Молитва Иисусова медитация

Святой текст: Молитва Иисусова медитация специально для Вас!

Молитва Иисусова медитация

Как и обещал нашим читателям, опишу один из способов медитации. Я писал в рассылке, что это аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по четкам молитв или мантр с концентрацией на каком либо внутреннем объекте.

Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа — мысли человека при том рассеиваются и получается шаблонное повторение молитвы. Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.

Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы.

  1. Частотность призывания имени Иисуса Христа;
  2. Внимательность к сему призыванию;
    и
  3. Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.

Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.

О том, как читать в сердце молитву, описано у Святых в книге «Добротолюбие» или более доступное повествование можно найти в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.»

«НАСТАВЛЕНИЕ СВ. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.

. сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и не показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

«НАСТАВЛЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ СИНАИТА.

Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»!

Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые.

Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.»

«Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления святых отцов таким образом:

  1. Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
  2. Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
  3. Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
  4. Сведи ум из головы в сердце и говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
  5. Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
  6. Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
  7. Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
  8. Держись молчания.
  9. После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
  10. Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
  11. Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
  12. Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
  13. Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.

«Господи! подаждь доброте моей силу», — восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!»

Теперь нужно обобщить все эти теоретические описания.

В уединенном месте успокойте ум. Сядьте удобно — можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости — просто отслеживаем). В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.

Читайте так же:  Утренняя молитва на продажу

Дыхание должно быть спокойным.

Далее чуть наклоните голову вперед и внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая четки, читайте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.

Далее четки можно отложить и представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.

Иисусову молитву можно читать и в транспорте и идя по дороге. Польза от того великая будет.

Молитва Иисусова медитация

Как и обещал нашим читателям, опишу один из способов медитации. Я писал в рассылке, что это аналог Джапа-медитации, т.е. чтение по четкам молитв или мантр с концентрацией на каком либо внутреннем объекте.

Многие Святые, следуя поучениям Апостолов, непрестанно молились. Но молитва, не привязанная к сердцу, не находит должного отклика у Господа — мысли человека при том рассеиваются и получается шаблонное повторение молитвы. Потому и были разработаны основные правила проведения подобной медитации и чтения молитвы.

Святые Отцы выделяют три основных компонента, относящиеся к чтению Иисусовой молитвы.

  1. Частотность призывания имени Иисуса Христа;
  2. Внимательность к сему призыванию;
    и
  3. Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.

Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.

О том, как читать в сердце молитву, описано у Святых в книге «Добротолюбие» или более доступное повествование можно найти в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.»

«НАСТАВЛЕНИЕ СВ. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА.

. сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и не показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

«НАСТАВЛЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ СИНАИТА.

Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»!

Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые.

Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле.»

«Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления святых отцов таким образом:

  1. Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
  2. Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
  3. Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
  4. Сведи ум из головы в сердце и говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
  5. Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
  6. Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
  7. Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
  8. Держись молчания.
  9. После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
  10. Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
  11. Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
  12. Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
  13. Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.

«Господи! подаждь доброте моей силу», — восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!»

Читайте так же:  Сильные молитвы короткие

Теперь нужно обобщить все эти теоретические описания.

В уединенном месте успокойте ум. Сядьте удобно — можно на стул, но лучше по-турецки на подушечку. Спина должна быть ровной. Если так долго не можете сидеть, сядьте так, как Вам удобно, но спина обязательно должна быть ровной. Возьмите в правую руку четки, закройте глаза. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости — просто отслеживаем). В том случае, когда какая-либо мысль уводит Ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью. Если будете бороться с мыслями, медитации не получится. Пусть мысли возникают, но Вы не обращайте на них внимания, сохраняйте безразличие к ним. И они сами вскоре уйдут.

Дыхание должно быть спокойным.

Далее чуть наклоните голову вперед и внутренним взором смотрите себе в сердце и, перебирая четки, читайте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо, или одним умом, как будет удобно. Сначала это чтение будет не синхронизировано с дыханием, а ум будет стремиться вырваться из сердца. Но его нужно возвращать туда. Потом желательно на вдохе говорить первую часть молитвы, а на выдохе вторую.

Далее четки можно отложить и представить образ Христа (как на иконе) и смотреть на него, не отвлекаясь и возвращая ум к объекту рассмотрения.

Иисусову молитву можно читать и в транспорте и идя по дороге. Польза от того великая будет.

Иисусова молитва — христианская медитация

Практика медитации, вот уже много веков практикуется на востоке, и является непременным атрибутом в таких религиях как Буддизм и Индуизм, присутствует не только там. А есть она и в Христианстве (да и в Исламе тоже, но об Исламе в другой раз). В Христианстве медитация имеет форму молитвы, но и молитвы бывают разными.

