Дом молитвы евреев

Святой текст: Дом молитвы евреев специально для Вас!

Как молятся дома?

Основные отличия молитвы дома (когда нет миньяна — не менее десяти читающих молитву взрослых, от 13-ти лет и старше, мужчин) от молитвы в синагоге (и вообще — в миньяне) можно описать в трех пунктах:

1. Дома не читают Кадиш и не произносят (утром и вечером) фразу «Барху…», открывающую чтение благословений перед Шма.

2. Дома не повторяют вслух чтение молитвы Шемоне Эсре. Точнее — вообще не читают составляющие ее благословения повторно. В синагоге повторное чтение Шемоне Эсре — исключительно обязанность хазана, или, как его еще называют — кантора (на иврите — шалиах цибур).

3. Дома не читают недельный раздел Торы, и вообще — не читают тот отрывок, который надо было бы прочесть в синагоге.

Естественно дома изучают Тору, но — не в процессе молитвы.

Эти правила действительны для всех — и для мужчин, и для женщин. Многие женщины, молясь дома, читают меньше текстов, нежели читали бы, если бы молились в синагоге. Например, утром они, как правило, произносят утренние берахот (множественное число от слова бераха — благословение), затем — от начала первой берахи перед Шма (то есть — текст, который следует в сидуре сразу после «Барху…») и — до завершения Шемоне Эсре.

Некоторые добавляют до этого, основного раздела — перек Теилим (главу из книги Псалмов), известный как Ашрей… Другие читают этот фрагмент после Шемоне Эсре. И в конце многие женщины читают Алейну лешабеах. Общего правила тут нет. Можно добавить еще несколько текстов, но, что здесь перечислено — основное.

Те, кто дома читает молитву Минха, читают ее от начала и до завершения Шемоне Эсре, а потом — Алейну лешабеах.

Те, кто дома читает Маарив, читают тексты полностью (кроме, разумеется, как уже говорилось — Кадиша и «Барху…»).

Те, кто молится дома в субботу (для женщин с одним или двумя маленькими детьми это — обычная ситуация), читают и Мусаф, то есть — только соответствующий Мусафу вариант Шемоне Эсре.

Слова «Хазан произносит…» относятся либо к тем частям молитвы или фразам, которые указаны выше — дома их, естественно не читают, либо к отдельным фрагментам, которые хазан (в ашкеназской синагоге) произносит вслух — в то время, когда остальные читают их про себя. Тогда и дома нужно прочесть эти фрагменты.

Кстати, в сефардской синагоге (где молятся в основном выходцы из восточных стран, Северной Африки и т.д.) хазан или кто-либо из молящихся читает вслух вообще весь текст молитвы.

В заключение отмечу, что могут быть небольшие нюансы, но основное здесь — изложено.

18 фактов о еврейской молитве

1. В библейском иудаизме не было обязательных регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Лишь в эпоху Второго Храма мудрецы ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартным текстом.

2. В Библии есть много красивых еврейских молитв: царя Соломона, Ханы, Эзры-книжника. Однако самую первую молитву в Писании произносит нееврей — раб Авраама, посланный в Сирию за невестой для Ицхака. Молится он, естественно, об успехе своего предприятия:

Б-г, всесильный Б-г господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость с господином моим, Авраамом!

Вот я стою у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду;

Пусть же, девица, которая, если скажу ей: наклони кувшин твой, и я напьюсь, скажет: пей, и я верблюдов твоих напою, ее-то и определил ты для раба твоего, Ицхака, и так я узнаю, что ты сделал милость с моим господином.

3. Почти все еврейские молитвы написаны на иврите. Однако мудрецы постановили некоторые важные молитвы (например, кадиш, поминальная молитва) читать на арамейском, разговорном языке того времени, дабы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Правда, с течением времени евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел.

4. Главной еврейской молитвой нередко называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), что не совсем верно, поскольку формально Шма — не молитва, а credo, декларация иудейской веры («Господь — Б-г твой, Господь — един»). Чтобы окончательно убедиться в этом, можно заглянуть в Сефер мицвот («Книгу заповедей») Рамбама, где обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.

