Молитва милости мира

Святой текст: Молитва милости мира специально для Вас!

Молитва милости мира

«Милость мира»

Евхаристический канон на Божественной Литургии начинается возгласом священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь — «возношение». Понимать его нужно не как вознесение души к Богу, а возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит: «в мире душевном и с чистой совестью».

Следующие слова, которые поются хором, — «Милость мира, жертву хваления», — призывают нас (по учению св. Николая Кавасилы) , приносить «милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, a не жертвы». «Милость мира» не обозначает «милость со стороны всей вселенной». В церковнославянском языке легко различить разницу между значениями слова «мир» по написанию буквы «и» («м i р» — это «вселенная»). «Милость мира» — это «плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостию и жертвою хваления» (св. Николай Кавасила).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Это благословение священника соответствует тексту Нового Завета — из Посланий святого апостола Павла. «И со духом твоим», — отвечает хор от лица всех молящихся в храме.

Важно правильно понять следующий возглас: «Гор е имеем сердца». Слово «гор е», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» (буквально: «в гору»), и не имеет никакого отношения к слову «г оре». «К небесам устремим сердца», — пожалуй, так следует понимать этот призыв священника.

«Имамы ко Господу», — отвечает хор. Это значит согласие молящихся: «Имеем (ввысь вознесенные сердца) к Господу».

«Благодарим Господа». Слова благодарности к Творцу хор произносит словами: «Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней». В это время священник обращается к Богу словами тайной благодарственной молитвы: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки (снова) , и не отступил еси вся творя, дондеже (до тех пор пока) нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. »

Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, Херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.» Таким образом, слова «победную песнь…» связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, торжественным пением : «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…», — продолжает мысль предыдущего возгласа, объясняя, чт о именно «поют, вопиют, взывают и глаголют» святые Небесные Силы. В этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«…Осанна в вышних (хвала Богу на набесах!), благословен Грядый во Имя Господне (так встречали Господа в день Его Входа в Иерусалим накануне крестных страданий), осанна в вышних». Пока хор неспешно поет эти строки, диакон снимает звездицу (крестообразную металлическую опору над предложенными Дарами), а священник продолжает молитву: «С Сими и мы блаженными Силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…» Последние слова молитвы звучат так: «…Прием (приняв) хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (дал) святым Своим учеником и апостолом (ученикам и апостолам), рек (сказал)…»

Здесь тайная молитва вновь переходит в возглас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Еже за вы ломимое во оставление грехов». И затем, после — «Аминь», исполняемого хором, — тайно продолжает: «Подобне и чашу по вечери, глаголя…» И опять громко, повторяя евангельские слова Самого Христа: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Наконец, звучит возглас, в котором суть происходящего: «Твоя от Твоих Тебе приносяще (ибо все Ты создал и все Тебе принадлежит), о всех и за вся».

О богослужении Православной Церкви

Это наименование лишь кратко охватило и сформулировало все основные чувства и мысли, выраженные почти во всех молитвах на всем протяжении канона и связанные теснейшим образом с сущностью таинства Евхаристии.

Прежде всего обратим внимание на самое слово: Святые Дары. Дар – это принесение от благодарящего за полученную милость. И этим именно словом называем мы Евхаристическую Жертву в тайной молитве еще на Херувимской и на следующей затем ектении: «Дары же и жертвы духовныя о наших гресех»; здесь «дары» отличаются от «жертв», значит, соединяются опять два момента: благодарение и умилостивление, а в параллельной молитве литургии святого Василия Великого (которую сократил святой Иоанн Златоуст) яснее отмечается этот характер благодарности по преимуществу: «Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары (а они были мирно- благодарные), Ноевы жертвы (опять благодарственные – за избавление от потопа), Авраамова всеплодия (благодарность за Завет с Богом), Моисеева и Ааронова священства (хвалебно-благодарственные приношения за поставление их на священнослужение), Самуилова мирная (здесь уж и самое слово «мирная», и понятие об этой жертве в Ветхом Завете, как приносимой за полученную милость, говорят о хвале). Якоже (наконец) приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу (а апостолы, как уже искупленные, пребывали в благодарении прежде всего – Деян. гл. 2), сице и от рук нас, грешных, приими дары сия во благости Твоей», – то есть прими с любовью нашу благодарность.

