грехам нашим воздай нам, но претерпел Ты за нас, и еще долго терпи. Утишь гневное Твое пламя, простирающееся на нас, рабов твоих, сам направляя нас истину Твою, научая нас творить волю Твою. Ведь Ты бог наш, и мы люди Твои, Твоя часть, Твое достояние. Не воздеваем мы рук наших к богу чужому, не следуем никакому лживому пророку, ни ученья еретического не держимся, но к Тебе взываем, истинный Бог, к Тебе, живущему на небесах, очи наши возводим, к Тебе руки наши воздеваем, молимся Тебе. Отпусти нам, какБлагий Человеколюбец, помилуй нас, призывая грешников к покаянию. И на страшном Твоем суде от лесного стояния не отлучи нас, но благословением, как праведных, причасти нас. И доколе же стоит мир, не наводи на нас напасти искушения, не предай нас в руки чуждых. Да не прослывет град Твой плененным, а стадо Твое — пришельцами в земле не своей, да не скажут другие: «Где Бог их?» Не попусти на нас скорби и голода, и напрасных смертей — огня, потопленья. Да не отпадут от веры нетвердые верой, Мало накажи, а много помилуй; мало порань, но милостиво исцели; немного опечаль, но вскоре развесели; ведь не может наше естество долго терпеть гнева Твоего, как прутья — огня. Так укротись, умилосердись, потому что Твое это — помиловать и спасти.

Так простри милость свою на людей Своих, ратных прогоняя, мир утверди, страны соседние укроти, глад оберни изобильем. Владык наших сделай грозой соседям, бояр умудри; города рассели, Церковь свою возрасти; достояние Свое соблюди — мужей и жен и младенцев спаси, находящихся в рабстве, в плену, взаточеньн, в пути, в плавании, в темницах, алчущих, и жаждущих, и нагих — всех помилуй, всех утешь, всех обрадуй, радость творя им и телесную, и душевную. Молитвами молением Пречистой Матери и Святых небесных сил, и предтечи Твоего и крестителя Иоанна, апостолов, пророков, мучеников, преподобных и всех Святых молитвами умилосердись на нас и помилуй нас! Милостью Твоею пасомые в единении веры, вместе весело и радостно да славим Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом, с Пресвятым Духом — Троицу Нераздельную, Единобожественную, Царствующую на небесах и на земле, — ангелам и людям, видимой и невидимой твари, ныне и присно, и во веки веков. [3]

МОЛИТВА Митрополита Илариона Киевского

Симь же убо, о Владыко, Царю и Боже нашь,

высокъи и славне!

Възда­и против№ трудомъ

славу же и честь,

и причастникы твор­ своего царьства,

пом­ни, яко благъ, и насъ, нищиихъ твоихъ,

яко им­ тобѣ человѣколюбець!

Аще и добрыих дѣлъ не имѣемь,

нъ многыа ради милости твоеа спаси ны,

мы бо людiе твои

и wвцѣ паствы твоеи,

и стадо, еже ново начатъ пасти,

исторгъ § паг©бы идолосл№женiа!

положивыи д1шю за wвцѣ,

не wстави насъ, аще и еще бл©димъ,

не §верзи насъ, аще и еще съгрѣшаемь ти,

акы новокупленiи раби,

въ всемь не угод­ще Господу своем№.

Не възгн№шаис­, аще и мало стадо,

нъ рци къ намъ: «Не боис­, малое стадо,

яко благоизволи Отець вашь небесныи

дати вамъ Царьствiе!

Богатыи милостiю и благыи щедротами,

wбѣтщавс­ прiимати кающас­

и wжидааи wбращенiа грѣшныихъ,

не пом­ни многыихъ грѣхъ нашихъ,

прiими ны wбращающас­ к тобѣ.

Заглади р©кописанiе съблазнъ нашихъ,

укроти гнѣвъ, имже рагнѣвахомъ т­.

Ты бо еси Господь, владыка и творець,

и въ тобѣ есть власть

или жити намъ или умрѣти.

Уложи гнѣвъ милостиве,

его же достоини есмъ по дѣломъ нашимъ,

мимо веди иск©шенiе,

яко персть есмъ и прахъ,

и не въниди въ с©дъ съ рабы своими,

тобѣ с­ мили дѣемь.

Съгрѣшихомъ и злаа сътворихомъ,

не съблюдохомъ, ни съхранихомъ, якоже заповѣда намъ!

