Короткие молитвы феофана затворника

Святой текст: Короткие молитвы феофана затворника специально для Вас!

Православные молитвы ☦

2 молитвы святому Феофану Затворнику

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!»

Молитва вторая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

«О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальной сети:

О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой. Святитель Феофан Затворник

1) «Об устной. В сокращенном слове она говорится так: «Господи помилуй». «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалить всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро, и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегда ним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.

2) «Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему — через десять месяцев; а одному великому старцу — через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет — ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

— Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать, ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или — обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. — В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.

— Бог да сохранит вас от сих злых духов.

(№ 844. письмо 937. вып. 5. стр. 11.)

Молитвы святым

Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)

В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.

Читайте так же:  Просьбы к Богу молитвы

Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:

  • Полное житие святителя Феофана Затворника — Азбука веры

Труды святителя Феофана Затворника:

  • Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы — Анатолий Баданов
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
  • «Размышления на Рождество Христово» — святитель Феофан Затворник
  • «Слово на Сретение Господне» — святитель Феофан Затворник
  • «Краткое учение о Богопочитании» — святитель Феофан Затворник
  • «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о духовной жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма о разных предметах веры и жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Письма» — святитель Феофан Затворник
  • «Два слова о Святом Таинстве Крещения» — святитель Феофан Затворник
  • «Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской» — святитель Феофан Затворник
  • «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха» — святитель Феофан Затворник
  • «Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» — святитель Феофан Затворник
  • «Простые истины сердца» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник проповедей «Небесный Покров над нами» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов «Внутренняя жизнь» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов на разные случаи» — святитель Феофан Затворник
  • «Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще» — святитель Феофан Затворник
  • «Душа и ангел – не тело, а дух» — святитель Феофан Затворник
  • «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» — святитель Феофан Затворник
  • «Пять поучений о пути ко спасению» — святитель Феофан Затворник
  • «Востани спяй» — святитель Феофан Затворник
  • «Как надобно молиться» — святитель Феофан Затворник
  • «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия&quot — святитель Феофан Затворник
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ краткое содержание

О МОЛИТВЕ читать онлайн бесплатно

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась… и на ходу и при работе… И другие молитовки можно всегда повторять… «Боже очисти мя»… «Боже милостив»… «Настави мене Господи Боже»… и подобныя. Четочки носите, как носите ничего… если при этом не имеете суеверных загадок… А лучше имейте их под образами для правила… Не читать газет и романов хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы… и довольно.

Но главное старайтесь всегда помнить, что Господь близ… и все видит и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне. Благослови вас Господи!

Мало-мало нужно, что, пишите… Буду отвечать, хоть иной раз лениво.

( № 817. письмо 487. вып.З. стр. 178.)

О молитвенном правиле

То, чем вы заменили Оптинское правило, думается мне, лучше его. В Саввинском монастыре, что близ Иерусалима, за час до утрени дают знак, и монахи, каждый в своей келлии, исполняют поклоны с молитвою Иисусовой 150 земных и 1500 поясных. Кто не успеет, днем дополняет. Но не в форме сила, а в духе молитвенном. Что вы стараетесь прочувствовать в молитве, есть самое пригожее для молитвы. Чувствовать себя осужденником в час молитвенный, кто-то из отцев поставил в существо молитвы. Где-то, не помню, прописан вопрос: как лучше стоять на молитве? И ответ: стой как на суде, устремляя взор на уста Господни, из которых готово изойти последнее тебе решение: прииди, или отойди, и вопий: Господи, помилуй. — Что у вас и происходит. Мне кажется еще, что с единою молитвою Иисусовой можно всякия правила отбывать, только чтоб она была не в слове только, но и в силе.

( № 798. письмо 506. вып. 3. стр. 2 11.)

Как читать правило

Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший отец Н…! Молитвенное свое правило, по причине слабости зрения, вам можно ограничить временем, — и часа, как вы делаете, для него достаточно. Вместо же чтения молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: наберите себе коротеньких молитовок по вашим потребам… десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовой, всячески стараясь, чтобы со словами молитовки шли неразлучно и помышления и чувства, выражаемыя молитовками. Потрудитесь так час, и довольно. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их.

