Молитва Иоанну киевскому

Святой текст: Молитва Иоанну киевскому специально для Вас!

Молитва Иоанну киевскому

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Ионо,
изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы,
являющий многия милости живущим во святей обители твоей, и всем,
с верою и любовию притекающим к тебе.

Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему.
Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, всем нам, к мощем твоим святым припадающим,
на враги видимыя и невидимыя одоление,
да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова,
и в благоустроении зиждется обитель, юже ты основа, во всяком благочестии нерушимо.

Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии.
Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный,
да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца,
но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное.

Ей, отче, молитвенниче наш присный!

Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша,
и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы,
да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии,
в селениих райских славити величие,
благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Аминь.

Тропарь преподобному Ионе , глас 4

Яко лучезарное солнце от конец земли возсиявшее, явился еси днесь напоследок дний,
тезоименитому пророку подобяся во еже воздвигнути люди к покаянию.
Темже и сама Пречистая с сонмом святых тебе многажды явишася,
Еяже повелением создана бысть обитель во имя Живоначальныя Троицы.
К Нейже имея дерзновение, моли, преподобне отче наш Ионо,
подати нам милость и оставление грехов в день судный.

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,
пробол еси бесовская ополчения Ионо отче наш.
Моли непрестанно о всех нас.

Тропарь перенесению мощей преподобнаго Ионы , глас 4

Днесь пресветло красуется стольный град Киев,
яко светоучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,
всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Ионо;
пречестная же славная обитель твоя,
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,
имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется.

Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,
яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе,
различная исцеления приемлем и твоими моливами грехов прощения сподобляемся,
отче преподобне Ионо, моли Святую Троицу спасти души наша.

Наследник отцев был еси, преподобне, тех последуя житию и учению,
обычаю и воздержанию, молитве же и предстоянию.

С нимиже, имея дерзновение ко Господу, прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:
радуйся, отче Ионо.

Отче Ионо, моли Бога о нас!

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!


© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Преподобный Иона Киевский

Много ли сейчас людей, живущих на земле более ста лет? Их количество, наверное, можно сосчитать на пальцах. А вот раньше это явление не было редкостью – люди ревностно служили Богу, и Он давал им здравие и долголетие. Один из таких долгожителей – основатель Свято–Троицкой обители Киева – преподобный Иона оставил после себя память на века.

Будущий преподобный родился в 1802 году в бедной семье, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственному, чему он научился, это чтению, которое являлось любимым занятием. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима.

Будущий святой был учеником и послушником великого чудотворца и святителя русской земли преподобного Серафима Саровского почти 8 лет. Научившись у этого избранника Божия молитве и духовности, преподобный Иона на возвышенности Зверинецкой горы создает уникальную и замечательную обитель во имя Пресвятой Троицы. Эту южную окрестность г. Киева известный исследователь церковной истории киевский митрополит Евгений назвал русским Афоном. Есть предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. О ней Сама Пресвятая Богородица в видении старцу Ионе скажет: «Моя благодать пребудет здесь во веки» и утешая, смущенного от данного великого послушания молодого Иону, добавит, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Сначала были построены здания приюта для 30 сирот, школы и больницы. И только затем были поставлены кельи для братии. Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, слесарная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам.

Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости настоятеля строящейся обители, но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате или граблям в руках Господа, очищал человеческие души. С величайшим терпением, смирением и простотою нес святой настоятельский крест.

Тяжело больной, немощный 100-летний старец был всегда бодр и свеж духом. Когда он был уже на смертном одре, ему явилась Богородица и, исцелив его, сказала: «Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему и Церкви Его святой». Что преподобный и исполнил. В народе так высоко почитали преподобного Иону Киевского, что его обитель так и стали называть Ионинской.

Кончина старца последовала гораздо позже (9) 22 января 1902 г. и сопряжена с один чудом. Когда он снова был на одре смертельной болезни, у него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». На ектении за Литургией, служащий священник, никак не мог помянуть преподобного Иону о здравии. Оказалось, что он уже скончался… Великая скорбь объяла духовных чад старца: они потеряли великого своего заступника, но одновременно приобрели молитвенника на Небесах!

Читайте так же:  Молитвы перед чтением Евангелия и после с ударением

В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря в 1966 г. создали ботанический сад.