Земнiи с©ще, къ земныимъ прэклонихомьс­

и л©кава­ съдѣяхом пред лицемь славы твоеа,

на похоти плот­ныа прѣдахомс­,

и печалемь житiискамъ,

быхомъ бѣг№ни своего Владыкы,

убози § добрыихъ дѣлъ,

wкаянии злааго ради житiа.

Каемс­ злыихъ своихъ дѣлъ,

просимъ, да страхъ твои послеши въ сердца наша,

молимъ, да на Страшнѣмъ С©дѣ помил№еть ны.

Аще бо безаконiа назриши, Господи, Господи кто постоить?

Аще въздаси ком©ждо по дэломъ, то кто спасетс­?

Яко § тебе wцэщенiе есть,

яко § тебе милость и много избавленiе.

И д1ши наши въ р©к1 твоею,

и дыханiе наше въ воли твоеи.

Донелэ же бо благопризиранiе твое на насъ —

Аще ли съ яростiю призриши,

ищезнемь, якw утрен­а роса,

не постоить бо прахъ против© бури,

и мы против© гнэв© твоем№!

Нъ яко тварь § сътворивъшааго ны

помил№и ны, Боже, по велицэи милости твоеи!

Все бо благое § тебе на нас;

все же неправедное § нас к тобэ.

Вси бо уклонихомс­,

вси вък©пэ неключими быхомъ,

нэсть § насъ ни единого

w небесныихъ тщащас­ и подвизающа,

нъ вси w земныихъ,

вси w печалех житiискыихъ:

Яко wск©дэ прэподобныих на земли!

Не тебе wставл­ющ© и прэзр­щю насъ,

но намъ тебе не възискающем,

нъ видимыихъ сихъ прилежащемь.

Тэмже боимс­, егда сътвориши на насъ, яко на Iеросалимэ,

wставлешиимъ т­ и не ходившиимъ [т­ине] въ п№ти твоа.

Нъ не сътвори намъ

по дэломъ нашимъ,

ни по грэхом нашимъ въздаи намъ!

Нъ терпэ на насъ,

и еще долго терпе.

Устави гнэвныи твои пламень,

простираютс­ на ны, рабы твоа.

Самъ направл­а ны на истин№ твою,

науча­ ны творити волю твою,

яко ты еси Богъ нашь,

и мы людiе твои,

Не въздэваемъ бо р№къ наших къ бог© т©ждем№,

ни послэдовахом лъж©ум© коем№ пророк№,

ни ученiа еретичьскаа держимъ,

нъ тебе призываемь истиньнааго Бога

и къ тебэ, жив©щему на небесэхъ,

очи наши възводимъ,

къ тебэ р©кы наши въздэваемь,

молим ти с­.

§тъдаждь намъ, яко благыи человэколюбець,

помил№и ны, призываа грэшникы въ покаанiе,

и на Страшнэмь твоемь С©дэ

деснааго 213 стоянiа не §л©чи насъ,

нъ благословленiа праведныих причасти насъ!

И донелэ же стоить миръ,

не наводи на ны напасти иск№шенiа,

ни прэдаи насъ въ рукы чюждиихъ,

да не прозоветьс­ градъ твои градъ плэненъ

и стадо твое пришельци въ земли несвоеи,

да не рек©ть страны: «кде есть Богъ их?»

Не поп№щаи на ны скорби и глада,

и напрасныихъ съмертiи,

Да не §падуть § вэры нетвердiи вэрою,

а милостивно исцэли,

а въскорэ wвесели,

яко не трьпить наше естьство дълго носити гнэва твоего,

яко стеблiе wгн­!

Нъ укротис­, умилосердис­,

яко твое есть еже помиловати и спасти;

тэмже продължи милость твою

на людех твоихъ:

Владыкэ наши wгрози странамъ,

Церковь твою възрасти,

достоянiе свое съблюди,

м©жи и жены, и младенцэ спаси,

сущаа въ работэ,

въ алкотэ и жажди

радость твор­ имъ

и тэлесн№ю и душевн№ю!

Молитвами, моленiемь, прэчистыя ти Матери

и св­тыихъ небесныихъ силъ,

и Прэдтечи твоего

и Крестител­ Iwанна,

и всэхъ св­тыихъ молитвами

умилосердис­ на ны и помилуи ны!

Да милоствю твоею пасоми въ единенiи вэры

весело и радостно

славимь т­ Господа нашего Iсуса Христа

съ Отцемь, съ Пресв­тыимъ Д1хомъ,

царьствующ© на небесэх и на земли

ангеломъ и человэкомъ,

Видео (кликните для воспроизведения).

