Молитва или медитация что выбрать

Святой текст: Молитва или медитация что выбрать специально для Вас!

Влияние и вред медитации

Влияние медитации: можно ли медитировать без вреда для себя?

Многие люди считают это занятие чем-то невинным. Во многом представления о том, что это безопасно и даже полезно, сформировались под влиянием различных писателей и других медийных людей, которые, не вникая в суть дела, говорят о медитации и молитве, как о близких практиках, способных восполнить духовную жажду человека. Прямо так, через запятую и пишут – «медитации, молитвы».

Возможно, кто-то из этих авторов и пробовал недолго самые простые методы медитации, особого вреда от этого не заметил или не успел получить – и думает, что знает, что это такое. Возможно, они даже не заметили того, что после медитации болит голова или снятся дурные сны, которые не совсем сны.

Чтобы вы могли составить более объективное представление, вы можете почитать в этом разделе нашего сайта отзывы о медитациях от самых разных людей и составить собственное представление о пользе или вреде медитации и сделать собственный вывод о том, можно ли медитировать.

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг для тех, кто несчастен: «Из несчастного стать счастливым»

Истории о вреде медитаций, присланные нам читателями — Часть 1

Это отзывы о влиянии, вреде медитаций от тех, кто ими занимается, присланные нами ими самими. Многие из медитирующих впервые задумались о том, во что они влипли, уже только после того как заметили, что после медитации болит голова или вообще ухудшилось здоровье и отношения с людьми или очень странные вещи начали происходить во сне. Они задались вопросом «Можно ли медитировать?» пришли на наш сайт, сопоставили свой опыт с опытом других людей, и осознали страшную правду.

Цена медитаций – гибель души. Исповедь бывшей оккультистки

Евгения Трубинова, 39 лет

История о том, как женщина попыталась поправить свое здоровье с помощью исцеляющей медитации. Но вместо пользы медитации она столкнулась с вредом медитации. Этот отзыв о медитации расширит ваш взгляд на проблему. Весь смысл семинаров сводился к одной цели: стать более свободными и раскрепощенными. Расширить сознание. Целью в жизни являлось – прийти к просветлению. Но в итоге, такое отношение к жизни приводит к легкому отношению к жизни, к смене приоритетов, к смене традиционных взглядов на семью, на жизнь, способствующих ограждению человека от социума.

Книга о магии под видом психологии и ее последствия

Тут-то мне и попалась одна книжка, которая предлагала решение всех моих проблем и удовлетворение всех моих желаний. Не буду описывать подробно способ, о котором прочла, чтобы ни у кого не возникло соблазна. Хотя, думаю, у того, кто дочитает рассказ до конца, он не возникнет. Скажу только, что эффект достигается по средствам элементарной медитации (опыт не нужен), воображаемого побережья и обращения к высшим силам. Способ, хотя и содержит несколько этапов, чрезвычайно прост. И к моему изумлению, все, что я хотела, стало претворяться в жизнь. Абсолютно все! Поступки людей, события и т.д. Польза медитации была не очевидна, но она приносила мне огромное удовольствие.

Медитация или молитва: что выбрать?

Протоиерей Игорь Гагарин

Духовная практика — это, может быть, самое опасное, что вообще есть в жизни человека. Если мы с вами согласны, что духовная жизнь человека — это самое главное, поскольку человек — существо духовное, то любые искажения в этой духовной жизни, любые уклонения от правильного пути несут в себе огромнейшую опасность. Ведь даже молитва, которая, казалось бы, есть самое высшее, что есть в духовной жизни человека, вещь не безопасная. И от святых отцов знаем, что неправильное отношение к молитве порой вело к различным, очень страшным явлениям — на церковном языке это называется словом «прелесть». Если говорить мирским языком, то человек может просто сойти с ума.

Энергетические сущности обманывали меня. Опыт ложного саморазвития

Практикуя всё, что описывали Кастанеда, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау и другие его ученики, а также особую гимнастику Тансёгрити, я достигла того уровня мадитаций, когда знания приходят сами по себе. Отпала необходимость что-то читать, искать. Я легко выходила за рамки обычного сознания, были внетелесные путешествия, колоссальное развитие интуиции. Тем не менее, ответ на вопрос, что дает медитация, оказался не таким простым.