5. Но раз уж «Слушай, Израиль» считается молитвой, скажем несколько слов о законах чтения Шма. Последователи Шамая полагали, что читать Шма следует вечером непременно сидя, утром же — непременно стоя. Однако большинство мудрецов разрешили произносить эту молитву в любом положении: хоть сидя, хоть стоя, хоть прогуливаясь. Более того, строители могут читать Шма прямо на строительных лесах, а путешественники — не слезая со спины осла.

6. В Талмуде обсуждается вопрос, что делать тому, кого время читать Шма застало в микве, то есть без одежды. Посовещавшись, мудрецы решили — большой беды в этом нет: вода в микве обычно настолько грязная, что нижнюю часть тела все равно не видно, а потому человек может считаться как бы одетым.

7. Главная еврейская молитва, которую читают трижды в день, —Амида, или Шмоне эсре («восемнадцать»). Вторым названием молитва обязана тому, что изначально состояла из восемнадцати благословений. Правда, начиная со II века н.э. благословений стало больше, поскольку мудрецы добавили еще одно — против доносчиков и еретиков («Благословен Господь сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников»). Однако старое название к тому времени настолько прижилось, что его не стали менять из-за такой мелочи.

8. Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из десяти евреев старше 13 лет. В галахической литературе ведутся бесконечные споры о том, кто может и кто не может быть членом этого кворума. Например, включать ли в миньян еврея, спящего беспробудным сном (по мнению некоторых мудрецов, можно, хотя лучше все-таки попытаться его разбудить).

Читайте так же:  Библия молитва даниила

9. Еврея, выпившего лишку, нельзя включать в миньян, а сама его молитва считается «нечестием». Исключение делается, как ни странно, для запойного пьяницы, привычного к обильным возлияниям: сколько бы он ни выпил, если товарищи готовы подтвердить, что «он все понимает», его засчитывают в миньян.

10. И наконец, еще один сомнительный кандидат в члены миньяна. В конце XVII века известному раввину Цви-Гиршу Ашкенази задали вопрос, можно ли включать в миньян голема, рукотворного гомункула. Подумав, р. Ашкенази ответил отрицательно: как известно из многочисленных легенд, создатели с легкостью уничтожали сотворенных ими големов, а значит, считать их живыми разумными существами никак нельзя.

11. Начиная с эпохи Второго Храма, евреи молились за здоровье и благополучие нееврейских властителей. В свою очередь, нееврейские власти нередко проявляли повышенный интерес к еврейскому богослужению. В частности, им не нравилась молитва «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года. Поэтому в Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Б-г каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».

12. Раз уж речь зашла о литургии Грозных дней, вспомним такой забавный казус. В сефардских общинах в конце ночной службы Рош а-Шана взывают к «великому и святому Имени Диакарноса» (ha-shem ha-gadol veha-qadosh diaqarnosa). Что же значит это странное слово? Буквально — «мясной день» (día carnoso), но вероятнее — «дородная богиня» (dea carnosa), что с натяжкой можно объяснить саббатианско-франкистским новаторством в области божественного гендера. Гораздо лучше подходит по смыслу, хотя допускает большее искажение самого словосочетание прочтение diaqarnosa как dio[s] cariñoso — «Бог милосердный», Эль рахамим.

13. Если в «Коль нидрей» властям не нравился текст, то в молитве «Алейну лешабеах» («На нас возложено восхвалять») им не нравился обычай плевать при произнесении слов «они молятся божествам, которые не спасают». В Пруссии, например, в синагоги даже посылали особых чиновников или солдат, следивших за тем, чтобы евреи не выражали свои религиозные антипатии столь неэстетичным и оскорбительным для окружающих образом.

14. Вернемся в наши Палестины. В XVI веке величайший галахист р. Йосеф Каро (автор кодекса «Шулхан арух») категорически запретил евреям читать стихи еврейского поэта Иммануэля Римского, прославившегося едкими пародиями на религиозные тексты. Спорить с таким авторитетом никто не посмел. И тем не менее, во многих синагогах по субботам с удовольствием поют гимн «Игдаль» («Возвеличится »), в поэтической форме излагающий «символ веры» Маймонида и написанный не кем иным, как Иммануэлем Римским. Впрочем, многие правоверные богомольцы об этом, судя по всему, даже не подозревают.

