Молитва как появилась

Святой текст: Молитва как появилась специально для Вас!

Откуда произошли молитвы святых

Опубликовал Plameny в дневнике Дневник Plameny. Просмотры: 2351

Обычным делом для православного христианина является пользование молитвословами, канониками, акафистниками. И почти никто не задумывается о том, откуда и при каких обстоятельствах появились эти молитвы или произведения церковной гимнографии. Большинство верующих довольствуется готовыми молитвами и даже не допускает мысли о том, что с Богом, Пречистой Богородицей и святыми можно также молиться и своими словами.

В одном из своих поучений святитель Феофан Затворник пишет следующее: «. никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своей личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного . Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени».

Святитель изложил целый ряд правил для домашней молитвы. Кто пожелает, может их найти. Мы же продолжим развивать начатую тему.

Суть в том, что молитвы, собранные в молитвослове, не столько для того нам предлагаются, чтобы их машинально вычитывать, как бы отдавая дань Богу, а для того, чтобы самим научиться правильно молиться, возгревая молитвенный дух словами, изначально исполненными святой благодати и засвидетельствованными славной кончиной их составителей. Если же мы того не разумеем и не прилагаем должного старания к этому полезному и весьма душеспасительному труду, то, как правило, наши молитвы будут оставаться сухими и безплодными. Тот же святитель Феофан поясняет:

«Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется.

Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие».

Разумеется, нельзя поддаваться бесовской прелести и, отложив молитвослов в сторону, дерзко и самонадеянно приступать к Богу и святым собственными словами скверных и безблагодатных уст! Такая практика приветствуется у разного рода еретиков. Но Церкви Божией она чужда.

Как можно научиться правильно молиться, если не вникать в примеры молитв святых угодников и не проникаться тем же духом благодати? Это же невозможно! Но, также нехорошо, если мы привыкаем бездумно скороговоркой вычитывать молитвы, не прилагая к ним ни размышлений ума, ни чувствований сердца, освященных Божией благодатью.

А какие это должны быть чувствования? — Это не слезная истерия с массой «Почему?», адресованных Богу. И это не самонадеянная эйфория, возбужденная пустыми фантазиями обольщенного воображения. Нет, ни в коем случае!

Чувство бесконечного недостоинства, глубокого покаяния и неисчерпаемой благодарности за милосердие Божие — вот что угодно Господу, что освящается Его благодатию и что располагает Его милости к нам, грешным.

Бывают моменты, когда Господь посылает в душу молящегося умиление. Оно утешает, орошает и подкрепляет человека, но никак не превращает его в дерзкого попрошайку, возомнившего о себе, что достаточно угодил Богу, поэтому имеет права много чего просить. Кто разумеет, да трезвится.

. Когда святые еще не были прославлены и пребывали в земных скорбях, они претерпевали все те же самые трудности и переживания, те же падения и слезы покаяния, которые встречаются в жизни каждого из нас. Возгреваемый ими многими трудами на духовном поприще молитвенный дух приносил плоды в виде их собственных молитвословий, которые они писали для себя самих, дабы исполнить заповедь Спасителя о настойчивой, непрестанной и постоянной в духе молитве. Ибо «просящий получает, ищущий находит и стучащему отворят». Приведу здесь, в качестве примера, молитву святителя Игнатия (Брянчанинова):

101Лествица. Слово 4, гл. ХL.

Обратите внимание на то, сколько раз угодник Божий говорит Богу о своих падениях. И если мы читаем в наших молитвословах слова, которые называют нас окаянными, нечистыми и блудными, то знайте, что прежде все сии слова были адресованы святыми себе самим. И никто из них не мнил себя святым, будучи на земле. Некто сказал: «Святые — на небе. На земле — все грешники». И это самые правильные слова.

Не надо бояться учиться говорить с Господом и святыми. Они с любовью и радостью ожидают сердечного диалога с каждым из нас. Не нужны им наши сухие сотрясания воздуха языком, в которых нет жизни Духа. Живому общению с Богом и святыми, в Истине и Духе, — вот, чему следует научиться нам.

Так будем же учиться, пока есть время, дабы не предстать нам безгласными и безответными в день отшествия нашего.

Молитва как появилась

Вера в Бога должна быть в сердце. Обряды, молитвы, посты — всё это придумали люди. Нуждается ли Господь в этом?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4). После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

Иисус Христос, принес Себя на Голгофе за грехи всего мира. Этой единственной (в силу Божественного достоинства Христа) Жертвой Спаситель мира отменил все ветхозаветные вещественные жертвоприношения, но духовные жертвы в Новом Завете остались. Первоверховный апостол призывает: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:5). Другой апостол, которого Господь назвал Мой избранный сосуд (Деян.9:15), говорит: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15).

