Молитва иудеев перед едой

Святой текст: Молитва иудеев перед едой специально для Вас!

Как евреи молятся перед едой

Спрашивает Артем: подскажите пожалуйста есть ли в библии указание что бы перед едой мы молились об её БЛАГОСЛОВЕНИИ, и как вообще правильно молится перед употреблением пищи.

Традиция молиться о благословении пищи достаточно широка. Одно из немногих мест, на которых она базируется следующее:

«Ибо избрал Господь Сион, возжелал в жилище Себе. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются» (Пс.131:13-16).

Тем не менее текст:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое»
(Матф.26:26),

говорит нам скорее не о благословении пищи, а о благословении Творца пищи. Во-первых , мы это знаем точно, исследуя еврейские молитвы того времени и еврейскую древнюю традицию. Во-вторых , такое понимание косвенно отражено в тексте Псалма:

«благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:22).

Евреи и тогда и теперь благословляли не пищу, а Сотворившего. Иисус перед принятием пищи воздает благодарение, а затем благословляет Того, кто дал пищу. В этом смысле Он » благословив , преломил».

Еще одна традиция из древности. У евреев было принято молиться еще и после еды. В качестве основы выступает текст: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор.8:10).

Как правильно молиться — знаете только Вы лично. Это Ваши отношения с Творцом. Но общие рекомендации следующие:
— Благодарите Бога за хлеб перед трапезой;
— Благословляйте сотворившего;
— Не забывайте, вставая из-за стола сказать слова благодарности и Богу и хозяйке.

В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление: “И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе” (ВЗ, книга Второзаконие, 8:10).

Здесь сказано “когда будешь есть… благословляй Господа”. Евреи с тех пор и молятся молитвой, которую они называют


“благословение на хлеб”. Но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а, как и написано во Второзаконии, Сам Бог: “БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, НАШ БОГ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ” (на иврите это звучит так: “БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ”).

Это очевидно — благословлять перед приемом пищи следует ее Даятеля. На страницах Нового Завета мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу: “И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу” (НЗ, Евангелие от Матфея, 14:19). В еврейском переводе написано: “Велев народу сесть на траву, он взял пять хлебов и две рыбы и, взглянув на небо, произнес браху (благословение). Затем разломил хлебы и дал их талмидим (ученикам), а те — людям”.

Браха – обычное еврейское благословение Бога, произносимое над пищей перед ее приемом. Некоторые ошибочно полагают, что слово “благословил” в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о Его последней вечере с учениками перед распятием: “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое” (НЗ, Евангелие от Марка, 14:22), “Когда они ели, Йешуа взял кусок мацы (пресного хлеба), произнес браху (благословение), разломил ее (мацу), дал талмидим (ученикам) и сказал: “Берите, ешьте! Это Мое тело!” Также Он взял чашу вина, произнес браху и дал им, говоря: “Пейте из нее все! Потому что это Моя кровь, которая утверждает Новый Договор, кровь, пролитая за многих, чтобы им простились их грехи” (НЗ, Евангелие от Матфея, 26:26-28, евр. пер. Д. Стерна).

Вот как апостол Павел перефразировал это, когда писал свои послания к ранним церквям: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание” (НЗ, 1-е послание к Коринфянам, 11:23-24).

Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус “благословил хлеб”, Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал: “Взял хлеб и, возблагодарив…”. Очевидно, что тут слово “возблагодарил” относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово “благословил” в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.

Молитва о еде в Новом Завете — это молитва благодарения и прославления Бога. Апостол Павел пишет: “Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (НЗ, 1-е послание к Коринфянам, 10:30-31).

Кто может мне написать молитву, которую говорят перед едой (Brachot). Русскими буквами на иврите.

Спасибо!
Гольдштейн Оксана, Берлин

По поручению рава Бен-Циона Зильбера посылаем Вам текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.

Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).

Перед тем, как есть хлеб: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).

Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).

Читайте так же:  Как заговорить молитвой ангину

Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).

Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ (…Сотворивший плод дерева).

Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды – плоды земли): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО (…Сотворивший плод земли).

Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).

Зачем произносить благословение на еду дважды — до и после?