15. После создания государства Израиль у евреев тоже появилась молитва «Отче наш, иже еси на небесех». Это патриотическая молитва, начинающаяся словами: «Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль — начало роста избавления нашего». Правда, большинство ультраортодоксов эту молитву не читают, но не из-за христианских ассоциаций, а в силу своего антисионизма.

16. Что же до евангельской молитвы «Отче наш», то ее можно назвать ценнейшим источником по истории еврейского литургического творчества: практически к каждой ее строчке можно найти параллель в традиционных еврейских молитвах. К примеру, «да святится Имя твое» — не что иное, как начало кадиша: «Да возвысится и освятится великое Имя Его».

17. После Шестидневной войны, когда весь Иерусалим впервые за много веков оказался в руках евреев, кое-кто предложил внести изменения в молитвы траурного дня 9 ава, когда евреи оплакивают разрушенный Храм. Однако раввины воспротивились, и религиозные евреи по сей день свидетельствуют перед Богом и людьми, что «пребывает столица в трауре по детям своим, дворцы ее разрушены, обезлюдела она, лишилась жителей».

18. Факты о еврейской молитве логично закончить какой-нибудь еврейской молитвой. Мы остановились на истории, рассказанной в трактате Брахот (7а):

«Сказал первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша: «Однажды в Судный день зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Бог Воинств сидит на престоле, высоком и вознесенном. И сказал Он мне: “Ишмаэль, сын мой, благослови меня”. Сказал я ему: “Да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя пересилила гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и отнесись к детям Своим не по всей строгости закона”»

Молитва о нахождении достойного жилища

(Составил рав Муцафи)

Да будет угодно Тебе, Г-сподь, мой Б-г и Б-г моих отцов, подыскать мне жилище — хорошее, красивое и удобное, чтобы в скором времени я и моя семья поселились в нем. И пусть будет в нем прозрачный и чистый воздух, и не будет в нем холодно и сыро, и да будет проникать в него солнечный свет в час рассвета и в час заката. И пусть оно будет способствовать нам и нашему здоровью и всякому доброму делу.

И поспеши, и очисти это жилище и его помещения, и каждый уголок в нем от духов-вредителей, от дурного глаза и от всевозможных ущербов и недостатков, — силой Своего святого Имени, исходящего из стиха: «И когда Ковчег Завета трогался в путь, Моше говорил: Поднимись, Г-сподь, и рассеются Твои враги, и побегут ненавидящие Тебя от Твоего Лица. А когда (Ковчег) останавливался, он говорил: Оборотись, Г-сподь бесчисленных тысяч Израиля».

«И поднимется Б-г, и рассеются Его враги, и побегут ненавидящие Его от Его Лица». И осуществи для нас стих, в котором написано: «И не случится с тобой несчастья, и зараза не приблизится к твоему жилищу». «Как хороши твои шатры, Яаков, твои жилища, Израиль». Амен, да будет так!

Читайте так же:  Полный вариант молитва Отче наш

Йеи рацон милефанэха Адойной Элоай вэЭлоэй авотай, шетамци ли дира това вэнаа уматима, бимеэра бэкаров лагур ба ани увнэй вейти. Вэийе ба авир цах вэзах, вэло ийе ба крирут урэтивут, вэиканэс ба шемеш бэзрихата увэшкията, вэтийе матима лану уливбриютэну улехоль давар тов. Утэмаэр вэтахшир адира вэахадарим вэхоль амэкомот шела мин амазикин умэайин ара, умиколь минэй нэзек вээфсэд, бэхоах Шимха акадош айоцэ мипасук: Вайеи бинсоа аарон вайомэр Моше, кума Адойной вэяфуцу ойвэха вэянусу мэсанэха мипанэха. Увэнухо йомар, шува Адойной ривевот алфэй Исраэль. Якум Элоим яфуцу ойвэйха, вэянусу мэсанав мипанав. Вэиткайем бану микра шекатув: Ло тэунэ элеха раа, вэнэга ло икрав бэоолеха. Ма тову оолеха Яаков, мишкенотэха Исраэль, амэн кен йеи рацон.