Теперь о молитве. Вновь обратимся к Священному Писанию. «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:12-16). Священная история имеет множество примеров молитвы праведников к Господу. В Новом Завете все живет и дышит молитвой. Сам Господь дал образец совершенной молитвы: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах. » (Мф.6:9-13). Она так и называется — молитва Господня. Спаситель наш постоянно побуждает нас к молитве: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44); «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ((Мф.26:41); «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Задумаемся: если святые апостолы, которым были открыты тайны духовной жизни, постоянно молились, можем ли мы что-нибудь возразить против их опыта: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).

Читайте так же:  Православные молитвы о женитьбе сына

В письме утверждается, что не только обряды и молитвы, но и посты придумали люди. Верно ли? Сам Иисус Христос, воплотившийся Бог, перед началом проповеди Евангелия постился сорок дней и сорок ночей (Мф.4:2). Для чего Спаситель мира, Который не имел греха, постился? Чтобы научить нас. Господь призывает нас поститься с радостью: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:17-18). Как видим, Господь за истинный пост обещает награду от Отца Небесного.

История возникновения молитвенных правил и следование им

По существующему сейчас церковному обычаю православные христиане каждый день вычитывают утреннее и вечернее молитвенные правила (специально составленный сборник молитв) и обращаются с молитвой к Богу в течение дня.

Эти правила появились не сразу: большинство молитв было написано разными православными святыми, жившими в разных странах и в разное время, первые сборники молитв появились на Руси только в XVI—XVII веке, а современное молитвенное правило сформировалось всего двести лет назад.

«На сон грядущим»

Вечернее правило, которое включает в себя небольшие молитвы – тропари, семь молитв авторства разных святых – от Макария Великого до Иоанна Дамаскина, молитвы к Иисусу Христу, к Святому Духу, к Богородице, к Честному Кресту, ко Ангелу Хранителю и ежедневное исповедание грехов.

Вечернее правило действительно довольно большое, и для неофита часто создает трудности — вечером все уже обычно устали, хочется отдохнуть, хочется лечь в кровать и забыть о трудностях дня, а тут – на тебе! – приходится вставать и читать молитвы. Возникает резонный вопрос: а зачем нужно читать вечерние молитвы?

Гигиена души

Причин на это много: во-первых, ежедневная молитва к Богу, общение с Ним – это исполнение заповеди Христа, которую Он назвал самой важной вопрошающему фарисею: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – об этом говорит Евангелие от Матфея.

Во-вторых, вечерние молитвы служат своеобразной гигиеной человеческой души, часто отходящей от Господа в течение дня, недаром референом звучат покаянные молитвы с просьбой к Богу о прощении прегрешений, как бы счищающие с души налипшую за день грязь.

Часто опытные христиане не просто читают покаянные молитвы, автоматически повторяя их раз за разом, но ежедневно записывают свои грехи и исповедуют их перед Богом, чтобы осознать их и более целенаправленно с ними бороться.

В третьих, в вечерней молитве, так же как и в утренней, можно обратиться к Богу с просьбой и открыть Ему свои печали и горести, облегчив тем самым душу перед сном, ведь сказано в Писании: «Просите и будет вам дано».

Господь, конечно, знает о наших нуждах и печалях, но просьбы, особенно настойчивые, повторяющиеся изо дня в день, могут оказать должное действие. Однако обращаясь к Богу с просьбой, в конце молитвы всегда надо добавлять: «Пусть будет по слову Твоему, Господи!», таким образом покоряясь Его воле, так как только Он один знает, что будет лучше.

Защита от бед и внезапной смерти

Есть ещё одна причина, по которой вечерняя молитва не менее важна, чем молитва утренняя, которая как бы освящает день христианина – это длинная, темная, пугающая ночь.

Именно ночью часто случаются неотвратимые несчастья – инфаркты, инсульты, пожары, землетрясения или нападение врагов. Это особенно хорошо христиане чувствовали раньше, когда жили в деревнях и не было электричества; современный же человек часто ложно считает себя более защищенным: он укрыт за стенами городских квартир, и в руке у него телефон – на все случаи жизни.

Однако уверенность в собственной неуязвимости быстро исчезает, когда приходит несчастье, а экстренные службы вдруг становятся недоступными, телефонные линии – перегруженными, и не на кого более уповать, кроме как на Бога.

Кроме этого, каждый христианин опасается «наглой смерти» – то есть боится умереть неожиданно, во сне, без покаяния и последнего причастия. Если для атеиста такая смерть кажется лучшей, безболезненной, то православный знает — за все свои неисповеданные и нераскаянные грехи ему придется ответить перед Христом. Именно поэтому каждый вечер мы становимся на молитву и искренне просим Господа простить грехи и очистить душу покаянием.

Об этом каждый день напоминает молитва Святого Иоанна Дамаскина, включенная в правило: «Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит, – сокрушается святой и вопрошает Бога. – Неужели мне одр сей гроб будет, или ещё окаянную мою душу просветиши днём?»