Если можно, проясните, зачем благословлять на еду дважды — до и после неё, разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?!

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос.

Действительно, вроде бы, за один подарок достаточно поблагодарить один раз. Но если как следует присмотреться к этим двум видам благословений — до и после еды, нетрудно заметить, что речь идёт не об одном и том же. Во-первых, перед едой необходимо произносить благословение на самое малое количество пищи, а после — только если человек насытился или, по крайней мере, съел ке-зайт (количество пищи объёмом с маслину — примерно 26—29 мг.). Во-вторых, перед едой установлены отдельные благословения на различные виды пищи — плоды земли (овощи), плоды деревьев (фрукты), хлеб, вино, мучные изделия и т.д. А после еды — неважно, что именно ели, — достаточно произнести одно благословение Бойрэ нэфашот («…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»; исключение — благословения после хлеба и семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля. Эти продукты имеют особое значение, и после них установлены специальные благословения).

Вопрос разъясняет гениальный комментатор писания Мальбим (Бэмидбар 11:4). Во время еды человек испытывает два вида наслаждения. Сначала наслаждение вкусом, а потом — наслаждение от ощущения сытости и от самого факта, что тело получило необходимую ему «подзарядку». Это два совершенно разных вида удовольствия, и от определённых видов пищи получают только один вид удовольствия. Сладости и т.п. приятны на вкус, но не насыщают, а зачастую ещё и вредят здоровью. Другие виды еды не обладают особым вкусом, но очень полезны.

До еды, перед тем как насладиться её вкусом, мы благодарим Всевышнего за этот подарок. А после еды, снова говорим «спасибо», ощутив наслаждение насыщения. Теперь понятны и упомянутые различия. До еды мы благодарим за вкус, поэтому не имеет значения количество пищи — ведь даже малая толика доставляет удовольствие. А так как различные виды пищи различны по вкусу, установлены отдельные благословения на каждый из них. Когда же мы произносим благословение после еды, мы благодарим за насыщение, и в этом смысле нет принципиального различия между мясом, овощами или фруктами — чувство насыщения одно и то же. Поэтому достаточно одного благословения на всё (кроме хлеба, вина и т.п. продуктов, см. выше, которые обладают особыми свойствами насыщать и радовать душу, см. Тэилим 104).

Но следует добавить, что любой подарок заслуживает двойного внимания. Т.к. на самом деле здесь есть два различных аспекта — сам предмет и то внимание и забота, которые дающий проявляет к получающему. Так же и в случае с благословениями: хотя продукты куплены нами на честно заработанные деньги или выращены на собственном огороде, Всевышний, и не кто иной, является её истинным хозяином (см. вопрос «Хлеб из земли?») и Он милосердно дарует её нам, думая и заботясь о каждом в отдельности. Поэтому перед едой, вне зависимости от её количества, мы благодарим за проявленные Б-гом внимание и заботу, а уже после еды, реально насладившись подарком, говорим спасибо за сам подарок.

Подскажите, пожалуйста, молитву перед едой…

Подскажите, пожалуйста, молитву перед едой. И если можно, на русском и на еврейском языке. Спасибо!

Отвечает рав Реувен Куклин

Мудрецы говорят (Авот де-рабби Натан, часть 41, Элиау Зута 17): «Всё, что создал Творец, создал ради славы Своей». В доказательство этому привели мудрецы стих из пророка Йешайи (43:7): «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его». Имеется в виду, что Творец создал все Свои творения ради того, чтобы мы, наблюдая их, смогли познать милосердие Творца по отношению к нам и, таким образом, приблизиться к Нему. Благословения на различные действия, которые доставляют нам удовольствие, призваны дать нам возможность приблизиться к такому постижению. Благословляя Творца перед тем, как совершить какое-либо действие, которое доставляет нам удовольствие, мы, тем самым, «внедряем в своё сознание» мысль о милосердии Творца, который дал нам возможность наслаждаться тем, что Он создал.

Сказанное поможет нам понять другое изречение мудрецов (Брахот 35 б): «Человек, который получает удовольствие от этого мира, не благословив, как будто грабит». Поскольку цель творения – постичь милосердие Творца, человек, получающий удовольствия из этого мира, не произнося благословения, уподобляется грабителю, который берёт вещи, не спрашивая их владельцев.