Читайте так же:  Католическая молитва от сглаза и порчи

Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такия и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы… и какой стишек падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящия вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много…

Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками.

4 апреля 1891 г.

(№ 805. письмо 379. вып.З. стр. 176.)

Время чтения правила

Правило читать во время утрени — ленивым и блуждающим туда и сюда мыслями — можно: все одно попусту утреня для них идет. — По порядку же нельзя. — На что же утреня-то?

( № 806. письмо 503. вып.З. стр. 178.)

Молитвенное правило

За мной еще остается один вопрос… о молитвенном вашем правиле. Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разхорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так… Потрудитесь возстановить его, как оно было в начале.

Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше. Рукоделие же совсем выбросьте… Где нашли вы такое позволение?… нет, нет… Преутруждать себя Надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь… недобрый…

6 января 1891 г.

( № 800. письмо 528. вып.З. стр. 182.)

О молитвенном правиле

Милость Божия буди с вами!

Достопочтеннейшая матушка, сколько я мог разобрать, вам желательно сократить келейное свое правило четырех-часовое, заменив его более краткою своеличною молитвою. И спрашиваете как себя вам поставить?

Прямо на этот вопрос ответить вам не могу, не зная, как шла ваша жизнь и откуда у вас ваше правило и какова ваша внутренняя молитва, о коей вы так ревнуете. Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советывались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Изменить можно, но иже порядок того требует, чтобы спросить.

Правило — не существенная часть Молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело — есть молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и наконец с преданием себя Господу всецело.

Когда есть такия движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целыя дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. «Ищите и обрящете. Господь близ». Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу. Если вы познакомите меня с вашею жизнию, с вашим внутренним строем и напишете в чем состоит ваше правило, то я, может быть, что-нибудь возмог бы сказать вам.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е.Феофан.

22 февраля 1888 г.

( № 801. письмо 515. вып.З. стр.183.)

О сокращении правила

После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело… Как представление пред Государя… И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.

( № 8127. письмо 477. вып.З. стр. 186.)

Молитва

(прекращение чтения акафистов и канонов.)

Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность — совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. — Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.

( №713. письмо 713. вып.4. стр. 107.)

О молитве

Сделайте, чтобы знание стало делом и получаемый вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь. Молитва — проба всего; молитва — и источник всего; молитва — и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным.

( № 730. письмо 796. вып.5. стр. 10.)

Молитва никогда не пропадает даром

Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезнаго и вреднаго. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. — Потому речь: «вот и Богу молитесь, а что получили?» — безтолкова. — Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!

Видео (кликните для воспроизведения).

( № 776. письмо 1406. вып.8. стр. 120.)

Как надобно в молитве просить Господа

… Это леность в молитве. Разозлитесь на нея и сейчас же уничтожьте, чтоб дух ея не пах…

Если она прорывается, но бывает всякий раз прогоняема, то это ничего, и говорить про это нет нужды. А если поблажка ей делается, то тут хозяюшка кругом виновата… что не жалеет добра свояго… От частых поблажек молитва совсем ослабеет, и молитвенное правило обратиться в безжизненную форму, и духовная жизнь замрет. Но я думаю, что вы тут немножко лишнее на себя наговариваете. Вам Бог дал доброхотное сердце, которое бывает и у вас есть источник деятельной жизни по заповедям относительно ближних.

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ краткое содержание

О МОЛИТВЕ читать онлайн бесплатно

Святитель Феофан Затворник

Молитвенное правило

Молитвенное правило

На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими-либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия-либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.

Читайте так же:  Правмир молитва Трифону

(n 708. письмо 719. вып.4. стр. 123.)

Молитвенное правило

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая — что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

( n 813. письмо 719. вып.4. стр. 125.)

Дорожное молитвенное правило

Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.

( n 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)

О правиле

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23,26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

Все сие пишу вам по-книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.

(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.)

(n 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)

Что делать, когда молитва нейдет на ум?

Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

( n845.письмо 113. вып.1. стр. 128.)

Поспешность в чтении молитвеннаго правила

Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…

Посмотрите как пойдет молитва… А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва… Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною…

По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить… и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!

( n 814. письмо 763. вып.5. стр. 1.)

Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила

Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.