Так Церковь молится еще ранее канона, лишь готовясь приступить к нему.

А дальше это станет еще яснее. После Символа веры диакон приглашает приступить уже к «святому возношению», но как? С сокрушенным ли сердцем? С воплями ли о помиловании? Нет, ничуть не так, а «в мире приносити», в мирном состоянии. А какой же может быть «мир» при мольбах о пощаде, о прощении? Мирно можно прийти уже помилованному, чтобы отблагодарить Помиловавшего, чтобы хвалить за милость. Поэтому лик и отвечает на слова диакона:

«Милость мира – жертву хваления».

То есть вместо древнего елея (греч. слово «елеон» означает и елей (масло), и милость), вместо или в качестве этой благодарственной мирной жертвы за полученную от Бога милость мы приносим «жертву хваления», хвалебную благодарственную жертву.

Так Церковь прямо и именует начинающую приноситься жертву – хвалою, благодарением, славословием и этим сразу вводит в должное настроение. Значит, и мы в храме должны проникнуться с этого момента возвышенным чувством хваления, а не сокрушенным молением о помиловании, или обращаться с просьбами о разных нуждах наших, хотя бы даже и о спасении души. Всему было время и еще будет, но только не сейчас. Уже мы решились «всякое житейское отложить попечение» (в Херувимской), а теперь – время хвалы и благодарения, момент Евхаристии.

Читайте так же:  Молитвы для школьника

Об этом так и говорится совсем уж определенно и ясно: «Благодарим Господа» – будем благодарить Его! По-гречески: (евхаристомен то Кирио), то есть будем совершать или приносить («возношение приносити», как ранее говорил диакон) «Евхаристию» (благодарение). Кому? Господу. Как же будем благодарить? На это отвечает лик (за народ):

«Достойно и праведно есть покланятися».

Так всякий благодарящий приходит к Благодетелю и кланяется ему (поклоном ли головы, в пояс ли или и до земли).

А пока это поет лик, священник тайно читает молитву, тоже «приклонися», то есть тоже благодарно наклонившись; здесь эти мысли о благодарности выражены еще яснее, здесь уже раскрывается, за что именно «достойно» (греч. – подобает, должно) поклоняться: «Достойно и праведно и лепо (приличественно, соответственно, согласно) великолепию Святыни Твоея, Тебе (Тебя) хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарите, Тебе славити».

Смотрите, как Церковь сразу же не наговорится словами благодарения! Шесть слов разных об одном и том же чувстве хвалы. Не так ли бывает при благодарности и с людьми? Не говорим ли и мы: «Я уж не знаю, как вас и благодарить. Не умею, и слов не нахожу, чтобы выразить вам то, что я чувствую за вашу милость. Но поверьте мне, я очень, очень вам признателен. Вовеки не забуду вашей доброты» – и т. д. и т. д. Сердце, переполненное благодарностью, хочет излиться в горячих и богатых речах.

И если Церковь нашла шесть различных слов для выражения чувства хвалы, значит, сердце ее чрезвычайно горело, захвачено было пламенем прежде всего или, лучше, всецело было восхищено именно чувством крайней, сжигающей благодарности. И далее перечисляются разные виды благодеяний Божиих (о них после) и затем заключение:

«О сих всех (и за все это) благодарим Тя» Господи; благодарим «о всех (о всем) ихже вемы, и ихже не вемы (о чем знаем и чего не знаем), явленных и неявленных благодеяниях, бывших на нас. Благодарим Тя и о (за) службе сей (то есть литургии), юже от рук наших прияти изволил еси», хотя «и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими» – «возвышающиися» (поднимающиеся, летающие), которые (говоря словами святого Василия Великого) «взывают един ко другому непрестанными усты» и «немолчными словословенми».