В связи с этим мощи преподобного Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище. Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. Ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. Еще до перенесения мощей, не дожидаясь представителей духовенства, святотатцы обезглавили нетленные мощи преподобного Ионы. Их не остановили ни чудо нетления, ни седины старца. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший. Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди в Киеве…

В 1993 г. особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы. Монастырь после поругания стал возрождаться. Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый гроб выставлен в храме отдельно, в нем лежат не истлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, в Киевском Троицком Ионинском монастыре отмечается прославление в лике святых основателя обители — преподобного Ионы, Киевского чудотворца.

«Послужим Богови, братие и отцы!» – взывает к нам Киевский схиархимандрит, являя пример собственной жизнью. Последуем ему, дабы и сами мы сподобились разделить блаженную участь всех святых и боголюбивого отца нашего Ионы.

Частицы мощей преподобного Ионы Киевского находятся:

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Ионо, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являющий многия милости живущим во святей обители твоей, и всем, с верою и любовию притекающим к тебе. Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, всем нам, к мощем твоим святым припадающим, на враги видимыя и невидимыя одоление, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова, и в благоустроении зиждется обитель, юже ты основа, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитвы и наставления

Содержание

Наставления

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.

Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

Изречения

Потеря благодати страшнее всех потерь.

Чем ближе приближаешься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя.

Никогда не должно последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

Пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника.

Наши желания и намерения рассеиваются, как прах. Итак, всеконечно, должны мы предаться воле Водителя нашего.

Неизреченная польза проистекает из уединения.

Кто стяжал страх Божий, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и чаще размышляй о смерти.

Пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.

Честь, от человеков бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовью совершенною, как самого себя, но без пристрастия, т. е. не желай присутствия или видения любимого человека и не услаждайся мыслью о нем.

Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.

Будет только то, что определил Господь.

Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее – принудь себя на противное; хочется облокотиться, сидя – воздержись; и так во всем.

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

Для принятия Святого Духа необходимо изнурить плоть: даждь плоть и приими Дух.

Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, не горда, не злобива, не величава, не прозорлива, воздержна и боящаяся Бога.

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот, обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – в тебя перельются те же добродетели.

У человека нечистого и страстного и вещи его заражены страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

Читайте так же:  Молитва о трудоустройстве на работу сына

Монах должен жить один, а другой с ним – Господь. Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

Без молитвы нельзя снести уединения, без уединения нельзя стяжать молитвы. Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом.

Никто не возвращался в келлию свою таким, каким вышел из нее.

Святые скорбями совершаются.

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде.

Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие «огнь поядаяй есть». Однажды в течение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огонь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чистое. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывавшее поле, грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее чтомое».

Страстные Евангелия прочитывайте, когда прилучится, наипаче в скорбное время.

Молчание собирает, а глаголание расточает.

Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование чудотворцев печерских.

Молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского

Предсмертная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского

1. Когда я, удрученный болезнью, восчувствую, приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

2. Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

3. Когда очи мои в последний раз орошатся слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами моими: Господи, помилуй меня.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

5. Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

6. Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

7. Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

8. Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе с врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

9. Когда смертный пот оросит меня, и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

10. Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

11. Когда в теле моем прекратится все ощущение, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

12. Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

13. Когда душа предстанет лицу Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

14. Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

15. Когда тело, оставленное душею, сделается добычей червей и тления и, наконец, весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

16. Когда трубный глас возбудит всех при втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного раба Твоего (имя). В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Преподобный Ио ́ на (в схиме Петр) Киевский (Мирошниченко)

День памяти

Житие

Краткое житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

Пре­по­доб­ный Иона Ки­ев­ский ро­дил­ся в 1802 го­ду в бед­ной се­мье. Был на­бож­ным с дет­ства, ча­сто по­се­щал мо­на­сты­ри и пер­во­на­чаль­но по­се­лил­ся у стар­ца Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. У него Иоанн про­жил 8 лет, по­сле че­го ста­рец бла­го­сло­вил его ид­ти в Брян­скую Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь. Через семь лет в 1843 го­ду там он при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ио­ны.

Пре­по­доб­ный Иона был удо­сто­ен осо­бо­го ви­де­ния, ко­то­рое он по­нял как ве­ле­ние Про­мыс­ла, по­стро­ить на бе­ре­гах Дне­пра но­вый мо­на­стырь. Он при­ни­ма­ет ре­ше­ние уехать в Ки­ев.