Вечерняя молитва освящает молящегося и призывает к нему милость и помощь Божью с тем, чтобы злые духи отошли от него, и сон его был крепок, глубок и спокоен.

Как читать вечернее правило

Обычно советуют начать с нескольких молитв (по силам), и каждые десять дней прибавлять по одной – тогда душа сама, естественным образом привыкнет к ежевечернему общению с Богом. Молиться следует в тишине, оставив на время все дела, отрешившись от них и обратив всего себя к Богу.

Живший в XIX веке прозорливец Феофан Затворник советовал молиться не спеша, читать правила нараспев, вникать во всякое молитвенное слово, стараясь при этом возбудить в себе ответное чувство.

Чтобы не торопиться на молитве, святитель советовал установить для молитвы определённое время – пятнадцать минут, полчаса или час, и заканчивать молиться именно тогда, когда вышел срок, а не когда вы торопливо прочитали все молитвы в правиле.

Он же указывал, что не стоит читать молитвы непрерывно, монотонно, а следует прерывать их своей личной молитвой, то и дело обращаясь к Богу своими словами, либо поклонами. К поклонам он советовал прибегать и в том случае, если разум вдруг начнёт отвлекаться на дела, либо появится на сердце какое-нибудь нехорошее желание.

Какие существуют православные молитвы

  • Какие существуют православные молитвы
  • Как читать утренние молитвы
  • Православные молитвы о родителях
Читайте так же:  Молитва чтоб любимый не злился

Одним из видов молитвословий в христианской традиции являются молебные обращения покаянного характера. Покаянная молитва призвана к тому, чтобы человек испрашивал у Бога прощения своих грехов. Христианство утверждает, что нет ни одного человека на планете, который пожил бы и не согрешил. Поэтому покаянные молитвы актуальны и необходимы для любого православного христианина вне зависимости от его духовного уровня совершенствования. Покаянное чувство одно из важнейших для человека, исповедающего православное христианство.

Еще одним видом молитв в православии являются благодарственные обращения к Богу, Божией Матери, ангелам или святым. Для православного человека чувство благодарности Богу должно быть присуще всегда. Еще апостол Павел в одном из своих посланий говорил о том, что христианину необходимо всегда радоваться, непрестанно молиться и за всё благодарить. Бог для христианина воспринимается как Творец и любящий Отец, поэтому уже за то, что человечество имеет возможность соединиться со своим Творцом в церковных таинствах, православные люди должны иметь чувство благодарности. Кроме этого, благодарственные молитвы используются после получения просимого от Бога, Богородицы, ангелов или святых.

Также в христианстве существуют просительные молитвы. Они могут быть обращены как к Богу, так и к другим святым личностям. В них христианин испрашивает помощи в своих житейских нуждах, исполняя завет Спасителя о том, что для получения необходимого нужно просить. По православному вероучению, вне зависимости от того, что Бог знает нужды каждого человека, христианин должен просить о необходимых вещах. Именно в этом проявляется свободная воля человека в стремлении к своему Творцу.

Кто написал молитвы

Содержание статьи

  • Кто написал молитвы
  • Как молиться духам
  • Как просить помощи у матроны

Молитвы Апостолов

Считается, что молитвы писали святые, которые жили еще во времена Христа. Множество молитв присутствует в библейском писании в Новом Завете, например, молитва «Отче наш…». Она считается молитвой Господа. Именно такой молитве научил своих учеников сын Божий Иисус Христос. Кроме того, многие ученики после смерти и воскрешения своего учителя стали писать собственные молитвенные тексты, которые и приведены в библии. Многие верующие всего мира читают и заучивают именно молитвы учеников Иисуса Христа.

Молитвы Ангелов

Существуют молитвы, которые чудесным образом смогли услышать люди от святых Ангелов. Сии откровения были дарованы людям, имеющим чистую душу и сердце. Услышав, люди перекладывали на бумагу тексты, передавали из поколения в поколение. К таким молитвам можно отнести, например, молитву Пресвятой Богородице.

Молитвы людей

Нужно отметить, что молитвы писали, прежде всего, сами люди. Например, в библейском тексте Израильский царь Давид с открытой душой обращается к Богу своими словами, которые и называются молитвой.

Множество молитв на разные случаи жизни были написаны служителями Церкви специально для создания прекрасных молитвенных образцов. Для верующих существует специальный Молитвослов, где содержатся различные молитвы, причем известно, что Молитвослов создавался специально с целью упорядочить молитвы, известно, что часть текстов, которые передавались из уст в уста, были признанны негодными для канонизации, часть была существенно отредактирована «святыми отцами». Более того, львиная доля воззваний и прошений – тексты переводные, за что христиан нередко упрекают мусульмане, которые, как и столетия назад, обращаются к Аллаху только по-арабски.