Молитвенный дом у евреев

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Молитвенный дом у евреев «, 8 букв:
синагога

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова синагога

Дом для молитв и религиозных обрядов у иудаистов, религиозная община

Храм, построенный для раввина

Место общения еврея с богом

Храм с раввином

Иудейский храм с раввином

Определение слова синагога в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Синаго́га (от , «собрание»; , бейт кне́сет — «дом собрания»; , шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии , помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога.

Примеры употребления слова синагога в литературе.

Встанет Абба из-за верстака, вымоет руки, натянет лапсердак и отправляется в портновскую синагогу на вечернюю молитву.

В портновской синагоге, куда все еще ходил Абба, один молодой человек рассказывал о войне и антисемитских законах, о евреях, стекающихся в Палестину.

Бомба упала возле синагоги, от взрыва Абба почувствовал, что в голове у него помутилось.

Израиля в вашингтонской синагоге Адат Израель, у входа в которую постоянно висят два флага Израиля и США.

Не так давно я имел факт вступления в фактический брак с незабвенно полюбившей меня Перспективой Степановной, дочерью общеизвестного профессора антропофагии, ведущего кафедру анималистической лингвистики и хореографии в Институте Меланхолии и Вкусотерапии, каковой фактический морганатический брак был, для большей прочности, оформлен мной и Перспективой в райзагсе и в церквах православной и католической, а также в мечети, синагоге и буддийском храме.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Молитвенный дом иудеев

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Молитвенный дом иудеев «, 8 букв:
синагога

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова синагога

Место общения еврея с богом

Какое греческое собрание лучше всего, как ни странно, известно евреям?

Молитвенный дом у евреев

Переведите на иврит выражение «дом собрания»

Место службы раввина

Определение слова синагога в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от греч. synagoge ≈ собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры С. стали создаваться.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Синагога : Синагога — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога — ныне недействующая синагога на улице Порт-Саида, Волгоград .

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
синагоги, ж. (греч. synagoge — собрание). Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония. Религиозно-общинная организация у евреев (устар.).

Примеры употребления слова синагога в литературе.

Встанет Абба из-за верстака, вымоет руки, натянет лапсердак и отправляется в портновскую синагогу на вечернюю молитву.

В портновской синагоге, куда все еще ходил Абба, один молодой человек рассказывал о войне и антисемитских законах, о евреях, стекающихся в Палестину.

Бомба упала возле синагоги, от взрыва Абба почувствовал, что в голове у него помутилось.

Израиля в вашингтонской синагоге Адат Израель, у входа в которую постоянно висят два флага Израиля и США.

Не так давно я имел факт вступления в фактический брак с незабвенно полюбившей меня Перспективой Степановной, дочерью общеизвестного профессора антропофагии, ведущего кафедру анималистической лингвистики и хореографии в Институте Меланхолии и Вкусотерапии, каковой фактический морганатический брак был, для большей прочности, оформлен мной и Перспективой в райзагсе и в церквах православной и католической, а также в мечети, синагоге и буддийском храме.

Источник: библиотека Максима Мошкова

ж. евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня. Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «ж. евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня. Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье «, 8 букв:
синагога

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова синагога

Место общения еврея с богом

Видео (кликните для воспроизведения).

Переведите на иврит выражение «дом собрания»

Где молится еврей

ж. евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня

Храм с раввином

Определение слова синагога в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от греч. synagoge ≈ собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры С. стали создаваться.

Примеры употребления слова синагога в литературе.

Встанет Абба из-за верстака, вымоет руки, натянет лапсердак и отправляется в портновскую синагогу на вечернюю молитву.

В портновской синагоге, куда все еще ходил Абба, один молодой человек рассказывал о войне и антисемитских законах, о евреях, стекающихся в Палестину.

Бомба упала возле синагоги, от взрыва Абба почувствовал, что в голове у него помутилось.