От медитаций – к мыслям о самоубийстве

Я понял после многочисленных походов по врачам, что они не сделают меня здоровым. Тут начал перечитывать различные книги из серии «Хочу быть здоровым», которые продаются чуть ли не на каждом шагу. Народная медицина тоже меня не очень привлекала. Затем я случайно наткнулся на книги по нетрадиционной медицине. Прочитав аннотацию, я понял, что данная методика именно то, т.к. польза медитации сулила в кратчайшие сроки избавиться именно от моей болезни и, при этом стать «супер здоровым».

Медитация — сладкий полет в преисподней

Этот пациент настроен агрессивно по отношению к Богу, не может трудиться и общаться с родными, друзьями, сослуживцами. А ведь в детстве был примерным мальчиком, неплохо учился, поступил в вуз. И все было бы и дальше так хорошо, если бы не попалась ему в руки книжечка Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Прочел залпом, увлекся, захотел испытать некоторые методы на себе, занялся исцеляющей медитацией и постепенно пришел к психическому заболеванию.

Ловушка парапсихологии и аффирмаций. В пропасть и обратно

Парапсихология направлена на исследование сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя «научную» методологию. Существует неимоверно много способов развития личности, способов найти «свой путь», и «выявления» всяких сверхспособностей. Скажу сразу — это прекрасный, но все же мираж. А работают парапсихология и аффирмации потому, что люди не могут заподозрить, в чем тут может быть подвох? Ведь всего-навсего купил книжечку (цены разнятся), брошюрки бесплатно дают, бесплатные тренинги устраивают. Предлагают просто попробовать.

Читайте так же:  Молитва чтоб вернуться на работу
Стоит ли учиться мудрости у йогов?

В представлении многих тесно связаны йога и медитация. Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами. Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация.

Отличие молитвы и медитации

Медитация и молитва

Слово медитация (meditatio) латинского происхождения. Оно пришло не из языческих религий, а из христианского Запада. Оно восходит к глаголу meditor – размышляю, обдумываю и означает углублённую сосредоточенность, связанную с отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.

На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа). Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.

Сосредоточение на религиозном предмете – начальная стадия любого религиозного опыта. Для любой религии очевидно, что человеку необходимо сосредоточиться на объекте своего поклонения и пожертвовать ради этого чем-то преходящим. Однако для христианства такое сосредоточение может быть лишь некой предварительной ступенью духовной жизни, но не может заменить ее по существу. Христианство построено на живом Богообщении, на непрестанном взаимодействии Бога и человека. Поэтому человеческое направление ума к Богу не имеет здесь самодовлеющего смысла. Направляя свой ум к Богу, христианский подвижник ожидает Божественный ответ и только с этим ответом его духовная жизнь начинает наполняться реальным содержанием. Такие ответы могут быть разнообразными – от действий через внешние обстоятельства до действия благодати Святого Духа, без которого невозможно быть христианином. Но в любом случае это опыт личного общения с Богом, который и называется молитвой.

Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом.

Об искажениях в молитве

Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется “прелестью” в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приемы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство: прельщенные во время молитвы визуально представляли духовный мир и доводили себя до такого состояния, когда слышали голоса духов, которых принимали за ангелов, ощущали запах, который принимали за благоухание небесного мира и т.д., то есть для них, как для последователей Сведенборга, духовный мир представлялся продолжением и аналогом земного мира, только принадлежащим к более высокой ступени бытия. Нам трудно сказать, создавали ли они эти фантастические представления духовного мира силой своего воображения и этим оказывались во власти духов зла – демонов, или же демон, как художник и живописец, влагал в их воображение свои собственные картины, как бы присасываясь к их душе. Все это визионерство вызывало у человека чувство собственной избранности и значимости, переходящей в духовную гордость. А так как в Православной Церкви, к которой они принадлежали, действовала противостоящая им сила благодати, то нередко такое прельщение переходило в беснование.

В западной церкви и, прежде всего, в самом большом по численности и влиянию монашеском ордене иезуитов, разработан целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв, где монах, запираясь в своей келии, визуально представляет ад и рай в картинах, напоминающих “Божественную комедию” Данте. Отождествлять духовный мир с картинами и образами материального мира это значит добровольно вводить себя в круг духовной лжи.