Молитва в широком смысле это разговор с Богом. Самой распространенной христианской молитвой есть «Отче наш», «Верую» молитва к матери Божией «Богородице». Также в католической и православной традиции есть большое количество молитв к разным святым, и все они представляют собой обращение человека к Богу, деве Марии, или к какому либо святому. В протестантизме (в основном среди различных баптистских течений) также есть практика, когда верующие молятся своими словами. В харизматическом Христианстве есть молитвы прославления.

Но среди всего огромного количества христианских молитв есть одна молитва, которая является не просто обращением человека к Богу, а представляет собой большую мистическую, духовную практику, настоящий труд души верующего человека на его пути к Богу. Это Иисусова молитва (Другое название — умная молитва). Некоторые православные святые, практиковавшие Иисусову молитву, называли ее узкой дороге в Царствие Небесное. (Потому что тесны врата и узок путь, ведущие к Жизни, и немногие находят его. Матфея 7:14) По своему духу Иисусова молитва очень похожа на практику медитации, которую практикуют индийские йоги или буддийские монахи.

Иисусова молитва — христианская медитация, когда верующий, занимающийся ею, стремится остановить свой ум, очистить его от греховных мыслей (помыслов) и находиться в единении с Богом. Это не просто, ведь наш ум страшно не послушный. Для того, чтобы приручить свой ум, практикующий непрерывно в течение долгого времени повторяет простые слова молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного«. Можно повторять эту молитву в короткой форме: «Господи Иисусе помилуй меня«, или просто «Господи помилуй«. Кроме остановки внутреннего диалога слова молитвы ведут к покаянию в своих грехах и глубокому смирению перед Богом.

Как духовная практика Иисусова молитва зародилась еще на заре христианской эпохи. Первыми ее деятелями и практиками были христианские святые мужи, отшельники, которые уединялись в пустынях, постоянно находясь в молитвенных трудах. Одним из наиболее известных отшельников был святой Антоний (О святом Антонии уже упоминалось на страницах нашего журнала, это именно его рисовал Босх на своей картине «Искушение святого Антония»)

Впоследствии верующие, практиковавшие Иисусову молитву, создали мистическое течение в Христианстве, получившее название исихазм. Само слово исихазм греческого происхождения и означает — сияние тишины. Об исихазме как мистическом течении Христианства будет идти речь в следующей статье.

Относительно самой Иисусовой молитвы, то заниматься ею очень трудно. (Но никто не обещал легких путей.) На протяжении веков ее практиковали в основном православные монахи, хотя не только. Знаем, что среди обычных мирских людей, были такие, которые достигали больших успехов в ее занятиях. Некоторые православные святые даже называют занятия Иисусовой молитвой молитвенным подвигом.

Также есть мнение, что не стоит заниматься Иисусовой молитвой самостоятельно, а только под руководством мудрого наставника, который уже прошел этот путь и имеет большой опыт. Говорят, что Иисусова молитва является одним из кратчайших путей к Богу, но есть в ней и определенная опасность. Опасность заключается в том, что практикующий эту молитву может упасть в самообман — так называемую прелесть. Прелесть это ловушка поставлена дьяволом, для того чтобы сбить христианского подвижника на его пути.

Правда не думаю, что любой обычный человек сможет так запросто заниматься Иисусовой молитвой. (То же и о медитации) Для этого нужно иметь зов сердца, кто имеет его, пройдет через любые дьявольские ловушки и другие препятствия, а кто нет, тот даже и не станет идти по узкой дороге Иисусовой молитвы (или медитации).

Если удалось кого-нибудь заинтересовать Иисусовой молитвой, то советую почитать одну очень красивую книгу о ней. Это «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Также хорошая книжка Сергея Большакова “На высотах духа”. Конечно, их можно скачать в Интернете.

Читайте так же:  Молитва ларисе мученице

Иисусова молитва – не медитация

Отвечает священник Владимир Ринкевич, настоятель храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе, Литва:

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва, по совету апостола Павла, должна твориться непрестанно (см. 1 Фес 5:17). И самая удобная форма молитвы — именно молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Многие святые советовали молиться Иисусовой молитвой — как самой краткой и при этом удивительно емкой. Например, святой Иоанн Лествичник: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».

При этом мы молимся не только умом, но и сердцем, то есть с сознанием содержания. Не просто повторять по кругу, как повторяют мантры, не пытаться достичь с ее помощью какого-то особого «медитативного» состояния, а каждым словом молитвы обращаться к Тому, Кто слышит тебя, — вдумчиво и сосредоточенно.

