Лестовка старообрядческая молитва

Святой текст: Лестовка старообрядческая молитва специально для Вас!

Лестовка старообрядческая молитва

Не новины какия затеяхом, не догматы своесмышленыя нововнесохом, не за своевольная предания утверждаемся, но готовая Древлеправославныя Церкве предания содержим, по готовым священным книгам службу Богу приносим, еже есть в готовей Древлеправославней Церкви пребываем, по божественному Златоусту: Церковь есть не стены и покров, но вера и житие, не стены церковныя, но законы церковныя… (Предисловие к «Поморским ответам»)

Древлеправославная Поморская Церковь не изменила свою веру, принятую от Исуса Христа, распространённую и проповедуемую святыми апостолами, утверждённую Вселенскими и Поместными Соборами; веру, которая являлась основой Церкви Христовой на Руси до времён патриарха Никона.

Пока служители служат Церкви Христовой верой и правдой, то до тех пор принадлежит им и обетование. Но когда они делаются изменниками закону Церкви Христовой, то тогда они лишаются обетования. (Иоанн Златоуст, беседа 90 на Евангелие от Матфея, 1781 год)

После церковного раскола приверженцы древлего благочестия увидели в Никоне изменника истинной веры Христовой, антихриста, и решили, что лучше остаться без священства, чем с ложным священством «ввержену быти в геену огненную» (Мф., зач. 42). Благочестивые предки уходили от гонений последователей Никона на окраины Российского государства, они несли с собой истинную веру, которая является основанием Церкви Христовой. Основывались монастыри, храмы и моленные, в которых совершали молитву простецы, не имеющие священнического рукоположения, но имеющие в себе основу веры — страх Божий, который не даёт преступать законы и церковные уставы, утверждённые правилами святых апостолов и церковными соборами.

Основатели Выго-Лексинского общежительства — Симеон Денисов, Иван Филиппов, Даниил Викулин. Район Печоры, середина XIX в.

Начало поморскому согласию положили получившие благословение от спасшихся соловецких иноков Даниил Викулин и братья Андрей и Симеон Денисовы, основавшие в 1695 году на реке Выг в Поморье мужскую обитель и в 1706 году на реке Лексе женскую обитель. С конца XVIII века поморцы признали брак без священства и составили свой брачный канон. Пребывая без священства, старообрядцы-поморцы вели строгий христианский образ жизни: любое дело начиналось с молитвы, молились за суточный богослужебный круг по Псалтыри или по лестовке.

Первый Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, состоявшийся в Москве в 1909 году, разъяснил и утвердил многие вопросы, возникшие в среде христиан за долгий период гонений. Вопрос о спасительности святой Церкви без священства был решён положительно. Иоанн Златоуст говорит:

Если епископ не находится среди своего стада, чтобы руководить им, пусть овцы сами возьмут на себя обязанности пастыря. (И. Златоуст и Евдокия, стр. 389).

Первый Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, 1909 год

Также на Соборе были даны обстоятельные ответы из Священного Писания и святоотеческих книг о семи таинствах церковных и о возможности пребывания без них в Церкви без иерархических чинов. Особо обсуждались таинства, необходимые ко спасению — крещение, причащение и исповедь (покаяние). Два из них — крещение и покаяние — могут совершать достойные миряне за неимением иереев, а Таинство Причащения (евхаристия) может быть и духовным для тех, кто достоин и желает принять его.

О совершении Таинства Покаяния мирянами читаем у блаженного Симеона Фессалонитского в 72-м ответе: «и простым на покаяние приимати, и епитимийствовати». О том, что покаяние могут принимать простецы, находим подтверждение и в житиях святых, причем не только в нижеприведенных, но и во многих других:

Святый Антоний Великий, не имый священьства, многия приходящия к нему поучаше, и помышления приимаше, и образ иноческий Павлу простому подаде (в житии его, генваря в 17).

Святый Пахомий Великий, не священник сый, монастыри многи собрав, помышления братии приимаше, и отвергшася Христа страха ради, в покаяние прияв, и епитимиею обложив его исправи, о чесом в житии его писано.

