Молитва аввакуму петрову

Святой текст: Молитва аввакуму петрову специально для Вас!

Ветхий Завет


Книга пророка Аввакума


Глава 3.

1 Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.

6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.

7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.

8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.

10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.

12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.

13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.

14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.

16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,- 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора. ]

Предыдущая книга

Следующая книга

Ветхий Завет


Книга пророка Аввакума


Глава 3.

1 Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.

6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.

7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.

8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.

10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.

12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.

13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.

14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.

16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,- 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора. ]

Предыдущая книга

Следующая книга

Аввакум Петров (протопоп), священномученик и исповедник

Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)

Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».

Читайте так же:  Молитва взбранной воеводе

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

«Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», — отвечал мучителям святой воин Христов.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Православные! Коли таким крестом будете молиться — во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет! Стойте в вере, детушки! Не поддавайтесь лести слуг антихристовых…

Материалы по теме:

О разделе

Этот раздел — настоящее сокровище нашего народа. Каждый человек и каждая судьба — это не просто красочный рассказ или выдумка, а действительно живая история, настоящий ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ и пример для подражания.

Эти люди навсегда останутся в нашей памяти как живой пример чистой веры, любви к ближним и своей отчизне.

Книга пророка Аввакума. Опыт переложения на русский язык

Авв.3:1 . Молитва Аввакума пророка с пениемъ 52 . Господи! уcлышал я слух Твой 53 и убоялся.

Авв.3:2 . Господи! уразумел я дела Твои и ужаснулся: среди двух животных Ты будешь познанъ 54 ; когда приблизятся лета, Ты будешь (совершеннее) познанъ 55 ; когда придет время, явишься: когда смутится душа моя во (время) гнева (Твоего), вспомнишь милость (Твою) 56 .

Авв.3:3 . Бог от юга 57 придет и Святый из горы, приосененной 58 чащи. Покрыла небеса добродетель 59 Его и хвалы Его полна земля.

Авв.3:4 . И сияние Его как светъ 60 будет, сила 61 в руках Его и Он положил мощную любовь силы Своей 62 .

Авв.3:5 . Пред лицем Его пойдет слово и выйдет на поле при ногах Его 63 .

Авв.3:6 . Он стал, и поколебалась земля; посмотрел, и растаяли народы, горы принуждены распасться, и растаяли холмы вечные: пути Его вечные 64 .

Авв.3:7 . В обременении 65 видели селения Эфиопския, убоятся и шатры земли Мадиамской:

Авв.3:8 . Ужели на реках прогневаешься, Господи? ужели на реках ярость Твоя? или на море устремление Твое, что Ты восшел на коней Твоих? Но 66 шествие Твое – спасение.

Авв.3:9 . Ты сильно натянешь лук Твой на скипетры 67 , реками, говорит Господь, расторгнута будет земля.

Авв.3:10 . Увидят Тебя и возскорбят народы: (Ты) распространяешь 68 во́ды шествия Твоего 69 ; бездна издала голос свой 70 , высота – привидения свои 71 .

Авв.3:11 . Поднялось солнце и луна стала в чине 72 своем, стрелы Твои во свете полетят, в молниевидном блеске оружий Твоих.

Авв.3:12 . Во гневе Ты умалишь землю и в ярости низложишь народы.

Авв.3:13 . Ты вышел для спасения народа Твоего, чтобы спасти помазанных Твоих, навел смерть на головы беззаконников, поднял узы (их) до выи 73 на векъ 74 .

Авв.3:14 . Ты поразил главы сильных умоизступлениемъ 75 : они потрясутся в немъ 76 , разорвут свои оковы 77 , как нищий тайно поедающий 78 .

Авв.3:15 . Ты ввел в море коней Твоих. возмущающих великия воды 79 .

Авв.3:16 . Я стоял на страже 80 и убоялось сердце мое от молитвенного го́лоса уст моих и вошел трепет в кости мои, пришла в смятение во мне сила 81 моя. Успокоюсь 82 в день скорби моей, чтобы мне войти к народу, пришедшему со мною 83 .

Авв.3:17 . Посему (если) смоковница не принесет плода, и не будет плода на виноградных лозах, обманет урожай 84 маслины и поля не дадут пищи, у овец не будет корма и волы не будут при ясляхъ 85 ,

Авв.3:18 . Но я (и тогда) 86 о Господе возрадуюсь, возвеселюсь о Боге Спасителе моем.

Авв.3:19 . Господь Бог мой 87 – сила моя, направит ноги мои на совершение 88 , на высоту возведет меня, чтобы быть мне победителемъ 89 в восхвалении Его.