Для того чтобы у нас было больше возможностей задуматься о мудрости Творца, которая проявляется в каждом предмете, доставляющем нам наслаждение, по-своему, постановили мудрецы, чтобы на каждое «удовольствие» было особенное благословление. Также постановили мудрецы произносить различные благословления на различные виды пищи.

Понятно, таким образом, насколько важно произносить благословение на каждое действие, от которого мы получаем удовольствие, вообще, и произносить на каждый вид пищи именно то благословление, которое ему соответствует, в частности.

Мудрецы установили пять различных благословлений на различные виды пищи:

  1. Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам, А-моци Лэхэм мин а-арец ( ברוך אתה אדונ-י אלו-הינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ ) – Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, выводящий хлеб из земли.
Читайте так же:  Молитва Иоанну воину от воров

Это благословление на хлеб из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса, ржи.

  1. Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам, Борэ миней мезонот ( ברוך אתה אדונ-י אלו-הינו מלך העולם בורא מיני מזומות ) – Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Создающий (различные) виды насыщения.

Это благословление произносят на различные виды пищи, приготовленные из муки упомянутых видов злаков.

  1. Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам, Борэ при а-эц ( ברוך אתה אדונ-י אלו-הינו מלך העולם בורא פרי העץ ) – Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Создающий плод дерева.

Это благословение произносится на различные плоды, растущие на деревьях.

  1. Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам, Борэ при а-адама ( ברוך אתה אדונ-י אלו-הינו מלך העולם בורא פרי העץ ) – Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Создающий плод земли.

Это благословение произносится на различные плоды, растущие на земле.

  1. Барух Ата Адойно-й Эло-эну Мелех а-олам ше-а-коль нийа би-дваро ( ברוך אתה אדונ-י אלו-הינו מלך העולם שהכל נהיה בדברו ) – Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, по слову Которого было создано всё.

Это благословение произносится на все остальные виды пищи, такие, как яйца, мясо, молоко.

Следует изучить законы благословлений, чтобы знать точное определение каждого вида пищи (какие именно виды мучных продуктов считаются хлебом, какие плоды считаются растущими на дереве, а какие – на земле (например, банан считается «плодом земли») и т.п.). Также важно изучить, какое благословение произносят на пищу, которая состоит из смеси различных видов пищи. На нашем сайте есть интересные видео-уроки рава Якова Кацина по законам благословений. От всей души советую Вам их посмотреть.

Благословения на еду

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Согласно еврейскому закону, мы произносим благословения и до, и после еды.

Перед едой необходимо произносить благословение на самое малое количество пищи, а после — только если человек насытился или, по крайней мере, съел ке-зайт (количество пищи объёмом с маслину — примерно 26-29 мг).

Перед едой установлены отдельные благословения на различные виды пищи — плоды земли (овощи), плоды деревьев (фрукты), хлеб, вино, мучные изделия и т.д.

А после еды — неважно, что именно ели, — достаточно произнести одно благословение «Борэ нэфашот» («…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»); исключение — благословения после хлеба и после семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля: эти продукты имеют особое значение, и после них установлены специальные благословения.

Объяснить это можно следующим образом.

До еды, перед тем как насладиться вкусом пищи, мы благодарим Всевышнего за этот подарок. А после еды, снова говорим «спасибо», ощутив наслаждение насыщения.

Так как до еды мы благодарим за вкус, поэтому не имеет значения количество пищи — ведь даже малая толика доставляет удовольствие. А так как различные виды пищи различны по вкусу, установлены отдельные благословения на каждый из них.

Когда же мы произносим благословение после еды, мы благодарим за насыщение, и в этом смысле нет принципиального различия между мясом, овощами или фруктами — чувство насыщения одно и то же. Поэтому достаточно одного благословения на всё (кроме хлеба, вина и т.п. продуктов, см. выше, которые обладают особыми свойствами насыщать и радовать душу, см. Теилим 104).

Приводим текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.

Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).

Перед тем, как есть хлеб:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).

Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).

Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).

Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ

(…Сотворивший плод дерева).

Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды — плоды земли):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО

(…Сотворивший плод земли).

Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).

Какие молитвы говорят перед едой?

Рав Бенцион Зильбер

Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?

Кицур Шульхан Арух 52. Законы произнесения благословений «…сотворивший плод дерева», «…сотворивший плод земли» и «…по слову Которого существует все»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Какие молитвы говорят перед едой?

Кто может мне написать молитву, которую говорят перед едой (Brachot). Русскими буквами на иврите.

Спасибо!
Гольдштейн Оксана, Берлин

Отвечает рав Бенцион Зильбер

По поручению рава Бен-Циона Зильбера посылаем Вам текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.

Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).

Перед тем, как есть хлеб: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).

Читайте так же:  Молитва против колдовства и чародейства сильная Киприана

Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).

Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).

Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ (…Сотворивший плод дерева).

Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды – плоды земли): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО (…Сотворивший плод земли).

Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).

Перед едой

ОМОВЕНИЕ РУК

Кроме того, что мы обязаны омывать руки сразу после пробуждения от сна (о чем говорилось в предыдущей главе), мы обязаны омывать руки также всякий раз, когда приступаем к трапезе, включающей хлеб.

Эта обязанность возложена на нас мудрецами Торы – о ней не сказано прямо в Письменной Торе. Тем не менее, после омовения рук, но перед тем, как их вытереть, мы произносим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки».

Вы спросите: но ведь только что сказано, что в Торе нет предписания омывать руки перед едой? Почему же мы говорим «освятивший нас Своими заповедями и повелевший. »?!

Ответ заключается в том, что Тора предписывает нам слушаться мудрецов и выполнять их установления: «Не отклоняйся от того, что скажут тебе [мудрецы], ни вправо, ни влево». Значит, выполняя указания мудрецов, мы тем самым выполняем заповедь Торы.

Впрочем, намек на необходимость омывать руки и перед едой, и после еды, мудрецы открывают в тексте самой Торы. Сказано: «И освящайтесь, и будете святы» – это намек на омовение рук: «освящайтесь» – это омовение рук перед едой, «и будете святы» – омовение рук после еды, перед прочтением «Биркат гамазон».

В отличие от омовения рук после пробуждения, для омовения рук перед трапезой, в принципе, достаточно полить воду лишь один раз на каждую из рук – так, чтобы вся кисть руки до запястья оказалась вымытой. Однако если невозможно полить на руку достаточное количество воды в один раз, это делают дважды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде чем приступить к служению Творцу в Храме, когены обязаны были омыть руки из специального умывальника, стоявшего во дворе Храма. Подобно этому мы обязаны очистить руки перед тем, как приступить к исполнению заповеди Вс-вышнего, предписывающей нам заботиться о поддержании жизнедеятельности нашего организма.

Нет необходимости распространяться о важности этого установления наших мудрецов с точки зрения гигиены. Галаха требует, чтобы перед омовением рук мы убедились в том, что на руках нет пятен от краски или грязи, что под ногтями – чисто, потому что все это является препятствием для доступа воды и делает омовение рук недействительным. Значит, если на руках есть какая-либо нечистота, перед омовением их надо как следует вымыть и вытереть насухо.

В отличие от других заповедей, когда благословение произносится перед действием, мы произносим благословение «повелевший нам омывать руки» после совершения омовения: ибо лишь после омовения руки становятся достаточно чистыми, чтобы нам было разрешено упомянуть имя Вс-вышнего.

Для омовения годится лишь чистая вода, и лить ее на руки следует только из кружки – сначала на правую Руку, потом на левую. Пальцы руки, на которую льют воду, должны быть слегка разведены и чуть-чуть согнуты, а кисть повернута ладонью вверх. Это дает воде доступ ко всей поверхности кисти руки сразу.

Ясно, что женщины тоже обязаны омывать руки перед едой – точно так же, как они обязаны исполнять все законы, о которых говорится в этой главе. Особо следует отметить, что женщина должна перед омовением рук снимать обручальное кольцо, потому что оно мешает свободному доступу воды.

