Балет ярославна тищенко молитва

Святой текст: Балет ярославна тищенко молитва специально для Вас!

балет Ярославна слушать онлайн

Хор и оркестр Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета. Дирижёр Александр Дмитриев

«Ярославна», балет. Первая битва с половцами из 1-го действия

Б.Тищенко — Балет «Ярославна»

2 д-е, Ночные предчувствия

Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР

Ариозо Ярославны (А.Бородин — Князь Игорь). Оркестр Новосибирского академического театра оперы и балета п/у Александра Большакова. Концертный зал НГАТОиБ. 23.04.2013

Балет «Ярославна» (фрагмент из Плача Ярославны)

Балет «Ярославна» («Молитва» — завершающий номер)

Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, «Стон русской земли», «Стрелы»)

Балет ярославна тищенко молитва

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Этот бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является « Князь Игорь » — выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Видео (кликните для воспроизведения).

Описание

Игорь Святославич князь Новгород-Северский Ефросиния Ярославна жена князя Игоря Святослав Всеволодович князь Киевский Кончак половецкий хан Див злой демон

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин. 30 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

История создания балета «Ярославна»

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Читайте так же:  Молитва на паперти чудова монастыря в кремле

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сообщение балет «Ярославна»

Ответ

Проверено экспертом

Балет «Ярославна» написан композитором Б.И. Тищенко в 70-х гг XX века по мотивам памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В балете три действия. В первом действии нас знакомят с обстановкой, царящей в Древней Руси: об опасности со стороны противников, о междоусобицах. Князь Игорь призывает свою дружину совершить поход на половцев.

Второе действие. Подготовившись к походу, князь ведёт своё войско к Дону. Совершается первая битва против немногочисленных половецких войск, ознаменованная победой. Но половцы не собираются сдаваться, и под покровом ночи окружают дружину князя.

Третье действие. Вторая битва. Войска Игоря терпят поражение, сам князь оказывается в половецком плену. В этой действии звучит знаменитый трогательный плач Ярославны, скорбеющей о поражении: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Тем временем князь Игорь решается на побег, который в итоге ему удаётся. Ступив на русскую землю, народ, помня о поражении войска Игоря, не считают его победителем. Третье действие и балет заканчиваются призывом князя отомстить половцам за поражение.

Балет «Ярославна» отличается от оперы А. Бородина «Князь Игорь». Соединяя в себе балет, оперу и пантомиму, балет «Ярославна» напоминает больше театральную постановку, захватывающую дух и трогающую сердца зрителей своей искренностью.

Краткое содержание (либретто) балета Тищенко «Ярославна»

Ответ

Проверено экспертом

Балет «Ярославна» написан композитором Б.И. Тищенко в 70-х гг XX века по мотивам памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В балете три действия. В первом действии нас знакомят с обстановкой, царящей в Древней Руси: об опасности со стороны противников, о междоусобицах. Князь Игорь призывает свою дружину совершить поход на половцев.

Второе действие. Подготовившись к походу, князь ведёт своё войско к Дону. Совершается первая битва против немногочисленных половецких войск, ознаменованная победой. Но половцы не собираются сдаваться, и под покровом ночи окружают дружину князя.

Третье действие. Вторая битва. Войска Игоря терпят поражение, сам князь оказывается в половецком плену. В этой действии звучит знаменитый трогательный плач Ярославны, скорбеющей о поражении: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Тем временем князь Игорь решается на побег, который в итоге ему удаётся. Ступив на русскую землю, народ, помня о поражении войска Игоря, не считают его победителем. Третье действие и балет заканчиваются призывом князя отомстить половцам за поражение.

Презентация балет «Ярославна» Б.И. Тищенко
презентация урока для интерактивной доски по музыке (7 класс) на тему

о рождении балета Б.И. Тищенко «Ярославна»

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku_no7.ppt 2.26 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Борис Иванович Тищенко (1939 – 2010)

Судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее, чем судьба одной русской женщины. Ярославна — живой символ Русской земли, которая незримо присутствует с князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой ценой вырваться из плена. Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля. Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли». Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню — Ярославну. Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен. Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Они по-речевому выразительны, но при этом и изобразительны. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем — пение птиц. Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины ,

Стон русской земли

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев. В партитуру балета введены хоры — низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра, а иногда звучат в кульминационные моменты как концентрированное выражение эмоций. Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации, в которой соединены переменность размера, свойственная русскому причету или духовному стиху, с двухголосием, в котором оба голоса поют свои мелодии в разных ладах. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Читайте так же:  Святая мученица людмила молитва

Первая битва с половцами

Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности. Это эмоциональное состояние усиливается заунывным остинатным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен. Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета. В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения — стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Разработала: Тарасова Н.Н. учитель музыки, МАОУ лицей №21, город Иваново. Использованная литература: Учебник по музыке 7 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Поурочные разработки по музыке 7 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере.

Балет «Ярославна», В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
urok_7_klassa.ppt 582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc 45.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

— развивать навыки музыкального восприятия произведений;

— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

— закрепить понятие балет, программа спектакля.

— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Читайте так же:  Если преследуют неудачи молитва

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «Затмение», «Окружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

Видео (кликните для воспроизведения).