Впрочем, православная традиция позволяет опираться не только на библейский текст, но и создавать свои собственные молитвенные тексты. Такая традиция считается вольностью в религиозных кругах, но, тем не менее, она прочно укоренилась в кругу православных верующих. Они могут писать собственные тексты, которые, считается, гораздо полезнее, нежели бездумно заученные формулы. Именно поэтому только в христианстве есть детские молитвы, детская Библия и пр. православные верят, что когда человек будет молиться своими собственными словами, степень близости и единения с Богом будет больше, а потому человек сможет быстрее найти успокоение и гармонию в своей душе.

Сборник ответов на ваши вопросы

Данная статья поможет вам разобраться, посредством чего человек общается с Богом, зачем мы произносим слова молитвы и кто же их все-таки придумал?

Значение и суть понятия

Суть молитвы заключается в обращении конкретного верующего или их сообщества к Богу или его святым с восхвалением, просьбой или благодарностью и неразрывно связана с духовной жизнью человека. Она является главным атрибутом любой религии:

  1. Молитва произносится вслух или молча. Человек может молиться своими словами или читать готовые тексты, но это не означает, что он обязан произносить какую-то готовую формулу, так как молитва основана на вере и внутреннем понимании между ним и Господом.
  2. Во время богослужений читаются или поются определенные данным вероисповеданием соответствующие тексты, посвященные какому-либо событию (празднику) или святому, на которых присутствуют верующие. Дома человек молится индивидуально тогда, когда чувствует в этом необходимость.
  3. Поза при молитве бывает разная, в зависимости от чувств и состояния ее носителя и места ее сотворения, а также религиозных традиций того или иного народа. Так, например, в монастырской келье она может произноситься безмолвно и в распростертом положении, а в храме, как правило, исполняется как песня и стоя (или на коленях). Жесты рук в процессе также могут быть различными.

Для чего нужна молитва?

Она, по мнению святого Феофана Затворника, пролагает наш путь к Богу:

  • Тот же святитель говорит о важности исполнения молитвенного правила, так как только оно является главным в нашем земном существовании, в жизни нашей души;
  • С помощью молитвы мы преодолеваем преграды: как материальные, так и моральные. Обращаясь к Господу с просьбами о помощи, мы подразумеваем при этом однако, что Он лучше всех знает, что именно нам требуется, и направляет на истинный путь;
  • Во время этого процесса человек приближается к Всевышнему, ощущает его силу благодатного воздействия на нашу душу, его любовь. Чтобы побольше общаться с Ним, необходимо чаще вспоминать Его посредством молитвы: просить благословения на добрые дела или благодарить за помощь, совет и заступничество. Главное при произнесении молитвенного правила, не забывать, что делаем мы это, желая более тесного и частого общения с Господом, а вовсе не затем, чтобы что-то получить от Него. В этом случае потребительское отношение недопустимо.

В чем сила молитвы?

В ее искренности, так как в это время мы обращаемся прямо к Господу и вверяем себя в Его волю, подчиняясь Его решению. По поводу огромной силы молитвы писал святой Дмитрий Ростовский, считая ее щитом, который не только надежно защитит от врагов, но поможет даже отвести и карающую руку Всевышнего.

В ее сердечности, открытости, ибо только в этом случае она будет услышана Богом. И неважно, что она получится «неправильной», главное – искренней, выстраданной, потому что Господь слышит не только правильные и вовремя сказанные слова, но случается так, что человек обращается к Богу в последнем порыве отчаяния простыми человеческими бытовыми фразами и получает помощь.

В ее смирении и вере именно в святую волю Спасителя, так как Ему виднее, правы ли мы в своих просьбах и поступках, чего заслуживаем и что нам нужно на самом деле. Ответом может служить самая короткая известная молитва «Господи, помилуй». Именно она часто вырывается из самого сердца в тяжелых жизненных ситуациях. И помогает.

Читайте так же:  Молитва которая открывает дар ясновидения

Чего хочет душа верующего?

Одно слово – молитвы, но здесь тоже не всё просто:

  • Как говорят священники, душе необходимо богообщение. Это понятие включает в себя не только моление, но и чтение Священного Писания, трудов святых отцов, посещение храма, участие в церковной жизни: богослужениях и таинствах;
  • Важно здесь не только формальное исполнение всего вышесказанного, но и собственные размышления по поводу своей духовной жизни, общение на эту тему с разными людьми, обсуждение различных предметов, касающихся духа, конкретных ситуаций, из которых нам приходилось искать выход. Лучше всего душа трудится, когда какая-либо проблема касается непосредственно ее, и тут приходится применять все свои духовные знания «на практике»;
  • Молитву можно отнести к духовной пище человека, и она необходима ему, но здесь, как и в случае обычной еды, нельзя переборщить, чтобы не возникло отвращения к ней. Лучше всего входить в этот «рацион» постепенно и осознанно, хорошо бы подобрать себе меру, установить с помощью священника и/или духовника свое молитвенное правило, подходящее именно вам, и соблюдать его.