Что же взывают? Если уж славословят, то не просят, не ходатайствуют, а хвалят.

«Победную (славную, как победителю после победы) песнь» на разные лады «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» (сообразно четырем животным в видении Иезекииля: орлу – поюще, тельцу – вопиюще, льву – взывающе, рыкающе и человеку – глаголюще). Это говорит священнослужитель.

Какая же это песнь? Что за славословие?

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (сил), – отвечает народ за ангелов и присоединяясь к их хвале, – небо и земля полны славы Твоея! Осанна (хвала) в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна!» Слава!

Вот каким гимном ангелы, а с ними и люди славят Господа.

Так, следовательно, сердце, ищущее себе слов для выражения благодарности (евхаристии), нашло победный, торжественный язык и славит Бога вместе с небесными слугами Божиими, которые «присносущное», постоянное «возсылают» Богу славословие.

Вот куда приравнял себя человек! К Архангелам, Херувимам! Искал-искал, с кем бы сравняться в выражении благодарности? Кто бы еще так пылал желанием хвалы? А вот – Серафимы! («серафим» – значит «пламенный»). И не задумалась Церковь – по любви своей пламенной – поставить себя наряду с ними. Что может быть выше этого? Уже нельзя ничего и придумать больше для хвалы.

Еще в Херувимской мы дерзаем «припевать» Херувимам. А здесь уж совсем осмелились и поем вместе «с сими блаженными (счастливыми) силами. и мы, грешнии», – читает далее тайно священнослужитель и то же самое говорит, как и Ангел: «Свят еси яко воистинну и пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея». И опять повторяет еще: «Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя» . И потом уже читает о послании и об установлении Им Евхаристии. И Сам Учредитель ее начал именно с благодарения, которое говорится в Евангелии и тайной молитве: «хвалу воздав» ( Мф. 26, 27 ; Лк. 22, 17, 19 ) или «благодарив» .

Вот как наполнена, насыщена славословием, благодарением уже большая часть самого центрального места Евхаристии!

Похоже ли это на скорбные и просительные наши настроения, с какими мы приступаем к канону этому?

А когда мы обратимся мыслью своею к тем основаниям, кои вызывают такое именно переживание, тогда нам еще яснее будет, что только так, только именно с благодарением и нужно и можно участвовать христианину за Евхаристией; тогда нам будет даже стыдно, если мы только и умеем просить и скорбеть.

Но уже закончим этот хвалебный гимн Церкви. Во время Пресуществления Святых Даров, во время принесения и освящения Жертвы Духом Святым, совершаемого священнослужителем, где уже рядовые миряне не могут принимать непосредственного и действенного участия, предоставляя это людям особо освященным, а точнее – Самому Духу Святому; они молчат, а за них лик продолжает петь хвалебную песнь.

Ну, остановимся на этом поразительном сочетании: Жертва и хвала!

Представим: нашего сына распинают, а может быть, и пытают; мы же в это время . хвалу поем.

В алтаре повторяется Голгофская Жертва, а люди в это время ликуют и радостно поют: «Тебе (Тебя) поем, Тебе (Тебя) благословим, Тебе (Тебя) благодарим, Господи».

Поразительное сочетание! Так даже в момент искупительной жертвенной части Евхаристии Церковь радуется и благодарит.

Правда, «и молится», но больше все же поет, благословит, хвалит.

В алтаре – Небо: Отец, закалающий Сына Своего Духом Святым, рукою священника. Там страдания.

А в храме – земля, искупаемая Церковь. Здесь радость.

Как совместить это? Да, совместилось (почему – увидим дальше). И именно так должно отвечать христианину на Искупительную Жертву, то есть главным образом хвалою благодарности, пением славы. Именно ради лишь Искупления и можно стало благодарить. Может быть, позволительно даже и плакать, но плакать слезами благодарности; можно и рыдать от пожигающей хвалы за помилование. Это сочетание хвалы и жертвы поистине захватывает нашу душу. И даже сейчас хочется плакать слезами умиления. И плачу. Плачу, благодарный. О, сколько и я получал бесчисленных милостей! Ведь и я живу лишь верою и силою Искупления.