Святый Иоанн Златоустый, еще до поставления в презвитеры в монастыре живый, не точию иноков многих, но и мирян помышления приимаше и исповедываше, и ключимыя пластыря от себе им подаваше, о чесом в житии его, чюдо 3, являет (Маргарит, в житии Иоанна Златоуста, лист 25).

Святый Сава освященный, еще до священьства своего монастырь создав, и братию собрав, помышления их приимаше (декабря, 5 дня).

Святый Иоаникий Великий, не священник сый, помышления исповедающихся приимаше, еще же и от иконоборныя ереси некоего отступльша на покаяние прият, совершена христианина того устроив.

Святый мученик Христофор, две жене блуднице кающияся прият, и прощение им подаде.

В Номоканоне, на листе 730, говорится о том, что лучше исповедоваться искусным простецам, чем неискусным священникам:

Вопрос: Аще суть иноцы священницы неискусни слову, во еже приимати помышления, друзии же не суще священници, знают сей искус, достоит ли сицевым помышления приимати неких, или ни? Ответ: Иже помышления приемлют, врачев искусных чин содержат, знающих на недужныя подобная наводити былия, аще убо кто есть священник, неискусен же, а другии несвященник, искус же имея духовнаго деяния, сему паче священника праведно есть, помышления приимати, и правилно исправляти.

Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев рассмотрел вопрос о Таинстве Покаяния в простолюдинском состоянии и дал на него ответы:

Читайте так же:  Молитва от лактостаза

Наши старцы-настоятели принимают на исповедь согласно следующих уложений: Иакова брата Божия (книга Апостол, зачало 57 ), Кормчая л. 608; Святаго Варсанофия вопрос и ответ; Номоканон л. 72; Никона Черногорца гл. 52; Федора Студита, ч. 2 письмо 162 стр. 601.

Можно, согласно чина исповеди

На покаяние принять, но назначить епитимию по усмотрению отца духовнаго (52 правило Святых Апостол).

Таковые к покаянию не приемлются, пока не оставят блуда (5 правило Апостола Павла, Кормчая л. 25 об.).

В избрании себе отца духовнаго каждому предоставляется свободный выбор, но имеющий уже отца духовнаго может переходить к другому лишь при исключительных обстоятельствах и должен испросить на сие благословение своего отца духовнаго.

Исповедывать грехи должно непременно отцу духовному согласно Потребника. К скитскому покаянию можно прибегать только в крайней нужде там, где нет отца духовнаго.

Слова Иоанна Златоуста гласят о вере по падении пастырей и святитель Божий учит нас в таковых случаях не отчаиваться, а прибегать к Богу: Бог нам прибежище и сила в скорбех, обретших ны зело.

Можно, согласно учения Святаго Апостола Иакова (Книга Апостол, зачало 57)

Можно всех, за исключением своей жены.

«Прости мя, отче» на основании чина исповеди в Потребнике.

Старообрядцы-сибиряки, прибывшие в Москву на Первый Всероссийский Собор поморцев в 1909 г.

Постановления Первого Всероссийского Собора были дополнены и утверждены на Втором Всероссийском Соборе в 1912 году.

10-11 декабря 2008 года состоялся съезд наставников Древлеправославной Поморской Церкви по духовным вопросам, который постановил:

  • Християнам следует приступать к исповеди по выходе из младенческого возраста.
  • При переходе к другому духовному отцу, кроме крайних случаев, следует получить согласие бывшего духовного отца.
  • Чин исповеди возможно прочитывать всем исповедникам вкупе. Необходимая отдельная исповедь предусматривает индивидуальную беседу с духовным отцом в изолированном помещении в продолжение чина исповеди.
  • Исповедь должна быть добровольна и искренна. Наставник может отказать в исповеди: упорствующему в еретических заблуждениях, вместо покаяния оправдывающему свои грехи, вносящему раздор в общину.
  • Практика принятия исповеди женщинами при наличии наставника-мужчины, получившая распространение в XX веке, незаконна и подлежит изживанию.
  • Исповедовать больного без сознания невозможно. Парализованные прощаются движением руки или глаз. Наставник должен убедиться, что исповеднику понятны его вопрошения.
  • Обращение в чине исповеди к священнику «святыи отче» применительно к нашим духовным отцам следует произносить «честныи отче» или «отче».
  • Нельзя давать пожизненную епитимию, а также епитимию, которую невозможно вынести вследствие болезни или обстоятельств жизни. Исповедник должен выразить согласие с предложенной епитимией.

Съезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители, декабрь 2008 года

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). Истинное покаяние с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7). В чине исповеди в Большом Потребнике на первой странице говорится: «Аще кто придет чистым сердцем каятися грехов своих, истинно обещеваяся к тому не творити зла и Господь наш Исус Христос, Сын Божий, такова сотворить свята».

Покаяние состоит прежде всего в скорби и болезни о грехах своих. Но чтобы покаяние было истинное и душеспасительное, нужно возненавидеть грех, решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаялись, и побеждать их. Приступая к доброму врачу, говорит Ефрем Сирин, принесем слезы, как наилучшее врачевство.

Христианину, пришедшему на покаяние, дается епитимия — духовное наказание, накладываемое отцом духовным на исповедующегося с целью принесения покаянных трудов и преодоления греховных страстей. Епитимия может состоять в посте, усиленном чтении молитв и определенном количестве поклонов, а также отказе от губительных для души вредных привычек (сластолюбия, чревоугодия, сквернословия, брани и других).

Малой епитимией, по определению Первого Всероссийского Собора 1909 года, является примирительный (или прощальный) начал, который обычно приносится за грех мирщения — сообщения с иноверными в ядении, питии и молитве.

Обычно епитимия измеряется так называемым «тысящным Правилом», или в простом именовании «Правилом», состоящим из чтения молитв с тысячью поклонами по лестовке, по определенному Уставу. Как известно, в лестовке 100 бобочков, на которых полагают соответственно 100 поклонов. Следовательно, в тысящном Правиле — 10 лестовок, молятся по которым следующим образом: 300 поклонов земных (3 лестовки) с молитвой Исусовой, 600 поклонов в пояс (6 лестовок) также с молитвой Исусовой, 100 поклонов в пояс (1 лестовка) с молитвой Пресвятой Богородице.

Читайте так же:  Молитва на примирение с сыном

Количество Правил может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от тяжести согрешений по усмотрению духовного отца и согласно книги «Епитимийник».

Прежде чем начинать отмаливаться епитимию — наложенные Правила, христианин должен совершить дневной круг молитвословий (утренние и вечерние молитвы), затем вычитать молитвы «Келейного правила», отмолиться поклоны по возможности и завершить моление опять по Уставу «Келейного правила». На следующий день, продолжая вынесение епитимии, следует вновь перед поклонами и по них вычитать молитвы «Келейного правила».

Люди просвещенные, имеющие навыки церковно-славянского чтения и знание Устава, могут отмаливать епитимию Псалтырью. Следует знать, что 1 лестовка (100 поклонов) соответствует 1-ой Славе, 3 лестовки (300 поклонов) — 1 кафизме, 1 Правило — 3 кафизмам. Весь Псалтырь (20 кафизм) — 6000 поклонов. Для людей же малограмотных способ (образ) вынесения епитимии необходимо согласовывать со своим духовным отцом.

В некоторых поморских общинах существует обычай «разрешения от епитимии». Когда, по принесении своих покаянных трудов, христианин кладет начал своему духовному отцу и, произнеся молитву Исусову, просит: «Прости, отче, и разреши от епитимии», на что тот отвечает: «Аминь. Бог простит и разрешит от епитимии».

Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.

Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Читайте так же:  Как вернуть внимание и любовь мужа молитва

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.

Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

Используются чётки главным образом в монашестве. Миряне тоже могут молиться по чёткам, однако желательно иметь на то благословение духовника. Чётки не должны восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более как знак превосходства над окружающими. Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, а пальцы для отсчёта ступеней складывать так же, как и для крестного знамения. В таком положении очень удобно отсчитывать число произнесённых молитв большим пальцем. При совершении земных поклонов аккуратно свёрнутую лестовку стараются класть на подручник. При этом две сложенные вместе полусогнутые ладони прикрывают её сверху, образуя подобие «домика». Нельзя сказать, что этот способ является каким-то правилом – скорее физиологической особенностью, однако и в этом жесте можно найти определённое проявление благоговения и бережливости. При соответствующем обращении одна и та же качественно сработанная лестовка может на долгие годы стать самым дорогим и любезным другом для души.