Описание духовного мира у Святых Отцов основано на символе, который дает не только определенные ассоциации и аналоги для направления и возвышения человеческой мысли, но подчеркивает его условность, то есть остается средством изображения; а здесь символ становится фотографией, слепком, отражением. У такого человека происходит напряжение душевных чувств до степени соматических ощущений: он может обжигаться о представляемое пламя, чувствовать боль от пыток, переживать восторг, похожий на экстаз, когда он картинно представляет себя в раю; у него могут открыться раны на руках и ногах – то, что называется стигмацией, когда он внутренне отождествляет себя с Иисусом, пригвожденным к кресту.

Мир духовной лжи, в который добровольно вводит себя иезуит посредством медитации, искажает не только его религиозную жизнь, но и нравственное чувство. Другой известный не менее, чем Лойола, визионер, Фома Кемпийский намекал, что к нему в келию приходит Христос для беседы с ним. Многие трактаты католических монахов написаны в форме диалогов с Христом, то есть для католика, поверившего в истинность таких встреч, произведения визионеров должны казаться продолжением Евангелия – бесед Христа с учениками.

Нам кажется, что только на основе коллективного, разгоряченного воображения мог быть принят догмат о непогрешимости папы. Характерно, что творцами и комментаторами этого догмата явились иезуиты.

Мы здесь не говорим о таких католических “аскетес”, как Анжела, которые представляли Христа в виде возлюбленного не в символическом, а в буквальном смысле. Надо сказать, что во всей православной святоотеческой литературе мы не найдем ни одного произведения, которое было бы написано в форме беседы Христа с человеком, разумеется, кроме гимнографических произведений, имеющих условно-символический характер.

Читайте так же:  Молитвы католический розарий

В йоге разработаны комплексы упражнений, способствующих развитию силы воображения и фантазии. В разделе “Раджа йога”, что значит “царский путь йоги”, варьируются разнообразные визуальные медитации. Здесь ментальная сила человека проверяется способностью строить по своему желанию яркие образы, и жить среди этих образов, как в сотворенном им мире. Сами йоги проговариваются, что некоторые из их соматических (телесных) феноменов невозможны без участия духов.

В последнее время книжный рынок заполняют различные руководства по психотерапии, где главное место занимает аутотренинг. Эти упражнения основаны на самовнушении и мысленном контакте с образом, построенном собственным воображением. Между всеми перечисленными явлениями существует какая-то генетическая связь, а также чрезвычайное сходство. Надо сказать, что подобные приемы существуют в дзен-буддизме и в некоторых мусульманских дервишских орденах. Надо сказать, что визуальное представление духовного мира является не только вульгаризацией высшего метафизического бытия, но представление и фантазия также тесно связаны с человеческими страстями, поэтому в сферу религии врываются душевные страсти и образуют ложные духовные переживания, то есть суррогат религии. Здесь одна из причин, почему для нас неприемлемы экуменические учения о спасительности всех христианских конфессий, в частности взгляд, что Православие и католицизм только внешне отличаются друг от друга.

Мы также считаем гибельным для человека призыв теософии: изучать опыт всех религий, особенно шиваитских сект, адвайта – йоги и других, чтобы посредством их “углублять” христианство.

Я слышал, что профессор Бутейко верит в Бога. Одна из его учениц, по специальности врач, говорила, что он даже советует во время упражнения по волевому удерживанию дыхания произносить Иисусову молитву, ссылаясь на то, что такие указания содержатся у некоторых из отцов. Но это не так. Для упражнений по Бутейко надо максимально расслабиться, между тем как Святые Отцы учат, что во время Иисусовой молитвы нужно определенное напряжение, идущее к сердцу; не только бодрствование души, но и бодрствование тела. Расслабление вводит человека в дремотное состояние, и молитва из внутренней беседы с Богом здесь превращается в отсчет дыхания.

Опасно экспериментировать не только с богословием, но и с мистикой, поэтому мы должны принимать учение о Иисусовой молитве так, как заповедовали нам творить ее аскеты Православной Церкви, на основе благодатного опыта, ставшего частью церковного Предания.