видимэи и невидимэи твари,

нынэ и присно и въ вэкы вэкwм. Аминь!

Симь же убо о Владыко Царю Боже нашь,

высокъи и славне.

Въздаяи противу трудомъ

славу же и честь,

и причастникы творя своего царьства

помяни, яко благъ, и насъ — нищиихъ твоих,

яко имя тобе — Человеколюбець.

Аще и добрыих делъ не имеемь,

нъ многыа ради милости твоеа спаси ны,

мы бо людие твои,

и овце паствы твоеи,

и стадо, еже ново начать пасти,

исторгъ от пагубы идолослужениа.

положивыи душю за овце,

не остаи насъ, аще и еще блудимъ;

не отверзи насъ,

аще и еще съгрешаемь ти,

акы новокуплении раби,

въ всемь не угодяще господину своему.

Не възгнушаися, аще и мало стадо,

нъ рци къ намъ: «Не боися, малое стадо,

яко благоизволи Отець вашь небесныи

дати вамъ царьствие».

Богатыи милостию и благыи щедротами,

обетщався приимати кающася

и ожидааи обращениа грешныихъ,

не помяни многыихъ грехъ нашихъ,

приими ны, обращающася к тобе.

Заглади рукописание съблазнъ нашихъ,

укроти гневъ, имже разгневахомъ тя,

Ты бо еси Господь, Владыка и Творець,

и въ тобе есть власть —

или жити намъ, или умрети!

Уложи гневъ милостиве,

его же достоини есмъ по деломъ нашимъ,

мимо веди искушение,

яко персть есмъ и прахъ,

и не въниди въ судъ с рабы своими.

тобе ся мили деемь.

Съгрешихомъ и злаа сътворихомъ,

нъ съблюдохомъ, ни сътворихомъ, яко же заповеда намъ.

Земнии суще, къ земныимь преклонихомься,

и лукавая съдеяхом пред лицемь славы твоеа:

на похоти плотяныа предахомся,

и печалемъ житиискамъ,

быхомъ бегуни своего Владыкы,

убози от добрыихъ делъ,

окаянии злааго ради житиа.

Каемся злыихъ своихъ делъ.

Просимъ да страхъ твои послеши въ сердца наша.

да на Страшнемь суде помилуеть ны.

Аще бо безакониа назриши, Господи, Господи, кто постоить?

Аще въздаси комуждо по деломъ, то кто спасется?

Яко от тебе оцещение есть!

Яко от тебе милость

и много избавление!

И души наши въ руку твоею,

и дыхание наше въ воли твоеи!

О/т/неле же бо, благопризирание твое на насъ,

Аще ли съ яростию призриши,

ищезнемь, яко утреняа роса,

не постоить бо прахъ противу бури,

и мы противу гневу твоему.

Нъ яко тварь от сътворивъшааго ны

помилуи ны, Боже, по велицеи милости твоеи!

Все бо благое от тебе на нас,

все же неправедное от нас к тобе.

Вси бо уклонихомся,

вси въкупе неключими быхомъ:

несть от насъ ни единого,

о небесныихъ тщащася и подвизающа,

нъ вси о земныихъ,

вси о печалех житиискыихъ.

Яко оскуде преподобныих на земли!

Не тебе оставляющу и презрящу насъ,

но намъ тебе не възискающем,

нъ видимыихъ сихъ прилежащемь.

Темже боимся, егда сътвориши на насъ яко на Иеросалиме,

оставлешиимъ тя и не ходившиимъ . въ пути твоа.

Нъ не сътвори намъ

по деломъ нашимъ;

ни по грехом нашимъ въздаи намъ.

Нъ терпе на насъ,

и еще долго терпе.

Устави гневныи твои пламень,

простираются на ны, рабы твоа.

Самъ направляа ны на истину твою,

научая ны творити волю твою,

яко ты еси Богъ нашь,

и мы людие твои,

Не въздеваемь бо рукъ наших къ Богу туждему,

ни последовахом лъжууму коему пророку,

ни учениа еретичьскаа держимъ,

нъ тебе призываемь, истиньнааго Бога,

и къ тебе, живущему на небесехъ, очи наши възводимъ,

къ тебе рукы наши въздеваемь,

Оттъдаждь намъ, яко благыи, Человеколюбець,

помилуи ны, призываа грешникы въ покаание.

И на Страшнемь твоемь суде

деснааго стояниа не отлучи насъ,

нъ благословлениа праведныих причасти насъ.