Прекрасным подарком воцерковлённому человеку станет валаамская лестовка ручной работы – настоящее оружие церковное, специально изготовленное для овладения молитвой, которую апостол Павел в послании к Ефесянам называет «мечом духовным».

Исторические факты

До революции существовало множество различных лестовок. Они изготавливались как домашними умельцами, так и небольшими специализированными артелями. Крупнейший центр лестовичного промысла находился в городе Семёнове Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX — начале XX века нишу дешёвых массовых изделий почти полностью контролировал предприниматель, хлебопромышленник и лесозаготовитель Николай Александрович Бугров.

Лестовку чёрного цвета носили участники 1-го Офицерского добровольческого подразделения полка генерала Маркова во время Гражданской войны – как знак принадлежности к нему.

Нашли лестовки своё отражение и в русском изобразительном искусстве. С лестовкой на левой руке изображены на картине В.И. Сурикова юродивый и боярыня Морозова.

Упоминается лестовка и в народной мудрости, например в русской пословице «Робкий муж и лестовки боится».

В прежние времена усопшему православному христианину в последний путь непременно полагалась погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае её замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведёт скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования.

Существует книга, духовный труд «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Она называется так же, как чётки, поскольку описывает степени восхождения человека по ступеням добродетелей. В произведении сказано: «Кто приобрёл похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов». Будем помнить эти слова и с помощью Божией укрепляться в деле духовного совершенствования.

Трудами братии Валаамского монастыря

Видео

Лестовка

Ваш товар добавлен в корзину!

Сейчас вы можете:

Ваш текущий заказ будет сохранен в правом нижнем углу магазина.

Закончить выбор и перейти к оформлению.

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Читайте так же:  Молитва от порчи очень сильная

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Келейное правило молитвы по лестовке

Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже«, с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си«; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи… Помяни мя, Владыко… Помяни мя, Святыи…» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

Лестовка матерчетая

Ваш товар добавлен в корзину!

Сейчас вы можете:

Ваш текущий заказ будет сохранен в правом нижнем углу магазина.

Закончить выбор и перейти к оформлению.

Употребление лестовки (ее называют еще вервицей) было установлено в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей Исусовой молитвы: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Со временем вервица стала использоваться вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть христианской жизни.

Восприняв это понятие вместе с православной верой, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку.

Лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных таинств. Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три больших ступени. Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять — в честь девяти чинов ангельских. Остальные сто ступеней лестовки меньшего размера.

Как и всякая лестница, эта молитвенная лестница имеет начало: пустое место без ступеней, называемое «землей». После него идут двенадцать малых ступеней, в честь двенадцати апостолов Христовых. После первой большой ступени — тридцать восемь малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени, в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа. Затем, после последней большой ступени — еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое «небом».

Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от «земли» к «небу», на каждую ступеньку совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся, а мысли сосредотачивались на божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.

Лестовка

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Читайте так же:  Обязательные молитвы на каждый

Устройство и символика лестовки

Впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго» — молитвы Исусовой. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за полунощницу — шестьсот, за утреню — тысячу пятьсот и так далее. Подробнее об этом см. в книге «Устав о христианском житии» (а также в книгах «Святцы», «Малый домашний Устав», «Молитвенник» современного издания).

Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. старопечатный Номоканон при Большом Потребнике, л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть христианской жизни.

Восприняв это понятие вместе с православной верой и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных Таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение); 5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бобочка). Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять — в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки — меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым Василием число ступеней — сто и три — сохраняется (если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков).

Как и всякая лестница, эта молитвенная «лестница» имеет начало: пустое место без ступеней, называемое «землей», после него идут двенадцать малых ступеней — в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, тридцать восемь малых ступеней — в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени — в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой ступени, еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое «небом».

Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые христиане имеют ее с собой всегда, где бы ни находились. Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее «ступеньки» от «земли» к «небу», на каждую «ступеньку» совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся и мысли не витали где придется, а сосредоточивались на Божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.

Келейное правило молитвы по лестовке

Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже«, с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си«; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи… Помяни мя, Владыко… Помяни мя, Святыи…» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

Видео (кликните для воспроизведения).

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

Лестовка старообрядческая молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here