Между окончанием омовения рук и началом трапезы нельзя говорить ни единого слова – пока вы не проглотите первый кусок хлеба. Разрешается произносить лишь краткие просьбы подать на стол забытое, например сказать: «нож», «соль» и т.п.

«ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ»

По обычаю, когда произносят благословение над хлебом, на него кладут обе руки (в субботу – на две халы, как будет говориться в главе «Суббота»). Тем самым мы выражаем свою признательность Вс-вышнему за то, что Он дает нам хлеб. На обеих руках десять пальцев – столько же, сколько ивритских слов п благословении, которое мы произносим перед тем, как есть хлеб: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли».

Десять слов насчитывает и стих Торы, говорящий о плодах, которыми славится Страна Израиля: «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна олив, дающих масло, и финикового меда».

И еще один намек: в благословении, которое дал Ицхак, праотец наш, Яакову, тоже десять слов (в оригинальном тексте Торы): «И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и вдоволь хлеба и вина».

Перед тем как разрезать хлеб, на нем делают надрез – в том месте, которое лучше всего пропечено. Надрезают немного, так, что если поднять каравай, он не распадется пополам. Делают это для того, чтобы произнести благословение над целым хлебом, но вместе с тем сократить до минимума промежуток времени между произнесением благословения и началом еды. Сразу после окончания благословения «. выращивающий хлеб из земли» отрезают от каравая кусок – не слишком большой (чтобы не показаться обжорой), но и не слишком маленький (чтобы не показаться скупцом).

Читайте так же:  Молитва на разрешение квартирного вопроса

В субботу можно нарезать хлеб большими кусками – в знак исполнения заповеди, ибо в субботу нам заповедано Торой устраивать три трапезы.

Глава семьи раздает ломти хлеба всем сидящим за столом. Он должен следить за тем, чтобы не задеть самолюбие сотрапезников, и поэтому ломти хлеба он придвигает к ним или кладет перед ними на стол – но ни в коем случае не бросает им.

Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом – это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.

Благословение «выращивающий хлеб из земли» включает в себя все виды пищи, которые едят с хлебом, -мясо, рыбу, молочные изделия и т.д. Поэтому все время, пока продолжается трапеза, не нужно произносить более никаких благословений над другими яствами.

Однако над десертом, который не является неотъемлемой частью трапезы, – над вином, компотами, фруктами, кондитерскими изделиями – произносят отдельные благословения.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Благословения перед едой

Благословения перед едой — комплекс благословений, произносимых перед едой.

Содержание

Место благословений перед едой в структуре благословений

Основная идея иудаизма – благодарить Всевышнего за ниспосылаемые Им блага, в частности с помощью разного рода благословений (ивр. בּרָכוֹת ‎). Есть благословение на радугу, на дождь, на исполнение заповедей … И в том числе из стиха “И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Гoспода, Бoга твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе” ( Дварим 8:10) видно, что благодарить следует и за пищу, которую мы едим. Опять-таки есть благословения, которые произносят перед едой, после еды, на определённые виды продуктов (фрукты, овощи, злаки…).

Виды трапез

Трапеза с хлебом

Трапезы делятся на содержащие хлеб и не содержащие хлеб. Приступая к трапезе, содержащей хлеб, необходимо омыть руки, а затем произнести благословение на омовение рук и на хлеб:

ָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל נְטִילַת יָדָֽיִם. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук.

  • Затем, не прерываясь на посторонние разговоры, берут в руки хлеб и произносят благословение на него:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, הַמּֽוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, дающий хлебу вырасти из земли.

  • и тут же макают кусочек хлеба в соль и съедают его.

Благословения на разные виды пищи

  • Перед едой «мезонот», т. е. блюд, сваренных или испеченных из злаков (а также риса), но не хлеба, произносится следующее благословение:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, בּוֹרֵאֽ מִינֵיֽ מְזוֹנוֹתֽ. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший разнообразные виды пищи.

  • Перед вином или виноградным соком благословляют:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, בּוֹרֵאֽ פְּרִי הַגָּֽפֶן. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

  • Перед фруктами (в это понятие включаются также малина, смородина и другие плоды кустарников) благословляют:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, בּוֹרֵאֽ פְּרִי הָעֵץ. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод дерева.

