Из чего состоит молитва

Святой текст: Из чего состоит молитва специально для Вас!

Из чего состоит молитва «Отче наш»

Видео (кликните для воспроизведения).

01.01.12, 12:00

Молитва Господня состоит из призывания, семи прошений и славословия. При этом сами прошения находятся в тесной связи между собой. «Отче наш» — это не только одна из важнейших молитв, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах и заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Призывание: «Отче наш, Иже еси на небесех»

В призывании Бог называется Отцом. С одной стороны, это проявление милости Божией, с другой — называть Бога Отцом может только тот, кто искренне хочет жить по вере, подчиняя свои желания разумной Его воле. Произнося первые слова молитвы Господней, выражается готовность и принимается обязанность любить Бога Отца всем разумением и сделать все зависящее, чтобы стать детьми, Его достойными. Господь научает возносить молитву не от лица только себя, но и от всех ближних, почему не говорит «Отче мой», а «Отче наш» (. «Этим самым Господь повелевает, — разъясняет святитель Иоанн Златоуст, — возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего». Господь называется «сущим на небесех», поскольку Он, хотя и вездесущ, но в Священном Писании (Пс. 2, 4; 102, 19) и у святых отцов небеса представляются местом особого Его присутствия. «Сказав «на небесех», — рассуждает блаженный Феофилакт, — Господь не ограничивает ими Бога, но слушателя возводит к небесам и отводит от земного».

Первое прошение: «Да святится имя Твое»

Имя Господне само по себе свято и славно без всякого прославления, но среди верующих оно может прославляться их высокой нравственной жизнью (Мф. 5, 16), и хулиться противоположными поступками (Ис. 52, 5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом и носят имя христианина, чтобы они просили Бога сподобить их прославлять Его своею жизнью, своими добрыми делами и распространять Его славу между людьми (Мф. 5, 16).

Второе прошение: «Да приидет Царствие Твое»

Этим прошением усиливается первое прошение. Если просим, чтобы пришло к нам Царствие Божие, то, как утверждает святитель Григорий Нисский, «в действительности умоляем Бога об избавлении от тления, смерти, от уз греха и страстей, о прекращении борьбы плоти с духом, и вселении на место всего порочного — духовного: мира и радования». Прошение о Царствии есть благоговейное желание, чтобы Царство Божие, распространяясь на земле, утверждалось в душах верующих и в свое время привело их в «наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1 Пет. 1, 4).

Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Мы должны стараться вести такую жизнь, чтобы исполнять здесь на земле Его святую волю так, как исполняют ее Ангелы в светлых небесных обителях. «Прежде достижения неба, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — надо землю сделать небом, чтобы и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на небе». А так как мы на пути к Царству Небесному окружены разнообразными соблазнами, то в третьем прошении мы молим Господа укрепить нас в добре, в подчинении своей воли Его воле. «Естество человеческое, — поучает святитель Григорий Нисский, — однажды приведенное в расслабление пороком, немощно для добра. Ибо человек не с такою легкостью, с какою доходит до худого, возвращается от него опять к доброму. Посему, когда действует в нас стремление ко злу, то не бывает потребности в содействующем, потому что порок сам собою довершает себя в воле нашей. Когда же возникает возжелание лучшего, то потребно бывает, чтобы Бог помог привести его в исполнение».

Четвертое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

С этого прошения начинается вторая часть молитвы Господней. Первые три относились преимущественно к славословию Имени Божия, следующие четыре составляют просьбу о благах личной жизни молящегося. Словами четвертого прошения мы молим Господа, чтобы Он дал нам на этот день все необходимое для нашего существования: как телесного, так и душевного. Для телесной жизни нужны пища, одежда и жилище. Но это попечение о естественных потребностях не должно заглушать памяти о Божием Промысле. Ограничивая естественные потребности строгой необходимостью, христианин больше помышляет о хлебе духовном — слове Божием (Мф. 4, 4), о Святых Таинствах и особенно заботится о Таинстве Причащения (Ин. 6, 53-56). «Хлеб обыкновенный, — поучает святитель Кирилл Иерусалимский, — не есть насущный, а сей святой хлеб (Тело и Кровь Господа) есть насущный. Сей хлеб сообщается всему твоему составу к пользе души и тела». В этом прошении молящийся подчиняет низшие стремления материальной природы высшим потребностям и связывает с Богом свою вседневную жизнь, свое настоящее.