О, как понятен восторг благодарения Церкви!

Но из раскрытия этого сочетания мы можем уже окончательно убедиться, насколько господствует над всем в Евхаристическом каноне именно идея и чувство благодарности, что даже во время жертвы Церковь благодарит! Следовательно, сделаем отсюда и дальнейший вывод: Жертва не составляет сущности службы Евхаристии, а лишь является проходящим моментом, дает основание, материал, повод к главному содержанию ее, к благодарной хвале Богу. Воспринятое Искупления – радостная благодарность.

Читайте так же:  Как убрать приворот с помощью молитвы

И вспоминается сейчас Богородичен на 9-м часе, читаемый постом: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира на Кресте зрящи Рождшая Тя, глаголаше слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже Мой».

Закончим мысли эти.

После Пресуществления Церковь с благодарностью вспоминает о спасенных людях, праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках, благовестниках, воздержниках (подвижниках) и просит: «Да обрящем милость и благодать» и мы «со всеми святыми». А особенно – с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией. Ее «изрядно», исключительно, подобает (достойно) «блажити. Присноблаженную Сущую Богородицу. величаем».

Опять величание, опять хвала, и уже не одному Богу, но и сопрославляемым с Ним и Им прославленным святым, а выше всех – Богородице, «. Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим. », «. без истления Бога Слова рождшую, Сущую (Истинную) Богородицу. ».

Это ублажение Ее изумительно восторженно выражено в задостойнике: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». И заканчивается это песнопение теми же словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»

И сколько других подобных же хвалебных задостойников: «Светися, светися. Чистая, красуйся Богородице!» (Пасха); «Радуйся, Царице!» (Пятидесятница).

Все это вполне гармонирует с основным тоном Евхаристии – благодарением, славою. Об этом будем писать еще далее.

А сейчас скажем о последнем славословии.

Помянувши земных, нуждающихся тоже в милостях Божиих, Церковь заканчивает Евхаристический канон мольбой, чтобы Господь дал нам милость и впредь всегда «ныне, и присно, и во веки веков» «славити и воспевати пречестное и великолепое имя» Его.

Пожелав затем «милостей» и всем присутствующим: «и да будут милости Господа нашего Иисуса Христа. », священнослужитель заканчивает Евхаристический канон и внешним благословением, то есть опять-таки радостно.

Народ отвечает: «Аминь. Истинно! Верно! Согласны!»

Вот каков основной характер Евхаристии или тон ее: благодарственная хвала. И таким именно настроением и должен проникаться христианин, участвуя в этом моменте литургии. Особенно важно, чтобы эти переживания ощущал священнослужитель, тогда его чувства передадутся и пастве молящейся.

Чем же объясняется этот тон? Чем он вызывается?

Текст песни Духовные песнопения — Милость мира

ХОР ДУХОВЕНСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ МИТРОПОЛИИ (регент хора Протодиакон Павел Герасимов)

Милость мира, жертву хваления.
И со духом твоим. И мамыко Господу. Достойно и праведно есть поклонятися отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и Нераздельней.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы, славы Твоея. Осанна в вышних, Благословен грядый во имя Господне, Осанна в вышних. Аминь. Аминь.

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш, Боже наш, молим Ти ся Боже наш. CHOIR CLERGY LENINGRAD Metropolitan ( choir director Pavel Gerasimov Archdeacon )

A mercy of peace , a sacrifice of praise .
And with your spirit . And mamyko Lord. Meet and right to worship the Father , the Son and the Holy Spirit, the consubstantial Trinity and undivided .

Holy, holy, holy is the Lord of hosts, heaven and earth are glory of Thy glory . Hosanna in the highest , Blessed is he that cometh in the name of the Lord , Hosanna in the highest . Amen . Amen .

We praise Thee , we bless you , we thank Thee , O Lord, we pray Thee , our God , our God, we pray Thee , our God .