Израиля в вашингтонской синагоге Адат Израель, у входа в которую постоянно висят два флага Израиля и США.

Не так давно я имел факт вступления в фактический брак с незабвенно полюбившей меня Перспективой Степановной, дочерью общеизвестного профессора антропофагии, ведущего кафедру анималистической лингвистики и хореографии в Институте Меланхолии и Вкусотерапии, каковой фактический морганатический брак был, для большей прочности, оформлен мной и Перспективой в райзагсе и в церквах православной и католической, а также в мечети, синагоге и буддийском храме.

Читайте так же:  Молитва о внутренней Свободе

Источник: библиотека Максима Мошкова

Молитвенный дом у евреев, 8 букв, 6 буква «О», сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «С», вторая буква — «И», третья буква — «Н», четвертая буква — «А», пятая буква — «Г», шестая буква — «О», седьмая буква — «Г», восьмая буква — «А», слово на букву «С», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Сидит Пахом На коне верхом, Сам неграмотный, А читать помогает. Показать ответ>>

Сидит человек. А вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? Показать ответ>>

Сидят три парня в кафе. У двух из них есть девушки, а у третьего руки в мозолях. Что это значит? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол. И в дупло убежал.

Случайный анекдот:

Донор сопротивлялся до последней капли крови.

Знаете ли Вы?

Налоги.В Армении в конце XX века с целью борьбы за чистоту был введен налог на пыль во дворах.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Молитвенный дом у евреев, 8 букв, сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «С», вторая буква — «И», третья буква — «Н», четвертая буква — «А», пятая буква — «Г», шестая буква — «О», седьмая буква — «Г», восьмая буква — «А», слово на букву «С», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. Показать ответ>>

Посреди поля лежит зеркало: Стекло гобулое, рама зелёная. Показать ответ>>

Постелю рогожку, Посею горошку, Положу калач, Никому не взять. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.

Случайный анекдот:

— Владимир Владимирович, а где остальные щенки? — Они утонули.

Знаете ли Вы?

Длина капилляров человеческого тела, вытянутых в одну ниточку, составляет примерно 100 тысяч километров. Это более чем в 10 раз превышает расстояние от Москвы до Владивостока.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Молитвенный дом у евреев, 8 букв, 1 буква «С», сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «С», вторая буква — «И», третья буква — «Н», четвертая буква — «А», пятая буква — «Г», шестая буква — «О», седьмая буква — «Г», восьмая буква — «А», слово на букву «С», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

В воду попадёт — не мокнет, Палкой колотишь — не плачет. Показать ответ>>

В глазах недоумение, под мышками фаpфоp. Показать ответ>>

В гнезде — яйцо, На яйце — птица, Птица яйцо Крылом укрывает, От ветра и дождя Охраняет. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Хоть и топчешься на месте, Он летит с тобою вместе.

Случайный анекдот:

Мадам Вексельберг — мужу:
— Дорогой, пойдешь домой, купи яиц десяток.

Знаете ли Вы?

Первая в мире аптека открылась около 1000 года н.э. в Багдаде.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Дом молитвы евреев

Учреждения и организации Бессарабии

БЕССАРАБСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ИНДЕКС

Электронное издательство
«КЛИОСФЕРА»

Кишинев
2010
На правах рукописи

Проект «Бессарабия. Век XIX»
Автор проекта и составитель Индекса
Е. А. Румянцев

©НЕЗАВИСИМАЯ
СЛУЖБА
ГУМАНИТАРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ


[email protected]

Еврейские организации ( Синагоги, Еврейские молитвенные дома)

Кишиневский раввин. При нем возможна канцелярия или раввинат

Тема: Синагога — молитвенный дом иудеев

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Модератор

Синагога — молитвенный дом иудеев


Синагога – это молитвенный дом, место, где собираются верующие иудеи для молитвы и общения с Господом. Первые синагоги появились еще в 3 в. до н.э., в Египте. Ведь именно там была в те времена самая большая еврейская колония. После исхода из Египта, когда центром иудаизма стала Палестина, там тоже началось активное строительство синагог. Интересно, что согласно Талмуду, синагога должна была быть самым высоким зданием в городе, которое хорошо просматривается с любой точки.