Как это ни странно звучит, неправильное творение Иисусовой молитвы может принести вред душе человека. Нет, человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости. Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие.
Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником. У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки.

Непрестанно творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам, но только советуясь со священником, применяя здравое рассуждение, читая поучения святых, которые писали в первую очередь людям в миру. Главное — ни в коем случае не делать это в ущерб своим близким, работе, обязанностям, помнить о том, что вера без дел мертва (Иак 2:26).

Фото Марии Сазоновой
Из архива группы читателей журнала
ВКонтакте

Молитва Иисусова

Техники медитации йогов перенимали и другие эзотерические учения. И достигали в них больших успехов. Таким примером в христианстве является исихазм – практика умно-сердечной молитвы (Иисусовой), совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая подвижника к богосозерцанию.

В сочинении Макария Египетского (ок. 300 – ок. 390) говорится об опыте обучения Иисусовой молитве и о способе овладения ею, описанном св. Симеоном в «Добротолюбии»:

Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие.

Умно-сердечная молитва в начальной стадии обучения выполняется следующим образом: на вдохе произносится «Господи Иисусе Христе», на выдохе – «помилуй мя». Причем практиковать молитву Иисусову необходимо постоянно. То есть всегда находиться в молитвенном состоянии. Легенда утверждает, что Гай Юлий Цезарь мог делать три дела одновременно: читать, слушать и говорить. Задача исихаста проще – параллельно любому делу молится беспрестанно.

Когда практика соединения с дыханием молитвы будет освоена, нужно вводить молитву в сердце, то есть произносить одно слово на один удар сердца. Конечно, это очень трудная для выполнения практика, но показывающая, каких потрясающих эффектов управления своим сознанием и внутренним состоянием достигали христианские мистики.

Вот что рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов о своем опыте «умного делания» – так по-другому называется практика молитвы Иисусовой.

Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, т. е. воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. Так занимался я сперва по получасу, несколько раз в день… в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита… Сперва я сим занимался по часу и по два… наконец, почти целый день…

Пример, достойный подражания. И классика раджа-йоги.

Облегченный вариант молитвы, связанный с дыханием: «Господи помилуй». Когда мы произносим: «Господи Иисусе Христе», – то в силу длины фразы удлиняем и дыхание. Правда, окончание «помилуй мя» короче. Отчасти эта практика напоминает Сукха-пурваку, но наоборот – у йогов выдох длиннее. А «Господи помилуй» вполне соответствует длительности естественного вдоха и выдоха. Это христианская «Со – Хам». Для мусульман, конечно, «Аллах акбар». Но если вы атеист или вообще не приемлите мистику в любом разливе, но хотите использовать медитацию, привязанную к дыханию, то специально для вас я нашел мантру, которая так же эффективна, как и предыдущие: «Жизнь» – вдох, «…прекрасна!» – выдох.

3. Молитва Иисусова

3. Молитва Иисусова

Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами» (митрополит Антоний) [34]. Эта молитва требует большого труда и умения сосредотачиваться. Обладая великой силой, она в то же время может стать опасной для того, кто приступает к ней без подготовки. Необходимым для нее условием св. Отцы считают покаяние и смирение. «Смирением же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих св. отцев, возможет он (молящийся) избежать всех прелестей и сетей диавольских, и тихо, безмолвно, без всякого вреда, постоянно упражняться в этом мысленном деле, с великим душевным преуспеянием» (Паисий Величковский) [35].

Читайте так же:  Молитва Господу о вразумлении

Формула молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Есть и сокращенные формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Это призывание требует большой сосредоточенности, чтобы разум «не уклонялся ни в какие сторонние мечтания» (блаженный Диадох) [36].

Повторение молитвы должно быть ограничено определенным числом (чему помогают четки). Преподобный Никодим рекомендует начинать и кончать обычные молитвословия молитвой Иисусовой («по нескольку раз»). «Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, — говорит он, — сам себе определи, или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае» [37].

Отцы предостерегают от того, чтобы спешить в этом молитвенном делании, напрягаться или нетерпеливо искать ощутимого результата. «Ведай, — говорит святой Никодим, — что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела(. ) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха» [38].

Тело и молитва Иисусова. Подвижники рекомендуют для упражняющихся в Иисусовой молитве сидячее положение (см. гл. II). Однако этим не исключается повторение Иисусовой молитвы во время физического труда, в пути, в храме и т. д.