Иеро­мо­нах Иона вы­де­лял­ся сво­ей ду­хов­ной опыт­но­стью и бла­го­че­сти­вой жиз­нью, по­это­му мно­гие ки­ев­ляне хо­те­ли быть его ду­хов­ны­ми ча­да­ми. В 1867 го­ду по­стро­е­на бы­ла де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы, за­тем но­вый мо­на­стырь быст­ро ста­но­вит­ся круп­ным соб­ствен­ни­ком зем­ли.

Несмот­ря на пре­клон­ный воз­раст и му­чив­шую его бо­лезнь, отец Иона со­хра­нял бод­рость ду­ха и по­чти до са­мой смер­ти при­ни­мал у се­бя на­род. Он мир­но умер в 1902 го­ду.

Полное житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

В 1802 го­ду в се­мье Пав­ла и Пе­ла­геи Ми­рош­ни­чен­ко ро­дил­ся сын, его на­зва­ли Иоан­ном. Ро­ди­те­ли Иоан­на про­ис­хо­ди­ли из ме­щан по­са­да Крю­ко­ва Пол­тав­ской гу­бер­нии Кре­мен­чуг­ско­го уез­да. Се­мья Ми­рош­ни­чен­ко жи­ла в бед­но­сти, и ро­ди­те­ли Иоан­на не мог­ли дать ему хо­ро­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Един­ствен­ным, че­му он на­учил­ся, бы­ло чте­ние. Как боль­шин­ство дру­гих де­тей его со­сло­вия, учил­ся чи­тать он по Ча­со­сло­ву и Псал­ти­ри. От при­ро­ды он был ода­рен Гос­по­дом вы­со­ки­ми и бо­га­ты­ми ум­ствен­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми и твер­дою па­мя­тью. С дет­ства он лю­бил чте­ние книг, осо­бен­но ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных, и чи­тал очень мно­го.

Бу­дучи с ма­лых лет весь­ма на­бож­ным, Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко очень ча­сто по­се­щал мо­на­сты­ри и пер­во­на­чаль­но по­се­лил­ся в ка­че­стве по­слуш­ни­ка у стар­ца Се­ра­фи­ма, из­вест­но­го всей Рос­сии по­движ­ни­ка ХIХ ве­ка, жив­ше­го в Са­ров­ской пу­сты­ни Там­бов­ской епар­хии. По­слуш­ник Иоанн про­жил на по­слу­ша­нии у стар­ца во­семь лет. За это вре­мя он на­учил­ся тво­ре­нию ум­ной мо­лит­вы. То­гда и бы­ло по­ло­же­но ос­но­ва­ние его ду­хов­ной жиз­ни. Не слу­чай­ным был тот факт, что свя­той Се­ра­фим по­слал его к уче­ни­кам Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим бла­го­сло­вил Иоан­ну ид­ти в Брян­скую Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь, ку­да, со­глас­но во­ле стар­ца, он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в 1836 го­ду. Через семь лет, в 1843 го­ду, Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ио­ны и в 1845 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.

Про­во­дя жизнь в оби­те­ли в су­ро­вых по­дви­гах по­ста и воз­дер­жа­ния, в по­сто­ян­ной мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии, Иона раз­вил в се­бе вы­со­кую сте­пень са­мо­углуб­ле­ния и са­мов­ни­ка­ния, тща­тель­но сле­дил за сво­ею внут­рен­нею жиз­нью и ду­хов­ным раз­ви­ти­ем. Тут же он удо­сто­ил­ся осо­бо­го ви­де­ния, по­вли­яв­ше­го на его даль­ней­шую жизнь, ко­то­рое он по­нял как ве­ле­ние Про­мыс­ла взять на се­бя де­ло устрой­ства на бе­ре­гах Дне­пра но­во­го мо­на­сты­ря. Он ре­шил уй­ти в Ки­ев.

Читайте так же:  Молитва Святому максиму воину

В 1851 го­ду от­ца Иону встре­тил Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Фила­рет, по его во­ле и же­ла­нию в ав­гу­сте то­го же го­да иеро­ди­а­кон Иона был пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Ни­коль­ский мо­на­стырь. За­тем в 1858 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха и через два го­да, в 1860 го­ду, пе­ре­ве­ден в чис­ло бра­тий Ки­е­во-Вы­ду­бец­ко­го мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го на од­ной из весь­ма жи­во­пис­ных окра­ин Ки­е­ва, на так на­зы­ва­е­мом Зве­рин­це. Уже в это вре­мя иеро­мо­нах Иона вы­де­лял­ся сво­ей ду­хов­ной опыт­но­стью и бла­го­че­сти­вой жиз­нью, и мно­гие ки­ев­ляне ис­ка­ли слу­чая по­лу­чить со­вет и на­став­ле­ние у от­ца Ио­ны, быть его ду­хов­ны­ми ча­да­ми.