Пятое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Под долгами здесь понимаются грехи. Пред Богом, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, «наши долги многочисленны». Нет человека на земле, который мог бы сказать, что он безгрешен. «Кто бо чист будет от скверны?» — спрашивает ветхозаветный праведник Иов и отвечает: «Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов. 14, 4-5). Но как бы ни были тяжелы грехи, Господь прощает их по вере в Его искупительные заслуги и при условии, если мы простим и наших должников. «Спаситель тебя самого виновного делает судьею над самим собою, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого». «Не забудем же миловать прежде, нежели просить помилования», — поучает святитель Филарет (Дроздов).

Шестое прошение: «И не введи нас во искушение»

Недостаточно просить прощения грехов, христианину необходимо стремиться к тому, чтобы более их не совершать. «Бесполезно было бы и прощение грехов, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — если бы мы всегда возвращались к ним с прежнею слабостью». Искушениями называются такие случаи жизни, когда легко можно впасть в грех. По заключению святого Кассиана, здесь прошение не вообще избавить от искушений, так как они часто требуются для твердости добродетелей, а прошение, чтобы Господь не попустил быть побежденными ими. Главным виновником искушений бывает диавол, поэтому следующее прошение и состоит из моления об избавлении от него.

Седьмое прошение: «Но избави нас от лукаваго»

Диавол непрестанно строит козни, пользуясь всеми средствами для достижения своих пагубных намерений, со своей стороны мы не должны предаваться духовной беспечности, но быть всегда готовыми вступить в брань с ним. Но так как мы сами, по нашей немощи, не можем с успехом с ним бороться, то Христос дает наставление — обращаться за помощью к Богу. «Мы бессильны устоять против него, — замечает Симеон, архиепископ Солунский, — потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих. не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него?».

Славословие: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

В последних словах содержится твердая надежда на получение просимого. Не бессмысленны вера и любовь к Богу, не бесцельна борьба со злом: «Господь — Царь всего, имеет вечную державу, может сделать все». Произносимое в конце молитвы слово «аминь» служит выражением того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: «Да просит же верою, ничтоже сумняся» (Иак. 1, 6).

Подготовил Дмитрий БОРИСОВ

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Молитва и ее структура

Что такое молитва знают все верующие люди. Но знают ли они, почему и как она действует? Какова структура молитвы? Молитва – это обращение к Богу, заключающее в себе смысловую нагрузку в виде сочетания слов в определенном порядке. Структура молитвы имеет своеобразный энергетический контейнер набора слов. Молитва бесполезна, если контейнер не будет заряжен искренним чувством и энергетикой души.

Набор слов молитвы строится определенным образом для различных нужд. Вернее слово «нужд» не вполне правильное… ибо «нужда» понятие разрушительное. Поэтому лучше, наверное, сказать: для различных благ.

Итак, структуру молитвы (разберем ее на примере молитвы покаяния) можно разделить на несколько блоков, схема которых размещена ниже.

1. Господь Отец Небесный!

2. Я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Я верю, что Иисус Христос есть сын Божий. Я верю, что Он умер за мои грехи и воскрес из мертвых. Я признаю себя большим грешником перед Тобой

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Прости также грехи всех моих предков, из-за которых я страдаю сейчас. Я отрекаюсь от всей своей прошлой греховной жизни.

4. Прошу Тебя, научи меня жить так, как Ты этого хочешь. Научи меня выполнять Твои заповеди, научи меня жить безгрешной жизнью. Помоги мне справиться со всеми моими греховными привычками, избавь меня от сквернословия, от алкоголизма, от наркотической зависимости… (перечислите все ваши греховные привычки). Помоги решить все мои проблемы.

