Содержание
Форум сайта Memoriam.ru
Как пережить смерть близкого человека
- Список форумов‹Понять.‹О Вере
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- Memoriam.ru
- FAQ
- Регистрация
- Вход
О молитве Иисусовой
О молитве Иисусовой
подранок » 17 апр 2017, 12:30
Re: Внутри пустота
мамаДимы » 17 апр 2017, 17:51
Re: Внутри пустота
подранок » 17 апр 2017, 19:26
Re: О молитве Иисусовой
Елена137 » 18 апр 2017, 12:23
Под у́мным де́ланием в православной аскетической литературе принято понимать внутренний (душевный) подвиг христианина, заключающийся в непрестанной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Другое свойство Иисусовой молитвы – ее простота и доступность. Для совершения Иисусовой молитвы не нужны ни специальные книги, ни специально отведенное место или время. В этом ее огромное преимущество перед многими другими молитвами.
Я сама, когда накрывало, буквально кричала Иисусову молитву до тех пор пока не отпускало. Сколько там по времени у меня выходило не помню, может и часы, тогда было время безвременья.
И на форуме советовала читать молитву Иисусову, потому что помогает, потому что запомнить легко, потому что кожей связь с Господом чувствуешь и помощь Его.
Думаю что для таких случаев, как наши, просить благословения на молитву не нужно, а вот если дальше захочется духовно расти с помощью умного делания, тогда да, благословение обязательно надо брать на чтение, а иначе можно и в прелесть впасть.
Тема: Молитва Иисусова
Опции темы
Молитва Иисусова
Братия и сестры во Христе!
Не так давно я начал практиковать Иисусову молитву, как ее по оисаниям практикуют пустынники и монашествующие, как это описано в литературе по исихазму (Григорий Палама, Арх. Софроний, митрополит Сурожский Антоний, и т.д.). Хотелось бы найти тех людей, кто столкнулся с практикой сердечной Иисусовой молитвы, и мог бы рассказать по своему личному опыту, что у них получилось.
Хочу попробовать эту молитву,не могли бы дать ссылку.

«Иисусова молитва» на самом деле не молитва Иисуса, это слегка измененная молитва Вартимея. Читается так: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня. «Суть в том, что практикующие её (в основном православные монахи) повторяют ее непрерывно, и никогда делать это не перестают, так что после нескольких месяцев такого упражнения эта молитва как-бы уже произносится сама по себе.
По моему мнению, это не совсем хорошая практика, которая уводит верующего от смысла Евангелия. Человек не кается в отдельных поступках, а просто, или «вообщем», за все сразу. Причем кается постоянно, нет места благодарению, поклонению Богу, и как бы постоянное ощущение чувства вины.
По Писанию, Вартимей произнес эту молитву, а когда Христос его простил, оставил все и последовал за Христом, здесь же верующий навечно принуждается оставаться в младенческом возрасте.
С любовью во Х ристе, И горь Л ихнякевич Контакты: [Fb] | [Tw] | [G+] | [Vk] | ![]() |
Я согласен, что иногда священники, старцы и монахи немного «перегибают палку» в отношении постоянного чувства вины (которое, по-моему глубокому убеждению, должно исчезнуть после должного покаяния в грехах и исповеди Господу) — это скорее связано с монашескими традициями и такой библейской фразой, что праведных не осталось никого. Но, с другой стороны, «Иисусова» молитва заставляет ум и сердце постоянно находиться в сосредоточении на Иисусе, Его Имени и человеку после продолжительной (не в часах — а в днях и месяцах, годах) практики удается все больше и больше думать о Иисусе и Его деяниях. Соответственно, когда молитва входит в привычку (никто не говорит, что эта молитва должна заменить чтение Библии, общение и дела повседневной жизни), тогда она автоматически всплывает во всех ситуациях и помогает во время искушений.
Что касается продолжительности практики, то во всей литературе по исихазму для мирян дается указание, чтобы молились хотя бы полчаса в день. В конце-концов есть разница между повседневной жизнью и каким-нибудь монастырем.
А насчет формы молитвы — есть много вариаций, в которых не обязательно присутствует слово «помилуй» и признак того, что человек кается и чувствует вину. Можно молиться-призывать просто Имя Господа или даже составить свою фразу, содержащую благодарение Иисусу. Суть не в том, чтобы «каятся непрестанно» — а чтобы держать свой ум и сердце в узде и «сердечном созерцании» Господа.
Иисусова молитва это высший уровень молитвы. Человеку не избавленному от страстей и практикующему ее, прамая дорога в ад. Если вам жизнь не дорога, тогда пожалуйста. Это чисто православная практика. И даже православные могут ее практиковать только с разрешения и под постоянным присмотром своего духовника. Не играйте с огнем. Я понимаю что вы начитались книжек. Но нестоит этого делать. Насчет ссылок попробуйте читать Игнатия Брчнчанинова.
http://www.wco.ru/biblio/books/otechnik5/Main.htm
Последний раз редактировалось tulack; 05.03.2004 в 02:54 .
forum.Lazarev.ru
Иисусова молитва (обсуждение)