Молитва милости мира

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

Видео (кликните для воспроизведения).

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь. и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа веры возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления» , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца» , то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу» , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Читайте так же:  Молитва чтоб муж простил

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Молитва милости мира

«Я очень часто бываю у обедни, Литургия Иоанна Златоуста – есть, по-моему, одно из величайших произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном Богослужении». Такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В своих духовных сочинениях он старался передать это трепетное ощущение.

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении « Милость мира », исполняемом в этот момент, пойдёт речь.

Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника: « Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити ». Ключевое слово здесь – « возношение », т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же « в мире » не относится к понятию « вселенной ». « Возношение в мире », значит – « в мире душевном и с чистой совестью ».

В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: « Милость мира, жертву хваления ». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.

Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим ». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.

Важно правильно понять следующий возглас: « Горе имеем сердца ». Слово « горе », с ударением на последнем слоге, обозначает « ввысь », « к небесам » и не имеет никакого отношения к слову « горе ». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.

«Имамы ко Господу» , – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.

Далее священник призывает: « Благодарим Господа ».

«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней и Нераздельней», – отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы.

Последние слова этой молитвы звучат так: « Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии ». Затем священник произносит возглас: « Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще ».

Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: « Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея… ». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

« Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов », – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.

И затем: « Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов ». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.

И далее воздевая руки, возглашает: « Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся ».

Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: « приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства ».

Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится! Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: « Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш ».

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, доступные нам. Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

Видео (кликните для воспроизведения).

Почему праздники, посвященные Спасу, празднуются 3 дня, а не один? В чем их разница?

Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси

29 августа – день памяти иконы Божией Матери « Торжество Пресвятой Богородицы »

Почему церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне поставили в чистом поле, в безлюдном месте

Всё оказалось продажным. Пока искала правду, своя семья распалась, предательства одно за другим. И вдруг встречаю такое обещание!

« Рано нам на природу, сын еще маленький, вот подрастет… ». И сын растет лето, второе лето, третье

Примерно 15 тыс. девочек от 9 до 20 лет участвуют в этом проекте. Вот только знают ли они сами или их родители о том, что на них проводятся медицинские опыты?

В обстановке монастырской жизни сразу проявляются как изъяны, так и хорошие качества человека

Тамерлану стремившемуся вернуть Русь под былое влияние монголо-татарских завоевателей, явилась во сне Матерь Божия, грозно повелевшая немедленно повернуть войска назад, после чего хан в ужасе бежал с Русской земли

О впечатлениях своих от жизни в православном лагере мой ребенок рассказывает мне до сих пор, хотя приехал он из лагеря больше месяца назад

Передаю тебе сию сумму с тем, однако, чтобы ты употребил деньги со здравым смыслом

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора

Его везде уважали за честность, трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу и даже за… твердость, с которой он отказывался от вступления в комсомол

Матерь милости

Проповедь на Покров Пресвятой Богородицы

Произошло это в Константинополе во времена императора Льва Мудрого, который был императором-христианином и много добра сделал для Церкви Христовой. Поэтому Бог и восхотел, чтобы во время его царствования произошло такое чудо, как это.

Шло как-то всенощное бдение под воскресенье во Влахернском храме, стоящем на берегу моря, и был в нем престол, посвященный Матери Божией. И было там, в храме, много народа собравшегося, ибо храм тот был большим. И случилось, что пришел в храм святой Андрей, который соделался и именовался юродивым любви Христовой ради после того, как услышал от апостола Павла, что безумный Христа ради мудрее всех людей [1] .

Святой Андрей, юродивый Христа ради, стоял в храме во время бдения, в 4-м часу ночи, то есть по-нашему в 10 часов вечера. И поднял он глаза свои в храме и увидел над головами народа Матерь Божию, как Она держит омофор, то есть пояс, такой, каков омофор у архиереев. Омофор тот сиял ярче солнца, и Она держала его над народом. Матерь Божия была в окружении сонмов ангелов небесных и сонмов святых, а ближе всех к Ней стояли святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Евангелист.