Как перейти от медитации к молитве, если есть опыт медитации, но нет опыта церковной жизни?

Есть люди, которые медитируют, а есть те, которые молятся. Христианин на всех этапах своей молитвы отдает себе отчет и понимает, что он перед Кем-то, в то время как в восточных религиях, где бог — существо безличностное, человек предоставлен сам себе и находится наедине с собой. Он как бы познает самого себя для того, чтобы понять свое отношение к абсолюту.

Христианин — это совсем другое. Христианин ищет прежде всего диалога без посредников с абсолютом, с высшей личностью, с Богом. Полагаю, тому, у кого в жизни был опыт медитации, нужно не перейти на другое состояние молитвы, а опуститься на самую землю, начать с самого простого — взять в руки обычный молитвослов и начать читать простые молитвы. Чтобы просто понять, что ты просто грешник и что для твоего спасения нужно милосердие Божье, ты не можешь спасти себя сам.

Медитация и молитва имеют одинаковое воздействие на практикующих их?

Я достаточно долгое время использую в своей жизни обе эти практики. Молитву стал использовать раньше, потом подключил и медитацию. Скажу, что здесь много общего, но есть и отличия.

Общее то, что человек работает над своим внутренним миром, развивая свою духовную часть.

Отличия же в том, каким он это делает способом. Молитва это диалог с Богом, а медитация больше похожа на диалог с самим собой. Понятное дело, что это моё субъективное восприятие и на истину оно не тянет. Более того, опыт от опыта разнится. Так и молитва может быть лишь монологом, либо общением с самими собой, а медитация стать хорошим способом проникнуть в божественную сферу.

В общем, это может зависеть от поставленных задач и от индивидуального подхода.

Я больше года увлекаюсь йогой и эзотерикой. Бог,вселенная,космос -это всё одно и тоже . Это «высшая сила» или «вселенский разум» . У разных культур и народов божество по разному называется ,но по сути люди обращаются к одной и той же вселенной. Уж понятное дело что не сидят там на небе и Бог ,и Аллах, и Будда. Разные народы,разные интерпритации,разные учения -но сила одна. Медитация и молитва это разные вещи! Медитация это процесс (концентрация,сосредоточенность на чём либо). Молитва это обращение(диалог). Вот мантра и молитва очень похожи. И то и другое это обращение к всевышним. Просто молитва может быть импровизацией,то есть слова от себя,а мантра построена на сочетании определённых слов и звуков,которые нам помогают в чём либо. А вообще,каждый человек сам выбирает во что ему верить и каким богам поклоняться. Ведь мы люди -это частички огромного океана вселенской энергии.

Тут в коментарии тяжело всё рассказать и обьяснить) но на главный вопрос я думаю чётко ответила.

Будьте здоровы ,верьте в себя и у вас всё будет хорошо!

Что лучше делать: медитировать или молиться?

У меня есть предположение, что оба эти вида деятельности имеют нечто общее. Как минимум они ментальны, то есть протекают в сознании человека.

Но вот разница их все же есть. Мне кажется, что всякая молитва содержит в себе элемент медитации, но не всякая медитация есть молитва.

В отношении того, что лучше — думаю так: для верующего человека, конечно, важна молитва. Верующий понимает ее как общение с Богом. И это правильно, потому что в таком общении, в таком диалоге и просьбах человек отвлекается от (внутренней) суеты и находит успокоение и утешение. Это важно для него, чтобы продолжить что-либо делать.

Читайте так же:  Молитва Преподобному пимену многоболезненному печерскому

У медитирующего мысли приходят в порядок. Медитация подразумевает некую концентрацию на чем-либо. То есть человек умозрительно рассматривает нечто, некий объект или прокручивает в уме некую цепь событий в деталях. В молитве это тоже присутствует. Но вот для неверующего привычнее было бы пользоваться термином медитация, а не молитва.

Медитация чем отличается от молитвы?

На определенном этапе развития для человека молитва и медитация сливаются во едино. Не важно каким путем человек к этому перекрестку приходит: через медитацию, или через молитву. Когда слова молитвы входят в открытое медитацией сознание эти слова становятся намереньем Бога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сознательные и искренние последователи любой традиции приходят к одной степени открытости и им неочем больше спорить, слова уступили место сути.