Понятие о молитвенном правиле и его авторах

Это набор определенных текстов на каждый день. Расписаны они в сборнике, называемом молитвословом и разделяются на обязательное (общее) и индивидуальное, подбираемое конкретному человеку его духовником.

Существует разделение правила по его объему, основанному на большем или меньшем числе молитв, или специальное именное, например, святого Серафима Саровского;

Читая молитвослов, верующие постепенно заучивают его наизусть. Старайтесь вникать в смысл произносимого. Если это не получается на церковнославянском языке, можно приобрести их, написанные на русском, с пояснениями.

Обращаясь к Господу, мы каемся ему или благодарим, просим и надеемся. В это время мы не очень думаем о том, кто придумал молитвы, которые мы произносим. Главное для нас заключается в том, чтобы Бог нас услышал и помог.

Видео: как появились первые строчки

В данном ролике священнослужитель Станислав расскажет, кто именно придумал первую молитву, как она звучала:

Молитва как появилась

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,

Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света,

Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

единосущна Отцу, Имже вся выша.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Егоже Царствию не Будет конца.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Молитва Святому Духу

(перед началом всякого дела)

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде Сый и вся исполняяй, Сокровище благих

и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти

от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий,

Святый Бессмертный, помилуй нас (3 раза)

Святый, посети и исцели немощи наша,

имене Твоего ради.

Отче наш, иже еси на небесех

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

да Будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Богородице Дево, радуйся.

Благодатная Марие, Господь с Тобою:

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших.

Честному Кресту

(против искушений и бесов)

50 псалом

90 псалом

Боже, Всеблагий и Всемилостливый,

всех охраняяй Своею Милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапныя смерти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже милостивый! Избави мене от злаго духа лихачества, нечистой силы пиянства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния.

Откуда взялся молитвослов?

Вам никогда не хотелось разобраться, откуда взялся современный молитвослов? Вообще вопрос традиции православного богослужения (любое молитвенное правило, по большому счёту, и есть богослужение), как и что надо совершать, откуда что пошло и что значит — это предмет целой науки под названием “литургика”. Историческая литургика — важная ее часть: если ты не знаешь, откуда берет начало то или иное священнодействие, обряд, молитва, ты не сможешь понимать его в полной мере. Изучение таких вещей — путь к осознанности для укрепления в вере, страховка от искажения смыслов, от язычества и суеверий.

Каким же было личное молитвенное делание христиан разных веков, кроме естественной “отсебятины”? Сперва никаких установленных правил не было, пелись и читались псалмы и разные молитвы, иногда это была даже Евхаристия в домашних условиях [1]: христиане брали домой запасные Дары, сами читали положенные молитвы и причащались (сейчас бы за такое в психушку упекли).

Затем богослужебный круг расширился, стали появляться различные оформленные, фиксированные последования и новые жанры молитвословий (тропари, каноны, акафисты, светильны и т.д.). Общая молитва стала отделяться от частной.

Больше всего имеется информации о монашеской келейной молитве, т.к. в монастырских уставах и книгах до нас дошел ее состав и порядок совершения. Это были те же самые службы, что и в храме, дополненные личными молитвами авторства святых отцов и многократным повторением кратких молитв (“Иисусовой”, “Богородице” и т.д.).

Благочестивые белые (женатые) клирики и миряне, видимо, стали перенимать эту традицию, хотя доподлинно не известно, как вышло так, что самым распространённым ежедневным личным молитвенным правилом христианина в средние века было самостоятельное совершение некоторых богослужений суточного круга: вечерни и повечерия, полунощницы и утрени [2].

Фотограф: монах Онуфрий

В “Домострое” 16 века как закрепление этой уже сложившейся традиции звучат слова о том, “как следует в дому своем молитися”. Памятником и прародителем молитвослова считается издание “Малой подорожной книжки” (1552г., Вильно) Франциска Скорины.

Что было в ней: Часослов (содержащий в себе как раз те самые утреню, вечерню, повечерие и полунощницу), следованная Псалтирь (т.е. разделённая на части (кафисмы), с тропарями и молитвами после каждой), акафисты.

Никаких дополнительных молитв, знакомых нам из утреннего и вечернего правила, там ещё не было. Они стали появляться в других подобных этому сборниках в 16-17 веках, а в 18 веке начал происходить “отрыв” этих дополнений Часослова и Псалтири в отдельное последование.

В современных утренних молитвах наблюдаются лишь остатки схемы совершения и молитвословий полунощницы. Вечерние молитвы — это явный намёк на повечерие.

Молитвослов в современном виде как самостоятельное правило получил широкое распространение в России лишь в 19-20 веках, а самый пик популярности пришёлся, видимо, на 90-е гг., когда его стали издавать невиданными доселе тиражами.