Сообщение Веста » 21 дек 2013, 07:11
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 07:37

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 07:52
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:21

Сообщение Antardhan » 21 дек 2013, 09:30
Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.
2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:33
Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.
2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 10:32
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 10:39

Сообщение Сергей А.Е. » 21 дек 2013, 18:25

Сообщение Софья М » 21 дек 2013, 18:53

Сообщение Ольга К. » 21 дек 2013, 19:21

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 19:30

Сообщение Перова Катерина » 21 дек 2013, 19:51
Сообщение tyu » 22 дек 2013, 01:06

Сообщение vektor » 22 дек 2013, 03:36
Немного не так имхо.
Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.
Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»
Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.
Сообщение tyu » 22 дек 2013, 03:47
Немного не так имхо.
Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.
Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»
Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.
Тема: Иисусова молитва.
Опции темы
Несомненно, что самой главной и основной молитвой, является молитва, Отче Наш. Которой научил нас Христос. Но Иисусова молитва, также имеет прообраз в Евангелии. Как повествует евангелист Марк, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой, известный как Вартимей (Мк. 10:46) Услышав что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус Сын Давидов! помилуй меня. (10:47) Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге (10: 52) Так что Иисусова молитва имеет реальную целебную силу, которая через веру и покаяние, исцеляет от недугов.
Так кто всё-таки силу имеет? Иисус или молитва. Может будем друг друга исцелять молитвами. Зачем тогда Иисус.
Из молитвы, как таковой, Вы делаете «исцеляющий обьект», а не обращение к Богу. Это неправильно.
Чем такая «молитва» отличается от заговора? Ничем.
Обращение к Живому Богу — вот для чего нужна молитва.
Превратное отношение к молитве — признак отступающих от Бога «верующих».
Доказывать смысл такой молитвы бессмысленно, если человек сам не имеет внутреннего побуждения к этому. Как и смысл других различных духовных практик. Понимание этого лежит за рамками рационализма плотского ума. Такую молитву можно охарактеризовать как молитвенное состояние сердца, и слова молитвенной формы помимо конкретного значения выражают совокупное состояние духа. Это время, когда мы преподаём к ногам Спасителя, когда слова молитвы сами льются из сердца.
Однако, мы имеем и конкретные евангельские примеры подобной молитвы, например, в молитве самого Иисуса Христа в Гефсиманском саду, где описано то, как он неоднократно повторял свою молитву.
Так же, например и в притче сам Иисус указывает нам на необходимость в настойчивости в молитве:
“Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18, 1).
(Это сказано для того, чтобы мы не унывали, не оставляли молитву, не ослабевали в ней, если чувствуем, что не сразу получаем необходимое, но творили ее с усердием и многократно).
“В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 2–8).
Иисусова молитва на Руси
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки? Созерцание «великого молчания» Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению. При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума. Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало. Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы. В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева. Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться». Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя». Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию». Выделим, на наш взгляд, самое важное: 1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия. 2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом. 3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение! 4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха. 5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели. Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу». В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу. Основа молитвенной жизни Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению. Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом: За Вечерню: 600; Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта: За вечерню: 300 поклонов; Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает. Тема: Иисусова молитва.Опции темыВот, товарищи, кришнаит более здраво рассуждает о христианстве, чем человек, называющий себя христианином. … перечитайте описание чуда исцеления дочери хананеянки, где описан случай обращения к Иисусу с краткой молитвой (Мф. 15:22-28) .
» Здесь нет прошения и даже воспоминания ни о богатстве, ни о почестях, ни о власти и силе, ни о телесном здравии или временной жизни. Творец вечности не хочет, чтобы мы просили у Него чего-нибудь суетного, маловажного и временного. Итак, тот нанесет величайшее оскорбление Его величеству и благости, кто, презрев эти вечно благие прошения, захочет умолять Его о чем-либо скоропреходящем и тленном; такой человек маловажностью прошений скорее навлечет на себя негодование Судии своего, нежели привлечет Его благоволение.» ![]() Церковь Павел основал. Не путайте. Да, кришнаитам эта молитва пришлась ко двору. 18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. ![]() В том виде, как это происходит, это не молитва, а больше мантра. Суть её — занять голову, чтобы в неё не лезли суетные мысли. Но есть гораздо более лучший способ достичь этой цели. Это заняться творчеством. Когда человек что-то творит, вкладываю всю душу в это, то никакие посторонние мысли в голову не способны проникнуть. А мы рождены, чтобы быть творцами, как и наш Отец. Иисусова молитва на Руси | |
Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки? Созерцание «великого молчания» Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению. При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума. Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало. Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы. В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева. Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться». Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя». Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию». Выделим, на наш взгляд, самое важное: 1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия. 2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом. 3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение! 4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха. 5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели. Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу». В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу. Основа молитвенной жизни Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению. Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом: За Вечерню: 600; Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта: За вечерню: 300 поклонов; Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает. ![]() Здравствуйте. Я православная верующая. Цель данного проекта сохранить и структурировать священные тексты. Все материалы взяты из открытых источников. |