Какие читать молитвы в Крестопоклонную неделю

Святой текст: Какие читать молитвы в Крестопоклонную неделю специально для Вас!

Какие читать молитвы в Крестопоклонную неделю

. В помощь прихожанину.
Неделя Крестопоклонная

Третья Неделя* Великого поста называется Крестопоклонной: в службе этой Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является вынос Креста на середину храма для поклонения. Вынос Креста происходит на утрени, в конце великого славословия. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста.

*Неделя — древнерусское название воскресения.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах, глас 5: Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, глас 8: Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты. Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже: Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.

Евангелие на литургии

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Читайте так же:  Молитвы дивеевским Святым

Святитель Феофан Затворник

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, — а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Свое название «Триодь» (по-гречески — «Триодион», т.е. трипеснец — от слов — «трио» — три и «оди» — песнь) получи­ла от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев (канонов, состоящих всего из трех песней).

Своим распространением и употреблением Триодь обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому, которому принад­лежат трипеснцы на повечериях недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.

В IX веке преподобные Иосий и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключающая в себе около 160 служб — больших и малых.

В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

Календарь на следующую седмицу:

Четверг, 22 марта – полиелейный праздник — 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
Суббота, 24 марта – поминовение усопших.
Воскресенье, 25 марта – Иоанна Лествичника.

Чтение на каждый день Великого поста

На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною.

В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь.

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути.

Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церквоь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение.

ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

«Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ».

Тропаь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6

Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

«Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при Воскресении Христовом».

Тропарь трипеснца, глас 3

О ПОКЛОНЕНИИ КРЕСТУ

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» ( Гал. 3, 27 ). И далее: «Христос есть Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Читайте так же:  Молитва Святому Николаю Чудотворцу текст

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание ( Исх. 12, 12, 29 ). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» ( Пс. 131, 7–8 ). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24, 30 ), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» ( Мк.16:6 ). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками ( Быт. 48, 14 ), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами ( Втор. 28, 66 ). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( Ис. 65, 2 ). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Точное изложение православной веры кн. 4

Четвертая седмица Великого поста. О чем не забыть

В по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы на службах совершается поклонение Кресту. В пят­ни­цу по окон­ча­нии ча­сов, перед Литургией, Крест уносится в ал­тарь. Вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ной.

Видео (кликните для воспроизведения).

В среду, 3 апреля, и пятницу, 5 апреля, Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В суб­бо­ту Четвертой сед­ми­цы, 6 апреля, за­упо­кой­ная служ­ба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.

Многие верующие уже успели принять участие в Таинстве Соборования, которое в большинстве храмов проходит именно в пост. Но еще есть время собороваться — ради исцеления души и тела. Подробнее о Таинстве, его смысле и как к нему приступить — в нашем материале.

В воскресенье, 7 апреля, Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

На этой неделе пост проходит свой экватор, в воскресенье, 7 апреля, также празднуется день памяти преподобного Иоанна Лествичника, «который сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать», говорит митрополит Антоний Сурожский.

Читайте так же:  Молитва игнатия брянчанинова

Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица», особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста. Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. «Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная

Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Читайте так же:  Молитва от ссоры с любимым

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Какие читать молитвы в Крестопоклонную неделю

Начал — это последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают Богослужение в храме или дома. Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно. Это краткие молитвы, за которыми следует завершение — «отпу́ст». Первые три молитвы сопровождаются поклонами (в современной практике — поясными, кроме будних дней Великого поста).

Поясной поклон

Молитва, обращенная к Богородице, всегда оканчивается земным поклоном. И, наконец, славословие Святой Троице с тремя поклонами, обычно — поясными (кроме Великого поста). После отпу́ста полагается земной поклон без крестного знамения, обращенный к настоятелю храма, а в домашней молитве — мысленно, к своему духовному отцу. Таким образом, «начал» содержит 7 поклонов с крестным знамением, отчего и получил свое название. У современных старообрядцев-поморцев поклон после отпу́ста совершается с крестным знамением.

Земной поклон

История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.

Приходные и исходные поклоны являются важной частью старообрядческого богослужения. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад. В новообрядчестве после реформ патриарха Никона приходные и исходные поклоны были отменены.

Семипоклонный начал — самый краткий вариант домашней утренней и вечерней молитвы, необходимый минимум. Даже собираясь утром в храм на службу, старообрядцы полагают дома семипоклонный начал. Перед тем, как лечь спать, также принято молиться «начал», независимо от того, был ли человек за вечерней службой в храме, молился ли дома павечерницу или иные вечерние молитвы или не молился совсем.

Текст молитв Значение молитв
Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной). Боже, будь милостив ко мне, грешнику.
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной). Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня.
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной). Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.

Примечание 1. Это молитва мытаря, о которой мы узнаем из евангельской притчи о мытаре и фарисее.

Примечание 2. Женщина или девочка, молясь наедине, изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную».

Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, Нам, людям, всегда следует восхвалять и прославлять Тебя, Богородицу,
присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. родившую Бога, всегда блаженную и не имеющую порока, матерь
Бога нашего,
Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, заслужившую даже большего почитания, чем Херувимы, и достойную большего прославления, чем Серафимы.
без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон всегда земной). Безболезненно родившую Сына Божия, истинную Богородицу, Тебя величаем.

Примечание. Эта молитва в старообрядческих книгах называется «Достойно».

Если семипоклонным началом заканчивается молитва, то после «отпуста» совершается три поклона с молитвой мытаря «Боже, милостив…»

Старообрядцы часто так и говорят: «Положи три поклона». В таком случае при поклонах читается только «Молитва мытаря», которая совершается при входе в храм, жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы. Перед выходом также нужно помолиться три поклона.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Читайте так же:  Оптинские старцы молитвы утренние

Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
Тропарь Кресту [ 1.92MB]

Кондак Кресту [ 1.07MB]

Кресту Твоему [ 2.24MB]

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Kресте [1.75MB].

Проповедь в неделю Крестопоклонную.
Митрополит Антоний Сурожский

Источник: Библиотека «Митрополит Сурожский
Антоний»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному
Кресту Господню. Один раз — во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия
Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на
котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем
мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был
найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на
котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и
любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест,
вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой
Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в
Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы
живоносному Господню Кресту.

Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла,
с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий
Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и
Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к
поклонению Кресту Господню?

Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что
для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией
собственной жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные
Христом к нам: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест
свой, и да грядет по Мне». Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество
жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А
последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и
мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с
того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я
действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе:
сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более
прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение
себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить,
это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть
для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой
бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем,
тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля,
т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость, ликование и
торжество.

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши,
привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где
говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните,
как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто
умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с
мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть
невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую
справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и
Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и
Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может
погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к
этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость
Бог ему обещал — и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же
день оказался со своим Спасителем в раю.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому
Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой
надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести
вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями
нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы
станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со
Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и
могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой
Божественной любви. Аминь!

Какие читать молитвы в Крестопоклонную неделю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here