Все исконные ежедневные молитвословия из Часослова остались священной прерогативой монахов и монахоподобных мирян, посвящённых в тайные дебри устава. У этой ситуации, по мнению пастырей и исследователей, есть недостатки: отрыв молитвенного правила от богослужебного круга, от общей молитвы и его индивидуалистичность по содержанию [3].

Читайте так же:  Молитва на продажу комнаты в коммунальной квартире

Вопрос келейного, домашнего молитвенного правила — это вопрос, одной стороны, сугубо личный, т.к. нет никаких жестких установок. Молитву “своими словами” тоже никто не отменял.

Есть только одно самое главное правило: молитва должна быть! Искренняя и живая, встроенная в нашу повседневную жизнь, движимая желанием чувствовать непрерывную связь с Богом и братьями во Христе.

Дабы научиться такой молитве, чтобы она не была индивидуалистичной, но гласы вопиющих к Богу сливались в общий хор “едиными устами” не только в храме, существуют последования. Выбор за нами, в совете друг с духовниками и друг другом.

Ссылки на источники:

Молитва как появилась

Эль Греко. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
Музей искусств, Толедо (Огайо)

«Случилось, что когда Он [Иисус] в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лк 11,1). Иисус ответил на просьбу, научив их молитве Отче наш.

Ученики, хотя и искусные в иудейской молитве того времени, были потрясены необычностью молитвы Учителя. Ведь Иисус постоянно пребывал в молитве (ср. Лк 5,16). Молитва сопутствовала самым важным моментам Его жизни: Иисус молится при крещении в Иордане (Лк 3,21); перед призванием апостолов (Лк 6,12); перед Преображением (Лк 9,28). Он молится об укреплении веры Петра (Лк 22,31-32) и о ниспослании Святого Духа (Ин 14,15-17а; 15,26). Молится перед воскрешением Лазаря (Ин 11,41) и перед триумфальным входом в Иерусалим (Ин 12,27). Молится Отцу на Тайной Вечере, чтобы Он прославил Сына Своего (Ин 17,1-5); молится за учеников (Ин 17,6-19) и за всех верующих (Ин 17,20-26). Молится перед страданием (Лк 22,39.46), а при смерти молится за Своих врагов (Лк 23,34).

Молитва Иисуса обращена к Отцу в собеседовании послушания, которым оживотворяется Его миссия: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело» (Ин 4,34). Для Него сокровенное общение с Отцом – источник радости и хвалы: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли . Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11,25.27).

Молитва к Отцу была дыханием земной жизни Иисуса. Он, хотя и пришел к нам и обитал с нами, никогда не оставлял дом Отца, т.е. молитвенного общения с Ним. С другой же стороны, это сыновнее единство становилось спасительной и милосердной близостью с братьями, вплоть до высшей жертвы на кресте.

Молитва Иисуса не прекращается и поныне (ср. Евр 7,25). В Евхаристической литургии Христос Первосвященник приносит Отцу Свою искупительную Жертву. Он приносит ее в единстве со Своим Телом, Которое есть Церковь. Всякая наша молитва возносится к Отцу «через Христа, Господа нашего». Именно молитва Христова укрепляет все наши молитвы, сокровенные и устные. Когда Церковь молится, Сам Сын обнимает колени Отца. Молитва детей достигает Отца через голос Первородного. Миллионы рук воздеты в молитве, хвале, прошении; молящийся же голос один, и это – голос Сына.

На картине представлен Иисус, молящийся в Гефсимании. Он принимает горькую чашу Страстей в высшем послушании Отцу ради спасения человечества.

Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Pater noster qui es in caelis, sanctificetur Nomen Tuum, adveniat Regnum Tuum, fiat voluntas Tua, sicut in caelo et in terra. Panem nostrum cotidianum da nobis hodie, et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris, et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo.

578. Как появилась молитва Отче наш?

Иисус научил нас незаменимой христианской молитве Отче наш в тот день, когда один из Его учеников, видя Его молящимся, попросил: «Научи нас молиться» (см. Лк 11,1). В литургической традиции Церкви всегда используется текст из Евангелия от Матфея (6,9-13).

2759-2760
2773

«Краткое содержание всего Евангелия»

579. Какое место занимает молитва Отче наш в Писании?

Отче наш есть «краткое содержание всего Евангелия» (Тертуллиан), «самая совершенная из молитв» (св. Фома Аквинский). Помещенная в центр Нагорной проповеди (Мф 5-7), она заключает в себе в молитвенной форме основное содержание Евангелия.

2761-2764
2774
580. Почему она называется «молитвой Господней»?

Молитва Отче наш называется «молитвой Господней» потому что нас научил ей Сам Господь Иисус.

2765-2766
2775
581. Какое место занимает молитва Отче наш в молитве Церкви?