И хранили они тайну эту некоторое время, а затем рассказали патриарху и прочим, что Матерь Божия была в церкви в ту ночь, на бдении, и покрыла народ Божественным Своим покровом. И с этого года сначала в Константинополе, а затем в России и у других христианских народов стали праздновать этот праздник, который называется по-русски Покров, то есть покрывало Матери Божией.

Сегодня, когда мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, посетили нас Ее милость и щедроты. Братия мои, после Пресвятой и Животворящей Троицы на небесах нет иной личности, нет иного лица на Божественной лестнице выше, чем Матерь Божия. Так учат нас Церковь Христова и божественные учители Церкви.

Молитвами Пречистой Матери Божией держится мир до сегодняшнего дня.

Итак, поскольку Бог вознес Пресвятую Богородицу до такой славы и чести вечной, чтобы быть Ей честнее херувимов и славнее без сравнения серафимов (песнь «Честнейшую херувим»), то есть превыше всех чинов небесных по славе, силе и благодати, то знайте, что молитвами Пречистой Матери Божией держится мир до сегодняшнего дня. Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Отца Его и Пресвятого Духа, то есть Пресвятой Троицы, сходящая на всех людей, бывает только по ходатайству Богородицы, Которая есть Матерь наша на небесах. У нас имеется Матерь духовная, Которая ходатайствует и всегда молится о всех народах на лице земли, но более всех о народах христианских.

Так Матерь милости, Матерь милосердия, Матерь присно почитаемая, и пренепорочная, и превысшая всей твари, когда разгораются на лице земли войны между народами и вспыхивает злоба, на коленях ходатайствует пред Пресвятой Троицей, чтобы Бог укротил и умирил их, чтобы Он сжалился над такой уймой людей, умирающих повинными и безвинными.

Когда случается засуха на лице земли, и нет дождя, и гибнут звери и птицы, или, как говорит пророк Иеремия, «вол начинает выть от жажды, и высохла трава земная, и умирает скот наш в стадах» [2] , когда случается такая засуха, что птицы пищат от жажды, паря в воздухе, – Матерь Божия преклоняет колени Свои и молится: «Господи, подай им дождя. Знаю, что согрешили они Тебе, знаю, что огорчили Тебя, Господи, знаю, что заслуживают наказания, знаю, что заслуживают того, чтобы Ты рассеял их за грехи их и чтобы все они умерли от жажды. Но простри милость Твою, вспомни немощь человеческую, вспомни, что они персть и согрешают по немощи, согрешают по злобе диавола, ищущего погубить их». И так сходит милость Спасителя, и Он снова посылает дождь и облак на землю.

Когда пароходы, груженные огромными богатствами и множеством народа, отправляются с рейда в океаны и моря, и поднимаются сильные бури, волнения стихий, и невозможно спастись пароходам в этих бурях, тогда Пречистая Владычица возносит моление Свое над кораблем тем, на котором молится, преклонив колени, один человек с верою. И этот один, как говорит святой Ефрем, по ходатайству Пресвятой Богородицы спасает весь корабль. Она говорит: «Господи, вспомни о людях на этом корабле; они все неверующие, надменные, гордые, блудники, ростовщики, сребролюбивые купцы и не знают Тебя. Но вот на корабле том одна бедная вдова вопиет ко Мне: “Господи, не утопи нас; Матерь Божия, приведи нас в пристань, помоги мне вернуться домой, ведь у меня малые дети и о них некому позаботиться”».

Вы слышали? Пресвятой Бог за молитвы этой вдовы, которые доносит до Него Матерь Божия, отводит гнев Свой, утихают волны морские, Он дает снова воссиять солнцу, и корабль благополучно достигает пристани.