  • Перед овощами (в это понятие включаются также плоды тех растений, которые не имеют многолетних веток, в частности клубника, бананы, ананасы) благословляют:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, בּוֹרֵאֽ פְּרִי הָאֲדָמָה. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод земли.

  • Благословение на другие виды пищи. Это благословение произносят на пищу, приготовленную из мясных, рыбных, молочных продуктов, яиц и любых других продуктов не растительного происхождения (к ним причисляют и грибы), а также на воду и все напитки, за исключением вина и виноградного сока:

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁהַכֹּלֽ נִהְיֶהֽ בִּדְבָרוֹ. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, по слову Которого существует все.

  • По завершению трапезы, в случае, если она включала хлеб — произносят Биркат hа-Мазон. Если же трапеза хлеб не включала — произносят Мэйн Шалош.

10 благословений, о которых вы, возможно, не знали

Когда перед едой мы произносим благословение, мы тем самым провозглашаем, что земля и все на ней живущее принадлежит Б-г и что Он поддерживает существование всего. Благословение позволяет нам наполнить обыденное действие святостью. Мы произносим благословения в самых различных ситуациях — как обычных, так и редких или даже экстраординарных. Узнав о них, вы сможете выразить свою благодарность Всевышнему, когда в следующий раз окажетесь в одной из следующих ситуаций.

1. Увидев радугу.

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Зойхейр Абрис Вэнээмон Биврисой Вэкайом Бэмааморой.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Зохер Абрит Вэнээман Биврито Вэкайам Бэмаамаро..

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, помнящий Завет, верный Своему Завету и держащий Свое слово.)

Это благословение произносят, когда видят радугу, как напоминание о том, что, так же как во времена Ноаха (Ноя), мы можем исправить себя.

2. Когда мир сотрясается.

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Шекойхой Угвуросой Молэй Ойлом.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Шэкохо Угвурато Малэ Олам..

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, чья сила и мощь наполняют мир.)

Гром, смерч, землятресение — примеры проявления ужасной Б-жественной силы. Произнося это благословение, мы выражаем признание того, что это не просто явления природы, а выражение могущества Творца.

3. Молнии и падающие звезды

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Ойсей Маасей Вэрейшис.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Осэ Маасэ Вэрейшит..

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, творящий мирозданье.)

Это благословение произносят, когда видят молнию (первый раз за время грозы), метеорит, комету, вулкан, океан или высокую гору (первый раз за 30 дней).

4. Делая что-то первый раз в году

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шеэхейону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Шеэхейану Вэкийману Вэигиану Лизман Азэ.

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.)

Это благословение, «Шеэхейану», произносят перед исполнением какой-либо заповеди первый раз в году (например, при первом зажиганиии ханукальной меноры) или перед тем, как есть свежие сезонные фрукты (такие как фиги, финики, гранаты) впервые в году. Его также произносят в праздники.

Читайте так же:  Вечерняя молитва перевод

Более подробно об этом можно прочитать здесь.

5. Радостные новости

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Атойв Вэамейтив.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Атов Вэамейтив.

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, который добр и творит добро.)

Произнося это благословение, услышав хорошие новости о себе и других, мы имеем возможность благодарить Б-га за каждую деталь нашей жизни — от чего-то ординарного до самого необычного.

6. Плохие новости (не дай Б-г)

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Дайан Оэмес.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Дайан Аэмет.

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, истинный судья.)

Это благословение человек произносит, когда слышит дурные новости, например, о кончине близкого или хорошо известного человека, или будучи сам свидетелем печального происшествия.

Blessed are You, L-rd our G‑d, King of the Universe, who creates various kinds of spices.

You may be familiar with this blessing because of its presence in the Havdalah ceremony, which marks the end of Shabbat and the return to the ordinary week. Why do we say this blessing prior to smelling besamim—fragrant fruit or spices? According to the teachings of Kabbalah, the soul is affected by only one of our senses: the sense of smell. Thus, smelling fragrant spices comforts the soul as it makes the difficult transition from the holy Shabbat to the regular week. During Havdalah, we traditionally use cloves and say this blessing. During the ordinary week, we differentiate between various pleasant scents with blessings that include “Boray atzay besamim,” “Boray isbay besamim ” and “Hanoten Rey’ach tov bapayrot.”