Молитва Отче наш – это молитва Церкви в полном смысле этого слова, поскольку «передается» при Крещении, чтобы показать возрождение в Божественную жизнь детей Божиих. Евхаристия открывает полный смысл этой молитвы, поскольку ее прошения, опираясь на уже осуществленную раз и навсегда тайну спасения, будут окончательно исполнены во Второе пришествие Господа. Молитва Отче наш входит и в Литургию Часов.

2767-2772
2776

«Отче наш, сущий на небесах»

582. Почему мы «дерзаем приступать с полным доверием» к Отцу?

Потому что наш Искупитель Иисус приводит нас перед Лицо Отца, а Его Дух усыновляет нас. Благодаря этому мы можем взывать к нашему Отцу с простым сыновним упованием, радостным доверием и смиренным дерзновением, с уверенностью в том, что Бог нас любит и внемлет нам.

2777-2778
2797
583. Почему к Богу можно взывать «Отче»?

Мы можем взывать к Богу «Отче», потому что Его открыл нам Его Сын, ставший Человеком, а благодаря Его Духу мы познали Его. Призывание Отца вводит нас в Его тайну, наполняя всегда новым изумлением и пробуждая в нас желание вести себя как подобает Его детям. Поэтому молитва Господня дает нам познать, что мы – дети Отца в Сыне.

2779-2785
2789
2798-2800
584. Почему мы называем Бога Отца «наш»?

Местоимение «наш» выражает совершенно новую связь с Богом. Когда мы молимся Отцу, мы поклоняемся Ему и прославляем Его с Сыном и Святым Духом. Во Христе мы – «Его» народ, а Он – «наш» Бог, ныне и во веки. Кроме того, мы говорим «Отче “наш”» потому что Церковь Христова есть общение множества братьев, у которых «одно сердце и одна душа» (Деян 4,32).

2786-2790
2801
585. В духе какого общения и какой миссии мы взываем к Богу «Отче “наш”»?

Поскольку молитва к Богу словами «Отче “наш”» – общее достояние всех крещеных, мы слышим настойчивый призыв присоединиться к молитве Иисуса о единстве учеников. Творить молитву Отче наш – значит молиться с каждым человеком и со всем человечеством, дабы все познали Единственного и Истинного Бога и были едино.

2791-2793
2801
586 Что означают слова «Сущий на небесах»?

Эти библейские слова указывают не на некое определенное место, а на образ существования Бога: Он вне всяких пределов и превыше всего. Эти слова означают величие, святость Бога, а также Его присутствие в сердцах праведников. Небеса, или Дом Божий, – истинное Отечество, куда мы, еще пребывая на земле, стремимся в надежде. Мы уже живем там, «сокрытые со Христом в Боге» (Кол 3,3).

Читайте так же:  Самые эффективные молитвы на любовь
2794-2796
2802

Семь прошений

587. Какова структура молитвы Господней?

В ней представлены семь прошений, обращенные к Богу Отцу. Первые три, более богословского характера, устремляют нас к Нему ради Его славы: ведь свойство любви – думать о Том, Кого мы любим. Они подсказывают нам, чего именно мы должны просить у Бога: освящения Его Имени, пришествия Его Царства, исполнения Его воли. Последние четыре прошения представляют Отцу милосердия наши немощи и чаяния. В них мы просим о пропитании, прощении, укреплении в искушениях и избавлении от лукавого.

2803-2806
2857
588. Что означают слова «да святится имя Твое»?

Святить имя Божие – значит, прежде всего, прославлять Бога, Которого мы исповедуем Святым. Бог открыл Свое святое имя Моисею и пожелал, чтобы Его народ был посвящен Ему как «святой народ», в котором Он обитает.

2807-2812
2858
589. Как освящается имя Бога в нас и в мире?

Святить имя Бога, призывающего нас «к освящению» (см. 1 Фес 4,7) – значит желать, чтобы крещальное посвящение оживляло всю нашу жизнь. Кроме того, мы просим, своей жизнью и своей молитвой, чтобы каждый человек знал и благословлял имя Божие.

2813-2815
590. О чем просит Церковь, молясь «да придет Царствие Твое»?

Церковь призывает окончательное наступление Царства Божиего через Второе пришествие Христа во славе. Но Церковь молится также о том, чтобы Царство Божие возрастало уже ныне согласно Заповедям Блаженства через освящение людей в Духе и, благодаря их усилиям, через служение справедливости и миру. Это прошение есть зов Духа и Невесты: «Гряди, Господи Иисусе» (Откр 22,20).

2816-2821
2859
591. Зачем нужно просить «да будет воля Твоя и на земле, как на небе»?