Все реки впадают в океан. Молитва и медитация — это две реки с разными истоками но ведут к одному океану.

Отличается?! а что между ними вообще общего.

Молитва — это развговр с Богом, а медитация — это, как говорят, искание своего Я, отстранение от мира сего или чего там еще- очистка ауры, — не сильна я в этом вопросе.

Отличаются как день и ночь, даже сравнивать нечего

Молитва — это внутренняя сосредоточенность на общении и на обращении к Богу. Есть данные, что определенная часть коры головного мозга активизируется только во время молитвы.

Медитация — это рассредоточеность сознания при помощи его концентрации на любом постороннем предмете или на действии (например, сосредоточенность на дыхании самого медитирующего). При медитации тело должно быть расслаблено, при молитве тело редко расслабляется, у православных молитва выполняется стоя (или сидя только для детей и очень больных людей), у мусульман, например, тоже во время молитвы не расслабишься — во время намаза они чередуют положение тела стоя, в поклоне, сидя не коленях.

Молиться или медитировать? Что лучше?

Молитва и медитация — это две основные духовные практики, известные с древнейших времен. Чем они отличаются, и какие результаты приносят? Какую практику лучше выбрать в той или иной ситуации? Что эффективнее приближает к Богу и Его любви. Попытаемся разобраться.

Различные виды медитации и их воздействие

Релаксация.

Это практика расслабления физического тела и психики. Строго говоря, такая практика не является медитацией, но последнее время в различных источниках ее все чаще называют этим словом. Релаксация наступает, когда мы даем указание своему физическому телу расслабиться. Слушаем специальную музыку, аудио настрои. Под влиянием музыки, звуков природы, голоса — психика успокаивается. Такая практика полезна для здоровья и долголетия. Однако, для сближения с Богом релаксация не эффективна.

Концентрация.

Это умение удерживать течение мыслей на одном объекте в течении некоторого времени. Эта практика исключительно важна для достижения успехов как в духовной, так и в физической деятельности. Концентрация отличается от релаксации тем, что практикующий занимается интенсивной духовной работой, а не отдыхает. Учителя духовности считают, что способность удержать концентрацию в течении 12 секунд — это уже серьезное достижение. А если человек удерживает концентрацию в течении 144 секунд, для него открываются двери в мистический мир.

Какой результат дает концентрация? Все зависит от того, на чем концентрируется человек. Если концентрироваться на «земных» целях, придет успех в этой области, но это может не иметь ничего общего с Богом и Его любовью. Если концентрироваться на Боге — приблизишься к Богу, по крайней мере в мыслях.

Медитация.

Это полная остановка процесса мышления. В душе человека наступает полная тишина. В этой тишине открываются врата души к постижению мистического мира, который трудно описать обычными словами. Приходят видения и переживания ранее не ведомые. Мистический мир становится реальностью а не теорией.

К чему приводит занятия медитацией?

Польза от медитаций. Через медитации человек может осознать свою бессмертную сущность, становится мудрее, обретает спокойствие и умиротворенность. Некоторые виды медитаций приближают к Богу.

Вред и опасность медитаций. Медитирующий увлекается путешествиями по мистическому миру и перестает ценить физическую реальность, становится бездельником. Но физический мир был дан Богом, специально чтобы люди действовали в нем, пока есть физическое тело, воплощали любовь. Физический мир обладает огромной ценностью. Мистики перестают это понимать.

Молитва и ее воздействие

В молитвенной практике тоже можно выделить разные уровни и разные виды, которые по-разному воздействуют на реальность и дают разные результаты. Рассмотрим некоторые из них.

Молитва прошение

Вероятно это один и самых низких уровней молитвы, особенно если человек выпрашивает у Бога что лично для себя, для самоублажения. В таких молитвах присутствует человеческое эго.

Польза от молитвы прошения. Если человек получает ответ на свою молитву, у него растет вера в Бога.

Опасность молитв прошения. В подобных молитвах может разрастаться человеческое эго, которое является препятствием для изначальной любви, угодной Богу. С такими молитвами не исключена даже деградация личности.

Молитва прощения.