Сре­ди мно­го­чис­лен­ных ду­хов­ных дще­рей о. Ио­ны бы­ла и су­пру­га то­гдаш­не­го ки­ев­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра кня­ги­ня Ва­силь­чи­ко­ва, весь­ма ува­жа­е­мая от­цом Ионой, мно­го со­дей­ство­вав­шая и по­мо­гав­шая ему, осо­бен­но в по­стро­е­нии Тро­иц­кой оби­те­ли. В 1867 го­ду по­стро­е­на бы­ла де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы, ко­то­рая в 1871 го­ду за­ме­не­на об­шир­ным и ве­ли­ко­леп­ным ка­мен­ным хра­мом. Кня­ги­ня Ва­силь­чи­ко­ва по­жерт­во­ва­ла от се­бя мо­на­сты­рю да­чу в 55 де­ся­тин зем­ли близ Ки­е­ва. С это­го же вре­ме­ни но­вый мо­на­стырь по­сте­пен­но ста­но­вит­ся круп­ным соб­ствен­ни­ком зем­ли: ча­стью – пу­тем по­жерт­во­ва­ний, ча­стью – пу­тем по­куп­ки, где мо­на­ха­ми ве­дет­ся об­раз­цо­вое сель­ское хо­зяй­ство. В ав­гу­сте 1872 го­да о. Иона воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 ян­ва­ря 1886 го­да о. Иона на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Ре­зо­лю­ци­ей Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иоани­кия от 9 де­каб­ря 1899 го­да отец Иона по ста­ро­сти и бо­лез­ни был уво­лен от управ­ле­ния Свя­то-Тро­иц­ким мо­на­сты­рем и остав­лен лишь на­сто­я­те­лем его.

Несмот­ря на свой пре­клон­ный – свы­ше 100 лет – воз­раст, о. Иона по­чти до по­след­них дней сво­ей зем­ной жиз­ни со­хра­нил бод­рость ду­ха и про­яв­лял при­су­щую ему энер­гию, все­це­ло на­прав­лен­ную на де­ло бла­го­устрой­ства Свя­то-Тро­иц­кой оби­те­ли. По­след­ние два го­да свой жиз­ни он стра­дал неиз­ле­чи­мой и тяж­кой бо­лез­нью, от ко­то­рой и слег в по­стель по­сле 1901 го­да.

Несмот­ря на пол­ный упа­док физи­че­ских сил, он по­чти до са­мой смер­ти при­ни­мал на­род и оста­вил всем его знав­шим вы­со­кий урок ду­хов­но­го бодр­ство­ва­ния, са­мо­от­вер­жен­но­го тру­да во сла­ву Бо­жию. Глу­бо­кий ста­рец, ве­ли­кий де­я­тель ар­хи­манд­рит Иона, в схи­ме Петр, мир­но по­чил о Гос­по­де 9 (22 по но­во­му сти­лю) ян­ва­ря 1902 го­да.

Жизнь и де­ла стар­ца Ио­ны, про­жив­ше­го свы­ше ста лет, вы­со­ко по­учи­тель­ны и на­гляд­но сви­де­тель­ству­ют, как мно­го мо­жет до­стичь при энер­гии, са­мо­от­вер­жен­ной де­я­тель­но­сти и люб­ви к де­лу че­ло­век. По­слу­шай­те, де­ти, на­ка­за­ния от­ча, и внем­ли­те ра­зу­ме­ти по­мыш­ле­ние. Дар бо бла­гий да­рую вам: мо­е­го за­ко­на не остав­ляй­те (Притч.4:1-2). Так зву­чит за­вет стар­ца. Со всей Рос­сии к о. Ионе еха­ли лю­ди, чтобы услы­шать его со­вет и по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние. Ос­но­ван­ная им Свя­то-Тро­иц­кая оби­тель на­все­гда ста­ла при­ста­нью спа­се­ния, где ца­рит дух сми­ре­ния и по­слу­ша­ния, дух ис­крен­не­го бра­то­лю­бия и все­це­лой пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей.