Воля Отца в том, «чтобы все люди спаслись» (1 Тим 2,3).Иисус пришел ради того, чтобы в совершенстве исполнить спасительную волю Отца. По примеру Пресвятой Девы Марии и святых мы молим Бога Отца соединить нашу волю с волей Его Сына. Мы просим, чтобы Его замысел благоволения полностью осуществился на земле, как он уже осуществился на небе. Именно молитвою мы можем «познавать чтó есть воля Божия» (Рим 12,2) и обретать «терпение, чтобы исполнить ее» (Евр 10,36).

2822-2827
2860
592. Каков смысл прошения «хлеб наш насущный дай нам на сей день»?

Прося с сыновним упованием у Бога ежедневное пропитание, необходимое каждому для существования, мы признаем, сколь благ, превыше всякой благости, Бог, наш Отец. Мы также испрашиваем благодать уметь делиться, чтобы справедливость и сопричастность позволили изобилию одних удовлетворить нужды других.

2828-2834
2861
593. Каков особый, христианский смысл этого прошения?

Поскольку «не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4,4), это прошение также относится к Слову Божию и Телу Христову, принимаемому в Евхаристии, равно как к жажде стяжать Святого Духа. С абсолютным доверием мы просим всего этого «на сей день», на «сегодня», на нынешний день Бога, и все это дается нам в первую очередь в Евхаристии, предвосхищающей пир грядущего Царства.

2835-2837
2861
594. Почему мы говорим «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?

Прося Бога Отца простить нас, мы признаем себя грешниками перед Ним. Между тем, мы исповедуем Его милосердие, потому что в Его Сыне и через таинства мы «имеем искупление, прощение грехов» (Кол 1,14). Однако наше прошение будет исполнено лишь при условии, что мы прежде простили со своей стороны.

2838-2839
2862
595. Как возможно простить?

Милосердие проникает в наше сердце только если мы умеем прощать всех, даже врагов. Поэтому, даже если человеку кажется, что исполнить это требование невозможно, сердце, отдающее себя Святому Духу, может, подобно Христу, любить до конца, обращать рану, страдание, в сострадание, преображать обиду в ходатайственную молитву. Прощение сопричастно Божественному милосердию и оно – вершина христианской молитвы.

2840-2845
2862
596. Что означают слова «не введи нас в искушение»?

Мы просим Бога Отца не оставлять нас одних во власти искушения. Мы просим Духа дать нам распознавать, с одной стороны, испытание, необходимое для возрастания в благе, и искушение, ведущее ко греху и смерти, а с другой стороны, различать, когда мы искушаемы, а когда уже впали в искушение. Это прошение соединяет нас с Иисусом, Который молитвой победил искушение. Оно испрашивает для нас благодать бодрствования и непоколебимой стойкости.

2846-2849
2863
597. Почему мы завершаем молитву, прося «но избавь нас от лукавого»?

Слова «лукавый», «зло», означают личность сатаны, который восстает против Бога и «обольщает Вселенную» (Откр 12,9). Победа над диаволом уже завоевана раз и навсегда Христом. Но мы просим об избавлении всего человечества от сатаны и его дел. Мы испрашиваем также драгоценный дар мира и благодать постоянно ожидать Второго пришествия Христа, Который окончательно избавит нас от лукавого.

2850-2854
2864
598. Что означает заключительное «Аминь»?

«По исполнении же молитвы говоришь ты “Аминь”, запечатлевая через это “Аминь”, что значит “Да будет так”, все, что содержится в этой преподанной нам Богом молитве» (св. Кирилл Иерусалимский).

2855-2856
2865

Ян ван Эйк. Поющие ангелы
Деталь полиптиха Гентского собора

Ангелы – творения Божии. Некоторые из них остались и всегда остаются верными Богу, пребывают в Его присутствии, служат Ему, служат Церкви и соединяются со спасенными в небесной славе.

Согласно Иакову, видевшему во сне лествицу, – «и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (см. Быт 28,12), – ангелы это деятельные и неутомимые вестники, соединяющие небо и землю. Между Богом и человечеством царят не тишина и разобщенность, но постоянный диалог, непрерывное общение. И люди, те, кому адресовано это общение, должны совершенствовать свой духовный слух, чтобы слышать и понимать ангельскую речь, подсказывающую благие слова, помогающую святым чувствам, милосердным поступкам, добродетельному поведению, поучительным отношениям.

Обо всем этом мы просим Ангела-Хранителя в знаменитой молитве, рожденной католическим народным благочестием:

«Ангел Божий,
Хранитель мой,
меня, вверенного тебе по благости небесной,
просвещай и храни,
направляй и веди».

Видео (кликните для воспроизведения).

На картине представлена группа бескрылых ангелов («apteri»), поющих молитвы. Они облачены в роскошные священные одеяния, указывающие на то, что они совершают торжественную литургию. Действительно, ангелы – не только вестники Божии, которых Он посылает к людям, чтобы открыть Свою вышнюю волю. Вторая их обязанность – прославлять Господа на вечной небесной литургии (ср. Откр 8,2).

Молитва как появилась
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here