8. The One for Wine (or Grape Juice)

Blessed are You, L-rd our G‑d, King of the Universe, who creates the fruit of the vine.

Wait, why is this famous blessing on the list? Isn’t it this blessing said every week as part of Kiddush and Havdalah? Yes, but not everyone knows that we make this blessing every time we drink wine, even when it is not for ritual purposes. Grape wine is unique among fruit juices. Whereas the juices of other fruits warrant the general Shehakol blessing, the juice of the grape gets its very own special blessing. This is because, as King David says, «it gladdens the heart of G‑d and man.» It was not by accident that this special drink was chosen to be poured on the Temple altar and become so central to so many Jewish rituals.

7. Вздох облегчения (после спасения от опасности)

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Агоймейль Лэхайовим Тойвойс, Шегмолани Тойв.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Агомель Лэхайавим Товот, Шегмалани Тов.

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, одаривающий добром виновных, за то, что одарил меня добром.)

Те, кто слышат это благословение, отвечают «Амейн» и добавляют: «Тот, кто одарил тебя добром, пусть вечно одаривает тебя всяческим добром!»

Повод для произнесения этого благословения может принадлежать к одной из четырех категорий: пересечение моря (в том числе на самолете); путешествие через пустыню (эта категория включает в себя все угрожающие жизни ситуации, такие как дорожная авария или ограбление); выздоровление после серьезной болезни; освобождение из заключения. Это благословение должно быть произнесено в присутствии миньяна (молитвенного кворума из десяти евреев-мужчин).

8. Весна-красна

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Шелой Хисар Бэойломой Клум Уворо Вой Брийойс Тойвойс Вэилонойс Тойвойс Лейонойс Боэн Бней Одом.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Шело Хисар Бэоламо Клум Увара Во Брийот Товот Вэиланот Товот Лейанот Боэн Бней Адам.

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, в чьем мире нет ни в чем недостатка, и Который создал в нем прекрасные творения и прекрасные деревья — чтобы доставлять удовольствие людям.)

Это благословение произносят лишь раз в году, когда впервые видят расцветающее фруктовое дерево в пору месяца Нисан.

9. Благословение произносимое раз в 28 лет

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Ойсей Маасей Вэрейшис.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Осэ Маасэ Вэрейшит..

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, творящий мирозданье.)

Раз в 28 лет солнце возвращается в ту же точку на небосклоне в то же самое время недели, что было при его сотворении – в начале четвертого дня Творения. Это событие отмечается особым благословением, именуемым Биркат-Ахама – Благословение Солнца, чей свет поддерживает существование всей жизни на земле.

Более подробно об этом можно прочитать здесь.

10. После посещения туалета

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом, Ашер Йоцар Эс Оодом Бэхохмо, Уворо Вой Нэковим Нэковим Халулим Халулим, Голуй Вэйодуа Лифней Хисэй Квойдэхо Шеим Йисосейм Эход Мейэм Ой Им Йипосейах Эход Мейэм И Эфшар Лэискайейм Афилу Шоо Эхос, Борух Ато Адой-ной Ройфэй Холь Босор Умафли Лаасойс.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Йацар Эт Аадам Бэхахма, Увара Во Нэкавим Нэкавим Халулим Халулим, Галуй Вэйадуа Лифней Хисэ Кводэха Шеим Йисатем Эхад Меэм О Им Йипатейах Эхад Меэм И Эфшар Лэиткайем Афилу Шаа Эхат, Барух Ата Адо-най Рофэ Холь Басар Умафли Лаасот..

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который по мудрости сформировал человека и создал в нем множество отверстий и полостей. Открыто и известно пред престолом славы Твоей, что если закупорится одно из отверстий или откроется одна из полостей, невозможно будет просуществовать и одного часа. Благословен Ты, Г-сподь, исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Произнося это благословение, мы благодарим Б-га за то, что наше тело функционирует должным образом.

Молитва иудеев перед едой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here