И донеле же стоить миръ,

не наводи на ны напасти искушениа,

ни предаи насъ, въ рукы чюждиихъ.

Да не прозоветься градъ твои градъ плененъ,

пришельци въ земли несвоеи,

да не рекуть страны: «Кде есть Богъ их?»

(Н)е попущаи на ны

и напрасныихъ съмертии,

Да не отпадуть от веры нетвердии верою:

а много помилуи;

а милостивно исцели;

а въскоре овесели;

яко не тръпить наше естьство дълго носити гнева твоего,

яко стеблие — огня.

Нъ укротися, умилосердися,

яко твое есть же помиловати и спасти, темже продължи милость твою
на людех твоихъ:

Митрополит Иларион: молитва — духовный камертон

Хотя зал Дворца культуры МАИ и не был полон, в нём собралось много слушателей — прежде всего, студентов самого Авиационного института. Пришедшие на встречу были людьми разных взглядов и разной степени воцерковлённости, поэтому выступление митрополита Илариона носило характер своеобразного «религиозного ликбеза». В течение часа владыка осветил основные проблемы, важные для интересующегося верой и молитвой человека, а затем ответил на вопросы аудитории.

Диалог с Богом

После краткого вступления ректора МАИ Анатолия Геращенко митрополит Иларион отметил, что сегодня многие люди «считают себя верующими, но не имеют никакого опыта молитвы. Для них актуален вопрос, зачем и как молиться, нужно ли говорить Богу то, что Ему и так известно, и как быть, если ты не знаешь ни одной молитвы. «Молитва — это не монолог, а диалог, — напомнил митрополит. — Это возможность встречи с живым Богом, Который слышит человека и способен отвечать на молитву». Для верующего человека такая встреча — не просто средство для достижения конкретной цели, но прежде всего, разговор с Богом, в котором человек получает ответ на свои слова и желания.

С другой стороны, как подчеркнул архиерей, бывает, что человек обращается к Богу, но диалога не происходит. Владыка пояснил, что чувство душевной пустоты, одиночество во время молитвы связано с тем, что человек сам по той или иной причине не готов к встрече с Богом, не настроен на неё: «Слова молитвы не доходят до Бога, потому что не доходят до самого человека».

Повторение формул или ритм жизни?

Не менее важен вопрос о том, когда и сколько раз нужно молиться. Здесь председатель ОВЦС напомнил высказывание святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Эти слова, убеждён владыка, не риторика. Конечно, обычный человек не может 24 часа в сутки молиться, как молятся на богослужении, но для него возможно научиться жить так, чтобы вся его жизнь была предстоянием перед Богом. «Молитва — это не только произнесение слов, а настраивание человека на определённый тон: молитва должна пронизывать все дела», — конкретизировал владыка Иларион. Молитва может стать главным содержанием жизни, если человек все свои дела посвящает Богу.

Важная черта молитвы — благодарность. Неверующий человек, по словам архиерея, отличается от верующего именно отсутствием благодарности: для него всё хорошее в жизни — следствие случайностей или результат собственных заслуг. А для верующего жизнь, здоровье, встречи с людьми — дар Божий.

Слова и дела

Митрополит Иларион подчеркнул, что молитва может быть очень простой: «Для того, чтобы молиться, необязательно знать молитвы — Бог поймёт человека и без слов. Бог всегда слышит человека, но человек не всегда слышит Бога». Архипастырь кратко рассказал об основных христианских молитвах (Иисусовой молитве, «Отче наш), о смысле понятия «молитвенное правило» и о роли иконы в молитвенной практике.

Значение молитвы для повседневной жизни можно объяснить просто: «Всякое дело, перед которым не идёт молитва, лучше не делать». Таким образом человек мог бы избежать многих грехов и даже преступлений. Но здесь важно, чтобы молитва никогда не надоедала человеку, не стала механической, а для этого важно чередовать тексты из молитвослова с собственными словами. Молиться, отметил владыка, можно в любом месте и в любом положении — стоя, и сидя и при необходимости даже лёжа, хотя, конечно, традиционно на молитве принято стоять: так легче сосредоточиться. Однако и молитва сидя не является чем-то чуждым Православию: в греческих церквах почти всегда есть скамейки, и немалую часть службы прихожане сидят.

Молитва, грех и Церковь

Важной частью выступления митрополита Илариона был рассказ о влиянии молитвы на человеческие отношения. Многие спрашивают: зачем молиться о близких людях, если Богу и так известно их будущее? «Мы молимся о людях потому, что мы любим их, или потому, что должны их любить», — пояснил митрополит. Эта любовь должна относиться, конечно же, не только к друзьям: «Если человек совершает грехи, он заслуживает не презрения, а сострадания».

