Анафема текст молитвы

Святой текст: Анафема текст молитвы специально для Вас!

Козацькі посиденьки

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Козацькі посиденьки » Религия » Анафема(текст чина Торжества Православия)

Анафема(текст чина Торжества Православия)

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться12011-03-12 22:35:48

  • Автор: ruspravman
  • священник УПЦ
  • Откуда: Житоміръ
  • Зарегистрирован: 2011-01-05
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 698
  • Уважение: [+31/-1]
  • Позитив: [+28/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 44 [1975-09-01]
  • Провел на форуме:
    7 дней 17 часов
  • Последний визит:
    2013-04-25 17:30:57

Двенадцать анафематствований

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема (это касается всех атеистов)

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
(это анафема в том числе исламу, иудаизму, анафема всем тем, кто утверждает, что «арвраамические религии исповедуют одного и того же Бога)

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
(аналогично)

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
(аналогично)

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема (эта анафема протестантизму и сектантству, отрицающему Пресвятую Богородицу).

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
(эта анафема касается в том числе и всех тех, кто считает, что сейчас на Земле нет истинной Церкви, в том числе радикальному старообрядчеству).

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема
(это анафема либерализму и секулярному гуманизму)

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема
(эти анафемы касаются протестантизма и церковного модернизма).

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема
(это анафема секуляризму, идеям отделения Церкви от государства, идеям «православного гетто», отрицающим необходимость христианской государственности, «Катехона»-государственной власти, удерживающей «тайну беззакония», то есть организованное зло)

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Если пребудете в слове Моем, вещает она, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31?32). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет, постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его.

Есть еще анафемы, установленные Русской Зарубежной Церковью, но они актуализируют те анафематизмы, которые установлены Вселенской Церковью

— Теософам, еретикам, дерзающим говорить и безумно учить, что Господь наш Иисус Христос не однажды на землю сошёл и воплотился, но множество раз воплощался; а также и софианам отрицающим, что истинная премудрость Отца есть Сын Его Единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отцов, ищущим иной премудрости Анафема!

— Масонам, оккультистам, спиритам, экстрасенсам, чародеям и всем, которые не Единому Богу веруют, но бесов почитают и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным призыванием бесов, будущее стремятся узнать Анафема!

— Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан Анафема!

Также Русской Церковью преданы анафеме Стенька Разин, Иван Мазепа, большевики ( отлучены Патриархом Тихоном) и бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко
В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.»

После 1917 г. анафематсвованы: «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918 г.), несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Кого Церковь предает анафеме и за что?

Содержимое

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Читайте так же:  Молитвы и заговоры на счастливую жизнь

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь

Если отпавший будет способен на покаяние — анафема может быть снята.

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Читайте так же:  Азан перед молитвой

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

Протоиерей Владимир Ровинский

В первое воскресенье Великого Поста после Божественной Литургии традиционно совершается Чин Торжества Православия, установленный в IX веке в память окончательной победы над ересью иконоборчества. С текстом анафемы можно ознакомиться здесь.

Живя без Церкви, любой крещеный де-факто под анафемой

Протоиерей Константин Камышанов

Торжество Православия – многослойный праздник. Его «придумал» один византийский император, победивший персов. Посоветовался с Патриархом. У Святейшего была своя тема – победа над иконоборцами, которая ему казалась величайшим событием в истории Церкви. Настолько большим, что он предложил считать его целым Торжеством Православия. Хотя победа над арианством – не меньшая, если даже не более крупная победа.

В этом нет ничего уникального. У нас так «придуман» народный праздник День семьи с завязкой на память прп. Петра и Февронии.

Тогда точно так же государство и Церковь, слившись в едином порыве, ввели этот двухвалентный праздник. Далее на его празднование наложился выразительный чин Анафемы, и разобраться в том, откуда что произошло и почему все это, стало совсем не просто.

Остановимся на самом сложном в восприятии элементе Дня Торжества Православия – анафеме. История анафемы весьма богата и часто парадоксальна.

Анафема в том или ином виде была везде и всегда. Все народы имели подобный инструмент – отлучения от общения с народом и небом.

В русском языке «анафема» означает проклятие или ругательство, стоящее рядом с другими ругательствами типа «антихрист» и «ирод», в которых содержание давно уже оторвалось от первоначального смысла. Первоначальный смысл анафемы – совсем не проклятие. Вместе с тем из истории анафем мы видим, что эта грань не всегда соблюдалась.