5. Я прошу Тебя, войди в мое сердце и живи во мне, я очень в Тебе нуждаюсь. Не оставляй меня. Аминь

  1. Обращение к высшим силам… в данном случае к Богу. Молитва не должна распыляться неведомо куда – нужен конкретный источник силы, в который вы искренне верите. Это может быть Бог, может быть вселенский разум, может быть информационное поле земли и т.д. В зависимости от того во что вы верите.
  2. Утверждение вашей веры в возможности реальной силы, способной вам помочь. Этим вы подтверждаете существование этой силы, усиливая энергию молитвы. Своего рода самовнушение.
  3. Покаяние, признание своих ошибок и возможность их исправления. Этим вы даете понять, что ваше сердце открыто и очищено от скверны (неправедных поступков, неприглядных деяний и т.д.), для того чтобы впитать благо нисходящее свыше.
  4. Просьба-прошение энергия, которой должна заполнить сосуд вашей души для своей реализации. То есть этим самым вы настраиваете себя на то, что молитва услышана и в вашу жизнь скоро придут желаемые изменения.
  5. Закрепление молитвы. Вы как бы ставите точку, печать, исключая возможность утечки, полученной благой энергии, и, закупоривая контейнер молитвы окончательно и бесповоротно.

Дальше действует ваша укрепленная молитвой вера, подвигая вас на принятие решений связанных с конкретными шагами для реализации ваших желаний. Решения будут приходить спонтанно как бы свыше. Молитвой вы открыли канал связывающий вашу душу с высшими силами. По этому каналу будут приходить свежие идеи, благие мысли и верные решения.

Молитва предназначена лишь для одного – приносить благо в вашу жизнь и жизнь окружающих вас любимых людей. Для других целей она работать не станет. Вы не сможете молиться о причинении вреда другому человеку, потому что это уже будет не молитва. Это будет проклятие, которое опирается на совершенно иные силы, о которых мы поговорим в следующий раз.

Молитва может излечить ваше тело, пролиться бальзамом на душевные раны успокоить и сбалансировать ваш внутренний мир. Читать ее рекомендуется наедине с самим собой в полной тишине. Перед глазами должен быть предмет, на котором вы сможете сфокусировать взгляд. Это может быть икона или что-то другое способное притянуть ваше абсолютное внимание.

Вы должны выбросить из головы посторонние мысли и сконцентрироваться только на молитве визуально представляя, как благость физически входит в ваше сердце. Эзотерики называют подобное действие аутотренингом или самогипнозом. Принцип действия не зависит от того во что вы верите. Главное это будет работать лишь потому, что вы верите.

Молебен: состав и значение

О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь Гагарин

Зачем нужна совместная молитва?

«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» – еще очень-очень давно сказал царь-псалмопевец Давид. Одиночество горько и порой невыносимо. Ведь даже радость не в радость, когда нам не с кем ее разделить. Что уж тогда говорить о горе, о несчастье, о страдании. Общение между собой тех, кто понимает друг друга, сочувствует друг другу, — одна из самых больших ценностей. Даже если они просто доброжелательно беседуют, выслушивают друг друга с неподдельным сочувствием – это немало. Но еще более ценно, когда люди, связанные общей болью, объединяются в молитве.

Жизнь верующего немыслима без молитвы. Чем искреннее вера, тем больше потребность у человека время от времени оставаться наедине с Богом. Но если общение с Господом бывает только «наедине», духовная жизнь становится однобокой. Иисус Христос желает видеть в нас такую веру, которая не только объединит нас с Ним, но и друг со другом. «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»,( Ин. 17:21 ) — молился Своему Отцу перед тем, как идти на Голгофу Господь о нас с вами.

В любом деле совместное усилие увеличивает результат действия. Это же верно и по отношению к делу молитвы. Когда несколько человек вместе молятся об одном и том же, сила молитвы возрастает многократно.