Один из самых острых вопросов современного человека — зачем ходить в храм, если верить и молиться можно и внутри себя. Как подчеркнул владыка, в таком рассуждении немало лукавства: невозможно быть христианином и при этом не быть членом церковной общины, так же, как невозможно быть семейным человеком и при этом не жить в семье. Человек молится не как изолированное существо, а как член церковной общины, и от этого получает силу. Кроме того, только в храме становятся возможны Таинства.

После лекции владыке пришло много вопросов — как в записках, так и непосредственно из зала. Они были посвящены не только теме встречи, но и другим вопросам. Так, митрополита спросили, как долго нужно пытаться привести человека к Богу. Ответ был конкретен: «До тех пор, пока он не придёт к Богу». Однако владыка Иларион подчеркнул, что проблема здесь в другом: каким образом приводить человека к вере, особенно если это сопровождается настойчивыми ссорами и скандалами. «Лучший способ — быть живым примером», — напомнил митрополит.

Зал оживился после вопроса о том, кому можно молиться при несчастной любви. Архиерей ненадолго задумался, а затем сказал, что «в этом случае нужно молиться Богу — я не знаю каких-то святых, которые помогают в этом случае». Вообще же, напомнил лектор, к обычаю молиться определённым святым в определённых случаях нужно относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. Например, очень распространён сомнительный совет молиться при головной боли Иоанну Крестителю, потому что ему отсекли голову. Владыка подчеркнул, что «святые — это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов».

В конце встречи председателя ОВЦС спросили и о том, куда ведут экуменические контакты и возможно ли объединение разных христианских церквей. Владыка напомнил о важности диалога с инославными, но «теорию ветвей» отверг: «Мы верим в то, что есть одна Церковь, она имеет свои видимые границы, и Православная Церковь является той истинной и единой Церковью, которую основал Христос». Так же скептически он отреагировал на упоминание о концепции «философской веры» Карла Ясперса, которая должна, по мысли философа, преодолеть различия между религиями. «Мы, православные христиане, в это не верим», — заявил митрополит Иларион, прямо сказав, что объединять разные веры в одну «невозможно и не нужно».

После общения владыки с аудиторией МАИ подарил митрополиту несколько памятных книг, а глава ОВЦС подписал для институтской библиотеки свой двухтомник «Православие».

Молитва священномученику Илариону Троицкому

Тропарь священномученику Илариону Троицкому

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак священномученику Илариону Троицкому

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

Молитва

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Митрополит Иларион: молитва — духовный камертон

Хотя зал Дворца культуры МАИ и не был полон, в нём собралось много слушателей — прежде всего, студентов самого Авиационного института. Пришедшие на встречу были людьми разных взглядов и разной степени воцерковлённости, поэтому выступление митрополита Илариона носило характер своеобразного «религиозного ликбеза». В течение часа владыка осветил основные проблемы, важные для интересующегося верой и молитвой человека, а затем ответил на вопросы аудитории.

Диалог с Богом

После краткого вступления ректора МАИ Анатолия Геращенко митрополит Иларион отметил, что сегодня многие люди «считают себя верующими, но не имеют никакого опыта молитвы. Для них актуален вопрос, зачем и как молиться, нужно ли говорить Богу то, что Ему и так известно, и как быть, если ты не знаешь ни одной молитвы. «Молитва — это не монолог, а диалог, — напомнил митрополит. — Это возможность встречи с живым Богом, Который слышит человека и способен отвечать на молитву». Для верующего человека такая встреча — не просто средство для достижения конкретной цели, но прежде всего, разговор с Богом, в котором человек получает ответ на свои слова и желания.

С другой стороны, как подчеркнул архиерей, бывает, что человек обращается к Богу, но диалога не происходит. Владыка пояснил, что чувство душевной пустоты, одиночество во время молитвы связано с тем, что человек сам по той или иной причине не готов к встрече с Богом, не настроен на неё: «Слова молитвы не доходят до Бога, потому что не доходят до самого человека».

Повторение формул или ритм жизни?

Не менее важен вопрос о том, когда и сколько раз нужно молиться. Здесь председатель ОВЦС напомнил высказывание святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Эти слова, убеждён владыка, не риторика. Конечно, обычный человек не может 24 часа в сутки молиться, как молятся на богослужении, но для него возможно научиться жить так, чтобы вся его жизнь была предстоянием перед Богом. «Молитва — это не только произнесение слов, а настраивание человека на определённый тон: молитва должна пронизывать все дела», — конкретизировал владыка Иларион. Молитва может стать главным содержанием жизни, если человек все свои дела посвящает Богу.