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о рождении внуков

Конспект урока по теме «В музыкальном театре. Балет «Ярославна»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke.doc 34 КБ
material_dlya_uroka_-_klassnaya_rabota.odt 14.72 КБ
tishchenko_b._i.odt 56.95 КБ
tishchenko_balet_yaroslavna.doc 19.5 КБ
voprosy_po_baletu_tishchenko_yaroslavna.ppt 332.5 КБ
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt 431 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет.»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

  1. воспитательные — воспитание патриотизма.
  2. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

  1. Музыкальное приветствие: — День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! — Всем друзьям говорим!
  2. Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку .(презентация)

  • Назовите простые жанры (песня, танец, марш)
  • Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)
  • Что мы называем душой музыки? (мелодия)
  • Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
  • Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

  • «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»
  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».
  • Ритм, динамика, вальс, мелодия.
  • Труба, флейта, виолончель, гобой.
  • К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

— Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

— О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

— Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. — Танец маленьких лебедей.

4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

  • лирический,
  • эпические
  • драматические
  • лирико-драматические
  • эпико-драматические
  • балет-поэма
  • балет-сказка
  • опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

  • Балет «Ярославна» — одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
  • Какой инструмент солирует?
  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли» .

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

5. Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Читайте так же:  Молитва которая открывает дар ясновидения

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

— Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

  1. Обобщение темы, задач урока.

— С каким композитором познакомились на уроке?

— Как называется произведение, которое он сочинил?

— Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

  1. Домашнее задание . — интересное по вариантам. — только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.
  2. Оценка деятельности учащихся.

Предварительный просмотр:

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

  1. па-де-де 1) танец втроем
  2. па-де-труа 2) танец вдвоем
  3. гран-па 3) медленный танец главных героев
  4. адажио 4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Хор «Стон Русской земли» — тип хора__________________________________

Предварительный просмотр:

Тищенко Борис Иванович

Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Лауреат Международного конкурса молодых композиторов «Пражская весна — 1966» ( первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (с 1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга. (1995).

Образование. Средняя общеобразовательная школа-десятилетка. 1946-1956. Окончил с золотой медалью. Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 1954-1957. Окончил три курса по специальности композиция, класс Г. И. Уствольской, занимался по фортепиано в классе В. Л. Михелис. Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 1957-1962. Занимался на композиторском факультете в классах профессора В. Н. Салманова, профессора В. В. Волошинова и профессора О. А. Евлахова (диплом с отличием), на фортепианном факультете, который окончил в 1963, в классе доцента А. Д. Логовинского (диплом с отличием). Аспирантура Ленинградской консерватории по специальности композиция. 1962-1965. Руководитель — профессор Д. Д. Шостакович.

Работа. С 1965 по настоящее время — Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, с 1965 в должности преподавателя, с 1980 — доцента, с 1986 — профессора. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года ведет класс композиции.

Ученики. Композиторы (класс композиции): Абдуллаева А., Аметов А., Баскин В., Болдышева И., Вагнер Л., Виноградова Т., Волкова Н., Давыдов А., Дайсон П., Денисов А., Журавлев М., Зарезанкова А., Иванов А., Игнатова М., Исмукова Е., Кан Со-хи., Макаров А., Митрофанова А., Петрова О., Пигузов В., Плешак В., Радченков В., Резетдинов Л., Сай В., Синякова Н.,Смольянинов С., Сухорукова Л., Тихавски Р., Тогобицкий В., Филановский Б., Хаздан Е., Цеслюкевич И., Шестаков А., Шмулевич В., Шофман Л.

Композиторы (класс оркестровки и чтения партитур): Геккер П., Десятников Л., Корчмар Г., Михайлов А., Неволович А., Нгуен Ван Нам, Отрощенко И., Пучков С., Радвилович А., Сивашова А., Сойников А., Толстой Н.

Дирижеры (класс оркестровки и чтения партитур): Алексеев Н., Вайс В., Зива В., Каэтано (Маркевич) О., Минин П., Нориц В., Орехов М., Саменас Л., Свойский В.

Музыковеды (класс оркестровки и чтения партитур): Аблова А. Абрамзон Э., Бабицкая Л., Байкина Н., Воронцовская Л., Гилилова М., Голобородская И., Гуревич В., Дегтярева Н., Дмитриева З., Занкисова Р., Кисин В., Коннов В., Малкиель М., Можжевелова О., Назарова В., Неволович И., Никитина Н., Порфирьева А., Соловьева Г. Сорокина Е., Шарапова И., Штейнбок Е. и другие.

Балетмейстеры (класс работы с клавиром): Атаев Н., Вагабов Р.

Оперные режиссеры (класс работы с клавиром): Аверьянов О., Исаханов Г., Усубов А., Шкаровский В., Яслынь И.

В настоящее время продолжает практику композитора, пианиста, педагога.

Б. Тищенко имеет также литературные работы (статьи, рецензии, брошюры, аннтоации), часто выступает с докладами и сообщениями на международных научных конференциях и симпозиумах, дает интервью прессе, выступает по радио и телевидению.

Среди сочинений Б. Тищенко — 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), «Реквием» на стихи А. Ахматовой, 9 концертов ждя разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета («Муха-«Цокотуха» по К. Чуковскому, «Двенадцать» по А . Блоку, «Ярославна» по «Слову о полку Игореве»), опера «Краденое солнце» и оперетта «Тараканище» по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции.

Сочинения Б. Тищенко записаны различными фирмами грамзаписи, изданы издательствами России, Англии, Германии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Чехии, США, Италии

Балет ярославна тищенко молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here