Внешне синагоги выглядят гораздо скромнее, чем церкви. Как правило, обычная синагога — это здание простой прямоугольной формы с достаточно скромным внутренним оформлением. Евреи считают, что приходя в гости к Творцу, нельзя отвлекаться на внешние факторы: красивое убранство мешает концентрации и не позволяет полностью отвлечься от красот материального мира и настроится на духовный лад.


Но есть и еще одна причина того, почему убранство синагог так просто и аскетично.
Фактически, форма синагоги повторяет форму скинии ( в переводе это слово означает «шатер»– это был первый передвижной храм, который построили евреи в пустыне для вознесения молитв Господу. Конечно, теперь становится понятно, почему здание синагоги представляет из себя простой прямоугольник. Ведь первые синагоги приходилось переносить с места на место чуть ли не каждый месяц! Говорят еще, что точную форму скинии сказал Моисею сам Творец, причем, строго-настрого приказал, никогда не менять и не трансформировать ее.

И место строительства синагог выбирается всегда очень аккуратно. Дело в том, что фасад синагоги должен быть всегда обращен на Иерусалим, вернее, на ту его часть, где стоял Храм. Это правило касается всех израильских синагог, а вот синагоги, которые строят в Европе, должны быть обращены в сторону самого Израиля (на восток). Таким образом, все евреи во время молитвы, обращаются к Богу, стоя лицом к своей исторической родине.

Интересно еще то, что в синагогах всегда есть раздельные помещения для мужчин и женщин. Насколько это верно, сказать не могу. Знаю только, что в настоящее время женщины посещают синагоги крайне редко, как правило, только во время больших религиозных праздников.

Читайте так же:  Библия молитва Отче наш глава

Что еще важно знать, так это то, синагога не считается храмом. Храм у иудеев только один – он находится на Храмовой горе в Иерусалиме. А синагога – это просто общественное место, где имеют возможность пообщаться с Богом. В принципе, синагога выполняет и другие функции: при ней, как правило, работает школа, где дети могут изучать Тору, там могут даже проводить религиозные суды, также при любой синагоге есть достаточно хорошая библиотека. То есть, можно так говорить или нет, не знаю, но синагога (а особенно современная синагога) напоминает мне больше клуб, где собираются и проводят время духовно близкие люди.
Лично я хожу в синагогу только 2 раза в год: на еврейский новый год (Рош-а-Шана) и на Пейсах. Правильно это или нет, тоже сказать не могу. Мне, честно говоря, больше нравится оставаться с Творцом один на один. А вот воспринимать молитву, как общественный ритуал, в котором принимает участие большое количество людей, я пока не могу.

Дом молитвы

Слово в Великий Понедельник

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.

Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.

Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?

После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» [1] – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).

В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?

О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».

Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».

Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).

Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» ( בֵּית־תְּפִלָּה – Ис. 56: 7). Тфила ( תְּפִלָּה ) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).

Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).

Читайте так же:  Библия сей род изгоняется постом и молитвой

Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.

От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.

«Дом молитвы» – это не только здание храма [2] , но и всякое место, где собираются верующие, чтобы от глубины сердца едиными устами просить о чем-то Бога [3] . Ибо, где двое или трое собраны во имя Христово, там и Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). Иисус говорил Самарянке, что «не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23). Апостол Павел прибавляет, что отныне мы, принявшие благодать крещения, являемся «храмом Бога живаго» (2 Кор. 6: 16) и тела наши – «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19). «Ибо вы вкусили, что благ Господь, – писал апостол Петр. – Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2: 3–5). Посему мы, как камни живого дома Божия, как часть общего тела Церкви, должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5).

Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – “здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).

Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего. Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».

Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.

Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не молится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».

Поэтому давайте будем бодрствовать над своей душой и молиться. Запасемся елеем добродетелей, поправим фитиль в лампадах веры и выйдем навстречу Жениху Чертога брачного. Будем вторить в доме молитвы нашей души песнопение Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» [4] .

[1] «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 6–7).

[2] Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).

[3] В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.

Видео (кликните для воспроизведения).

[4] Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.

Дом молитвы евреев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here