Важная черта молитвы — благодарность. Неверующий человек, по словам архиерея, отличается от верующего именно отсутствием благодарности: для него всё хорошее в жизни — следствие случайностей или результат собственных заслуг. А для верующего жизнь, здоровье, встречи с людьми — дар Божий.

Слова и дела

Митрополит Иларион подчеркнул, что молитва может быть очень простой: «Для того, чтобы молиться, необязательно знать молитвы — Бог поймёт человека и без слов. Бог всегда слышит человека, но человек не всегда слышит Бога». Архипастырь кратко рассказал об основных христианских молитвах (Иисусовой молитве, «Отче наш), о смысле понятия «молитвенное правило» и о роли иконы в молитвенной практике.

Значение молитвы для повседневной жизни можно объяснить просто: «Всякое дело, перед которым не идёт молитва, лучше не делать». Таким образом человек мог бы избежать многих грехов и даже преступлений. Но здесь важно, чтобы молитва никогда не надоедала человеку, не стала механической, а для этого важно чередовать тексты из молитвослова с собственными словами. Молиться, отметил владыка, можно в любом месте и в любом положении — стоя, и сидя и при необходимости даже лёжа, хотя, конечно, традиционно на молитве принято стоять: так легче сосредоточиться. Однако и молитва сидя не является чем-то чуждым Православию: в греческих церквах почти всегда есть скамейки, и немалую часть службы прихожане сидят.

Молитва, грех и Церковь

Важной частью выступления митрополита Илариона был рассказ о влиянии молитвы на человеческие отношения. Многие спрашивают: зачем молиться о близких людях, если Богу и так известно их будущее? «Мы молимся о людях потому, что мы любим их, или потому, что должны их любить», — пояснил митрополит. Эта любовь должна относиться, конечно же, не только к друзьям: «Если человек совершает грехи, он заслуживает не презрения, а сострадания».

Один из самых острых вопросов современного человека — зачем ходить в храм, если верить и молиться можно и внутри себя. Как подчеркнул владыка, в таком рассуждении немало лукавства: невозможно быть христианином и при этом не быть членом церковной общины, так же, как невозможно быть семейным человеком и при этом не жить в семье. Человек молится не как изолированное существо, а как член церковной общины, и от этого получает силу. Кроме того, только в храме становятся возможны Таинства.

После лекции владыке пришло много вопросов — как в записках, так и непосредственно из зала. Они были посвящены не только теме встречи, но и другим вопросам. Так, митрополита спросили, как долго нужно пытаться привести человека к Богу. Ответ был конкретен: «До тех пор, пока он не придёт к Богу». Однако владыка Иларион подчеркнул, что проблема здесь в другом: каким образом приводить человека к вере, особенно если это сопровождается настойчивыми ссорами и скандалами. «Лучший способ — быть живым примером», — напомнил митрополит.

Зал оживился после вопроса о том, кому можно молиться при несчастной любви. Архиерей ненадолго задумался, а затем сказал, что «в этом случае нужно молиться Богу — я не знаю каких-то святых, которые помогают в этом случае». Вообще же, напомнил лектор, к обычаю молиться определённым святым в определённых случаях нужно относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. Например, очень распространён сомнительный совет молиться при головной боли Иоанну Крестителю, потому что ему отсекли голову. Владыка подчеркнул, что «святые — это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов».

В конце встречи председателя ОВЦС спросили и о том, куда ведут экуменические контакты и возможно ли объединение разных христианских церквей. Владыка напомнил о важности диалога с инославными, но «теорию ветвей» отверг: «Мы верим в то, что есть одна Церковь, она имеет свои видимые границы, и Православная Церковь является той истинной и единой Церковью, которую основал Христос». Так же скептически он отреагировал на упоминание о концепции «философской веры» Карла Ясперса, которая должна, по мысли философа, преодолеть различия между религиями. «Мы, православные христиане, в это не верим», — заявил митрополит Иларион, прямо сказав, что объединять разные веры в одну «невозможно и не нужно».

После общения владыки с аудиторией МАИ подарил митрополиту несколько памятных книг, а глава ОВЦС подписал для институтской библиотеки свой двухтомник «Православие».

Молитва митрополита илариона
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва мытаря текст на церковно славянском

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here