Молитвы

Тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, глас 4

Я́ко лучеза́рное со́лнце/ от коне́ц земли́ возсия́вшее,/яви́лся еси́ напосле́док дни́й,/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы./ К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́, преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.

Перевод: Как лучезарное солнце от концов земли воссиявшее, явился ты в последние дни, одноименному пророку подобный, чтобы подвигнуть людей на покаяние. Потому и Сама Пречистая с собранием святых тебе много раз являлась, Ее же повелением создана была обитель во имя Живоначальной Троицы. К Ней же имея дерзновение, моли, преподобный отче наш Иона, подать нам милость и прощение грехов в день судный.

Ин тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей, глас 4

Дне́сь пресве́тло красу́ется сто́льный гра́д Ки́ев,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю́ вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя́, Богому́дре Ио́но;/ пречестна́я же сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во И́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ ста́да учени́к твои́х, весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы́ же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ в земли́ сокрове́нных, я́ко цве́т благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я́ лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Ио́но,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня пресветло радуется столичный город Киев, как лучезарным сиянием, молниями чудес твоих озаряемый, всю вселенную созывает восхвалить тебя, Богомудрый Иона, почитаемая же славная обитель твоя, которую во имя Святой Троицы многими трудами твоими создал ты, отче, имея у себя стада учеников твоих, весельем и радостью наполняется. Мы же, празднуя преславное обретение драгоценных мощей твоих, сокрытых в земле, как благоухающие цветы и благовонное кадило, с любовью их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам грехов прощения удостаиваемся, отче преподобный Иона, моли Святую Троицу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, глас 2

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния Ио́но о́тче на́ш.// Моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Иона, отче наш. Моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей, глас 8

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию, обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́// вопию́щим ти́: ра́дуйся, о́тче Ио́но.

Перевод: Ты был наследником (святых) отцов, преподобный, последуя их жизни и учению, нраву и воздержанию, молитве и предстоянию (перед Богом). С ними же, имея дерзновение ко Господу, прощение согрешений и спасение испроси взывающим к тебе: «Радуйся, отче Иона».

Молитва преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Преподобный Иона, града Киева похвала и украшение

Но также весьма удивляет, что человек этот жил в общем-то совсем недавно, покинул эту землю чуть более века назад, а до того почти весь XIX век (вот таким был долгожителем!) ходил по нашим городам, селам, дорогам, жил, можно сказать, среди нас.

Он отправился в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.

И если у нас случаются провалы духовной памяти, порой на десятилетия, то чудесным образом сквозь бетон и асфальт забвения ее ростки все-таки пробиваются. Мало кто знает, что 26 ноября 2013 года горсовет Кременчуга одну из улиц города нарек Ионинской – в честь преподобного Ионы Киевского. Ведь младенец Иоанн Мирошниченко (так звали святого в миру) родился в пригороде Кременчуга на Полтавщине, в посаде Крюкове, и именно отсюда, кстати, отправился потом в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.

Читайте так же:  Молитвы от сглаза и порчи Матроне Московской

Ионинская улица, пока что единственная в мире с таким названием, будет вести, разумеется, к храму. А точнее, будет с храма начинаться. Поскольку здесь строится главный храм Кременчугской и Лубенской епархии – кафедральный собор во имя святого апостола Андрея Первозванного, и его адрес: ул. Ионинская, 1. Братия киевского Троицкого Ионинского монастыря, который был создан отцом Ионой и о котором скажем ниже, выразила намерение изготовить мемориальный знак в честь преподобного, чтобы установить на Ионинской улице.

Иоанн Мирошниченко родился в 1802 году в семье бедных мещан Павла и Пелагеи, образования не получил, азы чтения постигал по Псалтири и Часослову. (Нашей бы современной образованщине такие «буквари!») Ваня был мальчиком набожным, и путь его к Саровскому чудотворцу, конечно же, провиденциален. Далеченько, конечно, пришлось идти, в Тамбовскую епархию, а ведь до Киева намного ближе, не говоря уж о Лубнах и Мгарском монастыре. Но именно у старца Серафима молоденький послушник Иоанн научился творению умной молитвы.