Когда начинается болезнь на лице земли и всяческие эпидемии – чума, или тиф, или сколько еще болезней нашлет Бог за грехи наши, – когда умирают дети, умирают родители, умирают братья и сестры и разлучаются друг от друга, Она подает нам избавление. Никто не обладает силой посылать здоровье людям, кроме Благого Бога. Ибо Матерь Божия, как Матерь Преблагая, снова падает на колени и молится: «Господи, пошли им здоровье и сделай так, чтобы воздух у них стал здоровым. Господи, отыми труд и болезнь у вдов и детей, у бедняка и всякого человека, ибо их много, Господи, призывающих Меня в помощь и чающих молитвами Моими стяжать милость и щедроты Твои».

И так болезнь, и мор, и всякая иная напасть останавливались по благодати Христовой, когда уже и врачи не знали, что делать со столькими покойниками, со столькими зараженными, со столькими переносчиками болезни. А Матерь Божия старается, чтобы всех сделать здоровыми и всех утешить.

П остроены на свете тюрьмы и имеется столько болезней для людей, согрешивших Богу, ибо сказано: «Кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38: 15). Таким образом, и болезнь, и темница существуют потому, что мы прогневали Бога. Но Бог и тогда знает где-то в темницах тех таковых, кто влачит цепи на руках и ногах своих, и мучится, и, видя, что нет у него иной надежды, направляет мысли свои к Пречистой, Пресвятой Богородице Деве, источнику милости и щедрот:

«Матерь Божия, выведи меня отсюда; согрешили мы, молимся Тебе. Ты можешь внушить добрую мысль власти, поработившей нас здесь, ибо можешь сделать кроткими властителей. Выведи нас отсюда, ибо нам здесь тяжело. Выпусти всякого заключенного», – как это случилось и в нашей стране [3] . Кто сотворил эту милость и щедроты? Матерь Божия, Пречистая и Пресвятая Матерь милости. Она вложила руководителям страны благой помысл и любовь, так что их освободили с условием, чтобы впредь они были благоразумными.

Так поступала Матерь Божия с томившимися в тюрьмах, в болезнях, на море и со всеми на суше. Но посмотрим, что еще делает Матерь Божия в нашей жизни.

Ушла ненависть, желание отомстить, и умирилась семья. Кем? Это Матерь Божия Своим милосердием низвела милость Божию на эти души.

В домах некоторых людей, как доходит до ушей наших, царит великое смятение. Не ладят муж с женой, не любят друг друга братья, дерутся, судятся, ругаются – нестроение. И тогда бедная мать, видя таковое волнение в семье своей, или папа, или дед, кто понабожнее, берет в руки свои акафист Богородице, встает на колени где-нибудь один, в какой-нибудь комнатке и начинает молиться: «Матерь Божия, умири семью нашу, утихомирь папу, маму, детей и прочих и даруй им понимание, любовь, утешение». И вот ушла ненависть, развеялась несдержанность, волнение, желание отомстить, и умирилась семья. Кем? Это Матерь Божия Своим милосердием, Своими щедротами низвела милость Божию на эти души, призывающие Ее в помощь.

Но есть у нас и сословие монахов и монахинь, ведущих великую брань против естества. Ибо говорит божественный Лествичник: «Монах есть всегдашнее понуждение естества и отсечение воли до смерти» [4] . Монах – это воин Божий, борющийся с естеством до последнего дыхания. Естество просит еды, а он усиливается поститься; естество просит сна, а он бодрствует; естество подстрекает его на суетные дела, а он подвизается хранить чистоту и даже умом не согрешить Богу; естество требует мести, собственности или славы, а он борется ради смирения, нищеты и помыслов уничижения и прочее [5] .

В невидимой брани каждой христианской души величайшей Помощницей является Матерь Божия.

В невидимой брани каждой христианской души, особенно монахов, величайшей Помощницей и Покровительницей является Матерь Божия, Матерь милости и милосердия. Душа молится Спасителю, чтобы Он избавил ее от всяких страстей телесных: «Господи, не оставь в опасности душу мою, отгони нечистые помыслы от сердца моего, от ума моего. Я не хочу даже помыслом согрешить Тебе, ибо слышала, что можно прелюбодействовать и одним только помыслом».