Прощение — это уже один из видов отдавания и жизни на благо других. Когда одни человек прощает другого, он перестает держать последнего в долгу перед собой. Это один из видов отдавания, следовательно это некоторое проявление любви к другим.

Молитва вопрошания.

Молитвы, в которых люди задают вопросы Богу. «Как мне правильно жить, что я должен делать, как правильно понимать священные писания. » Подобные молитвы обладают исключительно высокой ценностью. Вопрос задается Богу. А Бог — это Автор Вселенной и человека, Он точно знает абсолютно правильные ответы, единственные ответы. Кто практикует подобные молитвы, постепенно обретает ясное представление о жизни.

Молитва постижения

Посредством интенсивной молитвы можно перейти в духовную реальность. И эта реальность отличается от того, что постигают мистики Востока. Если сердце молящегося исполнено Божьей любви, он способен охватить весь бескрайний духовный мир. Это не только видения, но реальная встреча с ангелами, с духами людей, соприкосновение с Богом или Его посредниками. Такие молитвы выводят верующего на такой уровень постижения, который не доступен для медитации. Здесь полностью исчезает ложная вера, например, в реинкарнацию, здесь постигается ценность жизни, которая заключается в любви. Здесь становиться очевидно, что суть религии не в отречении от желаний, а в том, чтобы желания основывались на любви.

Читайте так же:  Молитва на болгарском языке

Молитва любви

Это высший уровень молитв. Когда человек молится из чувства любви к Богу и другим людям. Такие молитвы самые ценные и самые чистые. Это опыт за пределами всех опытов. Основополагающий, корневой, изначальный. В этом опыте постигается Бог, какой Он есть. Через подобные опыты происходит вхождение человека в Мир Бога.

Иисусова молитва и медитация – в чем разница?

Архимандрит Захария (Захару) — автор книг по православной аскетике — The Enlargement of the Heart («Расширение сердца») и The Hidden Man of the Heart («Сокровенный сердца человек»). Наставником отца Захарии был архимандрит Софроний (Сахаров, 1896-1993), основатель монастыря святого Иоанна Крестителя в Эссексе, ученик и биограф преподобного Силуана Афонского (1866-1938).

К сожалению, среди неосведомлённых людей имеет место широко распространённое заблуждение, согласно которому Иисусова молитва считается чем-то вроде йоги в буддизме, или трансцендентальной медитации, и другой подобной восточной экзотики. Похожесть однако в основном внешняя, а любое внутреннее сходство не идёт далее естественной «анатомии» человеческой души. Фундаментальная разница между христианством и любой другой верой заключается в том, что Иисусова молитва основана на открытии истинного живого и личного Бога как Святой Троицы. Никакой другой путь не допускает возможности живых отношений между Богом и человеком, молящимся Ему.

Восточный аскетизм направлен на освобождение ума от всего относительного и временного так, чтобы человек мог отождествляться с обезличенным Абсолютом. Этот Абсолют рассматривается в качестве первоначальной человеческой «природы», которая пережила деградацию и вырождение путём вхождения в многообразную и постоянно меняющуюся приземлённую жизнь. Аскетическая практика, подобная этой, прежде всего, сосредоточена на самости и полностью зависима от человеческой воли. Её интеллектуальная суть отказывается от полноты человеческой природы, поскольку не берёт в расчёт сердце. Главная задача человека состоит в возвращении к безымянному Сверхчеловеческому Абсолюту, чтобы быть растворённым в нём. Поэтому он должен стремиться отказаться от души в пользу этого безликого океана Сверхчеловеческого Абсолюта, а в этом и состоит негативная суть такого подхода.

Это ограничения восточных стилей религиозного осмысления, которое не претендует на осмысление Бога и фактически является осмыслением человеком самого себя. Оно не идёт дальше пределов созданной личности и даже близко не подходит к Истине Самой Первой Личности, к несотворённому живому Богу, Который Сам явился человеку. Такой религиозный подход, безусловно, способен обеспечить некоторую релаксацию или заострить человеческие психологические и интеллектуальные функции, однако «рожденное от плоти есть плоть» (Иоанн 3:6) и «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8).