( № 807. письмо 773. вып.5. стр.З.)

О молитвенном правиле

Как вы положили действовать относительно молитвы — добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы… Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвеннаго молитва не полна. То и другое надо иметь по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определеннаго «времени, места и меры». Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель — благоразу мие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какия употреблять молитвы… всякий может определять по своим обстоятельствам, увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: «непрестанно молиться».

(№810. письмо 947. вып.6. стр.96.)

Наставление о молитвенном правиле и душеспасительном чтении

Милость Божия буди с вами!

С удовольствием отвечаю… Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так… Постарайтесь… размышлять и запоминать. Вместо Фомы Кемпийскаго изберите для чтения другую книжку нашаго писателя… какия у вас есть такаго рода книги. Вместе сделаем выбор.

Жития святых в Четь-Минеи хорошо читать; хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святаго дня… Из общаго обзора сих очерков увидите, что у всех святых обще было, и из сего сделайте заключение: стало быть то и другое необходимо.

Акафиста достаточно и одного… Но лучше будет читать Акафист Божией Матери. Канон на исход души можно не вводить в правило.

О чтении Евангелия и Апостола уже сказано… Если читать по зачалам, то, прочитав положенное утром, к вечеру ничего не останется; разве разделить: Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много. Поклоны по произволу. Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утренняго и вечерняго по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле — большой поклон по четкам. То же и в конце правила. При поклонах — ма ленькия молитовки… Главная Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов — назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50… Примерно — Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы

Современники святителя Феофана Затворника, видя какой молитвенный подвиг несет этот подвижник, обращались к нему с практическими вопросами о молитве. Среди вопросов были, например, такие темы. Что делать если не хочется читать правило? Что делать если сильно устал и читать правило уже нет сил? Как быть, если мало времени на молитву? Как читать правило, если ты в дороге? С какой скоростью читать правило и как правильно эту скорость настроить? Как правильно сокращать правило и можно ли это делать? Как быть если вместо правила хочется помолится своими словами?

Читайте так же:  Молитвы на всякую

Святитель Феофан Затвориник

По мысли святого, наша домашняя молитва по молитвослову — это своего рода обучение молитвенному духу: «Молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».

На само же молитвенное правило, святитель Феофан смотрел, как на инструмент, который помогает человеку вознести ум и сердце к Богу. К сожалению, сегодняшний христианин, зачастую видит чтение утреннего и вечернего правила, как некий долг перед Богом. Непонимание сути в молитвенном правиле приводит человека к сокрушению оттого, что по немощи или по другим обстоятельствам он был вынужден временно сократить своё домашнее молитвенное правило. Часто можно встретить и такое, когда чтению правила определяют больший вес, чем даже любовь к родными и близким.

В одном из своих писем владыка Феофан пишет: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением, и наконец с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. Ищите и обрящете. Господь близ. Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу» (Том 3. Письмо от 22 февраля 1888 года.)

Говоря о молитвенном правиле, святитель Феофан всегда подвигал свою паству к тому, чтобы люди уходили от механического вычитывания правила. Владыка разделял само чтение правила и плод от этого правила. Плодом, как мы увидели из его письма, он называл вознесение ума и сердца к Богу, а не саму цель прочитать все от корки до корки. В другом письме владыка пишет – «Собираетесь вычитывать правило. Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение» (5 том. Письмо 773).

Бывает, что человек не ощущает плода от чтения молитв. С этим вопросом к святителю обращалась одна женщина, и вот ответ: «Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий. И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас. скорей, поскорей. От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить. Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства. Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего. Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь. Посмотрите, как пойдет молитва. А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва. Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною. По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить. и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!» (5 том. Письмо 814)

А какой темп и ритм чтения молитвы должен быть у правила? Ведь причиной отсутствия плода, святитель Феофан указывает на поспешность чтения, которое не дает пережить, пропустить через свое сердце то, о чем говорится в молитве.

  • Чтение псалмов на всякую потребу — какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи — подборка известных православных молитв о семье
  • «Православные акафисты» — сборник акафистов
  • Молитвы православных воинов — сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе «Православный молитвослов» — молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.

В одном из своих писем, Феофан Затворник пишет: «…никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь» (5 том. Письмо 773). И в этом же письме он продолжает: «Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать. на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед. » (5 том. Письмо 773).