Греч. μετ᾿ ὀδῆς – слав. с песнию, т. е. молитва-песнь; поэтому в православном богослужении эта молитва служит основою четвертой песни утреннего канона.

Читайте так же:  Великомученику и целителю пантелеимону молитва

Т. е. что́ Ты возвещаешь.

По изъяснению Кир. Ал., – среди херувимов (ср. Иез. 1, 5–22; 10, 1 , – херувимы животными названы), осенявших ковчег ( Исх. 25, 10 ): Христос в тени познаваем был в Ветхом Завете, как Искупитель, а в Новом Завете явится «Слово воплотившееся».

Греч. ἐπιγνωσθ ή σ ῃ – снова узнан, как издавна ведомый.

Оскобл. слав. твою нет соотв. в греч. и лат. т., только есть у св. Иринея: misericordiae tuae.

Греч. θαιμὰν ­­ евр. תימן , слав. юг. Отцы Церкви видели указание на Вифлеем, лежащий на юге от Иерусалима.

Горы́, покрытой лесною тению.

Греч. ἀρετὴ «Доброе дело, совершенное Христом, просветило весь мир истиннымь боговедением». Феодорит.

В синод. переводе доб. «солнечный», т. е. очень яркий.

Греч. κέρατα – букв. рога, слав. рози; см. примеч. к Амос. 6, 13 .

«Но Его сила проявляет Его великую любовь к людям». Феодорит.

Проповедь Иоанна Предтечи предшествовала явлению Христа Спасителя и во время крещения была при ногах Его (ср. Матф. 3, 11 – нести сапоги Его).

Слав. шествия вечная Его (имен. пад.) имеет соотв. в греч. т. компл. изд. ὁδοὶ αἰων ί αι , а обычно вин. пад. πορε ί ας αἰων ί ους (или αἰων ί ας ), по в евр. т. и синод. пер. также им. падеж.

Греч. ἀντὶ κ ό πων – слав. за труд, по причине трудов, ради трудов; по контексту уклоняемся от букв. перевода.

По греч. καὶ – отступаем по отеческому толкованию, у Кир. Ал. и блаж. Феодор. ἀλλὰ . Целию шествия Господа не гнев, а спасение людей должно быть.

Богопротивных царей и владык (ср. Псал. 44, 5 ). Феодорит.

Греч σκορπ ί ζων – по Кир. Ал., Феод. и Иерон. относится к Богу.

Т. е. блогодатные дары; ср. Ис. 12 гл.; Иоан. 7, 37 .

«Волнения народов, противных Богу и Христу». Феодорит.

Гордость и эгоизм сатаны и его клевретов испустили свои безсильные страхования. Кажется, две крайности мира: бездна и высота ответят на явление Господа своим противлением, как бы надземный и подземный физический и духовный мир; о физической бездне и проявлении ея участия говорил пророк в 8–9 стт., а о высоте – солнце и луне в 11 ст.

Греч. ἐν τάξει – слав. в чине, в назначенном ей Господом движении и местоположении среди других светил.

Оковал все члены их: с ног до головы.

Слав. в конец соотв. διάψαλμα – остановка в пении. Но по свидетельству Иеронима, в древних спп. LXX стояло: εἰς τὸ τέλος , сохранившееся в син. код., лук. спп., компл., альд. изд. и у Феод.: «до конца предал их смерти».

Греч. ἐν αὐτ ῇ – Кир. Ал. и Иерон. относят к ἐκστάσει , с ними и мы согласуемся в переводе; по слав. в ней.

Греч. χαλινούς – слав. узды, т. е. власть Господню; см. 13 ст. Псал. 21, 2 – расторгнем узы их.

«Враги Господни будут в скрытности и тайно выражать свое противление Господу». Феодорит.

По изъяснению Кир. Ал., Иерон. и Феодорита, под конями разумеются Апостолы, а под морем человечество. В православных богослужебных песнопениях, в 4-й песни канона, обычно такое понимание этого стиха: всел еси, яко на кони, на Апостолы Твоя. провидя премудрые Апостолы якоже кони возмущающия море (служба на 2-е дек. прор. Аввакуму). Вообще в 1–15 стт., по мнению толковников, заключается пророчество о первом и втором пришествии Христа, спасении человечества и суде над всем боговраждебным миром. Кн. прор. Аввакума. (М. 1888 г. 93–97 стр.). Апок. 19, 11–15 .

Греч. ἐφυλαξάμην – слав. сохранихся, но общее значение гл. φυλάσσω – наблюдал, стерег, т. е. был на страже, упоминаемой во 2, 1 – φυλακὴ .