Чтобы быть истинным, любое освобождение разума от его страстных наклонностей до видимых и временных элементов этой жизни должно быть соединено с истиной о человеке. Когда человек видит себя, будто он предстоит перед Богом, его единственным ответом может быть покаяние. Такое покаяние само по себе есть дар Божий, и оно приводит к сердечному страданию, что не только очищает разум от греховности, но и соединяет его с невидимыми и вечными свойствами Бога. Другими словами, освобождение разума само по себе только половина дела, оно должно подкрепляться усилиями человека. Христианство, с другой стороны, предписывает аскету прилагать усилия с надеждой и упованием на то, что его душа будет покрыта и окружена благодатью Божией, приводящей его к полноте вечной жизни, для которой, как ему известно, он был создан.

Многие почитают Будду и сравнивают его с Христом. Будда, в частности, привлекает своим участливым пониманием человеческого состояния и своим выразительным учением о свободе от страданий. Но христианин знает, что Христос, Единородный Сын Божий, Своим Страданием, Крестом, Смертью и Воскресением добровольно и свято испытал полноту человеческой боли в свидетельство Своей совершенной любви. Таким путём Он излечил Своё создание от смертельной раны, причинённой первородным грехом, и воссоздал его для вечной жизни. Сердечное страдание поэтому очень ценно в молитве, и его присутствие свидетельствует, что аскет недалёк от истинного и святого пути любви к Богу. Если Бог через страдание явил Свою совершенную любовь к нам, то у человека, в свою очередь, есть возможность через страдание ответить любовью Богу.

Следовательно, молитва — выражение любви. Человек выражает любовь через молитву, и если мы молимся, то это показатель нашей любви к Богу. Если мы не молимся, это означает, что мы не любим Бога, то есть мера нашей молитвы — мера нашей любви к Богу. Святой Силуан отождествляет любовь к Богу с молитвой, и Святые Отцы говорят, что невнимание к Богу, «забывчивость» по отношению к Нему — самая большая из страстей, так как это единственная страсть, с которой не борются молитвой с призыванием Имени Бога. Если мы смирим себя и призовём Божию помощь, доверяя Его любви, нам будут даны силы для преодоления любой страсти, но если мы не думаем о Боге, враг свободен уничтожить нас.

Перевод: Алексей Шугаль специально для сайта «Православие и Мир»

Что сильнее молитва или медитация

Молитва и медитация — это две основные духовные практики, известные с древнейших времен. Чем они отличаются, и какие результаты приносят? Какую практику лучше выбрать в той или иной ситуации? Что эффективнее приближает к Богу и Его любви. Попытаемся разобраться.

Это практика расслабления физического тела и психики. Строго говоря, такая практика не является медитацией, но последнее время в различных источниках ее все чаще называют этим словом. Релаксация наступает, когда мы даем указание своему физическому телу расслабиться. Слушаем специальную музыку, аудио настрои. Под влиянием музыки, звуков природы, голоса — психика успокаивается. Такая практика полезна для здоровья и долголетия. Однако, для сближения с Богом релаксация не эффективна.

Читайте так же:  Молитва Господу о даровании любви

Это умение удерживать течение мыслей на одном объекте в течении некоторого времени. Эта практика исключительно важна для достижения успехов как в духовной, так и в физической деятельности. Концентрация отличается от релаксации тем, что практикующий занимается интенсивной духовной работой, а не отдыхает. Учителя духовности считают, что способность удержать концентрацию в течении 12 секунд — это уже серьезное достижение. А если человек удерживает концентрацию в течении 144 секунд, для него открываются двери в мистический мир.

Это полная остановка процесса мышления. В душе человека наступает полная тишина. В этой тишине открываются врата души к постижению мистического мира, который трудно описать обычными словами. Приходят видения и переживания ранее не ведомые. Мистический мир становится реальностью а не теорией.

К чему приводит занятия медитацией?

Польза от медитаций. Через медитации человек может осознать свою бессмертную сущность, становится мудрее, обретает спокойствие и умиротворенность. Некоторые виды медитаций приближают к Богу.

Вред и опасность медитаций. Медитирующий увлекается путешествиями по мистическому миру и перестает ценить физическую реальность, становится бездельником. Но физический мир был дан Богом, специально чтобы люди действовали в нем, пока есть физическое тело, воплощали любовь. Физический мир обладает огромной ценностью. Мистики перестают это понимать.