Действие Иисусовой молитвы. Сосредоточенная на имени Христовом, эта молитва «собирает воедино все силы (духовные, душевные, телесные) человека в преклонении и любви. И этим она делает бытие прочным» (митрополит Антоний) [39].

В падшем состоянии природа человека расслоена и раздроблена. Анархические мысли и чувства делают его неспособным сосредоточить ум на Боге. Целостность же человека восстанавливается благодаря «нисхождению ума в сердце», т. е. подчинению всех сфер человека духу. Этому «нисхождению» способствует Иисусова молитва.

Восстановление целостности под воздействием этой молитвы проявляется на всех уровнях.

1. Иисусова молитва помогает оздоровить тело, учит управлять дыханием, укрепляет психическую уравновешенность.

2. Жизнь чувств упорядочивается, усиливается контроль над эмоциями и мыслями.

3. Но главный результат Иисусовой молитвы проявляется в области духа. Сосредоточенность на священном имени Христовом пронизывает светом всю духовную жизнь человека. Молитва овладевает всем его существом.

Имя Иисус («Иешуа» по-арамейски) означает «Ягве — спасение». Произносить его — значит предаваться Христу, открываться Ему, соучаствовать в Его жизни, значит подставлять себя под воздействие Его спасающей и возрождающей любви. Имя Его обладает освящающей силой. Если мы грешны, Он нас прощает, если искушаемы — освобождает, если мы благодарны, Он приближает нас к Себе.

Повторяя это имя, мы включаемся в молитву Самого Христа, проникаем в Его отношение к Отцу и силою Святого Духа, Который есть Его Дух, находим сыновний доступ к сердцу Отца.

Произносить имя Иисусово — значит также утверждать, что «Иисус есть Господь», но «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Призывая имя Спасителя, мы облекаемся в Иисусову покорность перед Духом, и оно становится для нас центром, откуда Дух нисходит на нас, а через нас — на наших братьев и на весь мир.

Как мы видим из Деяний (Деян 2, 21; 4, 17; 8, 12), силою этого имени люди обращаются в веру и собирается Церковь.

Соединяя нас с Ним, имя Иисусово не только позволяет нам приумножать Его мистическое Тело — Церковь; оно вводит нас в самую ее сердцевину и тесно связывает с каждым ее членом. Поклоняясь имени Иисусову, мы полнее живем и чувствуем вместе с Церковью и содействуем Ее возрастанию и единству. Трудясь же внутри Церкви, мы получаем возможность действовать и внутри всего творения.

Из Деяний мы знаем, как силою имени Иисусова апостолы совершали исцеления и многие другие чудеса (Деян 3, 16; 4, 10). Оно помогает нам высвободить таящееся в сердце людей устремление к Богу, часто даже без их ведома. Оно дает нам также силу пробудить славословие Отцу, которое дремлет в недрах материального мира, пребывающего «в ожидании» (см. Рим 8, 19). Призывая имя Иисусово на горы и моря, растения и животных, на всю природу, мы осуществляем их немое и бессознательное стремление к Богу. Наконец, долг христианина — призвать от имени всей твари, людей и вещей пришествие Христово затем, чтобы Им все было спасено и с торжеством привлечено к Отцу (ср. 1 Кор 15, 24).

Постоянное чтение Иисусовой молитвы смыкается с последним словом и призывом Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр 22, 20).

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что высшие ступени и формы молитвы для большинства из нас — дело будущего. Не следует, минуя начальные этапы, стремиться к самым высоким. Это может привести лишь к печальным последствиям. Будем уповать в смирении, которое есть залог душевного и духовного здоровья. Будем молиться в ожидании пришествия Господа в нашу душу, когда уже не мы сами, а благодать будет созидать в нас молитвенную жизнь.

Читайте так же:  Молитва школьника детям

Молитва и медитация

Молитва и медитация

Молитва стала первой попыткой человечества заставить мозг мыслить в правильном направлении. Уже в наши дни были проведены исследования, которые показали, что у воспитанников Духовной академии и семинарии во время молитвы наблюдалось постепенное ослабление ритма биотоков мозга вплоть до доминирования только медленных дельта-ритмов. При этом фактически бодрствующий человек оказывался в состоянии так называемого медленного сна. Подобное состояние мозга бывает во время бодрствования лишь у младенцев, да и то только до двух месяцев: Электроэнцефалограмма показывала у наиболее усердно молящихся практически полное выключение коры мозга, хотя те и находились в полном сознании! Интересно, что когда человек прекращал молитву, ритм электрических импульсов коры его головного мозга тут же возвращался к биологической норме. Подобное состояние, по мнению специалистов, помогает разрушить патологические связи как в мозгу, так и в организме, произвести, выражаясь компьютерным языком, перезагрузку. В предыдущей главе мы говорили о том, что, когда у Гайдна пропадало вдохновение, он молился и снова мог писать музыку. Великий композитор просто… перегружал свой мозг, очищая «оперативную» память от ненужных шаблонов.