Греч. ξις – существо, все тело.

Видео (кликните для воспроизведения).

Здесь, по толкованиям, нужно добавить: однакож я сказал себе: «успокоюсь. ».

Греч. παροικ ί ας μου – пришельствия моего, т. е. странствующему на земле ( Псал. 118, 19 ) и ожидающему от меня утешения (2, 1–3). Феодорит.

Греч. ἔργον – слав. дело.

Т. е. будет полный голод на земле.

Оскобл. дополняем по синод. переводу.

Слав. мой соотв. μου в лук. спп., у Феод. и Феоф., в альд. изд., а в алекс., ват. и др. нет.

Т. е. на совершенное исполнение того, что возложено Господом на пророка.

Греч. τοῦ νικῆσαι – получить первую награду за составление священных гимнов. Душевное радостное настроение пророка, порождаемое его непоколебимой верой в милость Господа, будет вдохновлять его на хвалебные песнопения и победит естественное уныние при виде земного неблогополучия (16–19 ст.).

Источник: Книги XII малых пророков в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров . — Казань: Центральная типография, 1913.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Канон святому священномученику Аввакуму

Канон, глас 2-й

Тропарь, глас 4-й

И нравом причастник, и престолом наместник, апостолом быв. Деянии обрете богодохновенне в видениих восход. Сего ради слово истинное исправляя, и за веру пострадал еси до крове. Священномучениче Аввакуме, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Слава, и ныне. Богородичен. И же от века утаенное, и Ангелом несведомое таинство, Тобою Богородице земным явися Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И Крест волею нас ради восприим. Им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.

Песнь 1. Ирмос

Г рядите людие поем песнь Христу Богу, раздельшему море, и проведшему люди, их же испусти из работы египетския, яко прославися.

Запев: С вятыи священномучениче Аввакуме, моли Бога о нас (поклон) .

Х ристовым светолитием просвещаемь, священномучениче славне, Аввакуме, молитвами твоими преблаженне, омрачную душю мою просвети, яко да воспеваю тя.

Запев. П росвещение спасенаго проповедания, чистому сердцу твоему, яко зерцало нескверное отче восияв, лучи всем испустил еси.

Слава. П остом своим страстная играния вся, и воздержанием желание претворил еси. И различными подвиги взятся, к безстрастней высоте.

И ныне. Богородичен. Б ога из тебе воплощьшагося свемы, безсеменнаго хотения, сущаго прежде всея твари, и прежде всех век. Тем же тя сущую Богородицу воспеваем.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, святыи священномучениче Аввакуме, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Читайте так же:  Молитва за воровство

Песнь 3. Ирмос

У тверди нас собою Господи, древом умерщвеи прегрешения. И страх твой всади в сердца наша, яко Человеколюбец.

Запев. В сесвершену жертву живу, себе Христови принесл еси мучением. Совестию мученическою, преди пострада воздержанием.

Запев. Ж итие твое священно, и слово божествено. И деяния божественая приемлюще, восхождения в сердцы своем, истиннаго боговидения, его же получил еси.

Слава. У правив богоразумно преподобне ум свой, заповедьми Спасовыми, достоин явися, и вере поборник непобедимыи.

И ныне. Богородичен. О т мертвости ум наш оттрясла еси, рождьши сущее безсмертие. И одежду нам изткала еси нетления Девице, рожеством Своим. Катавасия.

Седален, глас 3-й. Б ожиим Духом просвещен, дерзость мучительскую, дерзновением священномучениче великомудрене посрамил еси. И преплыл еси лестную пучину, и ко пристанищу божественому пристал еси. Отче преподобне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.

Слава, и ныне. Богородичен. К ождо идеже спасается, в правду тамо прибегает. И кое ино таково прибежище, яко Твое Богородице, покрывающее душа наша.

Песнь 4. Ирмос

У слышах Господи славное Твое смотрение, и прославих Милосерде непостижимую Твою силу.

Запев. В сесожжение божествено ты, и чиста жертва принесеся Спасу всех, священномучениче премудре.

Запев. С тадо Христово преподобне, наставляя к свету богоразумия, и безбожия тму отгнал еси.

Слава. Б езбожия глубину, рекою твоих потов отче, яко священномученик изсушил еси.

И ныне. Богородичен. П росвети Пречистая омраченую душю мою, светом Твоим, яже Свет рождьши един составныи. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

С вета подателю, и веком творче Господи, во свете Твоих повелении настави нас. Разве бо Тебе иного бога не знаем.

Запев. Б огатьство и славу светлую, и долготу жизни, и живот нетленен, истинная премудрость Христос, тебе дарова блаженне, яко изрядне того возлюбльшу.