История анафем яркая и богатая. Предавали анафеме святителя Афанасия Великого. Анафематствовали Иоанна Дамаскина. Угодила под анафему целая плеяда патриархов. Испанцы отлучали борцов за королевский престол. Русские – ныне забытого ничтожного, по нынешним меркам, Гришку Отрепьева, героя Украины – Мазепу, каких-то Акундинова и Тверитинова, которых теперь и знать никто не знает. Предали анафеме старообрядцев, украинского «митрополита» Филарета, сторонников экуменизма, двуперстное знамение, священника Глеба Якунина, профессоров Ленинградской духовной академии и даже журналиста из Пскова Олега Дементьева, досадившего какой-то матушке. Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто творит « кровавые расправы » (избиение « ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей », совершаемое « с неслыханною доселе дерзостию и беспощадною жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности »). Зарубежники отлучили от Церкви мертвого Ленина.

Анафемы налагались, сменялись, так, что все запуталось донельзя. Например, анафема была снята с Емельяна Пугачева накануне казни. В 1971 году Русская Церковь сняла осуждение со старообрядцев, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными . И таким образом дала повод думать, что анафема номер один была ошибочной и пристрастной. Анафему сняли при том, что староверы и не думали каяться перед «мирской» церковью .

Анафема – слово страшное и ругательное. Как ни объясняй народу, он воспринимает его как проклятие в этом веке и веке будущем. Иначе как можно понять проклятие мертвого Ленина и Мазепы, которым наши земные дела давно уже безразличны?

На самом деле анафема не проклятие, а отлучение от Христа и Церкви. Например, Льва Толстого никто никогда не проклинал и не отлучал. Он отлучил себя сам. Великий писатель сам долго и упорно заявлял о своей непричастности Церкви, Христу и Святой Троице, про которую написал глупую статью с вопросом о том, а почему в Троице не семнадцать с половиной лиц? Граф в богословии и философии был не силен, судил о том, в чем совсем не соображал, и делал из этого публичные поступки, всячески декларируя свой выход из общения с Церковью и Христом. Это его право.

Де-факто он сам себя отлучил, скандал вышел оттого, что Толстой «внезапно» удивился вполне логичной реакции Церкви. Но тут нюанс. Де-юре Церковь побоялась общественного резонанса, и самоотречение энергичного литератора произошло завуалированно, и зафиксировано не установленным порядком публичной анафемы, а запротоколировано через вялое «каноничное определение». Впрочем, самому графу от этого было не холодно и не жарко.

Католики тоже не сидели без дела и прокляли Жанну д’Арк, масонов и Фиделя Кастро. А потом внезапно уничтожили само понятие анафемы. Теперь у них анафемы нет в принципе.

Иудеи предали херему Баруха Спинозу и своих реформаторов.

Так или иначе, но встают вопросы: насколько эти отлучения обязательны для Бога? В праве ли Церковь совершать поступки, выглядящие как проклятия, да еще впопыхах в угоду сиюминутным политическим видам и под влиянием субъективного запала? Где Торжество Православия и где анафема профессорам Ленинградской академии и Ленину, и какому-то Акундинову? Почему проклят Мазепа, не отрекавшийся от Христа, и не прокляты русские цареубийцы восемнадцатого и двадцатого веков, в вере которых есть большие сомнения? И зачем это вообще нужно – в конце литургии устраивать хоры с этим драматическим пением, не обязательным в других Православных Церквях?

Видео (кликните для воспроизведения).

Как-то нет единого порядка во всем этом деле.

Вопросы к анафеме есть и сегодня. В наших новых реалиях: считается ли анафемой добровольное устранение от жизни в Церкви, которое по сути дела является состоянием анафемы де-факто? Значительная часть наших сограждан пребывает вне Церкви и Христа. Пусть Церковь не заметила отпадения от обетов крещения, но Бог все видит и знает об этом самоотлучении. Надо ли юридически фиксировать положение подобного «христианина» или, если он не лезет на рожон, то махнуть на него рукой? Подлежат ли анафеме крещенные в детстве коммунисты или сатанисты? Или сейчас, в угоду политической обстановке, снова лучше промолчать и громить с кафедры вместо коммунистов археологический и туманный образ забытого Ария?

Ответы просты. Сам Господь Бог анафематствовал Адама и Еву, исключив их из высокого общения и выгнав из Рая, отлучил от ангельской жизни среди духовного мира. Сатана сам себя анафематствовал. Если рассматривать анафему как право жить без Бога, закрепленное договором, то она несомненно имеет место. Причем этот договор вполне может быть инициирован как человеком, так и Богом. Церковь в данном случае выступает лишь только как нотариус, закрепляющий разрыв отношений человека с Богом и обеспечивающий публичное распространение информации в народе. Все как в государстве. Принят закон и опубликован. Раньше интернета и газет не было, поэтому оглашали эти события громогласно и там, где собирался весь народ – в храме. Это как срабатывание сигнализации при переходе границы Рая и ада .