Самой сильной, самой действенной и благодатной общей молитвой является, конечно, Божественная Литургия. Когда же возможность совершения ее затруднена и не получается причаститься из общей Чаши, мы можем собраться на молебен.

Кому мы молимся?

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!» – так принято начинать молебен в Православной Церкви. Этим возгласом, произнесенным от нашего имени священником, мы сразу свидетельствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее общения с Ним. И что мы полностью доверием Ему, даже если то, что сейчас с нами происходит, скорбно и мучительно. Он знает, какими путями привести нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 )». И не только сказал об этом, но и Сам стал Человеком, чтобы разделить с нами боль. Есть ведь что-то безнравственное, когда призываешь страдать и терпеть других, сам будучи не причастен страданию. Никогда не сможет понять до конца страдание другого тот, кто сам не пережил ничего подобного. Тот Бог, в Которого мы верим, поймет любого, потому что о страдании знает не со стороны. Каждый раз, осеняя себя крестным знамением или взирая на Святое Распятие, вспоминаем, что пережил Он для того, чтобы разделить с нами горький путь нашей жизни. И если на молебен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, молящихся, но и для Того, к Кому обращаемся с молитвой.

Обычно после возгласа всеми участниками молебна поется молитва «Царю Небесный…» Она обращена к Святому Духу. Когда на пятидесятый день по Воскресении Христовом Святой Дух сошел на учеников Господа, родилась Церковь – единство верующих во Христа. До начала молебна нас объединяла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объединяет Дух Святой, Дух Истины, подлинный Утешитель всех ищущих утешения и помощи.

Затем обычно поются тропари, то есть краткие песнопения-молитвы тем, кому заказан молебен: Господу, Богородице, Святым…. Тропари бывают разные, но предваряются они обычно песнопением «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Этот стих из 117 псалма повторяется четырежды, чередуясь с четырьмя другими стихами. Не буду приводить и объяснять их все, но один из них бывает особенно созвучен чаяниям многих молящихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» ( Пс.117:17 ) Ведь часто на молебен приходят те, кто находится между жизнью и смертью. Как важно услышать им из уст священнослужителя такое уверение! «Не умру, но жив буду…!»

После тропарей поются запевы, или краткие молитвенные обращения к тем, кому сложится молебен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спрашивают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Подскажите, пожалуйста». По большому счету все наши молитвы, все наши молебны обращены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исходит сила, укрепляющая, исцеляющая, очищающая и обновляющая нас. А как же святые? Они – сомолитвенники наши. Заказывая молебен тому или иному святому, мы просим, чтобы он помолился вместе с нами, помолился за нас. Никогда никакого святого не просим мы «спаси» или «помилуй». Это не в их власти. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», «Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обращаемся мы ко святым угодникам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несравненно большую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать подлинными друзьями Божиими, кто жизнью своей подтвердил свою веру и любовь. Они действенно молятся о нас.

Только для Пресвятой Богородицы делается исключение. Обращаясь к Ней, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Такое исключение понятно каждому, кто понимает, какое особое значение имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спасения. Степень Ее близости к Богу столь велика! Вспомните, в Кане Галилейской Ей удалось упросить Иисуса Христа совершить чудо, которое совсем не входило в Его намерения. Кто когда из святых имел такое дерзновение!

Зачем Богу списки имен?

Пропев запевы, мы подходим к важнейшей части молебна – чтению Евангелия. Тут хочется добавить: чтение Евангелия должно быть важнейшей частью всей нашей жизни. Богослужебным Уставом для каждого молебна предлагается свое чтение. Так, если обращаемся с просьбой к Господу Иисусу Христу, то звучат такие слова из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Мтф. 7:7,8). Если молебен благодарственный, то вспоминаем о десяти прокаженных, из которых только один исцеленный Господом возвратился, чтобы поблагодарить Его. Евангельский отрывок молебна о болящих напоминает об одном из чудесных исцелений, совершенных Господом. А когда служим молебен об умножении любви, перечитываем одно из самых радостных откровений о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и привлек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невозможна, если бы прежде Он не возлюбил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отвечаем на Его любовь.