И тогда Матерь милосердия ослабляет искушения монаха того или монахини и подает им помысл умиротворенный, помысл чистый в сердце, и так сходит слава и милость Пресвятой Богородицы на тех, кто проводит жизнь в чистоте и девстве. Она всегда бывает скорой Помощницей и для монахов, и для монахинь, и для всякого христианина, имеющего святое и Божественное крещение.

Но, братия, наступит последний час, когда каждому из нас придется выйти за порог этой жизни. Явится смерть сегодня, завтра или послезавтра; мы не знаем, когда наступит день тот. Горе нам горькое в час смерти! Страх будет огромен, ибо сатана, как это описано в «Невидимой брани» [6] , всю жизнь бьется, чтобы грехами ввергнуть нас в ад, в муку вечную, но никогда не задает нам такой брани, как во время смерти.

Знайте, что имеется четыре самых опасных напасти, которыми враг борет нас в час смерти.

Знайте, что имеется четыре самых опасных напасти, которыми враг борет нас в час смерти. Первая – это брань против веры; вторая – против надежды; третья – против смирения, посредством тщеславия и гордыни; четвертая – посредством многоразличных призраков и превращения служителей неправды в ангелов света. И учит нас святой Никодим Святогорец, как бороться против этих великих напастей и тяжких искушений в час смертный. И вот как.

Когда враг начнет задавать нам брань своими лживыми уловками посредством помыслов неверия в уме нашем, тогда нам нужно отступить назад поспешно, от ума к воле, говоря: «Уйди от меня прочь, сатана, отец лжи, ибо я и слышать тебя не желаю, потому что мне достаточно верить в то, во что верует Святая Церковь Христова!» И не будем давать в сердце нашем места помыслам неверия, как написано премудрым Соломоном: «Аще дух владеющаго – то есть врага – взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10: 4). И если враг-змий будет наводить на тебя сомнения в том, во что верует Церковь, не обращай на него внимания и не отвечай ему. И, видя обман его и коварство, весьма остерегайся его.

А если ты силен в вере и помысле и хочешь постыдить врага, то отвечай ему: «Церковь верует в истину». И если он скажет тебе: «Что такое истина?» – скажи ему: «Это Тот, в Кого верует Церковь», – и всегда пребывай умом в молитве к Спасителю нашему Иисусу Христу.

А когда он станет бороть нас отчаянием, будем приводить себе на память милость и благость Бога, пришедшего в мир, чтобы умереть за нас, грешных.

Когда же он станет бороть нас тщеславием и гордыней, будем считать себя прахом и пеплом и все свершения наши приписывать Богу. Будем воистину познавать тяжесть грехов и зол наших, но не станем отчаиваться в милости Божией, ибо слышишь, что говорит Дух Святой? «Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него» (Пс. 33: 23).

А если он станет бороть нас призраками и превращениями их в ангелов света, будем твердо стоять в смирении помысла нашего и говорить: «Возвратитесь, окаянные, в мрак ваш, ибо мне не нужно видений! Я не нуждаюсь в час этот ни в чем, кроме милости Божией и Его милосердия».

И если бы ты даже понимал, что многие из показанных видений – от Бога, отвернись от них и гони их от себя далеко, сколько можешь. И не бойся, что не угодно будет Богу это твое отвращение, которое ты делаешь, считая себя недостойным этих видений. Ибо если бы видения те были от Бога, то Он знает, как очищать тебя ими, и не оскорбится, если ты отгоняешь их. Потому что Подающий благодать смиренным не отнимет ее от них из-за того, что таковые делают по смирению.

Таким образом, помните, братия мои, что это самые общие оружия, которые привыкли враги наши, бесы, направлять против нас в самый последний час смерти. И каждому они задают брань соответственно тем удовольствиям и страстям, к которым знают его склонным более всего.

И не забудь просить всем сердцем в час тот помощи и молитв Пресвятой и Пречистой Матери Божией, и скорая Ее помощь избавит тебя и сведет на душу твою милость Ее и щедроты всемогущего Бога! Аминь.

Молитва милости мира
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here