Запев. Ж езлом веры отгоняеши ересем ловитвы, и союзом любве спряг стадо свое, надежею и верою сохраняеши невредно.

Слава. О трази воздержанием пищю, накормил еси душю свою, пищю имея непрестанныя молитвы и поучение, и еже к Богу возносящее смирение.

И ныне. Богородичен. Т я заступницу Чистая, и надежу тверду и державу и покров, и стену стяжахом вси, и в Царство Небесное вводящии мост. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В бездне греховней одержимь, не изследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли Боже мя возведи.

Запев. Ж ертва и жритель быв, пожерл еси себе Богови веры ради. И соблюдаеши безсквернено тому, служительства своего свершение.

Запев. У мертвися богоглаголиве миру всему, Единому же Богу жив пребывая. Ко Христови преставися, животом нетленным обогащаемь.

Слава. Н ыне в безконечную славу прешед от земли, окалянную душю мою страстьми, преподобне прилежным очищением твоея молитвы уврачуй.

И ныне. Богородичен. В землющаго грехи всего мира, Пречистая Христа заченши, Пренепорочная непрестай просящи, грехов прощения рабом Твоим. Катавасия.

Кондак, глас 4-й. В святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв своему стаду богомудре. Тем же тя почитающе тайно вопием ти, от бед избави ны, присно своими мольбами отче наш, Аввакуме.

Икос. В ерно любовию совокупльшеся, в память священнаго страдальца, и сего песньми восхвалим днесь, яко да благодати от него насладимся. Душы бо спасает от страстей и бед, яко мученик, и яко верен святитель, и поборник молящих его от души. Тем же вопием ему, от бед избавити ны присно своими мольбами, отче наш, Аввакуме.

Песнь 7. Ирмос

О теле злате на поли Деире служимем трие отроцы не радиша о безбожнем велении. Но посреди пламене ввержени, прохлажаеми пояху, благословен Бог отец наших.

Запев. П ремудрости чаша явися добродетели исполнена, и созвав проповеданием высокаго жития своего стадо свое, и сие управил еси богомудре, и с ними отче взываеши, благословен Бог отец наших.

Запев. В храмы тамо сущия в жилище честно достигл еси, со ангелы водворяяся, и с ними отче ликуеши. Тем же тя чтуще преблаженне, со дерзновением зовем, благословен Бог отец наших.

Слава. Б лажен еси и добро ти есть ныне водворившуся, идеже праведных воиньства. Идеже мученическая селения. Идеже премудрых апостол лицы вопиют, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. Т ы едина Богу всяческая мудростию создавшему, Мати познася не искусобрачная Дево Пречистая. Тем же Ти благочестно взывающе глаголем, благословена яже Бога плотию рождьши. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

В пещь огнену к детем еврейским сошедшаго, и пламень на хлад преложьшаго Бога, пойте вся дела Господа, и превозносите Его во веки.

Запев. С вященнодействовав благочестно, Христову службу тайную словесное овча сам принесеся Ему, жертва приятна и благоугодна, всесвершаема кровию преблаженне.

Запев. С вященства одежду, делы своими премудре украсив, явися целомудрию ключарь. Воздержанию пища истинная, молитвы учитель, покаянию наставник, и закон жизни.

Слава. П редложению время, покаянию плод присно предлагает, и смоковница неплодная посечением претит, душе моя проклятия убойся, восприими же Христа, благоплодие добродетельно.

И ныне. Богородичен. Н епрезри заступнице страшная, глас раб Своих и от всякия беды и прещения лютаго, Дево Святая всех исхити. Прекланяет бо богоматерняя молитва Твоя. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

И же от Бога Бога Слова, не изреченною мудростию пришедшаго обнови ти Адама, ядию тления падшаго зле, от Святыя же Девицы, неизреченно воплощаема нас ради, вернии единомудрено песньми величаем.

Запев с поклоном. У вядил еси отче различныя вражия стрелы, огнем воздержания, и чистоты углием плотьскую попалив тину, истинней тамо сущей светлости преславно сподобися.

Запев. С ветоносная твоя отче восиявши память, просвещает душы благоговейно, сию свершающих досточюдне. И причастники Божия света, явлено сих свершает. Юже достойно богомудре песньми величаем.

Слава. В енец носяща тя отче, и почесть победы приимша от Божия десницы, и подвиги скончавша. И света исполньшася Божия, верующе вернии ко Христу молебника тепла тя предлагаем.