«Пусть никто не боится смерти!»

Не всегда есть у человека возможность участия в молебне. Многие приходят в церковь, заказывают молебен, пишут записку с именами тех, о ком просят помолиться, оставляют пожертвование и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помолятся о нас другие. И это немало. Ведь даже желание, чтобы о нас помолились, уже некий начаток молитвы. Но, если это возможно, намного лучше прийти на молебен самому.

«Не умру, но жив буду….» Но ведь умру же! Даже если совершенно здоров, все равно не избежать мне смерти. Даже если здоров… А молебен чаще всего собирает тех, кто очень даже нездоров. Или их близких. Часто ли случается, что после молебна болезнь уходит и возвращается здоровье? Случается, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, возможны, но не часты.

Всем нам суждено когда-то умереть, за исключением тех, кто доживет до второго пришествия Господа. Но к нам, верующим, обращены слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы слышим ежегодно в конце Пасхальной утрени: «…Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!… Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! ….Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! …» Тот святой, кому принадлежат эти слова, умирая произнес: «Слава Богу за все».

Скорби и болезни временны. Они закончатся. Вечная жизнь, вечная радость не закончатся никогда, если в этой временной жизни не отчаемся и не утратим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одолело уныние, чтобы умножилась вера и любовь, собираемся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомневаться, что обязательно получим ее.

Молитва: зачем и как нужно молиться

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Молитва — что это?

Согласно учению святых отцов, «молитва есть общение и беседа человека с Богом». Или как еще говорят об этом: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». Правильнее было бы сказать, что в молитве человек говорит или, хотя бы, пытается говорить с Господом.

Как мы знаем, для того, чтобы дитя научилось речи, его обычно никто специально сему не учит. Но обретает он сей дар в общении с другими людьми, в первую очередь со своими родителями — так точно было раньше и с даром молитвы.

Которой ребенок учился в общении с другими, более опытными молитвенниками; учился главным образом в своей благочестивой семье и христианском обществе. Однако сейчас такое «днем с огнем надо поискать». Вот почему одна из главных проблем нынешнего христианина, пришедшего из атеизма в православие и состоит в том, что он попросту не умеет молиться.

Полезные материалы

Как о сем еще задолго до наших времен было откровении во образе видения (говорят, оно было святому праведному Иоанну Кронштадтскому):

Кто же может помочь нам в этой страшной беде?! Только Сам Господь. И чтоб получить такую помощь, первым делом заметим, что молитва – это только часть нашей беседы с Богом, когда мы говорим с Ним. Вторая ее часть – это чтение Священного Писания, когда уже Сам Бог говорит с нами.

Как следует молиться

Открыв Евангелие, мы узнаем заповеди Христовы о молитве, данные Им в Нагорной проповеди:

Правда, буквальный смысл этой заповеди кажется нам тщетным. И действительно, живя в антихристианском обществе мы вряд ли прославимся, если будем напоказ молиться в разных общественных местах и на перекрестках. Скорее нас примут за ненормальных. Так что в наше время мало кто решится повторить сей сомнительный «подвиг» древних лицемеров.

Но эта заповедь имеет еще другой, духовный смысл. Ведь в любом обществе и месте всегда есть хотя бы один внимательный зритель, часто именно ради которого мы совершаем различные добрые дела, в том числе, творим молитвы. Кто же этот зритель? Это ты сам. Ибо нашей падшей природе свойственно запоминать свои добрые дела, гордиться и надмеваться ими.

Это особенно свойственно тем «подвижникам», которые, вообще не научившись молиться, пытаются совершать особые молитвы, чаще всего, «Иисусову». Таковые обычно скрупулезно подсчитывают, запоминают их количество и вовсю борются за него. Но… согласно вышеприведенной заповеди Спасителя — это тщетный труд.