Весьма близка к христианской молитве и восточная медитация. Существует множество ее видов, и не все они исследованы до конца. Пока же мы можем сказать лишь то, что состояние, достигаемое при некоторых видах медитации, представляет собой что-то среднее между бодрствованием и дремотой.

После сеанса медитации отмечается уменьшение физического и психического напряжения и повышение общей психической активности. Одной из задач медитации и одним из ее преимуществ является своеобразная «пустота» разума — состояние, которое вряд ли можно описать словами и очень важное для очищения сознания от «шаблонов». Сегодня медики пытаются с помощью медитации лечить различные психологические страхи и зависимости. Учитывая, что идеальной панацеи пока не придумано, можно сказать, что и этот метод не хуже прочих, тем более что порой он дает нужный эффект.

Небольшое отступление: в нашей жизни значительную роль играет гормон под названием мелатонин. Вырабатывается он эпифизом — шишковидным телом, расположенным глубоко под полушариями головного мозга. Не будем излишне вдаваться в научную терминологию и подробности, лишь скажем, что мелатонин выполняет в нашем организме ряд очень важных функций:

— регулирует деятельность эндокринной системы;

— замедляет процессы старения;

— усиливает эффективность функционирования иммунной системы;

— обладает антиоксидантными свойствами;

— нормализует и восстанавливает полноценный сон;

— устраняет и сглаживает последствия стрессов.

А также, что более интересно в контексте данной книги, регулирует работу головного мозга и повышает работоспособность. Еще мелатонин называют «гормоном счастья».

Вы, наверное, уже поняли, что если в организме не хватает этого гормона, человек становится более подвержен стрессам, у него нарушается сон, дают сбои многие процессы в организме. Но, как выяснили французские исследователи, можно заставить организм вырабатывать мелатонин. Для этого необходимо молиться. Исследования, которые проводили французские ученые, были основаны на чтении так называемой Иисусовой молитвы, которая произносилась именно так, как заповедовали первые учителя христианства: на вдохе следовало произносить «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», на выдохе «…помилуй мя, грешного!». Кстати, именно эту молитву читали и российские семинаристы по просьбе русских ученых. Дело тут, как утверждают исследователи, не в произносимых словах, а в том состоянии, в которое впадает мозг при произнесении этой краткой формулы по определенным правилам.

Важно то, что молитва читается не мысленно, а вслух. И это неслучайно: современные исследования показали, что совершение жевательных движений стимулирует работу гиппокампа — области мозга, отвечающей за усвоение и хранение информации. Понятно, что и дыхание регламентируется не просто так: размеренное питание мозга кислородом положительно воздействует на мыслительные процессы.

Заметьте, как интересно: мы пишем, что «французские ученые совершили открытие», а ведь такое воздействие молитвы было известно нашим предкам уже много веков назад!

Мантры, аналогичные по действию Иисусовой молитве, можно найти и в буддизме, и в индуизме, и в других религиях. Они — первый придуманный человеком способ воздействия на мозг. Стоило немного сосредоточиться, произнести заветные слова, и психика тут же успокаивалась, активизировались мыслительные процессы, повышалась работоспособность. Но человеку всегда хотелось большего. Ну, подумаешь, стал думать чуть-чуть более продуктивно, вот если бы сила мозга сразу увеличивалась в несколько раз!

И человечество обратилось к химии. Вернее, в те времена про химию еще не знали, но вот различные растения можно было собрать прямо под ногами. Любой слышал про женьшень, элеутерококк или лимонник — самые популярные стимуляторы мозговой деятельности.

А еще мы каждый день пытаемся стимулировать себя совсем уж простыми методами: с помощью чая и кофе, а некоторые — еще и с помощью курения.

Известно, что лучше всего влияет как на весь организм, так и на работу мозга зеленый чай. В последнее время стал популярен чай матэ, в котором масса витаминов и аминокислот, и который обладает способностью концентрировать внимание и улучшает работу кратковременной памяти. Но вот кофе многие пить не рекомендуют: несмотря на сильную стимуляцию, действие этого напитка кратковременно, и подъем быстро сменяется длительным спадом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основным воздействующим на нас компонентом этих напитков является кофеин.

Молитва Иисусова медитация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here