В молитвенной практике тоже можно выделить разные уровни и разные виды, которые по-разному воздействуют на реальность и дают разные результаты. Рассмотрим некоторые из них.

Вероятно это один и самых низких уровней молитвы, особенно если человек выпрашивает у Бога что лично для себя, для самоублажения. В таких молитвах присутствует человеческое эго.

Польза от молитвы прошения. Если человек получает ответ на свою молитву, у него растет вера в Бога.

Опасность молитв прошения. В подобных молитвах может разрастаться человеческое эго, которое является препятствием для изначальной любви, угодной Богу. С такими молитвами не исключена даже деградация личности.

Прощение — это уже один из видов отдавания и жизни на благо других. Когда одни человек прощает другого, он перестает держать последнего в долгу перед собой. Это один из видов отдавания, следовательно это некоторое проявление любви к другим.

Посредством интенсивной молитвы можно перейти в духовную реальность. И эта реальность отличается от того, что постигают мистики Востока. Если сердце молящегося исполнено Божьей любви, он способен охватить весь бескрайний духовный мир. Это не только видения, но реальная встреча с ангелами, с духами людей, соприкосновение с Богом или Его посредниками. Такие молитвы выводят верующего на такой уровень постижения, который не доступен для медитации. Здесь полностью исчезает ложная вера, например, в реинкарнацию, здесь постигается ценность жизни, которая заключается в любви. Здесь становиться очевидно, что суть религии не в отречении от желаний, а в том, чтобы желания основывались на любви.

Это высший уровень молитв. Когда человек молится из чувства любви к Богу и другим людям. Такие молитвы самые ценные и самые чистые. Это опыт за пределами всех опытов. Основополагающий, корневой, изначальный. В этом опыте постигается Бог, какой Он есть. Через подобные опыты происходит вхождение человека в Мир Бога.

У меня есть предположение, что оба эти вида деятельности имеют нечто общее. Как минимум они ментальны, то есть протекают в сознании человека.

Но вот разница их все же есть. Мне кажется, что всякая молитва содержит в себе элемент медитации, но не всякая медитация есть молитва.

В отношении того, что лучше — думаю так: для верующего человека, конечно, важна молитва. Верующий понимает ее как общение с Богом. И это правильно, потому что в таком общении, в таком диалоге и просьбах человек отвлекается от (внутренней) суеты и находит успокоение и утешение. Это важно для него, чтобы продолжить что-либо делать.

У медитирующего мысли приходят в порядок. Медитация подразумевает некую концентрацию на чем-либо. То есть человек умозрительно рассматривает нечто, некий объект или прокручивает в уме некую цепь событий в деталях. В молитве это тоже присутствует. Но вот для неверующего привычнее было бы пользоваться термином медитация, а не молитва.

Медитация используется в буддизме, индуизме и даже в исламе (в виде суфийских практик). В тоже время само слово meditatio (медитация) латинское. И оно использовалось, как у философов древности, так и в раннем христианстве (например, медитация на страдания Христа). Цель медитации – глубокие размышление человека над определенным вопросом, которые достигаются полной отрешенностью от внешнего мира и внутренних проблем.

Молитва используется в иудаизме, христианстве, исламе. Многие считают, что молитва, это просьба человека к богу или святым, и именно за этим приходят в храмы или мечети. Но это очень упрощенная система – может быть поэтому, некоторым людям молитва не помогает. В тоже время полноценная молитва должна осуществлять диалог между богом (творцом) и человеком. И это является главным отличием молитвы от медитации:

Еще раз повторю: медитация – это работа только человека (его ума и души) над определенной задачей, а молитва – диалог человека и бога.

Теперь необходимо понять, а что выбрать?

И молитва, и медитация – это инструменты совершенствования души, духовных возможностей человека. Они работают по-разному и необходимы для выполнения различных задач при достижении одной цели.

Точно также обстоит дело и с различными инструментами совершенствования души – молитвой и медитацией. Необходимо уметь пользоваться всеми инструментами, и точно знать в каких случаях эффективнее молитва, а когда медитация.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва или медитация что выбрать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here