Тут верно такое правило: «Что мы запоминаем, то Бог забывает; а что забываем мы, то помнит Он». Запоминаем мы свои добродетели – Господь их забывает; а если забудем их мы, то будет помнить Он. Для нашего падшего естества свойственно первое (видеть себя очень добродетельными), и очень трудно последнее. А надобно, иначе молитва не пойдет. Подскажу и как достичь сего последнего – для сего необходимо иметь твердую православную веру в догмат Искупления. Только так христианин может научиться не помнить содеянные им добрые дела – а иначе никак!

Что же далее говорит Спаситель о молитве:

Согласно толкованию этого места Св.Писания блаженным Феофилактом:

Поэтому они выдумали себе множество «богов», каждый из которых отвечал за что-то земное: эти самые власть, богатство, победу и т.д. Поэтому, боясь оскорбить какого-то из этих своих «богов», они в молитве старались угодить каждому. Почему и были многословны.

Подобно тому, как, например, языческие Афины были настолько переполнены идолами (тоже старались каждому «богу» угодить), что апостол Павел, пребывая в сем городе, даже «возмутился духом» (Деян.17: 16). Так мало этого, боясь, что даже при всем своем усердии они какого-то истукана забыли, предусмотрительные афиняне еще специально создали жертвенник «неведомому Богу» (ср.Деян.17: 23), — это тем, кого они не почтили капищем! Чем и воспользовался ап.Павел для своей проповеди в ареопаге.

Для нас же во всем этом важно следующее: язычники исказили образ Божий, из-за чего не могли молиться так, чтобы быть услышанными Богом. И действительно, мы ведь и в обычных наших беседах говорим по разному с различными лицами: иначе с матерью, иначе с отцом; иначе с господином, иначе с рабом; иначе с другом, иначе с врагом и т.д. Многое ведь зависит от лица собеседника, и если мы начнем говорить с ним не по чину, то и никакого разговора не получится. Точно также и в молитве – беседе с Богом.

Но язычники хотя и исказили образ Божий, однако все же верили, что Бог или боги есть. А пришедший из атеизма должен усвоить и это. Пока же он это не усвоил, то и молитва у него получается с каким-то пустым местом. Что, кстати говоря, очень удобно перетекает в предыдущее — когда таковой лицемерный «молитвенник», не видя Бога, молится напоказ перед самим собой.

Если же христианин преодолеет этот соблазн, то тогда ему надо разобраться со свойствами Божиими. Ибо ныне бесы, а также некоторые лжеучителя стараются изобразить Бога либо только милостивым и все прощающим; либо только праведным и за все наказывающим. В первом случае, согласно их лжеучению, «молиться и не надо», ибо Господь «все равно все простит». А во втором – «в молитве нет смысла», ибо Праведный Судия «все равно не помилует».

Христиане века сего лукавого охотно клюют на эту бесовскую удочку по причине своей чрезмерной греховности. Нам бывает страшно предъявить свои чудовищные грехи на суд Божий, поэтому мы часто ждем от Него одной лишь милости. Когда же ее одной, естественно, не получаем, тогда впадаем в уныние или, что еще хуже, в отчаяние. И тогда уже не молимся, думая, что милости нет.

Правильно здесь следующее.

Но при этом надобно иметь твердую веру в милосердие Искупителя, кое, по словам святых, есть океан милости, в котором подобно капле уксуса без следа растворяются, исчезают все наши грехи, сколь чудовищными они бы не были.

Но это бывает не само по себе, не в силу одного лишь милосердия Божия, а лишь тогда, когда мы приложим к сему усилие на исповеди и/или в молитве. Ибо

Если христианин поступит так, то он станет молиться по настоящему. Он почувствует себя человеком, который тонет в болоте собственных грехов или повис над пропастью своих беззаконий, и зовет на помощь в надежде, что кто-то его услышит. Этот зов и есть подобие молитвы. Поэтому, как безумным покажется нам тот погибающий, который думает спастись одним своим лишь криком, призывом на помощь, так точно безумен и тот вышеозначенный лицемер, который думает спастись одним лишь многочисленным повторением молитвословий.