И ныне. Богородичен. Я ко Богородицу Тя Девице и Матерь Слову, Ходатаицу сущую нам, присносущнаго Божия живота, и праведное солнце восиявшую нам, вернии единомудрено, песньми величаем. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Читайте так же:  Продать квартиру молитвы

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго священномученика Аввакума, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Протопоп Аввакум: житие, интересные факты

Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит.

Протопоп Аввакум

Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками. Он потерял в двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.

Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен. В селе Григорово ему установлен памятник. Там протопоп Аввакум изображен с поднятыми над головой двумя перстами — символом раскола.

Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.

Протопоп Аввакум: житие

Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.

Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».

Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.

Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.

Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.

Учения Протопопа Аввакума

Началась церковная реформа. Службы и все церковные обряды были унифицированы по греческому образцу. Раньше православные крестились двумя перстами, теперь же должны были креститься тремя — «щепотью». Вероучительные догматы Церкви остались прежними, но значительная часть общества все равно отвергла реформу со словами «до нас положено, лежи так во веки веков!».

Раскол обычно называют «расколом Русской Православной Церкви», на самом же деле, раскололось общество и дело было не только в церковных обрядов. В 1645 году на престол взошел царь Алексей Михайлович в возрасте неполных шестнадцати лет. Вокруг молодого царя сформировался кружок сторонников благочестия. Они называли себя ревнителями древнего благочестия. В кружке состоял будущий Патриарх Никон, который стал Патриархом в 1652 году, боярин Федор Михайлович Ртищев и протопоп Аввакум.

Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. По их мнению вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей. Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Греческие образцы он считал непригодными, упоминая, что Греция отошла от истиной веры, за что и была наказана в XV веке Византийской империей.

Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец. Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.

Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.

  • Крестный ход стал вестись против солнца
  • Сугубая аллилуйя сменилась на трегубую аллилуйю
  • Земные поклоны сменились поясными поклонами
  • Появился новый иконописный канон
  • Исус и Девица стали в Церковном языке Иисусом и Девой
Читайте так же:  Петр и феврония икона молитва

Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.

Символом раскола и самым главным «камнем преткновения» стало крестное знамение тремя сложенными перстами, а не двумя, как это было раньше. Современные историки говорят о том, что в расколе были виноваты и Патриарх Никон, решившийся на слишком жесткие изменения устоев и протопоп Аввакум, который подверг своих подвижников жестоким пыткам, а некоторых и мученической кончине по таким незначительным поводам.

Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.

Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.

Протопоп Аввакум говорил: «В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят».

Протопопа Аввакума бросили в монастырский подвал, оставив на трое суток без еды и воды, а потом сослали в Тобольск вместе со всей семьей. Оттуда он уехал в Забайкалье, в голодный и холодный край, на верную смерть.

По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.

Протопоп Аввакум не погиб в Сибири. Он прошел многие километры по дикой тайге, тащил тяжелые лодки вместе с казаками, потерял двоих сыновей. Его преследовали, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть. Жена протопопа Аввакума Настасья Марковна, простая женщина, дочь деревенского кузнеца, любила его и следовала за ним повсюду, поддерживая мужа. Разбивая ноги о камни в нелегком пути она спрашивала у мужа, как долго продлятся эти муки. «До самой смерти», — отвечал ей протопоп Аввакум.

Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.

Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.

Конец жизненного пути

24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами «за великими на царский дом хулы». Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители молча наблюдали за свершение приговоры. Протопоп Аввакум, собираясь на смертную казнь, в последний раз обратился к свой пастве. Его последними словами было «Храните веру старую». Один из друзей протопопа Аввакума в ужасе вскрикнул. Протопоп Аввакум принялся утешать его. Последнее, что люди увидели сквозь пламя — его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…

Интересные факты

  • Протопопа Аввакума женили в 17 лет, его жене Анастасии Марковне в то время было 14.
  • У протопопа Аввакума было 8 детей.
  • Он принимал участие в кружке благочестия, который вел духовник царя.
  • От расстрижения до ссылки протопопа Аввакума спасло только заступничество царя Алексея Михайловича.
  • Протопоп Аввакум говорил, что на протяжении всего его жизненного пути Бог сопровождал его. Однажды вовевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посмрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
  • Раскол не был преодолен и сейчас, до сих пор существуют старообрядцы или староверы, но сейчас это — не такой острый вопрос.
  • Протопоп Аввакум стал автором многочисленных полемических сочинений. Он обладал литературным и ораторским даром.
  • Протопоп Аввакум в миру — Аввакум Кондратьевич Петров.
  • Будучи аскетом протопоп Аввакум однажды, когда в Лопатицы явились плясовые с медведями «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
  • Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва аввакуму петрову
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here