Читайте так же:  Дом моего отца домом молитвы наречется

При всем том, что Церковь может ошибаться как в случае со старообрядцами или Василием Великим, несомненным остается факт того, что отпадение от Церкви и от Бога приводит к катастрофическим последствиям для человека. Он, уйдя от Бога, приходит в ад. Это его право. А право Церкви – предупредить народ о том, что существует ряд преступлений, которые делают его противником Бога и ставят его в один ряд с бесами – такими же врагами Бога. Бог никого не считает Своим врагом. Но кто-то вполне может таковым себя назначить, и с этим ничего не поделаешь .

Богослужение в Неделю Торжества Православия. Фото: stcaterina.com

Церковь не может распоряжаться властью Бога судить и миловать. Она не может проклинать и вместо Бога заранее определять в ад или в Рай людей. Божии суды никому не подвластны. Да никто в них и не вмешивается.

Сам Христос говорил о тех, кто не желает жить с Богом, что да будут они верующим как язычник и мытарь. У нас к налоговым инспекторам отношение спокойное, но вот общаться с духовно заразными людьми действительно опасно. И в самом деле, как в хирургии, гниющий орган разумнее отрезать, чем заразить весь организм смердящим ядом. И этих опасных людей Церковь маркирует: «Опасен ».

Сам Христос дал власть священникам вязать и разрешать грехи. То есть делегировал часть Своих судебных полномочий служителям престола. Не факт, что неотпущенные грехи послужат причиной осуждения на жизнь в аду. Так раньше в сложных судебных случаях граждан Рима отправляли на суд императора. Но предстать перед царем мира в путах грехов – не самый лучший повод для личного знакомства. И анафема в этом случае – крайне невыгодная аттестация, которой лучше избежать, чем приобрести .

Временное связание до Страшного суда употребил апостол Павел:

Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников.

И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

Так же сурово, с той же уверенностью и смелостью во Христе, он поступил по отношению к Именею и Александру, о которых он говорит:

— Иже предах сатане, да накажутся не хулити.

Или как у апостола Павла:

– Мне не подобает сидеть прежде пресвитера, ибо он может предать меня сатане, в измождение плоти, чтобы дух спасти.

Или у Златоуста:

– Пусть никто не презирает узы Церкви, ибо вяжущий здесь не человек, но Христос, даровавший нам эту власть, и Господь, сподобивший людей такой великой чести.

Итак мы видим, что анафема может быть простой констатацией факта безбожной жизни. С другой стороны, апостолы и Церковь могут оставить человека связанным и даже отдать под арест сатане, до Страшного суда, где Бог Сам решит, что Ему делать с такими людьми, как Ленин, Иуда, Пилат, или простой блудник и лихоимец, который чихать хотел на все святое.

Сейчас, конечно, никого не удивишь жизнью вне Церкви и вне Бога. Мы живем среди таких людей. И многих из них можем видеть как вполне благополучных и успешных граждан, вполне довольных собой и своим положением. Им наша анафема в диковину и выглядит дурным тоном и анахронизмом, мешающим светскому общежитию. А что? Адам тоже жил довольный собой и ни о чем таком не думал, как вдруг грянул гром Божией анафемы .

Оперные партии на чине анафемы могут нравиться, а могут нет. И все это извещение народа в стиле произведений композитора Мусоргского может вызывать недоумение и неприятие. У нас один из прежних рязанских владык как-то устроил такую оперу в соборном храме. Собрали священников со всей епархии. Они стали рядами и обомлели от барочного театрального пения. Выходя, кто-то из них, вздыхая, проронил:

Но не надо выплескивать с водой ребенка. Все имеют право на ошибку. И мы. И священноначалие, иногда уступающее царям или в конъюнктурном запале анафематствующее староверов. Время и Бог все расставляет на свои места и восстанавливает правду.

А правда в том, что Бог есть. И Адам был выпровожен из Рая. А потом был провожен смертью с лица земли в ад. И ничего хорошего он там не видел до той поры, пока вереи ада не разрушил Христос. Есть царство Божие. И есть царство сатаны. И никто их не отменял, даже личный успех и видимость благополучия .

Публика может сердиться на то, что епископам и священникам Бог дал больше прав, чем простому мирянину. Ей может быть неприятна власть над собой тех, кого выбрал Христос. Но кроме права вязать грехи, у священников есть право и разрешать их.