Кто имеет склонность усматривать причины и следствия, знает, насколько переплетены духовными узами, невидимыми нерасторжимыми нитями наши подвижники и их ученики. Потому с радостной улыбкой встречаем сообщение о том, что святой Серафим благословил идти Иоанна к ученикам возродителя старчества на Руси – преподобного Паисия Величковского – в Брянскую Белобережскую пустынь. Иоанн прибыл сюда в 1836 году, три года спустя по кончине батюшки Серафима. А через семь лет принял иноческий постриг с именем Иона.

Интенсивная духовная жизнь, к коей подвижник имел тяготение, и дарования, развитые при отеческом вспомоществовании преподобного Серафима, позволили взойти в высокую степень «самоуглубления и самовникания». Инок удостоился видения, которое рассудил как веление взять на себя труды по устройству новой обители на Днепре.

На первый взгляд мысль кажется дерзновенной: мы же знаем, сколько прославленных обителей в Киеве просияло за тысячелетие Православия, какие на днепровских склонах и холмах духовные светильники возжены и сияют поныне!

И вот – по воле Киевского митрополита Филарета – отец Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь, где через семь лет, в 1858 году, был рукоположен в иеромонахи, а через два года переведен в Выдубицкий монастырь, расположенный и в наши дни на так называемом Зверинце (когда-то тут охотились древнерусские князья). Место живописнейшее и, как поймем дальше, судьбоносное. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. На Зверинецкой горе люди издревле видели и столпы огня до неба, и большой разлив воды – «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 году), есть рассказ о том, что на пути из Китаевской пустыни в Лавру его бычок недвижимо остановился на Зверинецкой горе, и святой изрек: «Быть здесь великой святой обители!»

Исследователь церковной истории Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) эту местность назвал Русским Афоном.

Киевляне и сегодня любят приводить сюда гостей на отдых, поскольку тут повсюду располагается «Новый Ботанический сад на Печерске» (не путать с тем, что возле университета!). В майские дни здесь буйствуют магнолии и сирень, кусты которой простираются повсюду, но особо – на спуске к Днепру, от Свято-Троицкого Ионинского монастыря – к древнему Выдубицкому. Все здесь ходят, если не сказать – парят, меж сиреневых кустов – разнообразных, на всякий вкус, – приподнятые, благодатные, радостные. Теперь, слава Богу, почти всякий помнит-знает, что эта территория в прежние времена принадлежала Троицкому монастырю, в годы русского помрачения разоренному. Сегодня здесь можешь не только нюхать сирень, праздно или со смыслом валяться на траве, пускать мыльные пузыри, крутить цветные ветряки, жевать мороженое, но и молиться в храме – к слову, богомольцев в ботанический сад пропускают бесплатно.

И если идти через главный садовый вход, то первым вам и повстречается храм во имя Живоначальной Троицы. В 1930-е на территории Свято-Троицкого Ионинского монастыря размещалась детская колония, и впоследствии учрежденный здесь Ботанический сад АН Украины использовал, как тогда водилось, храм под склад стройматериалов, позднее – под лабораторию.

Наверное, и потому, что здесь, на этом днепровском склоне, Иона дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых. Вам посчастливится: вы сможете и приложиться к раке, в которой покоятся мощи преподобного Ионы, и отыскать средь цветущих черемух и магнолий черный Гранитный крест, установленный в 1996 году на том самом святом месте, где старцу Ионе являлась в столпе огня Божия Матерь.

И, пройдя через царящую благоухающую сирень, вам удастся спуститься меж огромных елей в древний Выдубицкий монастырь. Самозахваченный сегодня раскольниками-филаретовцами, но не утративший многовековой красы, возведенный между 1070 и 1077 годами киевским князем Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, и ставший семейным монастырем сына Всеволода – Владимира Мономаха – и его потомков.

Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь на Зверинецкой горе был основан преподобным Ионой как скит Выдубицкого монастыря. Рассказывают так: «Решившись построить на горе свою келью, Иона взял под свое духовное окормление двух монахов – Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и отец Иона, оставаясь на всю ночь. 1 (14) марта 1861 года, выйдя на крыльцо своей кельи в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе отец Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых».

Владычица коснулась головы подвижника и возвестила: «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая – все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее стоп.

Читайте так же:  Покаянная молитва ко Господу Иисусу

Народ тянулся к подвижнику Ионе, слава о котором расходилась повсюду. И киевляне, и стремившиеся сюда издалека искали случая получить совет и наставление у старца, быть его духовными чадами.