Подвизающиеся на Валаамском подворье монашествующие, соблюдают это правило святителя Феофана Затворника следующим образом. Определяют, сколько времени у них уходит на прочтение при обычном темпе молитвы. Затем ставят будильник на этот отрезок времени, то есть 20, 40 минут, кто-то и на час и более, у кого какое правило, и читают не спеша молитвы в этот отрезок времени. Это практика помогает уйти от механического быстрого чтения молитв.

Святитель уводит нас от фарисейской молитвы в духе: «мир рухнет, а правило я прочту», и приводит нас к живому общению с Богом: «Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить … известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят ….в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика. Привыкли вы к прочитыванию определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать и спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный не всю приносит пользу. Без правила нельзя; надо непременно его иметь, но стараться исполнять его так, чтоб это была молитва» (Том 1. Письмо 53).

Святитель не ставит в укор, что не получилось вычитать до конца, а наоборот пишет — «А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика». А где же тогда беда? Ответ в этом же письме – «нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное!»

Читайте так же:  Молитва чтобы человек уснул

Живое общение возможно ли по чужим молитвам? «Никогда не читайте без перерыва молитвы. а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. так до самого конца положенного времени.» (5 том. Письмо 773).

«Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. » — эти слова возвращают к тому письму, которое процитировано в начале: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу». Захотелось что-то сказать Господу, захотелось излить душу, почувствовали движение сердца? Тогда и говорите Богу своими словами.

В другом письме святой учит: «Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди. » Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами. А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.» (Том 1. Письмо 2).

В отведенное на утреннее и вечернее правило время, можно посветить чтению и псалмов и в молитве Иисусовой и пр. Если есть желание читать псалтирь или же душа тянется почитать акафист или канон, так читай. Феофан Затворник резюмирует — «Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно».

Конечно, в молитве должно быть и понуждение, но с рассуждением. Свяитель Феофан хоть и дает свободу молитвы, но при этом учит, что к молитве нужно себя подвигать – «Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея. Если и после нейдет. нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать. похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.» (Том 1. Письмо 113).

Как научится переживать молитву? «Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце» (Том 5. Письмо 773).

  • О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут ли христиане достигать совершенной меры — преподобный Макарий Египетский
  • О молитве — протоиерей Константин Ровинский
  • Способен ли молиться современный человек? — митрополит Антоний Сурожский
  • Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
  • Напрасная ли трата времени — молитва? — игумен Маркелл Павук
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему — Святитель Николай Сербский
  • Мешает ли молитвенное правило молитве? — Беседа протоиерея Алексея Уминского и протоиерея Максима Козлова
  • Как молитва по соглашению спасла ребенка от убийства — Мария Сараджишвили

О сокращении молитвенного правила Феофан Затворник дает такой совет: «После утомления плохо совершаете вечернее правило. Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются. Тогда становитесь на правило. если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.» (Том 3. Письмо 447).

О чтения правила в дороге, дается такое поучение: «Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом» (Том 4. Письмо 699).

Некоторые христиане исполняют древнее христианское правило – прибавлять к молитвам чтение Евангелия и Апостола: «Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так. Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много.» (Том 3. Письмо 487).

Бывает, что неофит, воодушевившись, берет на себя не только чтение утренних и вечерних молитв, но и прилагает к этому чтение акафистов и канонов. Но потом, когда воодушевление проходит и человек сталкивается с ленью и «занятостью», и оставляет каноны и акафисты. Отчего человека мучает угрызение совести по этому поводу. «Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность — совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. — Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.» (Том 4. Письмо 713).

Видео (кликните для воспроизведения).

И наконец, актуальный вопрос: сильно ли вредит молитве интернет и подобные вещи? Ответ на этот вопрос, переложив его на наше время, можно найти так же в письмах святителя Феофана: «Не читать газет и романов хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы. и довольно. Но главное старайтесь всегда помнить, что Господь близ. и все видит, и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне» (Том 3. Письмо 487). Иными словами, святитель не предлагает полностью от всего отказываться, но рассудительно выбирать из всего полезное и назидательное для себя.

Короткие молитвы феофана затворника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here