Нет, надобно, чтобы погибающего кто-то услышал и пришел ему на помощь: помог выбраться из пропасти, вытащил из болота: таково подобие первого вида молитвы – просительной, когда мы просим Господа о чем-либо. И если в миру не всегда найдется такой помощник, то в духовной жизни Спаситель всегда пребывает рядом с нами и ждет, когда мы молитвенно призовем Его.

Главные молитвы в православии

И в заключение Своих заповедей о молитве, Он дал нам ее образ, называемый молитвой Господней:

Имя Отчее святится в нас, когда мы исполняем не свою, а Его волю; тогда-то воцаряется в наших душе и сердце Царствие Божие! Все прошения о наших земных нуждах содержатся в нескольких словах: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»; хотя некоторые толкователи считают, что здесь речь идет и о Хлебе надсущном, т.е. о причащении Святых Таин.

О том же, что мы должны прощать грехи друг друга, Сам Господь сказал далее:

Что же касается слов «и не введи нас во искушение», — то их не следует понимать в том смысле, что мы просим избавить нас от самих этих искушений, чтобы они с нами не случались. Оных после грехопадения прародителей никто избежать не может. И если Сам Господь был искушаем в пустыне (Мф.4: 1-11), да и после того, то тем более не минует эта участь и нас.

Поэтому нет смысла просить избавления от неизбежного. Нет, этими словами мы просим Спасителя даровать нам победу над искушениями, бывающими от мира, плоти и лукавого диавола. Ну а в самом начале молитвы Господней Он дает нам истинный образ Божий, называя нас сынами Отца Небесного.
Впрочем, это исповедание истины в более полном виде содержится в Символе веры (иногда не сосем правильно называемом молитвой «Верую…»). В нем в кратком виде содержится православное учение или догматы о Пресвятой Троице; о воплощении Сына Божия и (другие христологические аспекты); о Искуплении; о Церкви и прочее:

Упражняясь в ней, многие подвижники достигали высших степеней молитвы: умной и сердечной. Под первой понимается молитва совершаемая нерассеянным умом. Как говорит о сем преподобный Исаак Сирин: «Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление».

Под сердечной же понимается молитва, творимая в сердце, уязвленном любовью Божией и всегда, даже во сне, носящее в себе сладчайшее имя Иисусово. Как говорит о сем некая христолюбивая душа: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн.5: 2).

Впрочем, эти два высшие вида молитвы для нас, грешных чрезвычайно труднодостижимы. Поэтому бывает и смешно, и грустно наблюдать за тщеславным «подвижником», пытающимся так высоко, «аж до сердечной» взлететь, когда он вообще еще не научился молиться!

Посему нам гораздо разумнее поступать, как советует святитель Игнатий (Брянчанинов). А именно прибегать к покаянной Иисусовой молитве. Делая акцент на «помилуй мя грешнаго», т.е., как и говорилось выше, представляя пред Христом свои грехи и прося Его милости. Тогда, если достаточно долговременно так пребывать в молитве Иисусовой, она прогоняет бесов, рассеивает бывающие от них нечистые помыслы, очищает ум и душу.

И к тому же, как советует святитель Иннокентий, митрополит Московский: «В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами», — как раз молитва Иисусова может совершаться на всякое время при всяком богоугодном деле.

А перед началом последнего православные христиане обычно призывают помощь Святого Духа так:

Нам следует помнить также и то, что у таких безнадежных грешников, как мы, есть несомненная Заступница – Пресвятая Богородица, «надеждо христиан и прибежище нам грешным». Если будем молитвенно прибегать к Ее помощи, то Она научит нас правильно молиться и даст нам другое просимое, если оно полезно для нас.

Получая кое, мы должны благодарить Господа, Божию Матерь своими благодарственными молитвами. Высшая степень коих — славословие. Вот одно из них: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». К славословию также относятся акафисты.

Наконец, следует помнить, что

Впрочем, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

Из чего состоит молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва на возврат домой дочери

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here