Подвиг старчества преподобного Ионы считают вершиной иноческого делания; подвижник воистину преподал XX веку спасительное учение о умном делании. А об исцеляющей силе молитв отца Ионы ходили легенды. И поскольку двери кельи старца были всегда открыты, то немудрено, что ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило до полумиллиона паломников – со всей России.

Среди многочисленных духовных дочерей отца Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Е. Васильчикова, много жертвовавшая, содействовавшая и помогавшая старцу, особенно в построении Троицкой обители.

Случай потряс государя: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения».

Отдельного внимания заслуживает примечательная история, когда княгиня Васильчикова, заручившись поддержкой Московского митрополита Филарета, отбыла хлопотать о новой киевской Троицкой обители в Петербург. Говорят, что в некий роковой момент государь Александр II, устав от дворцовых пререканий, интриг и противодействий киевской инициативе, отложил решение этого вопроса. И именно тогда, во время прогулки в Летнем саду, террорист Каракозов выстрелил в императора практически в упор. И – мимо! Случай потряс государя, увидавшего Промысл Божий в связи событий: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения». Монарх подписал поданное княгиней Васильчиковой прошение об учреждении новой обители.

Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости отца-настоятеля Ионы. Изобильно пошли пожертвования, монастырь укреплялся, процветал.

Преподобный был также назначен и настоятелем возрождавшегося древнего Свято-Преображенского Межигорского монастыря, с возведением в сан архимандрита.

В мае 1896 года из Москвы прибыл в Троицкую киевскую обитель отлитый на колокольном заводе Самгина колокол в 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько «мелких», по 57 пудов, для чего была выстроена временная деревянная колокольня. И на необычную современную колокольню Ионинской обители сегодня обращает внимание всякий гость.

Последние два года свой жизни подвижник страдал неизлечимой тяжелой болезнью, от которой и слег после 1901 года. Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой кончины принимал страждущих паломников.

«Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему!»

Старец сам опишет духоносное событие, произошедшее с ним на 98-м году жизни, когда братия уже пришла проститься к тяжелобольному: «Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, а было это в 1897 году, в апреле, под 23-е число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот в келье моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: “Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему”».

Немощный старец после этого соберет немалые средства на завершение строительства каменного корпуса и колокольни!

Но годы физической жизни на земле имеют свой предел. В ночь с 8 на 9 января 1902 года служащий в Троицком соборе иеромонах, произнося ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Ионы – что-то ему мешало. Это и было время кончины праведника.

Столетнего подвижника Иону (постриженного в схиму как Петр), «в земли Русстей чудотворца дивнаго и милостиваго», проводили в последний земной путь многочисленные почитатели.

Скажем и о последующей жизни обители. В 1918 году монастырь чудом уцелел при мощнейшем взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители предсказывал еще сам Иона. В 1934 году обитель была закрыта, монахи – разогнаны или репрессированы, именно тогда на территории монастыря был создан ботанический сад. После возобновления обители в 1940-х годах она вскоре снова была упразднена.

Вспоминали, что батюшка, когда его называли мучеником, имел обыкновение ответствовать: «Нет, я после смерти буду мучеником». Странное высказывание старца разъяснилось спустя десятилетия. В 1966 году из Троицкого храма, превращенного в склад, мощи подвижника Ионы пришлось перенести на Зверинецкое кладбище – в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был упокоен. Но до этого святотатцами мощи были обезглавлены и лишены правой руки. Остались и свидетельства очевидцев, молодых сотрудников ботанического сада, отмечавших, что старец во гробе выглядел как только что умерший, рассказывали о его руках, белой бороде.

Возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы произошло осенью 1993-го, спустя два года после возобновления обители.

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. Восстановлен и расписан склеп с мощами преподобного Ионы, помещенными в белую мраморную раку, доставленную из Греции. Благостен тот, кому доводилось прикладываться к этой раке – в уютной, чудесно украшенной фресками и надписями низкой нише в полуподвальчике, под храмом.

А старый гроб подвижника – выставлен в храме отдельно, в нем лежат не истлевшие погребальные облачения подвижника.

22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Иона был причислен к лику святых.

Зверинецкое место духовного подвижничества, изобильно украшенное в новые времена сиренево-магнолиевым цветением, несомненно, осеняется земным и небесным присутствием киевского праведника. И по его молитвам тоже – Киев еще не пал в окончательную пропасть и удерживается на краю бездны.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Отче преподобне Ионо, моли Святую Троицу спасти души наша!»

Молитва Иоанну киевскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here