Чайковский утренняя молитва о чем

Святой текст: Чайковский утренняя молитва о чем специально для Вас!

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Утренняя молитва

Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.

Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. — форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.

Утренняя молитва

«Детский альбом» по смыслу разбит на три части, раскрывающие внутренний мир ребёнка и повествующие о том, как проходит его день.

В первой части, посвященной пробуждению и началу дня, три пьесы: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

День ребенка во времена Чайковского начинался с утренней молитвы — обращения к Богу.

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Утренняя молитва» — это светлая, строгая, созерцательная пьеса, возвышенное размышление о Боге и о душе. Чайковской в фортепианной музыке смог передать в этой пьесе хоровое пение. Пьеса способствует созданию настроения сосредоточенности. Его помогают передать равномерное ритмическое движение, простой гармонический язык и светлая тональность.

В советских изданиях «Детского альбома» эта пьеса называется «Утреннее размышление»: советская идеология была нетерпима к любому упоминанию о церкви.

Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Читайте так же:  Молитва в день успения ПреСвятой Богородицы

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.


Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Читайте так же:  Отче наш молитва текст читать на русском правильная

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое –
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»


Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

Урок по музыке «Благославенен час молитвы»
план-конспект урока по музыке на тему

Музыкальная речь «выросла» из интонаций разговорной речи. Очень ярко открывается взаимосвязь интонации молитвы, которая звучит в храме и музыкальных произведений П.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Читайте так же:  Молитва православная от компьютерной зависимости сына

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Благословенен час молитвы

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

2 часть. Завязка

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет нам прочувствовать молитву душой.

3 часть. Развитие действий.

— Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

— А что же прося люди обычно у Бога? ( Здоровья, прощения, благ).

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

Служба в православном храме — прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.

4 часть. Кульминация.

Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

— Сколько пьес вошло в альбом? (24)

— Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

— Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

— Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

— А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

-Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

-Послушаем пьесу «В церкви».

Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

-Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

-Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

Читайте так же:  Молитвы максиму греку

-В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

-Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

5 часть . Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

Слайд №5 (со словами песни)

— Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».

5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
  2. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
  3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

В вашей жизни их не сосчитать…

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля.

Урок по предмету «Основы православной культуры», для 4-5 классов. По учебнику ОРКСЭ.

Работа включает в себя конспект урока с презентацией.

Интегрированный урок литературы — основ Православной культуры. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 7, 9 классах и на уроках Православной культуры.Цель работы: знакомство с жанром.

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Утренняя молитва Чайковский

Утренняя молитва Чайковский

«Утренняя молитва» — прекрасное произведение, написанное великим композитором П. Чайковским. Оно выражает надежду на помощь Божию — не слабость, а истинное доверие благости Бога через смирение и понимание, что мы своими силами должны и можем сделать только часть дел в этот день своей жизни. Понимал это и П. Чайковский. Великий композитор Петр Чайковский написал ряд произведений именно на церковные молитвы, их тексты по молитвослову и акафистнику с надеждой на благость Господа.

Однако именно Утренняя молитва — просто стихотворение, текст которого положен на ноты.

Утренняя молитва Чайковский ноты слушать

Играть или петь по нотам Утреннюю молитву легко, достаточно послушать на видео.

А читать утреннюю церковную молитву можно перед иконой в храме или дома. Можно приобрести православную церковную свечу и возжечь ее перед образом во время молитвы. Если вы молитесь дома, постарайтесь устроить православный «красный угол» — место, где стоят иконы Спасителя, Божией Матери и почитаемых святых — православный образ святителя Николая, в первую очередь. Иконы ставятся на отдельной полке, которую стоит приобрести в церковной лавке — можно при недостатке места прислонить их к духовным книгам. Традиционно молятся на восток (то есть иконы ставятся у восточной стены) или около окна, смотря молитву на сайте или по молитвослову читая.

В углу обычно ставят православную лампадку (продается в церковной лавке и представляет небольшой стеклянный сосуд, куда наливается вазелиновое масло для лампад и ставится фитиль в поплавке; фитиль пропитывается в течение нескольких минут лампадным маслом и поджигается от свечи или зажигалки).

При этом важно совершать правильное крестное знамение. Его делают после каждой молитвы. Оно начинается совершаться правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы.

Петь по нотам Утреннюю молитву П. Чайковского можно, слушая аудио и видео.

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Читайте так же:  Молитва чтобы простил Бог

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

— продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

— знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

— слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

— просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

— упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

— Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

— Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

— Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

— Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

— А отличаются ли по характеру эти пьесы?

— Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

— Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

— Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

— На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

— Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Чайковский утренняя молитва о чем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here