Анафема не является таинством. Как и не является таинством отпевание или панихида. Народ часто думает, что отпевание – это пропуск в селения праведных, а оно по большей части служит для утешения родни и является молитвой о помиловании усопшего. Так и с анафемой. Она не проклятие в веки вечные. Это только служебный информационный чин. Действие анафемы не является таким же необратимым, как действие крещения, когда раскреститься уже нельзя. Последствия анафемы вполне устранимы при покаянии .

Много прекрасных даров у Бога. Есть дар прозорливости. Есть дар исцелений и чудотворений. Но самый поразительный и самый ценный – давать человеку прощение грехов. Прощеная душа принимает в себе Бога и сама входит в Бога. Исцеления, прозорливость и чудотворения только способствуют этому состоянию, и поэтому должны считаться меньшими дарами. А прощение грехов дает гораздо большее – здоровье души и право иметь жизнь со Христом .

Хорошо, что у Бога есть верные и честные помощники, которым он доверил Свой частный суд. Церковный суд гораздо милостивей любого земного суда. Но если уже и он приходит к убеждению об анафеме, то убойся, человек. С кем ты судишься? С Церковью? С Богом? Но это совсем никуда не годится. Это значит – совсем потерять ощущение реальности и пребывать в опасной дерзости и наглости .

Читайте так же:  Молитва чтобы Свекровь не мешала

У анафемы нет задачи убить душу. У Бога не одни только сладости для реализации проекта «мир». У Него есть и иные инструменты, которые нам могут показаться похожими на оружие или лекарство. Ангел, стерегущий Рай, также имеет грозное оружие – то, что мы условно называем «пламенным мечом». У анафемы – функции последнего хирургического метода лечения человека и соблюдения здоровья Церкви. Анафема – лишь только один из грозных инструментов охраны нас и Рая от сил ада.

На самом деле анафема – очень редкое лекарство. И людей, к которым она была применена, было очень мало. Да даст нам Господь Бог ум, размышляя об анафемах, задуматься о том, что Рай и ад начинаются уже здесь, при нашей жизни, и граница Рая и ада проходит по нашей повседневности. И дай нам, Господи, благодать, чтобы всем естеством своим ощущали, что нет жизни лучше и краше, чем жизнь вместе с Тобой и с братьями христианами .

Благо есть славить Господа и петь имени Твоему… Насажены Твоей рукой, Они цветут в дворах Господних; Ты охраняешь их покой От духов тьмы и преисподней.

Простыми словами о том, что значит анафема

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Полезные материалы

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Что значит «предать анафеме»?

В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную.

Возможно ли ее снять?

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.

В каких случаях происходи анафематствование

Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам.

Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.

Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы.

Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей на православную и католическую

Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами:

Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь.

Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником. Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX . Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознании закрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток.

Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами. Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.

Читайте так же:  Молитва как убрать любовницу от мужа

К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом. Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц. Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.

Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада.

Почему отлучали политических преступников?

В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.

Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.

В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь.

А что с Толстым?

Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.

Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник», никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя. Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета». Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.

Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа. Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было?

В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.

Но Толстой не собирался идти на мировую. Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства. В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным».

Религиозная идеология русского писателя породила целое движение – толстовство, охватившее широкие слои населения. Общины, исповедовавшие непротивление злу насилием, создавались повсеместно в России, и не только в ней. Последователи Толстого появились даже в Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!

Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя.

Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» …

И еще несколько имен

Мировая история знает еще несколько случаев отлучения от церкви, в которых фигурировали известные имена:

  • в 1970 году анафему провозгласили вождю мирового пролетариата – Ленину, посмертно;
  • в 1918 году патриарх Тихон дважды анафематствовал большевиков и их лидеров «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»;
  • митрополит Филарет (Михаил Денисенко) в 1992 году был лишен сана, а в 1997 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был отлучен от Церкви через анафематствование;
  • бывший священник Глеб Якунин исключен из лона РПЦ за «самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» в 1997 году. Создатель и лидер Апостольской православной церкви.

Чин Торжества Православия

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.

Какова настоящая цель отлучения

Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день в светском сознании прочно закрепилась мысль, что анафема – это эквивалент проклятия. И тот, кто подвергся ей, обречен на муки вечные и ад. Но по своей непосредственной сути анафема – это акт проявления любви к заблудшему. Это пастырская попытка вразумления с целью спасения христианской души и та мера законности, которая может страхом удержать неразборчивого в религиозном плане человека от рокового шага в духовную погибель.

Анафема текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here